Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 17. Прочитайте данный ниже фрагмент энциклопедического текста.



2019-11-22 165 Обсуждений (0)
Задание 17. Прочитайте данный ниже фрагмент энциклопедического текста. 0.00 из 5.00 0 оценок




· Скажите, что является темой текста.

· Отметьте слова, которыми передаётся тема текста в каждом предложении.

· Всегда ли тема текста будет выражена в предложении именительным падежом имени существительного (местоимения)?

Текст 34

«Русский язык»

Русский язык – один из восточнославянских языков. Появление русского языка – результат распада в ХIV-ХV вв. древнерусского языка. Русскому языку свойственно наличие диалектов и говоров, объединённых в наречия: северновеликорусское и южновеликорусское. В XVIII веке на русский язык оказали существенное влияние немецкий и французский языки: в русский язык тогда вошло много иностранных слов. В начале ХIX века в русском языке различные течения синтезировались в творчестве А.С.Пушкина в единую систему. В это же время с русским языком происходит ещё одно важное превращение: он становится полифункциональным средством общения, применимым во всех сферах жизни общества, и с этого времени на нём можно выразить все накопленные человечеством знания.

· Проследите за порядком слов в тех предложениях, где тема текста выражена не именительным падежом. Что вы можете сказать о месте детерминантов в таких предложениях?

 

Комментарий

Для понимания структуры и содержания текста важно различать тему целого текста и тему отдельного предложения. В идеале тема текста присутствует в каждом предложении. Соединения предложений, имеющих единую тему, образуют однотемный абзац, где тема может быть выражена не только повтором тематического слова (сочетания слов) в разных падежах, но и замещающим его местоимением, синонимом, словом, называющим класс предметов, к которому принадлежит тематическое понятие.

Если тема текста выражена в предложении детерминантом или словоформой, зависимой от управления других слов, то тема текста всё равно стоит на первом месте в предложении, за ней следует детерминант, не являющийся темой (если таковой имеется), однако, если детерминант несёт важную для сообщения информацию, он может стоять на первом месте в высказывании. Затем следует сказуемое, если при нём нет зависимых слов или если подлежащее в предложении отсутствует. Если при сказуемом есть зависимые слова, то сначала идёт подлежащие, за ним – группа сказуемого (= сказуемое с зависимыми словами).

 

· Ознакомьтесь с моделями, по которым строятся высказывания такого типа, и подберите в данном выше тексте примеры высказываний, соответствующих данным моделям, прокомментируйте их:

1. Тема – детерминант – сказуемое – группа подлежащего

2. Детерминант (важная информация) – тема – сказуемое – группа подлежащего

3. Тема – детерминант – группа подлежащего – группа сказуемого

4. Детерминант (= важная информация) – тема – группа подлежащего – группа сказуемого

 

Задание 18. Прочитайте данные предложения и слова в скобках. Составьте, используя их, связный фрагмент текста с единой темой (включите её в каждое высказывание). Если это необходимо, меняйте формы слов и добавляйте предлоги. Заменяйте повторяющиеся слова местоимениями. Следите за порядком слов во вновь составляемых высказываниях.

Образец: Порядок слов в русском языке относительно свободный. (определяться, не только структура предложения). (оказывать, существенное влияние, цель высказывания). – Порядок слов в русском языке относительно свободный. Он определяется не только структурой предложения. На него оказывает существенноевлияние цель высказывания.

 

1. После перестройки русский язык существенно изменился. (исчезнуть, советизмы). (стать характерным, употребление сниженной лексики). (войти; слова, называющие реалии новой жизни). –

2. Русский язык – язык межнационального общения. (жители, страны СНГ, говорить). (Многие граждане, другие государства, знать). (Население, национальные республики, знаком). –

Задание 19. Напишите небольшой текст на тему «Мой родной язык», построив его как однотемный абзац. Следите за порядком слов в предложениях.

 

Подтверждаем или опровергаем информацию

 

Порядок слов в предложениях с подтверждением или опровержением информации об осуществлении/неосуществлении ситуации

Задание 20. Прочитайте и сравните данные ниже пары диалогов. Скажите, в каких вариантах – А или Б – собеседник, задающий вопрос, хочет получить подтверждение или опровержение известной ему информации, а в каких – хочет получить новую информацию. Проанализируйте, как это влияет на порядок слов в ответных репликах.

 

А. – Малыш, кажется, проснулся. – Да, похоже, что проснулся. 1. Б. – Что за шум? – Проснулся малыш.
А. – У Наташи была свадьба? – Нет, у неё свадьбы не было. 2. Б. - Почему ты вчера так расстроилась? – У Наташи не было свадьбы: не пришёл жених.
А. – Твои родители вернулись из отпуска? – Да, они уже вернулись из отпуска. 3. Б. - Как дела? Что новенького? – Из отпуска вернулись родители.
А. – Чай-кофе твои друзья пить будут? - Нет, они вообще ничего пить не будут. 4. Б. – Ну что, пообедали у тетушки? – Куда там! У неё был только чай.
А. – Так Вы будете рассылать приглашения на свой юбилей? – Да, я их рассылать буду. 5.   Б. – Почему ты завтра не едешь на пикник? – Я буду рассылать приглашения на свой юбилей.

· Прочитайте диалоги вслух с соответствующей интонацией.

Комментарий

Если предложение является ответом на вопрос о подтверждении или опровержении имеющейся у говорящего информации об осуществлении/неосуществлении ситуации, то ремой (новой, логически акцентированной информацией) в них является сказуемое, которое ставится, как правило, на последнее место в предложении и произносится с подчёркнутым ударением. На первое место в таких предложениях обычно ставится детерминант, за ним группа подлежащего, затем зависимая от сказуемого словоформа, в конце сказуемое.



2019-11-22 165 Обсуждений (0)
Задание 17. Прочитайте данный ниже фрагмент энциклопедического текста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 17. Прочитайте данный ниже фрагмент энциклопедического текста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)