ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.
Государство — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» классификация концепций происхождения государства Предполагающие целенаправленное действие людей Договорная теория (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, А. Н. Радищев) Теория насилия (завоевания) (Ф. Оппенгеймер, Е. Дюринг, Л. Гумлович, К. Каутский) Теория экономического детерминизма (классовая теория) (К. Маркс, Ф. Энгельс) Ирригационная теория (К. А. Виттфогель) Предполагающие «естественный» , или эволюционный, процесс Теократическая теория (св. Августин, Фома Аквинский) Патриархальная (патерналистская) теория (Платон, Аристотель, Конфуций) Органическая теория (Г. Спенсер) Психологическая теория (Л. И. Петражицкий, З. Фрейд, Э. Дюркгейм) В начале развития капитализма господствовала индивидуальная частная собственность, что объяснялось небольшими масштабами производства. Машинное производство возникло из мануфактурного и достигло стадии, когда сами машины стали производиться машинами. Тогда резко усилился процесс концентрации, роста масштабов производства. Концентрация производства сама подвела экономику к появлению монополий и монополистических союзов в промышленности. Индивидуальная частная собственность сменилась монополистической собственностью. Монополистические объединения превратились в господствующую форму производства. Монополистические союзы расширяют возможности концентрации производства, т.к. увеличивают объем функционирующего капитала, создают условия для лучшего использования новейшей техники и прогрессивной технологии. Общественное воспроизводство устойчиво при общем экономическом равновесии, когда совокупное предложение товаров совпадает с совокупным спросом при полной занятости экономически активного населения. В условиях рынка где господствуют монополистические объединения периодически происходят отклонения от состояния общего экономического равновесия. Смягчить негативные последствия циклического характера воспроизводства можно с помощью государственного регулирования экономики, т.с. централизованного целенаправленного воздействия государства на хозяйственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспечения стабильного, устойчивого и эффективного функционирования рыночного хозяйства. Факторы, вызывающие необходимость государственного регулирования. 1. Развитие производительных сил связано с разделением общественного труда, ростом обобществления производства. Специализация и рост концентрации производства усиливают обмен продукцией между различными экономическими регионами и их взаимную зависимость. 2. Необходимость развития фундаментальной науки и образования требует высоких затрат. Отложенная эффективность научных исследований делает непривлекательным финансирование этого направления для частного капитала и требует использования государственных средств. 3. Для проведения структурных изменений в народном хозяйстве с целью обеспечения стратегических прорывов на важных направлениях хозяйственной деятельности необходима разработка и осуществление целевых комплексных программ развития научно-технического прогресса, крупные инвестиционные проекты в новейшие отрасли с неясными перспективами спроса на продукцию требуют огромных средств, которые может предоставить только государство. 4. Рыночная система порождает инфляцию, кризис перепроизводства товаров, разорение множества предпринимателей и массовую безработицу. Деятельность государства призвана смягчить последствия этих явлений. 5. Решение экологических проблем, обеспечение занятости и социальной защиты населения (путем перераспределения доходов) и многие другие проблемы не способен решить рынок и частное предпринимательство. Их решение берет на себя государство. 6. С ростом международного разделения труда необходимо укрепление конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке, что вызывает необходимость государственного регулирования внешнеэкономических связей и валютных отношений. В основу необходимых государственных вмешательств в современную рыночную экономику должны быть положены принципы защиты национальных социально-экономических интересов своей страны. Таким образом, в условиях усиления специализации и роста концентрации производства появляются множество проблем и противоречий в организации хозяйственной деятельности, которые невозможно решить без активной экономической роли государства. Главная цель государственного регулирования - достижение благосостояния общества, рост доходов и потребления через создание условий для эффективного экономического роста и повышения на этой основе уровня социально-экономического развития страны и общественной стабильности. Для достижения этой цели государство берет на себя выполнение следующих основных задач государственного регулирования: 1) свести к минимуму отрицательные последствия рыночных колебаний, минимизировать безработицу; 2) обеспечить социальную защиту отдельных групп населения, стабильность цен; 3) создать предпосылки для эффективного развития рыночной экономики, обеспечить темпы роста ВВП соразмерные хозяйственному потенциалу страны; 4) обеспечить внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. Однако выполнение одних задач противоречит решению других. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а, в конечном счете, и инфляции. Искусство госрегулирования состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно. Государственное экономическое регулирование представляет собой систему социально-экономических и политических мер, осуществляемых органами государственной власти, и предполагает выполнение следующих функций. 1. Стабилизационная функция - заключается в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, стимулировании экономического роста. Для обеспечения устойчивых темпов экономического роста государство: o - воздействует на распределение экономических ресурсов с целью их более полного вовлечения в производство. Сюда относятся программы подготовки и переподготовки кадров, программы по социальному страхованию безработицы, программы поддержки малого бизнеса; o - способствует увеличению предложения товаров (стимулирование инвестиций, финансирование научно-технических исследований и внедрение их результатов); o - стимулирует потребление за счет перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев общества (т.к. эти слои не сберегают, а все потребляют), а также за счет государственных закупок продукции. 2. Распределительная - связана с неравенством в доходах, и участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе, что достигается путем дифференциации налогов, установления минимальной заработной платы, выдачи пособий по безработице, средств на поддержку многодетным семьям. Эти меры ослабляют степень социального неравенства членов общества. 3. Аллокационная - совершенствование структуры национального производства для повышения его эффективности. Государство стимулирует перелив ресурсов из одних отраслей в другие, используя для этого государственные инвестиции. Для увеличения производства нужной продукции государство может субсидировать соответствующих производителей. 4. Управление государственным сектором экономики. В государственном секторе выделяется три типа предприятий: o - бюджетные (ведомственные), их расходы финансируются из бюджета, а доходы поступают в государственный бюджет; o - общественные (публичные) корпорации создаются на основе правительственных постановлений в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Они осуществляют свою деятельность на коммерческой основе, пользуются дотациями, субсидиями государства; o - смешанные АО, акции которых принадлежат как государству, гак и частным инвесторам. Государственные предприятия как производители увеличивают на рынке предложение товаров и способствуют росту спроса на продукцию частного сектора. 5. Формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы хозяйствования. Государство принимает законы, которые определяют правовые отношения между предприятиями, а также между предприятием и государством; разрабатывает антимонопольное законодательство, мероприятия по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу (льготные займы и кредиты, налоговые льготы, подготовка кадров, техническая и консультационная помощь и др.). 6. Регулирование внешнеэкономической деятельности и поддержание равновесия платежного баланса. Государство создаст условия для экспорта продукции на мировой рынок, повышения конкурентоспособности продукции национальных производителей, укрепления стабильности национальной валюты. Курс национальной валюты зависит от состояния платежного баланса. Платежный баланс - это соотношение платежей и поступлений данной страны и других стран за определенный период времени. Регулирование внешнеэкономических связей - только функция государства. Цель внешнеэкономической политики страны состоит в защите и реализации национальных экономических интересов на основе взаимовыгодного сотрудничества при обеспечении экономической безопасности страны. Система отношений, в которые вступает государство в качестве выразителя интересов национальной экономики с внутренними и внешними субъектами по поводу создания и поддержания лучших условий для обеспечения суверенности экономического развития национальной экономики, сохранения и улучшения положения страны в мировом хозяйстве называется государственным протекционизмом. Протекционизм и свободная торговля - два взаимосвязанных противоречивых процесса в рыночных условиях. Крупный торгово-финансовый капитал всегда заинтересован в свободе торговли. Производительный капитал, когда отечественное производство набирает силу, заинтересован в защите от иностранной конкуренции. По мере развития и роста производства появляется заинтересованность в свободном рынке. Поэтому страны лидеры заинтересованы в свободной торговле. Политика свободной торговли для них является продолжением политики протекционизма. В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует систему экономических рычагов: льготы, ограничения, пошлины, квоты, лицензии, тарифы, государственное законодательство. Государство создает систему защиты традиционных отраслей. Специальные программы включают меры протекционизма, финансового стимулирования, прямого субсидирования и технологической перестройки. При этом следует учитывать, что чрезмерный протекционизм всегда приводит к застою, низкому качеству и высоким цепам на товары. Концепции государственного регулирования рыночной экономики можно разделить на два направления. Исторически первая - концепция классиков политической экономии капитализма, в соответствии с которой государство призвано обеспечить безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса и обеспечить свободу экономического выбора. Т.е. государство призвано выполнять то, что отдельный человек выполнить не может. Экономически обосновывалось то, что рыночная экономика способна к самоорганизации и саморегулированию без вмешательства властных структур в хозяйственную деятельность товаропроизводителей в условиях совершенной конкуренции. Стремление к достижению частных экономических интересов и наличие конкуренции со стороны других производителей - главный механизм развития рыночной экономики, проводящий к увеличению богатства. С увеличением масштабов производства рыночные механизмы регулирования все больше не срабатывают, начиная с экономического кризиса 1825 года в Англии и периодического их повторения через каждые 10-12 лет в большинстве стран. Конец Х1Хв. характерен углублением общественного разделения труда под влиянием ускоряющихся темпов НТП и возникновением новых отраслей. Возникает необходимость в координации и антикризисном регулировании функционирования индивидуальных капиталов. Мировой кризис 1929 - 1933 гг. заставил пересмотреть классическую теорию роли государства в рыночной экономике. Дж. Кейнс выявив взаимосвязь между основными макроэкономическими показателями, закладывает теоретические основы макроэкономики или национального хозяйства как сферы деятельности государства и предпринимает практические меры для их реализации посредством государственных решений. Показатели в макроэкономическом анализе разделены на три группы. 1. Потоки отражают передачу ценностей в процессе экономической деятельности субъектами друг другу. К потоковым величинам относятся: расходы на потребление, сбережения, инвестиции, государственные закупки, налоги, экспорт, импорт и др. 2. Запасы отражают показатели накопления и использования ценностей субъектами: накопленный капитал, государственный долг, имущество, национальное богатство и т.д. Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменение в одних величинах, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в других. Однако показатели запасов и потоков при определенных обстоятельствах могут изменяться независимо друг от друга. 3. Состояние экономической конъюнктуры отражают следующие показатели: ставка процента, норма доходности капитального актива, уровень цен, темп инфляции, уровень безработицы и др. Макроэкономические показатели результатов национального производства выступают следствием функционирования и взаимодействия хозяйствующих субъектов и конечных итогов их деятельности. Эффективность воздействия государства па социально-экономическое развитие общества оценивается по реальному состоянию национального хозяйства. Несмотря на общее признание необходимости государственного вмешательства в современную рыночную экономику, исторически первая концепция до сих пор находит своих сторонников. Объясняется это тем, что государственное вмешательство в развитие рыночной экономики из-за сложности макроэкономического регулирования часто носит негативный характер. Государство - это абстрактное понятие. В зависимости от того, чем руководствуются его представители - интересами своей страны или личными интересами и представляют интересы определенных групп, зависит прогресс в развитии страны. Тема 2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики.
Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т. е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т. е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия. На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер. - экономический цикл; - структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая); - региональная политика; - инвестиционный климат; - цены и ценообразование; - антиинфляционная политика; - научно-техническая и инновационная политика; - государственный сектор; - предпринимательство; - антимонопольная политика; - теневая экономика. Второй блок включает денежно-финансовые объекты: - денежно-финансовое обращение; - условия сохранения и накопления капитала; - налоги и налогообложение; - государственный внешний и внутренний долг; - платежно-торговый баланс страны; - экспортно-импортные операции. Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы: - занятость, безработица, миграционные процессы; - социальная защита и социальное обеспечение; - образование, в том числе для государственной службы; - здравоохранение; - охрана окружающей среды. Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Изменение функций и объектов государственного регулирования в смешанной экономике сопровождалось возникновением новых субъектов. Главными субъектами регулирования в смешанной экономике до 60-х гг. XX в. выступали национальные государства. В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и не зависящий от национальных государств транснациональный капитал. Он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство. Транснациональные корпорации (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новые технологии, технику и ноу-хау. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака и других ресурсов, 85% меди и бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти. Если учитывать размеры ТНК, то оказывается, что только половина мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, другая же половина - в своеобразной плановой системе. На таком пути наметился переход к конвергентной экономической системе, сочетающей плановые и рыночные начала. Транснациональный капитал своей мощью может свести на нет попытки государства регулировать внутренние финансовые рынки и может при желании «обрушить» финансовые рынки практически любого государства. Многие государства уже не обладают достаточной мощью для крупномасштабных интервенций, противодействующих движению транснационального капитала. Субъектами регулирования являются также надгосударственные политические и международные организации, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т. д. Важным наднациональным субъектом государственного регулирования выступают сейчас группы стран с общими целями регулирования национальных экономик и применяющие общие механизмы регулирования. Например, в рамках такой мощной интеграционной системы, как Европейский союз (ЕС), некоторые государства перешли на единую валюту. В субъектах государственного регулирования экономики следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители - это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Поэтому государство при осуществлении своей экономической политики должно учитывать цели всех субъектов и находить компромиссные решения. Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных структурах. Также есть много типов объединений индивидуальных носителей: по виду, имуществу, месту деятельности, доходам, профессиональным, национальным интересам и т. д. Таким путем образуются различные профессиональные союзы. Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы и ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т. п. Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Для демократического общества материальной основой осуществления государственной экономической политики является учет правительством групповых хозяйственных интересов с помощью их выразителей - политических партий. Для многих стран Европы характерно наличие в государстве двух ведущих партий, которые можно условно назвать консервативными (либеральные, христианско-демократические) и социалистическими (лейбористские, социал-демократические). Все остальные партии, как правило, небольшие и выполняют промежуточную роль при формировании правительства из представителей партий, победивших на парламентских выборах. Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике. Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.
Тема 3. Методы и инструментарий государственного регулирования экономики.
Разные модели рыночной экономики и соответствующие им различные концепции государственного регулирования отличаются не только по сути, но также по формам и методам регулирования. С точки зрения воздействия государства на экономические процессы известны следующие формы регулирования в обществе и экономической истории: - социально-экономическая, включающая регулирование: - бюджетно-налоговое; - кредитно-денежное; - валютное; - внешнеторговое; - административная. Каждая из этих форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Экономическая политика реализуется посредством совокупного механизма государственного воздействия на хозяйство с помощью разнообразных методов. Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют методы: - экстраполяции; - экономических группировок; - индексный; - бюджетный (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств); - другие. Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется. Норма - научно обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества. В условиях рыночной экономики акцент смещается с системы технико-экономических норм и нормативов на обоснование экономических, социальных, экологических нормативов. Технико-экономические нормативы позволяют хозяйствующим субъектам в рыночных условиях определить расход сырья, топлива, электроэнергии и т. д. Государство же вместо разработки и утверждения таких нормативов (как было ранее) занимается разработкой и реализацией программ с ресурсосберегающей направленностью экономического развития (экономией основных видов ресурсов). Это вызвано тем, что энергоемкость отечественного производства в 1,8 раза выше, чем в США, и в 3 раза выше, чем в Западной Европе. Экономические нормативы являются важными регуляторами развития экономики в целом и отдельных социально-экономических процессов в частности. К ним относятся: - финансовые нормативы: трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т. д.; - банковские нормативы: нормативы обязательных резервных отчислений, учетная ставка и др. Важное место среди экономических нормативов занимают финансовые нормы и нормативы. В финансовом планировании это показатели, отражающие минимальные, средние или максимально предельные величины, регулирующие образование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Применение их способствует связи производства и финансовых показателей, обеспечению сбалансированности бюджета. Финансовые нормы и нормативы делятся на утверждаемые и расчетные. К методам прямого государственного воздействия относятся: - определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; - государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; - государственная поддержка программ, заказов и контрактов; - инвестиции в прирост реального капитала; - управление казенными предприятиями; - нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции; - правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.; - лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т. е. внешнеторговых операций. В этом аспекте государственное регулирование наиболее отчетливо проявляется в системе действующих законов. Правовое регулирование составляет основу управляющего воздействия государства на экономическую деятельность. Методы косвенного воздействия заключаются в том, что объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу к тому, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства. Такие методы, как правило, предполагают соблюдение экономического равновесия на протяжении достаточно длительного времени, и в кризисных условиях их эффективность проявляется в меньшей степени. - налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот; - регулирование цен, их уровня и соотношений; - платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; - таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства. В рыночной экономике основу составляют методы косвенного воздействия и экономические методы. Наибольшую значимость имеют финансовые и денежно- кредитные методы воздействия на экономику. Большую роль играет регулирование государством налогового законодательства. В рыночной экономике налоги - один из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов. В современном обществе для реализации методов косвенного воздействия необходимы прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность каждого частного лица к информации о принимаемых на всех уровнях хозяйствования решениях. Использование методов прямого и косвенного воздействия переплетается, и жесткое их разграничение объективно невозможно. Тема 4. Институциональные основы государственного регулирования рыночной экономики. Исследования концептуальных основ природы государства и государственного регулиро
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |