Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел II. Ювелирное искусство Древнего Востока и Античного мира. Ювелирное искусство скифов и Византии



2019-11-13 858 Обсуждений (0)
Раздел II. Ювелирное искусство Древнего Востока и Античного мира. Ювелирное искусство скифов и Византии 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие и происхождение термина Древний Восток, особенности культуры и искусства, связь с религиозно-культовыми представлениями. Основные типы и формы, материалы и техники в ювелирном искусстве Древнего Востока.

2. Ювелирное искусство Древней Месопотамии. Формирование древнейших цивилизаций в долине Тигра и Евфрата. Расцвет шумерского искусства. Раскопки гробниц Ура – центра шумерской цивилизации Л. Вулли. Основные ювелирные артефакты из гробниц Ура. Украшения царицы Пу-Аби. Ювелирные украшения Месопотамии: основные формы украшений, материалы, техники обработки металлов и камней. Искусство глиптики (резные печати). Особенности шумерской глиптики. Ювелирное искусство вавилонского и ассирийского периодов и отражение в нем религиозных воззрений.

3. Ювелирное искусство Древнего Египта. Периодизация истории Египта. Культовый характер ювелирного искусства Древнего Египта. Влияние географического положения. Значение ювелирных украшений в костюме Древнего Египта. Символика формы, декора, цвета. Наиболее характерные техники обработки металлов и камней, известные египтянам. Ювелирное искусство додинастического периода. Формирование основных форм, технологий в обработке металла и камней. Символика египетских украшений, наиболее характерные мотивы: геометрические, зооформфные, антропоморфные. Основные металлы – золото, серебро, электрум, их символика. Основные техники обработки металлов: техника ковки золотого листа, выколотка, чеканка, литье и др. Основные камни, используемые в ювелирном деле: лазурит, сердолик, бирюза, их символика и техники обработки. Эпохи Древнего, Среднего, Нового царства. Эволюция основных форм украшений: уесх, менгхет, шебуи, подвесы-пекторали, браслеты, кольца, серьги, пояса и др. Основные формы амулетов в Древнем Египте. Искусство глиптики, особенности исполнения, основные материалы. Дальнейшее развитие технологий ювелирного дела. Открытие гробницы Тутанхамона в 1922 г. Ювелирные сокровища гробницы Тутанхамона. Искусство Амарнского периода. Влияние ювелирного искусства Древнего Египта на античную цивилизацию.

4. Ювелирное искусство Античного мира. Основные этапы развития (крито-минойская культура, архаика, классический период, эллинизм, искусство этрусков, Древний Рим).

Крито-минойская цивилизация. Особенности культуры и искусства. Раскопки А. Эванса, Г. Дерпфельда, Г. Шлимана на Крите, в Микенах, Трое. Украшения критской цивилизации: характерные особенности, связанные с географическим положением и социальным устройством. Преобладание растительных и анималистических мотивов. Наиболее значимые ювелирные артефакты, дошедшие от крито-минойской цивилизации. Изделия из Моклосского клада (2200 г. до н. э.). Золотая подвеска из Маллии. Критская глиптика. Особенности изготовления критской глиптики. Сосуды из Вафио.

Архаическая Греция. Греция – как наследница традиций критской и египетской культур. Раскопки Г. Шлимана. Наиболее значимые ювелирные артефакты из раскопок Г. Шлимана. Клад «Царя Приама». Золотая «Маска Агамемнона». Ритон в виде головы быка. Основные типы и формы украшений, техники обработки металлов.

Классическая Греция (V в. до н. э. – последняя треть IV в. до н. э.). Создание Афинского Союза и расцвет греческой культуры с центром в Афинах. Влияние эстетических представлений древних греков, их костюма на основные формы украшений. Символическая и декоративная функция украшений в костюме Греции. Основные формы и типы украшений эпохи классической Греции, стилистические особенности. Влияние греко-персидских войн на появление новых форм украшений. Основные техники обработки металлов: выколотка, чеканка, филигрань и грануляция. Основные мотивы, сюжеты ювелирного искусства. Греческие эмали. Развитие техники инталии.

Эллинистическая Греция (330-е гг. до н. э – I в. до н. э.). Правление Александра Македонского и его походы на Восток. Появление новых мотивов и сюжетов в ювелирном искусстве Греции – «гераклов узел» и др. Появление цветного камня в украшениях эллинистической эпохи как влияние Востока. Расцвет искусства глиптики. Понятия инталии и камеи. Основные техники и материалы, используемые в искусстве глиптики. Шедевры эллинистической глиптики в отечественных собраниях – «Камея Гонзага» и др. Понятие дактилотеки. Влияние эллинистической культуры на страны Востока.

5. Ювелирное искусство этрусков (VIII–I вв. до н. э.) Экономическое и политическое устройство Древней Этрурии как залог богатства и процветания цивилизации. Раскопки начала XIX в. в некрополях Червестери, Вульчи, Цере. Костюм и ювелирные украшения Древней Этрурии. Основные формы и типы украшений древних этрусков в эпоху расцвета цивилизации – VII–V вв. до н. э, стилистические особенности. Наиболее значимые центры производства украшений. Основные техники обработки металлов. Техника грануляции – «а пульвисколло», как высшее достижение этрусских ювелиров. Наиболее значимые и оригинальные этрусские типы украшений – булла, фибула, серьги «а бауле». Влияние греческой цивилизации на поздний период развития ювелирного искусства этрусков. Взаимовлияния этрусской и римской цивилизаций в области ювелирного дела.

6. Ювелирное искусство Древнего Рима. Основные этапы развития Древнего Рима: Республиканский Рим, эпоха Империи, Поздний Рим. Ювелирные украшения Древнего Рима как наследника традиций Греции и этрусков. Главные центры производства – Рим, Александрия, Антиохия. Появление первых гильдий ювелиров. Основные материалы, используемые римлянами в ювелирном деле: высокопробное золото, серебро, драгоценные камни. Основные техники: чеканка, литье, чернь. Республиканский период: «Закон Оппия» об ограничении использовании драгоценных металлов и ношения украшений. Социальная, декоративная роль украшений в костюме эпохи Республики. Рождение роскоши в период Римской Империи, расширение палитры драгоценных материалов. Формирование собственной стилистики украшений. Изменение функций, форм, техник изготовления украшений. Основные формы украшений в эпоху Империи. Поздний Рим. Влияние христианства, восточных цивилизаций, культуры варваров.

7. Ювелирное искусство Византии. Византия – как наследница Рима и эллинистического Востока. Основание Константинополя – новой столицы, центра культуры и искусства империи. Основные центры ювелирного производства Византии – Константинополь, Александрия, Антиохия. Византийское искусство как сплав многих влияний. Формирование христианской символики в ювелирном искусстве Византии. Строгая иерархичность искусства Византийской империи. «Кодекс Юстиниана», регламентировавший правила жизни, поведения, ношение одежды, украшений в византийском обществе. Основные материалы византийского ювелирного искусства: золото, серебро, драгоценные камни, эмали. Наиболее характерные техники обработки металлов, взятых от греков и римлян – ковка, чеканка, штамп, гравировка. чернь. Мистическое и символическое значение камней в ювелирном искусстве Византии. Искусство эмали. Византийская перегородчатая эмаль. Византийская глиптика. Основные материалы и техники изготовления.

Влияние религиозных воззрений на формирование эстетики костюма, формы и декор украшений Византии. Символика цвета и золота в костюме и украшениях императорского одеяния. Византийские церемониальные головные уборы – диадемы, стеммы, модиола, препендулии, серьги, колты. Пекторали, ожерелья. Их декор и символика. Украшения «Донна мелитария», их назначение и орнаментация. Влияние византийской культуры на формирование русского ювелирного искусства.

8. Скифское ювелирное искусство. Ювелирное искусство сарматов. Основные ареалы расселения скифов: Причерноморье, южный Урал, Алтай, Сибирь. Скифы царские, кочевники, воины, земледельцы. Особенности скифского ювелирного искусства в этих регионах. Основные периоды развития скифской культуры: VII–VI вв. до н. э. – доминирование влияний Передней Азии, VI–III вв. до н. э. – усиление античных влияний. Основные представления скифов о мироздании, понятие трехчастной структуры мироздания и отражение этих представлений в ювелирном искусстве. Триада, объединяющая скифов. Основные материалы скифского искусства: золото, электрум, серебро. Символика металлов в представлении скифов. Основные техники изготовления изделий: торевтика. Основные виды скифских украшений: гривны, пекторали, бляхи, пряжки. Скифские ритуальные сосуды. Художественно-стилистические особенности «звериного стиля» скифских украшений. Наиболее значимые артефакты скифского искусства в «зверином стиле»: «Пантера» из Келермесского кургана, «Золотой олень» из Костромского кургана, ваза из кургана Чертомлык и др. Эллино-скифское ювелирное искусство. Отечественная скифология. Начало изучения искусства скифов при Петре I. Первые находки в Сибири. Раскопки основных курганов Причерноморья и Пазырыкских курганов. Коллекция скифского искусства в Государственном Эрмитаже.

Сарматская ювелирная культура – дальнейшее развитие скифского «звериного стиля». Диадема из кургана Хохлач.

Раздел III. Ювелирное искусство древних ирландцев и кельтов. Эпоха Великого переселения народов.
Ювелирное искусство раннего европейского средневековья:
эпоха Меровингов, Каролингов. Романский период

1. Ювелирное искусство древних ирландцев и кельтов. Периодизация Бронзового и Железного веков. Ювелирное искусство Ирландии Бронзового века. Основные техники: ковка, гравировка, материалы: золото, бронза. Основные типы и формы украшений: лунула, торка, фибула, браслеты, кольца, бусы. Основные стилистические особенности: украшения носят абстрактный, геометрический характер. Массивность и одновременно изысканность украшений. Появление нового стиля проволочных украшений в эпоху Поздней бронзы.

Кельтская культура: характерные особенности и отличия ювелирных украшений Халштадской и Латенской культур. Эволюция от геометрического стиля к зооморфному, растительному, антропоморфному. Основные формы украшений – торки, лунулы, фибулы. «Брошь Тара». Основные техники – литье, гравировка. Материалы – бронза, железо, серебро, золото. Камень и эмаль в украшении кельтов. Влияния античной культуры на позднее ювелирное искусство кельтов. Влияние кельтской искусства на культуры на позднеримское ювелирное искусство.

2. Эпоха Великого переселения народов. Начало новой эпохи в истории Европы. Причины распада Римской империи и начало эпохи Великого переселения народов. Захват территорий Западной Римской империи «варварскими» племенами – франки, лангобарды, англы, саксы, остготы, вестготы, гунны. Формирование «варварских государств». Романизация варварской культуры и «варваризация» античной культуры. Формирование полихромного стиля, его особенности: богатство орнаментально-декоративных форм, динамизм, экспрессивность композиций, включение красных камней: гранат, альмандин. Основные типы и формы украшений варваров: фибулы, гривны. Символика абстрактных и зооморфных мотивов в украшениях варварских народов. Основные материалы: бронза, золочение. Техники исполнения: литье, гравировка, чернение, зернь, особенности техники инкрустации камнем.

Ювелирные украшения гуннов. Ареал расселения гуннов. Расцвет искусства гуннов при Атилле. Античные и «варварские» влияния в украшениях гуннов. Развитие «полихромного стиля» в украшениях гуннов: диадемы, фибулы, височные подвесы, пряжки, накладки для конской упряжи.

Ювелирное искусство франков, лангобардов. Франки – одно из германских племен, с середины V в. расселившееся в Галлии и по берегам Рейна. Дальнейшее развитие «полихромного стиля», появление новых техник, развитие форм и стилистики украшений: фибулы и пряжки в виде стилизованного изображения птиц. Ювелирные украшения лангобардов: пальчатые фибулы, особенности «полихромного стиля». Развитие техники «кербшнит» – резьба делается по аналогии с деревянной. Орнамент оттеняется чернением. Влияния античной культуры на искусство этих регионов.

Изменения в политической ситуации и расстановке сил среди варваров в конце VI в. Исчезновение альмандинов и гранатов с европейского рынка и затухание «полихромного стиля». Изменение форм украшений: уменьшение размеров фибул, браслетов и др. Возрастание роли ремесла, возрождение моды на воинские доспехи, пояса с накладными пластинами. Появление новой техники – тауширования. Особенности данной техники, использование в ювелирном деле.

Ювелирное искусство англосаксов – еще одно направление в варварском искусстве. Влияние античности, европейских варваров, викингов и национальные особенности. Расцвет ювелирного искусства в VI–VIII вв. Своеобразие форм и стилистики украшений, развитие «полихромного стиля». Артефакты из захоронения в Саттон-Хо. Начало христианизации варваров.

Ювелирное искусство викингов. Это еще одна ветвь искусства варваров. Материалы: первое золото появилось в украшениях примерно в XVIII в. до н. э. Много полированной бронзы, серебро: из них делают культовые предметы – ритоны, сосуды. После набегов викингов на Европу в украшениях больше золота. С освоением железа – оно во многом вытесняет золото. Основные техники: штамповка, филигрань, практически не использовали драгоценные камни Основные мотивы – зооморфные, антропоморфные, геометрические. Общность и различия в украшениях стиля «Борре», «Еллинг», «Большой зверь». Влияние ювелирного искусства викингов на европейское и русское искусство.

3. Художественная культура эпохи франкской династии Меровингов и Каролингов. Формирование первых европейских христианских государств. Эпоха Меровингов – V–VIII вв. Основные типы и формы украшений: соединение варварских, античных влияний с христианским мировоззрением. Основные ювелирные артефакты эпохи Меровингов: сокровищница собора Иоанна Крестителя в г. Монц – «Железная Корона Теоделинды», «Клад Хильдерика» из Турне и др. Техники исполнения, материалы эпохи Меровингов.

Искусство Каролингской империи (конец VIII – середина IX в.) Понятие «Каролингского ренессанса». Личность Карла Великого и его влияние на развитие искусства той эпохи. Особенности ювелирного искусства периода, влияние античных и византийских традиций. Формирование христианских мотивов в ювелирном искусстве раннего средневековья. Влияние Византии. Основные ювелирные артефакты эпохи Каролингов: «Реликварий Карла Великого», «Почести Карла Великого», «Длань Справедливости французских королей», «Крест Победы», «Крест Хенридж» и др.

4. Романский период в искусстве Европы. Развитие городов, формирование первых европейских светских ювелирных центров. Религиозно-мистический характер ювелирного искусства романского средневековья. Иерархия в использовании ювелирных украшений романского Средневековья. Основные формы украшений, материалы и ювелирные техники эпохи. Взаимовлияния античного и варварского искусства в ювелирном искусстве романского Средневековья. Усиление византийских влияний в эпоху Оттоновского Возрождения. Украшения саксонской династии германских королей и императоров Священной Римской империи (Оттон I, Оттон II, Оттон III). Основные ювелирные артефакты эпохи Оттонов: украшения из клада в Майнце: Пектораль Гизелы, Корона Кунигунды, Корона Оттонов, Камея Аоста и др.

Раздел IV. Ювелирное искусство
позднего европейского Средневековья и эпохи Возрождения

1. Ювелирное искусство позднего европейского Средневековья. Исторические условия формирования искусства в эпоху позднего Средневековья. Сложение основных европейских ювелирных центров в эпоху позднего Средневековья – Германия (Нюрнберг, Кельн), Франция (Париж), Нидерланды (Брюгге), Италия (Венеция). Формирование первых гильдий ювелиров. Законы о правилах и иерархии ношения драгоценных украшений. Особенности ювелирного искусства этого периода: мистицизм, реализм, натурализм, символизм. Рождение понятие моды и ее влияние на смену стилей в ювелирном искусстве. Бургундский двор. Основные типы и формы украшений и взаимосвязь с костюмом. Символика мотивов и форм украшений. Основные материалы ювелирного искусства: золото, серебро, бронза, медь. Основные техники исполнения: литье, гравировка, чернение, ковка, чеканка. Новые виды эмали: эмаль по рельефу. Символика металла и камня в искусстве позднего Средневековья (книга епископа Мардобуса), символическое значение огранки камня. Появление первых огранок драгоценного камня (огранки пойнт-кат и тэйбл-кат). Светские украшения: основные типы брошей-аграфов и их эволюция – от плоскостности к высокому рельефу, от простых форм брошей-ринг, к сложным архитектурным формам. Украшения головы – диадемы, короны, коронеты и др. Основные типы колец: кольца-печати, свадебные, декоративные, религиозные. Шейные украшения: ожерелья, орденские цепи и др. Религиозные украшения: броши «Морс», баджи, четки. Реликварии эпохи позднего Средневековья: эволюция форм и художественного декора. Наиболее значимые ювелирные артефакты эпохи Средневековья.

2. Ювелирное искусство эпохи Возрождения. Периодизация эпохи. Особенности искусства эпохи Возрождения. Синтез искусств, равноправное положение изобразительного и декоративного творчества в обществе. Формирование нового типа художника-ювелира эпохи Возрождения. Великие географические открытия и их влияние на тематику и стиль ювелирных украшений. Появление новых центров ювелирного дела в Европе (Париж, Мадрид, Лиссабон, Амстердам Лондон). Возрождение античных традиций, обращение к мифологии в ювелирном искусстве. Появление гравюры и ее влияние на распространение дизайнов украшений. Основные формы украшений и их связь с новым типом костюма эпохи Возрождения. Формирование концепции королевских украшений. Особенности развития ювелирного искусства в Италии, Германии, Франции, Англии, Испании. Развитие новых техник, появление новых материалов, как результат географических открытий. Творчество наиболее значимых художников ювелиров Высокого Возрождения (Бенвенуто Челлини и др.) Основные материалы ювелирного искусства: золото, серебро, бронза, золочение. Основные техники исполнения: литье, гравировка, чеканка. Появление новых видов эмалей: эмаль по рельефу и объему. Техника камиссо. Символика металла и камня в ювелирном искусстве. Основные формы, мотивы и сюжеты декора украшений Высокого Возрождения. Наиболее значимые ювелирные артефакты эпохи Возрождения. Главное украшение эпохи Возрождения: подвес. Разнообразие форм, декора, функции подвесов в различных европейских странах. Типология колец: кольца-печати, свадебные, декоративные, религиозные, кольца, отражающие научные интересы, королевские кольца. Ювелирное искусство позднего Возрождения. Влияние испанской моды на формы и стилистику ювелирных украшений. Английское ювелирное искусство эпохи Елизаветы I. Роспись по эмали Хиларда («Подвес Дрейка»).

Раздел V. Западноевропейское ювелирное искусство
XVII–XIX вв.

1. Ювелирное искусство эпохи Барокко. XVII в. – новый этап в развитии мирового художественного процесса. Понятие стиля Барокко, его периодизация. Франция – новый законодатель моды в области костюма и ювелирного искусства. Придворные французские ювелиры: Легар, Баллен и др. Влияние географических открытий на изменения стилистики, форм, материалов и технологий в ювелирном искусстве. Основные формы украшений и их связь с новым типом костюма эпохи Барокко. Основные металлы ювелирного искусства: золото, серебро, бронза, золочение. Основные техники исполнения: литье, гравировка, чеканка. Начало XVII в. – расцвет интереса к жемчугу. Особенности ювелирного искусства позднего Барокко: преобладание растительных мотивов, расцвет живописной эмали, появление бриллиантовых типов огранки в конце XVII в. (Винченцо Перуцци) Основные типы и формы украшений эпохи барокко: «Брошь Севиньи», корсажные украшения, серьги-жирандоли, кольца и др. Аксессуары эпохи Барокко (шатлены, часы, королевские парюры и др.) Артефакты мастерской Динглинджера, Кехлера и др.)

2. Ювелирное искусство Рококо. Стиль Рококо, периодизация. Особенности его проявления в ювелирном искусстве. Дальнейшее развитие тенденций натурализма в украшениях эпохи Рококо. Сложение концепции дневных и вечерних украшений, формирование понятие «парюра». Наиболее значительные центры и мастера ювелирного искусства Рококо – Франция, Германия, Италия, Испания. Доминирование бриллианта в украшениях. Специфика закрепки камня: фольгирование и др. Джорж Штрасс и появление первых искусственных камней (стразы). Формирование корпорации бижутерии. Аксессуары и «кунштюки» эпохи Рококо.

3. Ювелирные украшения эпохи раннего и позднего классицизма.

Ювелирное искусство эпохи неоклассики. Формирование новых тенденций в ювелирном искусстве второй половины XVIII в. Влияние идей Античности и Просвещения. Влияние Англии на европейское ювелирное искусство. Использование новых материалов и техник: резьба по стали, фарфор Веджвуд и др. Новые тенденции в использовании полудрагоценных камней. Основные формы и типы украшений. Концепция памятных украшений: основные формы, стилистика, материалы. Ювелирные украшения эпохи Великой Французской революции. Отмена законов о привилегированном ношении украшений.

Ампир или «Стиль Империи». Рождение Директории и Империи. Формирование стиля Ампир в ювелирном искусстве начала XIX в. французскими художниками Ш. Персье, П. Фонтена, Ж.-Л. Давид и мастерами-ювелирами: Нито, Одио, Бьене и др. Ориентация на искусство Древнего Рима, Египта. Основные формы украшений и их связь с новым типом костюма в стиле Ампир. Понятие парюры, полупарюры. Влияния походов Наполеона на тематику и стиль ювелирных украшений. Основные принципы декорирования ювелирных изделий в стиле Ампир. Основные материалы ювелирного искусства: драгоценные металлы, бриллиант, жемчуг, цветные драгоценные камни, камея. Основные техники исполнения, новые закрепки камня в изделии. Техники римской и флорентийской мозаики.

4. Эпоха историзма в ювелирном искусстве. Историзм (эклектика) в европейском искусстве. Периодизация: два периода в развитии искусства историзма. Обращение к стилям прошлых культур. Понятие археологического стиля. Влияние научных и географических открытий. Основные направления в развитии ювелирного искусства эпохи: исторические стили, натурализм, сентиментализм и др. Механизация производства ювелирных украшений. Основные принципы декорирования ювелирных изделий эпохи историзма. Художественные, стилистические особенности ювелирных украшений в историческом стиле. Наиболее крупные европейские фирмы и мастера эпохи историзма. Фирма Кастеллани – проводник «античного» стиля в ювелирном искусстве. Франсуа-Фроман Мерис, Эжен Фонтен, Джулиано, Люсьен Фализ и др. Английские траурные украшения: основные принципы декорирования и материалы. Фирма Хэнкок.



2019-11-13 858 Обсуждений (0)
Раздел II. Ювелирное искусство Древнего Востока и Античного мира. Ювелирное искусство скифов и Византии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел II. Ювелирное искусство Древнего Востока и Античного мира. Ювелирное искусство скифов и Византии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (858)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)