Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Руководство для преподавателя



2019-11-13 232 Обсуждений (0)
Руководство для преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок




Курс «История ювелирного искусства» требует от преподавателя большого объема знаний в области теории, практики и методологии декоративно-прикладного искусства. В то же время эти знания необходимо передать в доступном студентам виде, ориентируясь на реальный уровень конкретного потока студентов. Следует иметь в виду, что данная дисциплина в настоящий момент не сопровождается большим количеством учебников и научных изданий, поэтому задачу компактного, точного и системного представления информации лектору необходимо решать самостоятельно. Для того, чтобы заинтересовать студентов и способствовать результативности их обучения дисциплине, необходимо специально обращаться на лекциях и семинарах к той тематике, которая интересует их как авторов самостоятельных исследований.

Основными принципами при обучении дисциплины являются:

• обучение на высоком уровне с использованием современных научных и методологических подходов к изучаемой теме;

• четко структурированные и системно выстроенные теоретические и семинарские занятия;

• в учебном процессе рекомендуется использовать современные аудиовизуальные и мультимедиа средства, позволяющие продемонстрировать весь спектр развития художественных форм и технологий ювелирного искусства от истоков до нашего времени.

• закрепление материала осуществляется в процессе семинарских занятий в форме докладов, разработки студентами проектов в виде эссе, устных опросов, тестирования. На семинарских занятиях должно происходить тщательное и подробное коллективное обсуждение докладов студентов, событий актуальной художественной жизни в области ювелирного искусства. Задачи семинарских занятий заключаются в том, что студент может представить свои разработки и решить определенные задачи познавательного характера совместно с преподавателем и процессе обсуждения в студенческом коллективе. Семинарские занятия по форме и содержанию не должны дублировать лекционные, но обязательно должны быть связаны с материалом, изученным в ходе лекционных занятий. Содержание и характер семинарских занятий зависит от уровня подготовки, организованности и работоспособности данной учебной группы, и должны учитывать сферы научных и практических интересов конкретных студентов. В рамках семинарских занятий преподавателю необходимо привлечь к обсуждению темы всех членов студенческой аудитории, чтобы избежать пассивного восприятия информации частью аудитории. Преподавателю, ведущему семинарские занятия необходимо заранее обсудить с докладчиком план, структуру и визуальный материал выступления. Целесообразно выносить на обсуждение не более трех-четырех докладов продолжительностью не более 10–15 минут, при продолжительности семинарского занятия два академических часа, для того чтобы осталось время для коллективного обсуждения

Лекционные занятия и семинары необходимо завершать кратким устным опросом по предложенным в пособии контрольным вопросам, тестированием и обсуждением подготовки к изучению следующей темы. Проведение устного опроса на отдельных занятиях предполагает активное вовлечение студента в дискуссию по вопросам пройденного материала и выявление уровня освоения отдельных тем путем проведения беседы со студентами по актуальным вопросам истории ювелирного искусства. Тестирование позволяет преподавателю выявить степень подготовленности студента по отдельным темам в рамках материалов изучаемого курса, дает возможность оценить знания учащихся в области терминологии, эволюции художественных стилей и атрибуции отдельных произведений ювелирного искусства. Тестирование предполагает вопросы с 3 вариантами ответов, только один из которых правильный. При оценке результатов используется следующая система критериев: До 80 % – отлично, до 60 % – хорошо, до 40 % – удовлетворительно.

Курс включает в себя проведение экскурсий с преподавателем по залам с экспозициями ювелирного искусства Государственного Эрмитажа, по разделам экспозиции Государственного Русского музея, Российского Этнографического музея. Положительная оценка задания предполагает умение самостоятельно составить библиографию по теме, собрать необходимый материал, логично построить сообщение, владение выразительным научным языком и готовность вести научную дискуссию в рамках поставленного вопроса.

Итоговый экзамен проводится по контрольным вопросам, предложенным в учебном пособии. В итоговой оценке следует руководствоваться положением о балльно-рейтинговой системе разработанном в СПбГИК, а также учесть выступления студента на семинарах, ответы на контрольные вопросы и тесты, посещение занятий.


Приложение

Словарь основных терминов и понятий,
использующихся в ювелирном искусстве

 

Аграф фр. аgrafe – застежка, крючок. Нарядная застежка для скрепления одежды или украшения
Алам нашивное или пристежное украшение для одежды в Древней Руси
Бант-склаваж тип броши в виде банта с подвеской, крепившийся к ожерелью. Бытовали в XVIII в. в Европе и России
Бармы парадное оплечье – одеяния русских царей и князей в Древней Руси
Басма узор, рельеф, выдавленный на тонком листе металла
Бижутерия украшения, изготовленные из недрагоценных материалов. Бижутерия появляется в XVIII в., когда были изобретены стразы – граненые искусственные стекла, названные по имени придворного ювелира Штрасса
Брошь Севинье фр. Sevigne – драгоценная брошь в виде банта, получившая название в честь французской писательницы XVII в. маркизы де Севиньи
Венец головное украшение в виде обруча, в России – прообраз царского венца, в Европе – прообраз короны
Височные кольца украшения в виде колец, крепившихся к головному убору. Бытовали в славянской и древнерусской культурах
Ворворка шарик из шелковых, золотых, серебряных нитей, камней, украшающих кисть
Гальваника процесс покрытия поверхности одного металла другим при помощи осаждения его из водных растворов солей под воздействием электрического тока
Гемма резной камень с выпуклым (камея) или углубленным (инталия) изображением. Инталия в кольцах-печатях известна с эпохи бронзового века, камея появляется в эпоху эллинизма
Гильоширование способ обработки металлической поверхности изделия. В ювелирном деле чаще используется для последующего покрытия прозрачной цветной эмалью
Грануляция термин произошел от лат. слова «гранум» – зерно. Техника изготовления мелких металлических шариков, украшающих ювелирные изделия, часто используется вместе с филигранью (см. скань)
Гривна шейное украшение в виде металлического разжимного кольца или кольца с простейшим замком. Выполнялись в различных техниках, часто украшались филигранью, грануляцией, эмалью и др. (см. торка) Бытовали в славянской и древнерусской культурах
Диадема украшения головы. Имеют самые разные формы: в виде плоской ленты, с акцентированной центральной частью
Жирандоли фр. girandole – канделябр. Серьги, по структуре напоминающие канделябр – осветительный прибор с тремя подвесами. Были модны в Европе в XVIII в.
Жуковина древнерусское название кольца-перстня
Запона древнерусское название украшения, выпаленного преимущественно в виде крупной бляхи, пластины разных форм, нашивавшиеся на одежду. Бытовали древнерусской культуре
Запястье древнерусское название накладных украшений на рукаве над кистью руки
Зернь русское название техники грануляция (см. грануляция)
Кабошон фр. обработанный, но не граненый камень округлой формы
Карне фр. carne de bal – маленькая плоская записная книжка для бала обычно с костяными пластинами для записей и карандашом
Кордильер фр. cordiliere – длинная цепь, как правило, выполненная из драгоценных металлов, подвешивалась к поясу. Были модны в Европе в XVI в.
Каст оправа для вставки в кольце. Каст может быть гладкий, ажурный и др.
Колт древнерусское женское височное украшение. Подвешивалось к венцу, диадеме, кокошнику. Как правила декорировалось символикой, связанной с плодородием и процветанием
Корсажный букет нарядные бальные украшения в виде букетов, выполненные из драгоценных материалов, крепились на корсаж платья. Были модны в Европе в XVIII в.
Лавальер фр. lavalier – короткая цепь вокруг шеи, с подвешенным одним или несколькими драгоценными камнями
Литье один из самых древних способов обработки металла. В настоящее время используются преимущественно следующие виды литья: литье по выплавляемым моделям, литье в оболочковые формы, литье в металлические формы, литье центробежное , литье под давлением
Мозаика римская разновидность мозаичной техники, при которой изображение собирается из крохотных кусочков обработанной смальты. Известна с эпохи Античности, нового расцвета достигает в Ренессанс и в XIX в.
Мозаика флорентийская разновидность мозаичной техники, при которой изображение собирается из тонких шлифованных пластинок натурального поделочного камня. Известна с эпохи Античности, но особенного расцвета достигает в Ренессанс и в XIX в.
Несессер фр. necessare – футляр или шкатулка с набором мелких туалетных принадлежностей, с отделениями для каждого предмета. Часто выполнялись из драгоценных материалов, богато декорировались, бытовали с XVIII в.
Окладень драгоценное ожерелье из цепей, состоящих обычно из плоских колец. Нашивалась на одежду или носилась поверх одежды в Древней Руси
Оксидирование один из химических способов обработки металла, дающий различные декоративные эффекты
Перстень от перст – палец, кольцо со щитком. В Древней Руси так называли все кольца с камнем
Портбукет фр. port-bouqet, porte – носить, ювелирное приспособления для держания букета цветов в руке
Ривьера фр. riviere – река, ожерелье из драгоценных камней, последовательно соединенных друг с другом при помощи крепления
Рясны (рясы) украшение, подвешивающееся к древнерусским женским головным уборам. Достигали длины 25 см, спускались на грудь. Как правила декорировались символикой, связанной с плодородием и процветанием
Скань (филигрань) от слова «скати» – скручивать. Русское название техники филиграни (см. филигрань)
Склаваж фр. esclavage – рабский, от рабского ошейника. Ожерелье носится, плотно облегая шею, как правило, состоит из нескольких рядов бус, цепочек и др.
Смальта стекловидная масса. Мелкие детали смальты используются в ювелирном деле
Сотуар фр. sautoir – шейный платок, косынка. Шейное украшение, напоминающее косынку, выполнялось из самых разных материалов
Тиара украшение головы, имеет самые разнообразные формы, известна с Древнего Египта
Томпак разновидность латуни, медно-цинковый сплав, используемый в современных ювелирных украшениях
Торка шейное украшение в виде металлического разжимного кольца или кольца с простейшим замком. Выполнялись в различных техниках, часто украшались филигранью, грануляцией, эмалью и др. Торками называют, прежде всего, шейные украшения древних народов – ирландцев, кельтов и др.
Фибула металлическая застежка для скрепления одежды, используется начиная с бронзового века. В XVII в. фибула трансформировалась в брошь
Фермуар фр. fermoir – застежка, замок. Декоративная застежка для ювелирного украшения – ожерелья, браслета, могла носиться отдельно
Ферроньерка фр. ferroniere – изящное налобное украшение, или одиночный камень, спускающийся на лоб с ленты, цепочки. Появляется в эпоху позднего Средневековья в Европе, когда снимаются головные уборы
Филигрань (скань) термин произошел от лат. слова «филюм» – нить. Техника украшения ювелирных изделий специально подготовленной проволокой. Существует несколько видов филиграни (скани) – напайная, ажурная, объемная и др.
Финифть русское название эмали
Цитернадель нем. Zittern – дрожать, nadel – булавка, дрожащая булавка. Украшения женской парадной прически XVIII в. в виде булавки или шпильки с декоративным навершием, укрепленным на пружинах
Чернь один из способов декорирования ювелирных изделий или состав массы, наносимый на декорируемое изделие
Шатлен фр. chatelene – цепь на пояс. Обычно это держатель, крепящийся к поясу с короткими цепочками для ношения различных предметов: часов, ключей, печаток, туалетных принадлежностей и др. Бытовали с XVIII в. в Европе и России
Шинка основание кольца, ободок, надевающийся на палец
Шифр фр. chiffre – знак отличия в виде вензеля императрицы. Обычно выполнялся из драгоценных материалов: золота, бриллиантов. В России известен с эпохи Екатерины II, носился на Андреевской ленте
Эгрет фр. aigrette – плюмаж, султан, перо Обычно драгоценное украшение для прически или головного убора в виде шпильки с декоративным навершием в виде пера, ветки, букета цветов
Эмаль витражная (оконная, ажурная) одна из самых сложных и изысканных техник эмалирования. Разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы, стекло работает на просвет
Эмаль выемчатая эмальерная техника, где изображение получают путем заполнения эмалью углублений на металле
Эмаль перегородчатая одна из самых трудоемких и древних эмальерных техник, использующая в качестве рисунка тонкие полоски металла, поставленные на ребро. Блестяще была представлена в искусстве Византии и Древней Руси
Эмаль по литью разновидность техники выемчатой эмали
Эмаль по скани (филиграни) разновидность техники перегородчатой эмали, обычно используется в контексте русского ювелирного искусства. Блестяще была представлена в ювелирном дела Древней Руси XVI–XVII вв. и в русском ювелирном искусстве периода Модерн
Эмаль (живописная) техника эмали, использующая живописный прием письма эмалями при помощи кисти
Эполета жалованные эполеты – драгоценное украшение , часто с бриллиантами, крепившееся на плече. Носили как женщины, так и мужчины, особенно модны были в XVIII в. как в Европе, так и в России
Эспри фр. esprit – ум, рассудок. Украшение для прически или головного убора, дополненное перьями Особенно модны были в XVIII – начале XIX в. как в Европе, так и в России, где их называли «перешниками»
Энколпион небольшая емкость для хранения мощей святых, чаще всего носимая на цепи. Различают кресты-энколпионы, ковчежцы-энколпионы и др.
Чеканка Один из способов обработки металла. Различают чеканку по плоской, объемной формам, по литью

 


 

Г. Н. Габриэль

ИСТОРИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА

Учебное пособие
направление 50.03.03 «История искусств»

 

 

Редактор М. Е. Лисовская

 Обложка Е. А. Соловьевой

Верстка М. Е. Лисовской

 

Подписано в печать 16.05.2016. Формат 60×901/16.

Усл. печ. л. 5,25. Уч.-изд. л. 5,25. Тир. 70. Зак.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский гос. ин-т культуры»

191186, Санкт-Петербург. Дворцовая наб., 2. Тел. 8(812)318 97 16

Отпечатано с готового оригинал-макета

в типографии ООО «Красногорский полиграфический комбинат».

 107140, Москва, пер. 1-й Красносельский, д. 3, оф. 17. Тел. 8(495)374 98 90

 



2019-11-13 232 Обсуждений (0)
Руководство для преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Руководство для преподавателя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)