Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Игра № 1 «От буквы к слову»



2019-11-13 236 Обсуждений (0)
Игра № 1 «От буквы к слову» 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Данные настольные игры составлены на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей 5—7 лет с речевыми нарушениями. Эти игры могут использоваться на занятиях по обучению детей грамоте в детских дошкольных учреждениях, как игровой материал на логопе­дических занятиях и как самостоятельная игра для детей с участием родителей.

В зависимости от возраста и уровня речевого развития детей игры помогут:

— научить ребенка выделять начальные звуки в словах;

— дифференцировать гласные и согласные звуки;

— различать согласные звуки по твердости-мягкости;

— правильно соотносить звуки и буквы;

— закрепить навыки слитного чтения слов;

— развивать навыки звукового анализа и синтеза;

— познакомить с некоторыми грамматическими правилами написания слов в русском языке;

— расширить и закрепить знания детей о животном мире (уточнить представления о животных и
птицах);

— поможет развить внимание, зрительную память;

— развивать творческие способности ребенка.

Кроме перечисленных целей игра может расширить и закрепить знания детей о животном мире, уточнив их представления о животных и птицах, поможет развить внимание, зрительную память.

Игры представлены комплектом, состоящим из 40 больших разноцветных карточек с изобра­жениями различных предметов; 40 маленьких двусторонних карточек с изображениями животных и птиц на одной стороне и их названиями на обороте карточки; разрезной азбуки; фишек для обо­значения звуков (красные фишки — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — со­гласные мягкие).

Слова, составляемые детьми по карточкам в ходе игры, сгруппированы по степени сложности слоговой структуры и даны в определенной последовательности от простого к сложному. Для об­легчения подбора слов с одинаковой слоговой структурой аналогичные карточки выделены каким-либо одним цветом: желтым, розовым, красным, фиолетовым, синим, голубым, зеленым, светло-зеленым, коричневым и серым.

Некоторые игры по степени сложности представлены в двух вариантах. Перед началом игры ве­дущий должен убедиться, что дети знают буквы и умеют правильно соотносить их со звуками.

Игра № 1 «От буквы к слову»

Игра проводится под руководством взрослого ведущего с 2—4 игроками.

Цели: научить детей выделять первый звук в начале слова, соотносить звуки и буквы, диффе­ренцировать звуки и буквы (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие), составлять из букв слова, соотносить слово и его изображение.

Оборудование: большие и маленькие карточки (по одной паре карточек на игрока), разрезная азбука.

Начинать игру лучше с простых слов из двух слогов без стечения согласных.

Вариант А (простой)

Для этого варианта ведущий заранее отбирает необходимое количество маленьких карточек с изображением животных и птиц: № 1-6, 8-10, 13—16,20,25, 26,27, 29, 36—39 и выкладывает их в центр стола, изображением вверх.*

* Карточки № 21, 28, 30, 33 по ходу игры требуют уточнения ведущего в написании последнего звука. Их рекомендуется давать после предварительной работы — образование множественного числа существи­тельных в родительном падеже (например: удав, а много удавов).


Перед детьми лежат буквы разрезной азбуки и большие карточки с изображениями различных предметов, которые дети должны внимательно рассмотреть и назвать. Ведущий предлагает детям составить и выложить из букв разрезной азбуки слово по первым звукам маленьких слов-картинок. Выкладывать слово начинают с картинки, расположенной слева. В названии каждой маленькой кар­тинки выделяют первый звук, находят соответствующую ему букву и выкладывают ее под эту картин­ку. Затем выделяют первый звук в названии второй картинки, находят соответствующую букву и выкладывают ее под второй картинкой. И так со всеми оставшимися картинками.

После этого каждый ребенок должен прочитать свое слово и найти на столе маленькую карточ­ку с соответствующим изображением. Побеждает тот, кто не только быстро, но и правильно вы­полнит это задание. Если у ребенка возникают затруднения, ведущий помогает ему.

Количество предлагаемых ребенку картинок можно увеличить.

                                            Вариант Б (усложненный)

Правила игры те же, но при выкладывании слов дети используют для обозначения звуков не только буквы, но и цветные фишки (красные — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеле­ные — согласные мягкие). А затем отвечают на ряд вопросов педагога: Сколько в составленном слове слогов? Какой слог ударный? Сколько в слове гласных букв? Согласных? Каких? И т.п.

Постепенно, по мере усвоения слоговой структуры слов, ведущий выбирает более сложные слова, постепенно увеличивая число карточек у игроков. Побеждают игроки, сумевшие пра­вильно выложить, прочитать и выполнить звуковой анализ слова.

Игра № 2 «Собери слова в цепочку»

Игра проводится под руководством взрослого с 2—4 игроками. Ведущий заранее подбирает маленькие карточки с изображениями животных и птиц, (слова разной слоговой структуры) так, чтобы из их названий можно было составить цепочку слов. Цепочка составляется таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.

Цели: научить детей выделять первый и последний звук в словах.                                          

Оборудование: маленкие карточки с изображением животных и птиц.                              

Например: СТРАУС — СУСЛИК — КАБАН — НОСОРОГ — ГОЛУБИ...

Если игроки не могут продолжить цепочку слов (нет картинки с нужным звуком) ведущий может предложить: детям 5—6 лет — начать новую цепочку из оставшихся картинок; детям 6—7 лет — продолжить составление цепочки, несколько изменив условия игры. Если при выкладывании це­почки нет картинки с изображением животного, название которого начинается на определенный звук, игрок может подобрать слово на этот звук, а вместо картинки положить фишку. Ведущий может воспользоваться дополнительными карточками и словами.

Игра № 3 «Назови ударный слог»

Количество игроков не ограничено.

Цели: закрепить у детей навык деления слов на слоги; учить определять ударный слог в словах.

Оборудование: три карточки с цифрами (1,2, 3), картинка с изображением молотка, картинки
с изображением животных и птиц из игры.           .

Игра проводится после того, как дети познакомятся с понятием «ударный слог». Выкладывая карточки с цифрами перед игроками ведущий говорит, что цифры обозначают количество слогов в слове, а молоток указывает ударный слог. Картинки с изображениями животных и птиц лежат пе­ред ведущим. Игроки по очереди берут по одной картинке, медленно называют слово, выделяя ударный слог, и в зависимости от места ударного слога в слове выставляют карточку с молотком под одну из цифр. Ведущий и остальные игроки следят за ответами. Если задание выполнено игро­ком без ошибок, он забирает картинку себе, уступая место другому игроку. Если допущена ошибка — карточка откладывается в сторону. Сначала игра проводится в медленном темпе, по ходу игры ведущий может увеличить темп, создавая тем самым атмосферу соревнования. Ведущий может неза-



 



 



 



 



 



 



 



 



 


 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


метно помогать некоторым игрокам, проговаривая вместе с ребенком «трудное» слово и интонаци­онно выделяя ударный слог. Это поможет детям, не уверенным в своих силах справиться с робостью и чувствовать себя более уверенно. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Ведущий дает поощрительную оценку игроку-победителю и подбадривает остальных детей.



2019-11-13 236 Обсуждений (0)
Игра № 1 «От буквы к слову» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Игра № 1 «От буквы к слову»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)