Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие системы специального образования в современной России



2019-11-13 281 Обсуждений (0)
Развитие системы специального образования в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современная система специального образования – это не только сеть учебно-воспитательных учреждений, где осуществляется процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Это система коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями в целом на разных возрастных этапах, обеспечивающая общее образование, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Также специальное образование – это область, где необходим междисциплинарный подход, осуществление профилактики отклонений в развитии, раннее вмешательство, широкий обмен информации на международном уровне.

В настоящее время на территории бывшего Советского Союза наблюдается расширение предмета и объекта изучения дефектологии. Очевидно, что проблемы врожденных или приобретенных в раннем возрасте нарушений и последствий, вызванных ими, не исчезают в связи с завершением периода детства. Порой они даже усиливаются после окончания специальной школы. Следовательно, расширение объекта дефектологии (коррекционной педагогики) имеет место за счет увеличения возрастного диапазона охватываемого контингента: не только дети, но и подростки, взрослые. Расширение предмета детерминируется изменением условий жизнедеятельности и увеличением количества используемых средств коррекции [1].

Отмечается переименование дефектологии в коррекционную (специальную) педагогику и психологию, так как основной акцент в этом термине делается на выявлении отклонений в развитии, а не на их устранении; на недостатках, а не на позитивных сторонах личности.

Активно развивается и третий вариант коррекционной педагогики, которая исходит не из классической дефектологии, а из проблем современной социальной психологии и педагогики (А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, Г.Ф. Кумарина, И.П. Подласый и др.).

Реформирование специального образования проходит поэтапно с 1998 по 2010 годы по трем основным направлениям:

  1. организационно-структурные преобразования;
  2. обновление содержания специального образования;
  3. совершенствование образовательных технологий и методик обучения.

Развитие сети специальных учреждений в современных условиях идет двумя путями. Первый путь – это дифференциация и совершенствование существующей сети специальных учреждений, а также создание новых реабилитационных служб помощи детям с особенностями психофизического развития. Так, с 1992 года широкое распространение получил новый тип учреждения – центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, количество которых в настоящее время увеличивается. Значительно видоизменились функции бывших логопедических пунктов при массовых учреждениях, которые преобразованы в пункты коррекционно-педагогической помощи. В структуре специальной школы открываются отделения социальной адаптации и реабилитации, которые наряду с консультативными задачами, оказывает помощь в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.

Второй путь связан с интеграцией этих детей не только в общество, но и развитием моделей интегрированного обучения. Основой изменения системы специальной помощи является воплощение идеи ориентации не на дефект, а на потенциальные возможности ребенка, который является составной частью социума.

Основная идея интегративной педагогики: с интеграции в школе – к интеграции в обществе. Совместное обучение не только призвано гарантировать право ребенка с дизонтогенезом не быть изолированным от основной массы, но и обеспечить ему возможность посещать ту школу, которую он посещал бы, если бы был здоров. Главный принцип интегративной педагогики – как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации.

Реализация идеи интеграции начала осуществляться с 1995-1996 учебного года по следующим организационным формам:

Классы интегрированного обучения. Наполняемость класса составляет 20 человек. В классе может быть не более 3 учащихся с тяжелой патологией однородного характера или не больше 6 человек с однородными неглубокими нарушениями. Максимальное количество детей с неоднородными нарушениями 2–4 человека (2 с тяжелой патологией или 4 с неглубокой, но не больше двух типов нарушений). В классе работает два учителя: основной и учитель-дефектолог. При этом обучение может осуществляться по двум моделям: полный класс, в котором интегрируется от 3 до 6 учащихся в зависимости от тяжести патологии и неполный, меньше указанной нормы.

Специальные классы в общеобразовательной школе всоответствии с установленной для каждой категории наполняемостью класса – от 6 до 12 человек в зависимости от характера и степени выраженности нарушения с организацией внеклассной работы на интегрированной основе [11].

Коррекционно-педагогическое консультирование,как специально организованная форма обучения, охватывает детей с особенностями психофизического развития, которые обучаются в разных общеобразовательных школах сельской местности, и учащихся, которые не успевают и нуждаются во временной помощи (от 4 до 8 часов в неделю в зависимости от степени выраженности нарушения) вследствие перенесенной продолжительной болезни, которая обусловила устойчивые функциональные изменения.

Необходимость создания и реализации подобных программ обусловлена тем, что семьи, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, не всегда могут получить необходимую квалифицированную психологическую и педагогическую помощь. Система психологической помощи и консультирования в общеобразовательной практике развита широко, однако, налицо недостаточная работа системы психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. Достаточно часто такие семьи сталкиваются с ситуацией безучастия общества к своим проблемам, с невозможностью получить квалифицированную помощь педагога-психолога и дефектолога, что приводит к изоляции такой семьи от социума. Эта проблема связана, в первую очередь, с недостаточным количеством учителей–дефектологов и психологов – практиков в системе специального образования [14]

 

 



2019-11-13 281 Обсуждений (0)
Развитие системы специального образования в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие системы специального образования в современной России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)