Проблемы и перспективы специального образования в России
Большая часть детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии воспитывается дома, поэтому дети, впервые попадают в поле зрение специалистов лишь в школьный период, что существенно осложняет как диагностику, так и коррекцию имеющихся нарушений в развитии. В результате нарушается процесс их социализации [14]. К сожалению, во многих регионах характерно отсутствие адекватного образовательного пространства, соответствующего потребностям аномального ребенка. В рассмотрении этой проблемы можно выделить ряд аспектов:
В целом можно сделать следующие выводы:
Принципиально важным является обеспечение условий для эволюционного развития системы специального образования в качестве открытой, действующей в соответствующей правовой среде с учетом складывающихся социально-экономических и социокультурных условий. В качестве перспективных направлений развития системы специального образования можно назвать следующие:
Общий смысл целей, сформулированных в концептуальном документе МОиН РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (9.12.2004) заключается в том, что система образования должна обеспечить равные возможности для детей с различным стартовым уровнем. Это определяет направление развития системы на всех ступенях: от ранней диагностики, «предшкольного образования» – до подготовки специалистов, способных обеспечить достижение поставленных целей. Ориентация новой концепции образования отражает меняющиеся ориентиры. С одной стороны, экономическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе, негативные тенденции состояния здоровья россиян привели к увеличению детей с особыми образовательными потребностями. По достижении 18-летнего возраста они более чем в 80% случаев попадают в категорию граждан, нуждающихся в поддержке государства; чаще несостоятельны в семейной жизни, не могут воспитать здоровых детей. Сохранение таких тенденций опасно, как для граждан данных категорий, так и для общества в целом. С другой стороны, существующая система специального образования не устраивает социального заказчика образовательных услуг: закрытость, возможность обучения детей с отклонениями в развитии только в специальных учебных заведениях, недостаточный охват нуждающихся, невозможность получения коррекционной помощи в условиях сельских малокомплектных ДОУ и школ при нормативном финансировании; устранение родителей из процесса обучения, ориентация на ЗУНы, стандарт в ущерб личностному, социально-эмоциональному развитию детей. Назрела объективная потребность переосмысления целей, методов, средств и организационных форм специального образования в соответствии с новым социальным заказом. Это возможно только при постановке перед системой образования целей развития личности. Очевидно, что необходима ориентация на эту цель и государства, и педагогов, и родителей. Таким образом, модернизация системы образования касается всех участников образовательного пространства: воспитанников, обучающихся, родителей, студентов, педагогов, структур управления образованием и повышения квалификации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Олигофренопедагогика имеет длительную историю развития в современной России, взаимосвязана со многими науками, в частности педагогикой, медициной, психологией, социологией, правом. Мы рассмотрели историю становления, предмет и методы современной олигофренопедагогики и определили перспективы развития олигофренопедагогики в России. Исходя из вышеизложенного, приоритетными направлениями развития специального образования в регионах России можно считать следующие: 1. Осуществление максимально ранней дифференцированной диагностики и коррекции нарушений в психофизическом развитии при участии не только специалистами медицинского профиля, но и работниками образования.
В настоящее время перед системой специального образования в России стоят задачи ее модернизации, ориентированные на совершенствование кадровой политики, создание оптимальных условий успешного процесса интеграции, адаптации и социализации лиц с проблемами в развитии, расширение системы социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с разными формами отклоняющегося развития. Решение данных вопросов может быть осуществлено через реконструкцию законодательной базы специального образования. Назрела объективная потребность переосмысления целей, методов, средств и организационных форм специального образования в соответствии с новым социальным заказом. Это возможно только при постановке перед системой образования целей развития личности. Очевидно, что необходима ориентация на эту цель и государства, и педагогов, и родителей. Таким образом, модернизация системы образования касается всех участников образовательного пространства: воспитанников, обучающихся, родителей, студентов, педагогов, структур управления образованием и повышения квалификации. Важным этапом модернизации специального образования является создание условий для преемственности образования, начинающегося на ступени дошкольного детства, продолжающегося в школе и выходящего на другой уровень. Сквозное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с отклонениями в развитии в образовательной среде позволяет решать на первоначальных этапах задачи ранней диагностики и коррекции недостатков нервно-психического развития. Использование периодов раннего и дошкольного возраста как оптимальных для предупреждения и коррекции вторичных нарушений в развитии позволяет снизить число дезадаптивных проявлений у детей на начальных этапах обучения. Система обучения и воспитания в школе должна быть ориентирована на формирование основ жизненной компетенции и выработку социально-нормативных форм поведения. Это может быть достигнуто также через формирование адекватных представлений в обществе о потенциальных возможностях детей с недостатками психофизического развития. Социально-психологическое сопровождение детей в постшкольный период приобретает особую актуальность в условиях социального сиротства. Большинство лиц, имеющих отклонения в развитии имеют статус инвалидности, что снижает возможности их трудоустройства. Большой процент молодых людей попадает в асоциальные сообщества. Поэтому остро стоит проблема квотирования рабочих мест для лиц с отклонениями в развитии и поддержание этих начинаний на федеральном и региональном уровнях. Выше обозначенные аспекты составляют далеко не полный перечень перспективных проблем специального образования, но могут рассматриваться как стартовая площадка в вопросах модернизации образовательной политики. СПИСОК ЛИТРАТУРЫ
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1766)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |