Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы специального образования в России



2019-11-13 1766 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы специального образования в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Большая часть детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии воспитывается дома, поэтому дети, впервые попадают в поле зрение специалистов лишь в школьный период, что существенно осложняет как диагностику, так и коррекцию имеющихся нарушений в развитии. В результате нарушается процесс их социализации [14].

К сожалению, во многих регионах характерно отсутствие адекватного образовательного пространства, соответствующего потребностям аномального ребенка. В рассмотрении этой проблемы можно выделить ряд аспектов:

  1. Процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями не всегда динамичен. Это проявляется в отсутствии единой системы ДОУ-школа, позволяющей осуществлять адекватный перевод ребенка из одной образовательной системы в другую. Кроме того, раннее выявление отклонений в развитии, в основном, осуществляется специалистами медицинского профиля, что зачастую не всегда адекватно отражает образовательные способности и потребности детей. В результате ребенок либо не получает специализированной помощи, либо получает ее не в полном объеме (упускается образовательный компонент).
  2. Несовершенство системы специализированного обучения и воспитания. Означает, что далеко не все категории детей с отклоняющимся развитием охвачены системой специального образования. Особенно это касается детей с нарушениями эмоционального развития и детей со сложными и множественными нарушениями в психофизическом развитии.
  3. Значительные финансовые затруднения в организации специализированной помощи. Большинство специализированных учреждений имеют скудную материально-техническую базу, не имеют возможности осуществления технических контактов с другими учреждениями и организациями края и города, например, в форме организации конференций, печати публикаций и др.
  4. Отсутствие единого научно-образовательного пространства в подготовке специалистов и разработке комплексных и индивидуализированных программ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Это проявляется в разнице подходов к организации обучения и воспитания детей, отсутствии единой научной школы и недостаточности научного взаимодействия учебных заведений края, участвующих, как в подготовке специалистов, так и в повышении квалификации уже практикующих педагогов.

В целом можно сделать следующие выводы:

  • специальное образование – это неотъемлемая часть массового образования с тремя основными звеньями: дошкольным, школьным и профессиональным;
  • специальное образование находится в постоянном развитии;
  • занимает приоритетную позицию в государственной образовательной политике;
  • создаются новые подходы к взаимодействию между массовой и специальной школой;
  • осуществляется охват обучением всех учащихся;
  • предоставляется возможность выбора форм обучения;
  • налаживается психолого-медико-педагогическая служба раннего выявления нарушений в развитии.

Принципиально важным является обеспечение условий для эволюционного развития системы специального образования в качестве открытой, действующей в соответствующей правовой среде с учетом складывающихся социально-экономических и социокультурных условий.

В качестве перспективных направлений развития системы специального образования можно назвать следующие:

  • Создание службы педагогического патронажа для детей раннего возраста.
  • Расширение информационно-консультационных служб.
  • Использование в общественной практике альтернативных средств коммуникации.
  • Оптимизация содержания образования (в том числе построенного на предметно-комплексной основе, а также исходя из субъекта обучения).
  • Индивидуализация учебных программ, соответствующих образовательным стандартам.
  • Совершенствование системы контроля и оценивания деятельности, учащихся с особенностями психофизического развития.
  • Компьютерная поддержка учебно-методических комплексов.
  • Обеспечение многоуровневого обучения при более широкой внешней и внутренней дифференциации.

Общий смысл целей, сформулированных в концептуальном документе МОиН РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (9.12.2004) заключается в том, что система образования должна обеспечить равные возможности для детей с различным стартовым уровнем. Это определяет направление развития системы на всех ступенях: от ранней диагностики, «предшкольного образования» – до подготовки специалистов, способных обеспечить достижение поставленных целей. Ориентация новой концепции образования отражает меняющиеся ориентиры. С одной стороны, экономическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе, негативные тенденции состояния здоровья россиян привели к увеличению детей с особыми образовательными потребностями. По достижении 18-летнего возраста они более чем в 80% случаев попадают в категорию граждан, нуждающихся в поддержке государства; чаще несостоятельны в семейной жизни, не могут воспитать здоровых детей. Сохранение таких тенденций опасно, как для граждан данных категорий, так и для общества в целом. С другой стороны, существующая система специального образования не устраивает социального заказчика образовательных услуг: закрытость, возможность обучения детей с отклонениями в развитии только в специальных учебных заведениях, недостаточный охват нуждающихся, невозможность получения коррекционной помощи в условиях сельских малокомплектных ДОУ и школ при нормативном финансировании; устранение родителей из процесса обучения, ориентация на ЗУНы, стандарт в ущерб личностному, социально-эмоциональному развитию детей.

Назрела объективная потребность переосмысления целей, методов, средств и организационных форм специального образования в соответствии с новым социальным заказом. Это возможно только при постановке перед системой образования целей развития личности. Очевидно, что необходима ориентация на эту цель и государства, и педагогов, и родителей. Таким образом, модернизация системы образования касается всех участников образовательного пространства: воспитанников, обучающихся, родителей, студентов, педагогов, структур управления образованием и повышения квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Олигофренопедагогика имеет длительную историю развития в современной России, взаимосвязана со многими науками, в частности педагогикой, медициной, психологией, социологией, правом. Мы рассмотрели историю становления, предмет и методы современной олигофренопедагогики и определили перспективы развития олигофренопедагогики в России.

Исходя из вышеизложенного, приоритетными направлениями развития специального образования в регионах России можно считать следующие:

1. Осуществление максимально ранней дифференцированной диагностики и коррекции нарушений в психофизическом развитии при участии не только специалистами медицинского профиля, но и работниками образования.

  1. Интенсификация ранней помощи (создание служб, осуществляющих коррекционную, консультативную и социальную помощь проблемным детям младенческого возраста).
  2. Создание более широкой сети консультативных пунктов, где родители смогут получать медицинскую, психолого-педагогическую помощь в диагностике психического развития, по вопросам коррекционной работы с ребенком в семье, включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
  3. Организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа.
  4. Научная поддержка и обоснование при разработке индивидуальных программ обучения и воспитания проблемного ребенка.
  5. Расширение образовательного пространства и развитие интеграционных процессов в системе специального образования.
  6. Оптимизация и гуманизация образовательного процесса.
  7. Пропаганда дефектологических знаний через развитие дифференцированной сети диагностических, консультативных пунктов (кабинетов), через внедрение научных разработок в данной области знаний, через средства массовой информации.

В настоящее время перед системой специального образования в России стоят задачи ее модернизации, ориентированные на совершенствование кадровой политики, создание оптимальных условий успешного процесса интеграции, адаптации и социализации лиц с проблемами в развитии, расширение системы социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с разными формами отклоняющегося развития. Решение данных вопросов может быть осуществлено через реконструкцию законодательной базы специального образования.

Назрела объективная потребность переосмысления целей, методов, средств и организационных форм специального образования в соответствии с новым социальным заказом. Это возможно только при постановке перед системой образования целей развития личности. Очевидно, что необходима ориентация на эту цель и государства, и педагогов, и родителей. Таким образом, модернизация системы образования касается всех участников образовательного пространства: воспитанников, обучающихся, родителей, студентов, педагогов, структур управления образованием и повышения квалификации.

Важным этапом модернизации специального образования является создание условий для преемственности образования, начинающегося на ступени дошкольного детства, продолжающегося в школе и выходящего на другой уровень. Сквозное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с отклонениями в развитии в образовательной среде позволяет решать на первоначальных этапах задачи ранней диагностики и коррекции недостатков нервно-психического развития. Использование периодов раннего и дошкольного возраста как оптимальных для предупреждения и коррекции вторичных нарушений в развитии позволяет снизить число дезадаптивных проявлений у детей на начальных этапах обучения. Система обучения и воспитания в школе должна быть ориентирована на формирование основ жизненной компетенции и выработку социально-нормативных форм поведения. Это может быть достигнуто также через формирование адекватных представлений в обществе о потенциальных возможностях детей с недостатками психофизического развития.

Социально-психологическое сопровождение детей в постшкольный период приобретает особую актуальность в условиях социального сиротства. Большинство лиц, имеющих отклонения в развитии имеют статус инвалидности, что снижает возможности их трудоустройства. Большой процент молодых людей попадает в асоциальные сообщества. Поэтому остро стоит проблема квотирования рабочих мест для лиц с отклонениями в развитии и поддержание этих начинаний на федеральном и региональном уровнях.

Выше обозначенные аспекты составляют далеко не полный перечень перспективных проблем специального образования, но могут рассматриваться как стартовая площадка в вопросах модернизации образовательной политики.

СПИСОК ЛИТРАТУРЫ

 

  1. Белякова, И.А., Петрова, В.Г. Психология умственно отсталого ребенка. – М., 1998.
  2. Бертынь, Г.П. Близнецовый метод при изучении олигофрении у детей. - М., 1995
  3. Брезе, Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. - М., 1991
  4. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание во вспомогательной школе. – М., 1998.
  5. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1991.
  6. Дефектологический словарь / Под ред. А. И. Дьячкова. - 2-е изд., доп. - М., 1970
  7. Еременко, И.Г. Олигофренопедагогика. – К., 1995.
  8. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995
  9. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник / [И. Ю. Левченко и др.] ; под ред. Забрамной, С. Д., Левченко, И. Ю. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2011. - 336 с. : табл. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое образование) (Бакалавриат). - Библиогр. в тексте. - Авт. указ. на обороте тит. л.
  10. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. – М., 1995.
  11. Калашникова, М.Б. Специальная психология и коррекционная педагогика: Учеб. материалы к курсу / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2000.
  12. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 2000.
  13. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.
  14. Малофеев, Н. Н Специальное образование в меняющемся мире. Россия : в 2 ч. : учебное пособие для пед. вузов. Ч.1-2 / Просвещение, 2010. - 319 с. : ил., табл. - Библиогр. в конце гл. и с. 310. - Указ. имен: c. 311-317. - ISBN 978-5-09-023506-8 (общ.).
  15. Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1996
  16. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены. М., 1985.
  17. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)/под ред. Пузанова, Б.П. М., Академия, 2000.

 



2019-11-13 1766 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы специального образования в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы специального образования в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1766)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)