Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и методики исследования



2019-11-13 215 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




    1. Методика – «Тест тревожности» (Р.Тэммл, В.Амен, М.Дорки).      

     Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. Тревожность, свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства, который не осознается, не объективируется, не воспринимается в качестве фрустратора.

     Процедура проведения. На 14 картинках (Приложение 1), предлагаемых ребенку, изображены типичные для его жизни эмоционально положительные, отрицательные и неопределенные ситуации. Ребенок выбирает грустное или веселое лицо для главного героя картинки, обычно исходя из собственного самочувствия в подобных ситуациях. Не надо спрашивать у ребенка, как он понимает то, что изображено на картинке, так как даже при правильном восприятии речевое изложение увиденного может вызывать у него затруднения. Не следует также и рассказывать ребенку о том, что происходит на картинке. Объяснения психолога могут подводить ребенка к определенному ответу. Важно, чтобы ребенок ориентировался на собственное понимание ситуации. Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку» — то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.

     Количественная обработка теста происходит посредством простого суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный результат характеризует уровень его тревожности. Ответ может быть выражен как в сырых баллах, так и в процентах.

Для вычисления индекса тревожности в процентах следует сумму отрицательных выборов разделить на 14 (общее число ситуаций) и умножить на 100. В зависимости от полученного значения ИТ у каждого ребенка диагностируется тот или иной уровень тревожности в соответствии с нижеприведенной классификацией.

1. Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%).

2. Средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%).

3. Низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

В случае высоких показателей тревожности необходим качественный анализ ответов для определения тех сфер жизнедеятельности, которые выступают источником повышенной тревоги.  При выполнении качественного анализа делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной и подобной ей ситуации.

     2.Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов или опекунов детей 3-10 лет.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

В тесте-опроснике 61 вопрос (Приложение 2), на которые следует отвечать согласием или несогласием.

Количественная обработка. За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах.

     1.Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2.Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к

сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3.Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4.Авторитарная гиперсоциализация. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5.Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

     3.Метод статистической обработки данных: U-критерий Манна — Уитни (Mann – Whitney U - test) — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение  критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.

Рассчитывается U-критерий Манна — Уитни по формуле:

                                                            (1.1.)

где {\displaystyle n_{1}} n1 — количество элементов (объем) в первой выборке,

   n2 {\displaystyle n_{2}}— количество элементов (объем) во второй выборке;

   nх –  объем группы с большей суммой рангов;

   Тх – большая из ранговых сумм.

    Расчет данных производится с использованием компьютерной программы SPSS Statistics («Statistical Package for the Social Sciences» — «статистический пакет для общественных наук»), предназначенной для проведения прикладных исследований в общественных науках.



2019-11-13 215 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и методики исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)