Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты эмпирического исследования



2019-11-13 238 Обсуждений (0)
Результаты эмпирического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим результаты исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики «Тест тревожности» (Р.Тэммл, В.Амен, М.Дорки).  Используем результаты 30 детей.

На диаграмме показаны итоговые групповые результаты (Рис. 2.1.).

распределения уровней тревожности в детской группе.

 

Рисунок 2.1. Диаграмма распределения уровней тревожности

в детской группе.

Из диаграммы (рис. 2.1.) видим, следующее:

- низкого уровня тревожности не наблюдается;

- средний уровень тревожности был отмечен у 19 детей – это 63,3% группы. Характеристика уровня: неопределенные ситуации воспринимаются ребенком в положительном ключе и не содержат эмоционально дестабилизирующего фактора.

- высокий уровень тревожности показали 11 детей – это 36,7% группы. Это свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять. Действие данного фактора нередко определяет общее самочувствие ребенка и ему часто приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он мог хорошо себя чувствовать. Более того, часто ребенок не может справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

В рамках данного исследования мы рассмотрим взаимосвязь уровня детской тревожности и родительского отношения.

Результаты исследования родительского отношения по тест-опроснику А.Я.Варги, В.В.Столина представлены в таблицах 2.1. и 2.2.

Таблица 2.1.

Результаты опроса матерей по ОРО

Шкала низкий уровень (кол-во чел.) % средний уровень (кол-во чел.) % высокий уровень (кол-во чел.) %
Принятие-отвержение

10

33,3%

20

66,7%

0

0,0%

Кооперация

3

10,0%

26

86,7%

1

3,3%

Симбиоз

7

23,3%

15

50,0%

8

26,7%

Авторитарная гиперсоциализация

8

26,7%

9

30,0%

13

43,3%

Маленький неудачник

29

96,7%

1

3,3%

0

0,0%

Таблица 2.2.

Результаты опроса отцов по ОРО

Шкала низкий уровень (кол-во чел.) % средний уровень (кол-во чел.) % высокий уровень (кол-во чел.) %
1.Принятие-отвержение

9

30,0%

21

70,0%

0

0,0%

2.Кооперация

5

16,7%

22

73,3%

3

10,0%

3.Симбиоз

14

46,7%

16

53,3%

0

0,0%

4.Авторитарная гиперсоциализация

10

33,3%

12

40,0%

8

26,7%

5.Маленький неудачник

0

0,0%

30

100,0%

0

0,0%

 

Высокий тестовый балл (он же высокий уровень) по соответствующим шкалам интерпретируется как:

Шкала 1 – отвержение.

Шкала 2 - социальная желательность.

Шкала 3 – симбиоз.

Шкала 4 – гиперсоциализация.

Шкала 5 -  инфантилизация (инвалидизация).

Из таблиц видно:    

     1. Для родителей обоего пола данной выборки свойственны отношения эмоционального принятия детей, причем практически в равном соотношении:

- 33,3% матерей и 30% отцов – имеют низкий балл по данной шкале;

- 66,7% матерей и 70% отцов – имеют средний балл;

- высоких баллов – нет вообще.

Характеристика: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

     2.Шкала «Кооперация»— социально желательный образ родительского отношения.  Для матерей чуть более свойственен этот тип отношения – 90%; чем для отцов – 83,3%. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.

     3. Результаты по шкале «Симбиоз», которая отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Более близкие - в 26,7% случаев, а в 8% случаев - симбиотические отношения, складываются у матерей. Эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности. Для отцов, в 53,3 % случаев  - это некая компромиссная средняя дистанция, а для 46,7% - вообще несвойственное отношение к детям.

     4.Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»— отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.

Это характерно для  43,3% - матерей и 26,7% - отцов.

     При этом родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.  Но в близком процентном соотношении и противоположные тенденции: 26,7 % - у матерей и 33,3% - у отцов, указывающие на недостаточный уровень контроля за детьми.

     5.Шкала «Маленький неудачник»— отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.  В данной выборке такое отношение к детям для родителей - не свойственно, особенно это характерно для матерей - 96, 7 % имеют низкий балл.

Далее группа детей была поделена на двое: с высокими и средними показателями тревожности. Был применен U-критерий Манна — Уитни для выявления различий в родительском отношении.  Результаты представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Результаты анализа при помощи методов математической статистики (U-критерия Манна — Уитни)

  N Минимум Максимум Среднее Среднекв. отклонение
тревожность 30 4,00 11,00 7,6667 1,70867
м1 30 5,00 14,00 9,6000 2,35767
м2 30 2,00 7,00 4,6000 1,40443
м3 30 1,00 6,00 4,1000 1,58332
м4 30 ,00 7,00 4,2333 2,06253
м5 30 ,00 4,00 1,3000 ,74971
о1 30 4,00 15,00 9,9000 2,72093
о2 30 2,00 7,00 4,4667 1,63440
о3 30 ,00 5,00 2,8667 1,38298
о4 30 ,00 7,00 3,8667 2,06336
о5 30 1,00 5,00 1,5667 ,97143
N валидных (по списку) 30        

 

В итоге обнаружены различия в этих группах по двум шкалам: М5 (Матери )и О1.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕРСЭ, 2008. - 160 с.

2. Гурьев М.Е. Социально-психологические причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - Новосибирск: ЦРНС, №21, 2015. - С. 75-82.

3. Карандашов В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. - М.: Речь, 2004. - 80 с.

4. Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии...Как от них избавиться? - СПб.: Наука и техника, 2012. - 288 с.

5. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - М.: Речь, 2006. - 198 с.

6. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидере. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 432 с.

7.  Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

8. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. - Минск: изд. Харвест, 1997. - 800 с.

9. Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

10. Степанова О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа. - М.: Флинта, 2015. - 80 с.

11. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

«Тест тревожности» (Р.Тэммпл, В.Амен, М.Дорки).

Цель методики: определить уровень тревожности ребенка дошкольного возраста. Для проведения теста требуются 14 рисунков (8,5 x 11 см) выполненных в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Тестирование проходит в отдельной комнате. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается».

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) с мамой и папой».

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название выражения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка фиксируются в специальном протоколе. Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

 

 

 

 

 

Приложение 2



2019-11-13 238 Обсуждений (0)
Результаты эмпирического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты эмпирического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)