Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика научного стиля речи



2019-11-13 221 Обсуждений (0)
Специфика научного стиля речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа по дисциплине

                                 «Основы научных исследований»

Выполнил:

Хабибуллина А.Э.,
студентка группы ХТОб-18

Проверил:

Татьяненко С.А.,

к.п.н., заведующая кафедрой ЕНГД

Тобольск, 2019

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................................3

1.Специфика научного стиля...................................................................................................3

2. Виды научных текстов..........................................................................................................5

2.1 Первичные тексты...............................................................................................................5

2.2 Вторичные тексты...............................................................................................................6

3.Структура научных текстов..................................................................................................8

4. Признаки научного текста...................................................................................................10

Заключение................................................................................................................................11

Список литературы...................................................................................................................11

 

 


 

Признаки, структура и специфика различных видов научных текстов

 

Аннотация: Данная работа посвящена исследованию различных видов научных текстов, их специфике, структуре и признакам. Особое внимание уделено научному стилю речи как средству передачи логической информации, которое составляет основу всех научных текстов. Знание основных закономерностей и  структурных особенностей научного стиля речи способствует как более глубокому проникновению в содержание научного текста, адекватному выявлению содержащейся в нем основной проблемной информации, так и выражению своих мыслей в соответствующем научном произведении.

Ключевые слова: наука, научный стиль речи, научный текст, информация, особенности письменной научной речи

 

Введение

Данная тема актуальна на сегодняшний день, так как с развитием науки и техники, количество научных работ увеличивается с каждым днем, растут требования к написанию научного текста и увеличивается число дискуссий по поводу правильного написания научной работы. Целью исследования является изучение различных видов научных текстов, их специфике, признаков и структуре.

Научный текст состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования тех или иных научных фактов. Нaучное изложение, в отличие от других видов изложения, рaссчитaно на логическое, a не нa эмоционaльное восприятие. Экспрессивные средства языка употребляются лишь в конкретных текстах определенных жанров, чаще всего – в полемических статьях, лекциях, научно-популярных докладах. В научном изложении почти не употребляются слова, выражающие единичные понятия, конкретные образы. Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается также употреблением специальных слов (обычно, обыкновенно и т.п.). Основой всех научных текстов является научный стиль речи, который имеет ряд особенностей. По определению, Нaучный стиль — функционaльный стиль речи литературного языкa, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание выскaзывания, монологический хaрaктер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Стиль нaучных работ определяется их содержанием и целями нaучного сообщения: по возможности точно и полно объяснить фaкты, покaзать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д.

 

Специфика научного стиля речи

Научный стиль имеет ряд особенностей как языковых, так и особенностей оформления, структура которых подчинена законам жанра научного текста. Основные отличительные черты научного стиля: точность, абстрактность, логичность, объективность – фундамент, на котором построены все работы научного стиля. Но помимо данных особенностей, научный стиль обладаем другими характеристиками и языковыми средствами.

Р.А. Будагов, советский и российский лингвист, определил научный стиль как “такой языковой стиль, который стремится:

1) к точности, простоте и ясности

2) к логической стройности

3) к постоянному взаимодействию с общелитературным языком,

4) к строгой обусловленности тщательно продуманных терминов,

5) к широкому использованию разнообразных стилистических ресурсов языка, 6) к

разумному применению необходимых цифр, символов и знаков” (цит. по: Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М., 1978. – С. 85).

 Термины, — одна из основных стилевых характеристик научного стиля. В научных работах употребляются термины двух видов:

1) общенаучные и общетехнические термины

 2) специальные (узкоспециальные номенклатурные) термины.

Общие научно-технические термины выражают общие понятия науки и техники, неоднозначные в общем языке и недвусмысленные в рамках научного стиля, например, «вода», «земля» в разговорном и научном стилях: в разговорном стиле - обычные слова в научном стиле - условия.

Специальные (узкоспециализированные, номенклатурные) термины выражают объекты и объекты науки и техники; они обычно однозначны как на общем языке, так и в рамках функционального стиля научно-технической литературы (например, «атом», «валентность», «коэффициент» и т. д.). язык, около 90% словарного запаса. Однако для каждой узкой специальности их количество невелико, не более 150-200 единиц.

Узкоспециализированные термины являются собственностью ограниченного круга специалистов в данной области знаний. Они используются в основном в научных работах, предназначенных для людей, занятых в этой области науки и техники.

Организационные слова формально представлены союзами и родственными словами, наречиями, предлогами, вводными словами и фразами и вводными словами, безличными и расплывчатыми личными предложениями. Функционально, в соответствии со своими функциями, эта группа слов делится на две категории:

1) слова, которые вводят логический контекст;

2) слова, характеризующие степень объективности информации.

Сначала выполняются различные логические операции, например, для подтверждения вышеупомянутых соображений («поэтому», «следовательно», «таким образом», «в результате» и т. Д.), Вышеуказанных соображений («однако», «» но, «с другой стороны», «тем не менее», «противоположный» и т. д., расширить вышеприведенные соображения («в дополнение», «в свою очередь, и в этом случае» и т. д.) указывают на последовательность аргументации («Первый», «второй», «вверху», «внизу» и т. Д.), Прием.

Последние указывают только на степень объективности информации, содержащейся в утверждении («думай», «верь», «верь», «утверждай», «очевидно», «кажись», «возможно» и т. Д.). Функциональная роль этих организаторов чрезвычайно велика, поскольку их отсутствие превращает относительное утверждение в абсолютное.

Слово конкретизация конкретизирует нашу идею. Формально они представлены экскреторными, усиливающими и ограничительными частицами и наречиями. Функционально они неоднозначны, в рамках одного утверждения, однозначны (например, «крайне ложно», «все еще безудержно» и т. Д.).

Доминирующие слова - это слова (фразы), которые несут основную смысловую нагрузку. Этот смысловой смысл этих слов (фраз) делает их обоими словами-организаторами мысли. Семантически они служат средством логической связи между частями утверждения, между предложениями, абзацами и текстом в целом. Например, в Указе о мире таким словом является слово «мир».

Абстрагирование (абстракция) от частных, несущественных признаков, высокая степень обобщения - широкое использование абстрактного словаря, ограничивающего субъективное начало автора. Авторское «мы», обилие безличных и неопределенно личных высказываний и т. Д. Ограничивают реализацию эмоциональности речи.

Фразеология научного стиля также выполняет определенную функцию. Он предназначен, с одной стороны, для выражения логических связей между частями операторов (например, идиомы и фиксированные комбинации, такие как «давать результаты», «как показывают наблюдения», «на основе полученных данных», «обобщать, «Несмотря на то, что«, »из этого следует, что« и т. Д. », С другой стороны, обозначают определенные понятия, которые на самом деле являются термином (например, фразеологизмы и сложные термины, такие как« аналитические языки »).», « вспомогательный глагол »,« государственный закон »и др.).

Из лексических средств языка научного стиля наиболее характерным является сравнение, цель которого - дать более четкое представление о вышеизложенном.

Виды научных текстов

Научные тексты классифицируются на основании совокупности призна­ков — материальной конструкции, знаковой природе информации, периодичности и структуре, целевому назначению и характеру информации, по степени аналитико-синтетической переработки информации и т.д. Но помимо разнообразия признаков классификации, выделяют два основных вида научного текста: первичный и вторичный.

Первичные тексты

Первичный текст содержит результаты научных исследований и работ, новые сведения и научные факты или нововведения в ранее открытых исследованиях. Первичные тексты в свою очередь делятся на опубликованные и неопубликованные. Опубликованные источники информации:

1. Непериодические издания - публикации, которые выходят однократно. Только наиболее важные и ценные из них переиздаются, но заранее это не предусматривается. При повторных изданиях авторы часто вносят изменения, исправления и дополнения. К непериодическим изданиям относят­ся книги, брошюры, монографии, учебные издания. Книга - это непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 48 страниц. Брошюра - это текстовое книжное издание объемом свыше четырех, но не более 48 страниц. Монография – содержит всестороннее исследование проблемы. Учебное издание - книга, содержащая информацию определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения, относится к непериодическим изданиям.

2. Периодические – публикации, выходящие систематически в определенное время. К таким публикациям относятся: журналы и газеты, которые обычно выполняют функцию средств массовой информации и формирования общественного мнения; сборники научных трудов вузов и институтов, информирующие о научных работах, публикациях и исследованиях в разных областях; патентная документация - это совокупность сведений, содержащих информацию о результатах научно-технической и конструкторской деятельности, заявленных или признанных охраняемыми объектами промышленной собственности.

3. Нормативные документы – это документы, в которых содержатся общие принципы, правила, характеристики, относящиеся к определенным видам деятельности либо к их результатам. Государственные стандарты – нормативные документ, разработанный на услуги, работы, товары, для выполнения требований регламента. Такие нормативные документы принимает Госстандарт РФ. Такие нормативные документы обязательны к исполнению. К первым, в частности, относят стандарты безопасности услуг, пищевых продуктов, работ, процессов для здоровья человека, имущества, окружающей среды, санитарные правила, взаимозаменяемости товаров, маркировки и методов контроля. Отраслевые стандарты - рекомендации, нормы, правила регионального и международного характера, принимаемые в соответствии с требованиями законодательства. Стандарты предприятий и их объединений. СТО - стандарты инженерных и научно-технических объединений.

Неопубликованные источники информации:    

1. Диссертация - квалификационная научная работа в определенной области наук, содержащая совокупность научных исследований и результатов данного исследования, выдвигаемое автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку. Основу диссертации составляют выполненные и опубликованные научные исследования, открытия или крупные изобретения, внедренные в практику.

2. Депонированные рукописи - переданные на хранение в орган-депозитарий научные работы, выполненные индивидуально или в соавторстве и рассчитанные на ограниченный круг потребителей. Депонирование сокращает срок публикации, обеспечивает доступ исследователей к непубликуемым материалам.

3. Научный отчет - отчет научного сообщества о проведенном исследовании и работе, доступен организациям и частным лицам, хранится в фонде ВНТИЦентра.

4. Публичное выступление – это передача одним выступающим информации разного уровня в ходе общения с широкой аудиторией.

 

Вторичные тексты

Вторичные источники информации содержат результат переработки информации, которая содержится в первичном тексте. Обычно вторичные тексты содержат информацию нескольких первичных текстов для того, чтобы анализ исследования был полон и затрагивал многие сферы деятельности. Вторичные тексты – переработка и анализ первичных текстов:

1. Справочные издания – результат теоретических обобщений, различные величины и их значения, материалы производственного характера (справочники, словари)

2. Обзорные издания – содержит концентрированную информацию, полученную в результате отбора, систематизации и логического обобщения из большого количества первичных текстов.

3. Аннотация [от лат. annotatio — замечание] – сокращенное содержание какого-либо источника информации, включающая в себя характеристику основной темы или проблемы. Аннотация содержит основную тему публикации и показывает отличительную черту публикации. Аннотация, являясь жанром функционального стиля научно-технической литературы, наряду с общими закономерностями, присущими этому стилю, имеет свои специфические особенности, которые определяются как условиями существования и функционирования этого жанра, так и целью используй это. Суть и цель аннотации в том, что она дает краткое описание источника информации и отвечает на вопрос о том, что сказано в оригинальном документе.

Основные требования к тезисам, особенно для справки, следующие:

- содержание реферата должно быть внутренне логичным

и может отличаться от состава аннотированного документа;

- выбор информации для аннотации, их оформление и расположение зависят от содержания и характера аннотируемых

документ, цель аннотации и потребитель, для которого она предназначена;

- язык аннотации должен быть литературным, лаконичным,

простой и понятный, без долгих и сложных периодов; без абзацев.

- средний объем аннотации составляет 500 символов и только в исключительных случаях достигает 800-1000 символов.

Справочные аннотации могут быть очень короткими, состоять из нескольких слов или небольших фраз или быть расширенными, но они не должны превышать указанный объем. Объем рекомендации аннотации не регламентированы. Основная ошибка аннотации – избыточность информация. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо избегать повторения информации, содержащейся в библиографическом описании документа, ненужных фраз, не несущих основную информацию, вводных слов и вводных предложений, сложных подчиненных предложений.

4. Реферат [от лат. reffere — докладывать, сообщать] {спец.) — «краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему» (ГОСТ 7.0—84). Реферат как жанр научной литературы, помимо общих закономерностей функционального стиля научной и технической литературы, имеет частные особенности, присущие данному жанру в отличие от других жанров этого стиля, что обусловлено функцией реферата, его информационным назначением. В отличие от других вторичных текстов, реферат не включает научную тщательность изложения, что характерно для научной статьи. Нет подробных доказательств, аргументов, сравнений, сравнений и дискуссий о результатах и ​​оценках, поскольку это эффективный способ убедить читателя, и цель эссе состоит в том, чтобы передать что-то, а не убедить. Суть и цель реферата заключается в кратком изложении (с достаточной полнотой) основного содержания источника при представлении новой проблемной информации, содержащейся в оригинальном документе.

Текст тезисов может содержать следующую информацию:

- тема, исследующая проблему; Объект, цели и содержание работы;

- методы исследования (новые или представляющие особый интерес данные методы, известные методы только упоминаются или не упоминаются);

- конкретные результаты (приведены основные теоретические, экспериментальные и описательные результаты, отдавая предпочтение новым и проверенным фактам, которые являются результатами долгосрочной важности и открытиями, важными для решения практических задач);

- выводы автора (оценки, предположения), принятые или отклоненные гипотезы, описанные в оригинальном документе;

- сфера применения и практическое применение результатов работы.

Если часть этого

Данные (методы, выводы, область применения) не приводятся в тексте аннотации при сохранении порядка изложения.

При необходимости реферат содержит:

- информация об авторе, его работах (приведены наиболее важные работы автора);

- Таблицы, диаграммы, графики, формулы для

Разъяснение основного содержания документа;

- технология применения оборудования и условия для обучения;

- ссылки на наличие библиографии и изображений (если они не включены в библиографическое описание).

В аннотации допустимо указывать содержание документа более или менее подробно, а также ограничиваться основной темой (проблемой) и результатами, содержащимися в ссылочном документе.

 



2019-11-13 221 Обсуждений (0)
Специфика научного стиля речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика научного стиля речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)