Тема 5. Анализ творческого метода художника по отношению к натуре
Понятие натуры в истории художественного творчества и профессионального образования художников. Основные приемы взаимодействия с натурой (работа с натуры, по памяти, по представлению). Роль контакта с натурой и специфика его понимания в различных художественных системах (Ренессанс, барокко, классицизм и другие стили; романтизм, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм и другие направления изобразительного искусства). Разнообразие индивидуальных принципов использования натурного впечатления, натурных штудий в изобразительном искусстве Нового и Новейшего времени. Значение оценки отношения творчества к натуре для современных исследований искусства в целом, для решения задачи стилистического определения, для интерпретации содержания произведения искусства. Алгоритмы научного анализа отношения искусства к натуре.
Тема 6. Анализ решения типовых профессиональных задач в искусстве и архитектуре Творческий метод художника и устойчивые профессиональные задачи в искусстве и архитектуре. Жанры, формы и функции произведений изобразительного искусства. Типы и функции сооружений в архитектуре. Типовые профессиональные задачи в истории ДПИ и дизайна. Подходы к решению типовых профессиональных задач, характерные для основных художественных систем (стили и направления в искусстве и архитектуре). Разнообразие индивидуальных решений в отношении типовых профессиональных задач у мастеров Нового и Новейшего времени. Значение исследования индивидуальных решений на примере жанров изобразительного искусства и вариантов их интерпретации в искусстве разных художественных эпох. Принципы сравнительного и типологического анализа творчества художников. Алгоритмы научного анализа творческого метода как уникального решения типовых профессиональных задач. Тема 7. Принципы сравнительного анализа художественной теории и практики Изучение художественного творчества в его отношении к теоретическим программам. Теоретическое высказывание как постановка творческой задачи. Принципы исследования творческого метода художников-теоретиков от Ренессанса до современности. Особенности исследования теоретических аспектов деятельности новаторских направлений в искусстве XIX – XXI веков. Проблемы поиска теоретической информации о творчестве современных художников и художественных объединений. Алгоритмы сопоставления художественной теории и практики с целью описания творческого метода художника или объединения. Использование теоретических программ и теоретических высказываний в изложении результатов научного исследования (в докладах и ВКР магистров).
Избранная литература. Вопросы теории искусства, истории профессии художника, научного изучения истории искусства
1. Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение: учебное пособие / В.Г. Арсланов. - Москва : Академический Проект, Культура, 2015. - 456 c. 2. Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Просвещение. Ф. Шеллинг и Г. Гегель: учебное пособие / В. Г. Арсланов. - Москва : Академический Проект, 2015. - 451 c. 3. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. – Москва : Прогресс, 1994. - 528 с. 4. Виппер Б.Р., Ливанова Т.Н. (ред.) История европейского искусствознания. - Москва : Наука, 1963 – 1969 5. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 656 с. 6. Омельяненко М. В. Методология искусствоведческих исследований : учебное пособие / М. В. Омельяненко ; М-во культуры РФ, С.-Петерб. Гос. ин-т культуры, фак. мир. культуры, каф. искусствоведения. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 116 с. 7. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. – Москва : ЛКИ, 2008. - 304 с.
Изучение художественных систем и методов в советской науке и актуализация этого подхода 1. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению : [Учеб. пособие для сред. худож. учеб. заведений]. – Москва: Изобразит. искусство, 1985. – 151 с. 2. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. – Москва: Искусство, 1978. – 264 с. 3. Знамеровская Т. П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. – Ленинград: О-во "Знание" РСФСР. Ленингр. организация, 1975. – 39 с. 4. Избавление от миражей : Соцреализм сегодня : [Сб. ст / Сост. Е. А. Добренко]. – Москва: Сов. писатель, 1990. – 413 с. 5. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. – Ленинград: Издательство ЛГУ, 1971. – 766 с. 6. Лисаковский И. Н. Художественная культура: Термины. Понятия. Значения. – Москва: Издательство РАГС, 2002. – 238 с. 7. Николаев П. А. Реализм как творческий метод : Ист.-теорет. очерки. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 280 с. Омельяненко М. В. Актуализация понятия «творческий метод» в научной подготовке историков искусства // Вестник СПбГИК. 2018, № 3 (сентябрь). С. 110 – 114 9. Современное искусствознание: Методологические проблемы. – Москва : Наука, 1994. – 256 с. 10. Сучков Б. Л. Исторические судьбы реализма : Размышления о творческом методе. – Москва : Сов. писатель, 1977. – 526 с. 11. Творческий метод : Сборник статей / [Общая ред. и сост. В. А. Разумного]; Акад. наук СССР. Ин-т философии. – Москва : Искусство, 1960. – 344 с.
Задание к экзамену Экзамен во 2 семестре – ответ на специальный вопрос по теме ВКР магистранта.
На основе содержания лекций, статьи «Актуализация понятия «творческий метод» в научной подготовке историков искусства» и источников из списка литературы, расскажите: - возможна ли постановка вопроса о художественной системе или индивидуальном творческом методе в случае вашего материала; - применимы ли отдельные аспекты исследования творческого метода (темы 4-7 и другие точки зрения на проблему творческого метода). Используя алгоритмы из презентаций, проработайте материал своей ВКР или других самостоятельных исследований на предмет анализа творческого метода (темы 4-7) и расскажите о полученных результатах.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |