Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Социально-психологические технологии профилактики стресса и профессионального выгорания у моряков.



2019-11-13 315 Обсуждений (0)
Тема 7. Социально-психологические технологии профилактики стресса и профессионального выгорания у моряков. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Сущность синдрома «профессионального выгорания» и его взаимосвязи с профессиональным стрессом.

2. Структура синдрома «профессионального выгорания» (основных симптомов синдрома и возможных их проявлений у моряков).

1. Сущность синдрома «профессионального выгорания» и его взаимосвязи с профессиональным стрессом. Интенсификация жизни, социально-политические и социально-экономические изменения, которые происходят в Украине сегодня, предъявляют к работников образовательных организаций новые, более сложные требования, что безусловно выливает на психологическое состояние работников, провоцирует возникновение эмоционального напряжения, развитие значительного количества профессиональных стрессов. Одним из самых тяжелых последствий долговременного профессионального стресса является синдрома «профессионального выгорания».

Ныне известные несколько основных подходов к изучению синдрома «профессионального выгорания».

Первый подход рассматривает «профессиональное выгорание» как состояние физического, психического и прежде всего эмоционального истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. А значит, «профессиональное выгорание» толкуется как синдром «хронической усталости».

Второй подход рассматривает «профессиональное выгорание» как двумерную модель, которая состоит, во-первых, из эмоционального истощения и, во-вторых, - с деперсонализации, то есть ухудшение отношения к другим, а иногда и к себе.

Но наиболее распространенным является третий подход, предложенный американскими исследователями К. Маслач и С. Джексон. Они рассматривают синдрома «профессионального выгорания» как 3-компонентную систему, которая состоит из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции собственных личностных достижений.

Раскрывая сущность синдрома «профессионального выгорания» и его взаимосвязь с профессиональным стрессом, следует отметить, что в наиболее общем виде синдрома «профессионального выгорания» можно толковать как стрессовую реакцию, возникающую в результате долговременных профессиональных стрессов средней интенсивности.

Учитывая определение стрессового процесса по Г. Селье (то есть стадий тревоги, резистентности и истощения), «профессиональное выгорание» можно считать третьей стадией, для которой характерен устойчивый и неконтролируемый уровень возбуждения.

«Синдром выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром «выгорания» выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Понятие выгорания зарубежными и отечественными психологами обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.

В 1983 г. Е. Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины.

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «выгоранием».

Б. Пелман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм) и снижение профессиональной эффективности (редукция профессиональных качеств).

Бойко В.В. рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Так же он описывает различные симптомы «выгорания».

Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности.

Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности.

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства.

Факторы, которые способствуют возникновению стресса у моряков, и как результат провоцируют развитие синдрома профессионального выгорания. Эти факторы, можно условно разделить на группы: факторы макроуровня, мезоуровня, и микроуровня.

1. Группа факторов макроуровня является достаточно своеобразной и специфической для моряков, сюда принадлежат такие факторы, как: преимущественно безразличное отношение социума (в т.ч. и власти) к морякам и их проблемам, потеря престижности профессии моряка и т.п.

2. Факторы мезоуровня состоят из нескольких групп: «Специфика содержания профессии»; «Недостаточное моральное и материальное стимулирование»; «Физическая и эмоциональная нагрузка»; «Организация и условия труда»; «Межличностные отношения в коллективе».

3. К факторам «профессионального выгорания» на микроуровне можно отнести такие индивидуально психологические особенности моряков как коммуникативные барьеры; уровень саморегуляции; повышенный уровень требований, психологические особенности личности и др.

Истомина О.А. к стрессогенным факторам морского труда относит

· угрозу аварий и травм;

· сенсорную депривация (недозагрузка систем наших анализаторов наблюдаемая в условиях изолированного пространства судна);

· стрессоры возникающие при взаимодействии человека с производственной средой судна (уровень шума, естественная и искусственная освещенность, электромагнитное излучение, вибрация, газовое загрязнение воздушной среды);

· утрату важных психических связей, относительную социальную изоляцию;

· семейно-бытовые стрессоры;

· стрессоры, возникающие при взаимодействии человека с социально-психологической средой экипажа;

· экономические и коммерческие стрессоры;

· информационный голод;

· фрустрированность ряда физиологических потребностей;

· гиподинамию и гипокинезию и др.

Нелюбин К.М. выделил следующие факторы, влияющие на психику моряка: монотонность деятельности, единство зон труда и отдыха, недостаток информации, сокращение мышечной активности, гиподинамия, одиночество, групповая изоляция, оторванность от семьи, смена часовых поясов, угроза для жизни (пираты), сексуальная депривация, пищевые факторы, вибрация, качка, статическое электричество, поля СВЧ, перевозимые грузы на корабле (если перевозят серу идут яды), специфические факторы (вахтенный метод службы), дистанционный труд, высокая ответственность, круглосуточное выполнение обязанностей, постоянное готовность к действию.

2. Структура синдрома «профессионального выгорания» (основных симптомов синдрома и возможных их проявлений у моряков).. Одним из наиболее системных и комплексных приемов рассмотрения анализа синдрома «профессионального выгорания» является подход российского ученого В.В. Бойко, который разработал собственную классификацию симптомов, сопровождающих различные компоненты «профессионального выгорания».

В.В. Бойко характеризует компоненты упомянутого синдрома так:

1. Первый компонент - «напряжение» - характеризуется ощущением эмоциональной вялости, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.

Он находит проявление в таких симптомах, как:

1) переживания психотравмирующих обстоятельств - человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующее;

2) недовольство собой - недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом;

3) «загнанность в угол» - ощущение безысходности ситуации, желание сменить работу или профессиональную деятельность вообще;

4) тревога и депрессия - развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервозности, депрессивные настроения.

2. Второй компонент - «резистенция» - характеризуется чрезмерным эмоциональным истощением, что провоцирует возникновение и развитие защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытой, отстраненным, равнодушной. На таком фоне любое эмоциональное вовлечение в профессиональных дел и коммуникаций вызывает у человека ощущение чрезмерного переутомления.

Это проявляется в таких симптомах, как:

1) неадекватное избирательное эмоциональное реагирование - контролируемый влияние настроения на профессиональные отношения;

2) эмоционально-нравственная дезориентация - развитие безразличия в профессиональных отношениях;

3) расширение сферы экономии эмоций - эмоциональная замкнутость, отчуждения, желание прекратить любые коммуникации;

4) редукция профессиональных обязанностей - сворачивание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнения профессиональных обязанностей.

3. Третий компонент - «истощение» - характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться по рабочим вопросам, развитием психосоматических нарушений.

Здесь проявляются такие симптомы, как:

1) эмоциональный дефицит - развитие эмоциональной чувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошения человека при исполнении профессиональных обязанностей;

2) эмоциональное отчуждение - создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

3) личностный отчуждения (деперсонализация) - нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться при исполнении профессиональных обязанностей, и к профессиональной деятельности вообще;

4) психосоматические и психотерапевтические нарушения - ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических и психовегетативных нарушений, как расстройства сна, головные боли, проблемы с артериальным давлением, желудочные расстройства, обострение хронических болезней.

Итак, по В.В. Бойко, каждый компонент синдрома состоит из 4 симптомов.

Несмотря на некоторые различия, все приведенные подходы к пониманию сущности и структуры синдрома «профессионального выгорания» имеют много общего. А следовательно, организационные психологи в зависимости от конкретных задач, которые они решают в организациях, могут концептуально опираться на тот или иной подход.

Итак, синдром профессионального выгорания» - один из проявлений стресса, с которым сталкивается человек в собственной профессиональной деятельности. Этот срок - общее название последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессиональной кризиса. Поскольку данные современных исследований продемонстрировали, что «профессиональное выгорание» можно отличить от других форм стресса не только концептуально, но и эмпирически, возникла необходимость в систематических научных исследованиях этого синдрома.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные подходы к определению термина «Профессиональное выгорание»?

2. Какие причины возникновения профессионального выгорания у моряков?

3. Какая взаимосвязь между стрессом и выгоранием?

4. Какова структура синдрома профессионального выгорания?

5. Какие стрессогенные факторы морской профессии Вы знаете?

Рекомендуемая литература:

Основная:

[1]; [10], [11].

Дополнительная:

[12], [13], [17], [20]..

Электронные ресурсы:

[1]; [2]; [4].

 

Тема 8. Социально-психологические технологии преодоления коммуникативных барьеров.

1. Сущность коммуникативных барьеров и их роль в деятельности организации.

2. Анализ основных видов коммуникативных барьеров в организации.

3. Факторы, влияющие на возникновение коммуникативных барьеров в организациях и пути их преодоления.

 

1. Сущность коммуникативных барьеров и их роль в деятельности организации. Эффективность деятельности организации в значительной степени зависит от успешности делового общения менеджеров и персонала, а также от особенности общения персонала с клиентами и партнерами организации. Содействие достижению взаимопонимания между людьми, которые работают бок-о-бок, создание личностного коммуникативного комфорта для каждого работника и организации в целом - неотъемлемая часть работы организационного психолога.

Среди явлений, затрудняющие общение в организации, а иногда приводят к полному его блокировки, ведущую роль играют коммуникативные барьеры. В общем виде коммуникативные барьеры можно определить как препятствия на пути передачи информации от коммуникатора (отправитель информации) до реципиента (получателя).

Коммуникативные барьеры являются одной из причин возникновения и развертывания внутриличностных, межличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, которые возникают в организациях. Они также могут приводить к снижению результативности деятельности менеджеров и персонала организаций, влиять на их межличностные отношения, эмоциональное состояние, степень удовлетворенности работой и т.д. Поэтому важность профилактики и преодоления коммуникативных барьеров в организации очевидна, а работа организационного психолога в этом направлении является насущной.

По своему содержанию коммуникативный барьер - это одна из разновидностей психологического барьера, психологического состояния, который оказывается в неадекватной пассивности субъекта, что мешает выполнению тех или иных действий. Коммуникативные барьеры – это препятствия на пути следования информации от коммуникатора к риципиенту. Они могут привести к искажению первоначальной информации и ее неправильной трактовке.

2. Анализ основных видов коммуникативных барьеров в организации.В отношении основных видов коммуникативных барьеров в организации следует отметить, что психологами выделено несколько их видов.

Так, некоторые авторы отмечают, что общению в организациях могут препятствовать социальные и чисто психологические барьеры. В первом случае коммуникация оказывается недостаточно развитой через принадлежность партнеров в разных социальных групп - уровней управления и сфер деятельности. Во втором случае барьеры возникают через индивидуально-психологические особенности личности - симпатии или антипатии, открытость или ее отсутствие.

Другие авторы выделяют типы барьеров, препятствующих как отправке, так и получению информации в организации: а) связанные с восприятием информации; б) организационные. Причины барьеров восприятия заключаются в различии во время наблюдения, отбора и организации стимулов, которые постоянно получают участники коммуникации, и интерпретации информации. Причинами организационных барьеров общения выступают: слишком большое количество звеньев в коммуникационном цепочке; монополия на информацию; отношения, основанные на статусе; обход информации; «зашоренность» начальника или коллеги; защитная реакция кого из сотрудников; равнодушие и халатность руководства; озабоченность (собственная ли кого из коллег); невнимательность и т.д.

Отдельно выделены коммуникативные барьеры, возникающие в управленческом общении:

фонетический и стилистический барьеры, связанные с качеством дикции, темпом, скоростью и громкостью вещания;

интеллектуальный барьер, связан с логико-грамматическим оформлением вещания и особенностями мышления;

семантический барьер, который отражает индивидуальность жизненного опыта человека и актуализирует задачу «поиска общего языка»;

эмоциональный барьер связан с разным эмоциональным состоянием партнеров;

мотивационный барьер, связан с различными целями, установками и мотивацией;

барьер, связанный с социальными ролями «руководитель», «подчиненный» и иерархией их взаимоотношений;

барьер управленческого поведения руководителя (например, авторитарного). Также психологами выделены коммуникативные барьеры, возникающие в определенных коммуникативных контекстах в процессе выполнения профессиональных задач в организациях - во время переговоров или парады, общение редактора с автором или директора школы с учителем.

Так, в процессе переговоров в организации могут возникнуть такие коммуникативные барьеры:

1. Партнеры вступают в переговоры, достаточно не обдумав заранее свои цели и задачи. Это можно назвать барьером «холодного запуска» на начала переговоров.

2. Отсутствие программы. У партнеров нет четкого плана действий в рамках максимальных и минимальных требований. Переговоры вести легче, если существуют разработанные варианты и программы действий.

3. «Главное, чтобы это меня удовлетворяло» - партнер соблюдает только собственных интересов, что может блокировать собеседника, лишить желания вести переговоры.

4. Неправильная коммуникативная поведение одного из партнеров негативно сказывается на атмосфере переговоров, их участники в ответ на неадекватное поведение партнеров ведут себя эмоционально и несдержанно, не аргументируют, а эгоистично отстаивают только свою позицию, недооценивают значение психологических моментов (например, готовности другой стороны пойти навстречу партнеру). Неумение слушать. Монолог - типичный барьер в переговорах.

5. Барьер «пустить все на самотек». Партнер не имеет четкого представления о конкретные предложения, потребности и критерии оценки предмета переговоров, позиций и ожидаемой реакции противоположной стороны.

3. Факторы, влияющие на возникновение коммуникативных барьеров в организациях и пути их преодоления. Проанализируем основные факторы, влияющие на возникновение коммуникативных барьеров в организациях.

Прежде всего отметим, что оригинальный подход к пониманию причин (факторов) возникновения коммуникативных барьеров во всех сферах жизнедеятельности людей предложил выдающийся российский ученый Б.Ф. Поршнев. Изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, субстратом которых вещания, автор пришел к выводу, что в своей первоначальной сути вещания может выступать средством мощного внушения или суггестии, очень сильным средством влияния из арсенала человечества. Прямое внушение очень опасное, в большинстве случаев оно встречает сопротивление в виде контрсугестии (противвовнушение), что является главной причиной возникновения барьеров на пути коммуникации.

Анализируя механизм контрсугестии, исследователь выделил такие ее виды, как «избегание», «авторитет» и «непонимание».

Избегание - это отклонение, предотвращение контактов с партнером, при котором ни одно общение невозможно. Человек определяет партнера как «врага», «чужого» - человек невнимательна к партнеру, не слушает его, «пропускает мимо ушей» все, что ресниц говорит, не смотрит на собеседника, находит различные основания для окончания разговора.

Действие авторитета как вида контрсугестии заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Таким образом, все, что говорят неавторитетные коммуникаторы, не имеет никакого значения («яйца курицу не учат»). Только учитывая характер формирования представлений о авторитет у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения.

Непонимание как вид контрсугестии заключается в том, что часто некая потенциально опасна для человека информация может поступать из авторитетного источника, а потому защитой будет непонимание самого сообщения. Автор выделяет четыре уровня непонимания - фонетический, семантический, стилистический и логический. Все они связаны с выделением некоторых качеств сообщение - «чужих» и «угрожающих», от которых человек должен защищаться с помощью механизма контрсугестии.

Анализируя коммуникативные барьеры, возникающие в морских экипажах, можно сделать вывод, что они могут быть обусловлены объективными (внешними) и субъективными (внутренними факторами).

К группе объективных (внешних) факторов, обусловливающих возникновение коммуникативных барьеров относятся:

особенности социально-политического развития общества, которые определяют общий уровень демократичности коммуникативных процессов, их ориентацию на межгосударственные и межнациональные связи;

уровень материально-технической оснащенности каналов информации как в целом в обществе, так и конкретно в каждом месте, где осуществляется коммуникация;

характеристику микроситуации, связанной с общением, в конкретном экипаже;

особенности проблемы, которая составляет предмет коммуникации.

Негативное влияние объективных факторов приводит к таким видам коммуникативных барьеров:  социально-политических; технических; конкретно-ситуативных; предметно-проблемных и т.д.

К группе субъективных (внутренних) факторов, обусловливающих возникновение коммуникативных барьеров в экипаже, относятся:

особенности направленности участников коммуникации (потребности, интересы, ценностные ориентации, социальные установки, жизненные планы);

характеристики познавательной сферы субъектов и объектов коммуникации (уровень интеллектуального развития, наличие общих и профессиональных знаний);

особенности эмоционально-динамической сферы участников коммуникации (уровень эмоциональной стабильности - нестабильности, эмоционально-физиологический этап в момент коммуникативного взаимодействия, тип темперамента);

особенности, которые определяют стратегию взаимодействия участников общения (стиль общения участников коммуникации, уровень психологической готовности к общению, социально-психологический климат в коллективе).

Субъективные факторы обусловлены, как правило, национально-культурными, социально-профессиональным, возрастным, половым, индивидуально-психологическими различиями участников коммуникации. Влияние субъективных факторов оказывает влияние таких коммуникативных барьеров: языково-национальных; профессиональных; образовательных; возрастных; половых; личностных; собственно коммуникативных (вербальных и невербальных).

На основе изучения литературных источников и собственного теоретического анализа проблемы Л. Карамушкой была осуществлена классификация основных коммуникативных барьеров в организации, обусловленных индивидуально-психологическими, социально-профессиональными и социально-демографическими особенностями участников коммуникации. В таблице приведен перечень коммуникативных барьеров с указанием причин их возникновения.

Таблица 8.2.1.

Основные коммуникативные барьеры в организации, обусловленные индивидуально-психологическими, социально-профессиональными и социально-демографическими особенностями участников коммуникации

№ п/п Причины возникновения коммуникативных барьеров и их основные виды
1 Коммуникативные барьеры, обусловленные особенностями направленности личности
1.1 Барьеры, обусловленные различными мотивами выполнения деятельности и поведения участников коммуникации - мотивационные барьеры.
1.2 Барьеры, обусловленные различными установками участников коммуникации -барьеры установок.
1.3 Барьеры, обусловленные различными моральными ценностями участников коммуникации - моральные барьеры.
2 Коммуникативные барьеры, обусловленные особенностями познавательной сферы личности
2.1 Барьеры, обусловленные особенностями информационной основы взаимодействия участников коммуникации - информационные(гносеологические) барьеры.
2.2 Барьеры, обусловленные особенностями интеллектуальной сферы участников коммуникации - интеллектуальные барьеры.
3 Коммуникативные барьеры, обусловленные особенностями эмоционально-динамической сферы личности
3.1 Барьеры, обусловленные особенностями эмоциональной сферы участников коммуникации - эмоциональные барьеры.
3.2 Барьеры, обусловленные особенностями динамической сферы участников коммуникации - барьеры, обусловленные типом темперамента.
4 Коммуникативные барьеры, обусловленные особенностями общения участников коммуникации
4.1 Барьеры, обусловленные особенностями информационной составляющей общения
4.1.1 Барьеры, обусловленные особенностями языка и процессами говорение участников коммуникации - языковые барьеры и барьеры говорение -фонетические, семантические, стилистические, логические и др.
4.1.2 Барьеры, обусловленные особенностями процесса слушания участников коммуникации - барьеры слушания.
4.2 Барьеры, обусловленные особенностями социально-перцептивной составляющей общения
4.2.1 Барьеры, обусловленные наличием (отсутствием) эмпатии в процессе общения - эмпатийные барьеры.
4.2.2 Барьеры, обусловленные наличием определенных стереотипов в общении -барьеры стереотипного восприятия.
4.2.3 Барьеры, обусловленные эстетичностью имиджа участников коммуникации и коммуникативной ситуации - эстетическиебарьеры.
4.3 Барьеры, обусловленные особенностями интерактивной составляющей общения
4.3.1 Барьеры, обусловленные различным стилем и стратегиями общения.
5 Барьеры, обусловленные социально-профессиональными и социально-демографическими характеристиками участников коммуникации
5.1 Барьеры, обусловленные различнымсоциальным, управленческим и профессиональным статусом участников коммуникации.
5.2 Барьеры, обусловленные вековымиособенностями участников коммуникации.
5.3 Барьеры, обусловленные гендернымиособенностями участников коммуникации.

 

 Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение терминов «коммуникативный процесс», «коммуникативный барьер».

2. Какие виды коммуникативных барьеров Вы знаете?

3. Дайте характеристику каждого вида коммуникативных барьеров?

4. Какие причины возникновения коммуникативных барьеров Вы знаете?

5. Какие коммуникативные барьеры могут возникать в морском экипаже?

6. Какие способы преодоления коммуникативных барьеров Вы можете назвать?

Рекомендуемая литература:

Основная:

[1]; [9]; [10], [11].

Дополнительная: [13], [17].

Электронные ресурсы: [2]; [4]; [5].



2019-11-13 315 Обсуждений (0)
Тема 7. Социально-психологические технологии профилактики стресса и профессионального выгорания у моряков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Социально-психологические технологии профилактики стресса и профессионального выгорания у моряков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)