Развитие общества и принцип историзма.
1.Необходимость и свобода в развитии общества.
История представляет собой общий итог множества действующих в различных направлениях устремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир. Это столкновение создает в истории состояние, похожее на то, которое есть в природе, - необходимость прокладывать себе дорогу через бесконечное количество случайностей. Свобода не исключает необходимость. Объективная необходимость допускает возможность свободы также, как она не исключает и случайность. Свобода здесь – свобода деятельности человека, а не политическая или гражданская. Познание необходимости есть лишь первое условие свободы. Другим условием является претворение имеющегося знания в практическую деятельность людей. С уничтожением враждебных человеку эксплуататорских отношений, подчёркивали основоположники марксизма, начинается подлинная история как деятельность свободного человека.
2.Принцип историзма.
Предвидение будущего возможно, поскольку известны законы общественного развития и социальные силы, его реализующие. Принцип историзма предполагает, что в общественных явлениях всегда имеются не только настоящее и остатки прошлого, но и зачатки будущего. И хотя его ещё нет, оно заложено в самом процессе развития настоящего. Возможность увидеть его и понять его роль в истории даёт марксистко-ленинская философия.
Общественный прогресс. Критерии прогресса.
Научный критерий впервые в истории общественной мысли был выработан диалектическим материализмом. Общеисторический критерий прогресса нельзя найти в области общественного сознания. Его следует искать в общественном бытие, в том, что составляет материальную основу исторического прогресса – в сфере производства материальных благ. Ленин писал, что « производительность труда – это самое важное для победы нового общественного строя». Это значит, что общим историческим критерием прогресса является развитие производительных сил. РУССКИЙ МАРКСИЗМ Ленинизм.
С именем В.И.Ленина связан новый этап в развитии марксистской философии. Ленин придал диалектическому материализму новую форму, соответствующую новому историческому и научному опыту человечества. Наполнил и обогатил философские категории. Ленин был самым последовательным революционным марксистом, диалектическим материалистом, врагом доктринерства, догматизма. Душу марксизма Ленин видел в революционной диалектике. Ленин являлся основателем революционной партии, организатором и вождем Великой Октябрьской социалистической революции, руководителем первого в мире социалистического государства. Идеи Ленина указали конкретные пути практического революционного преобразования общественных отношений, пути строительства коммунистического общества. Ленинизм как интернациональное учение стал в 20 веке знаменем борьбы за политическое, экономическое и духовное освобождение народов. Под знаменем Ленинизма социалистические революции победили в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америке. Идеи Ленина оказывали огромное воздействие на духовную жизнь человечества, на перспективы развития науки, на формирование научного мировоззрения. Ленинские идеи в развитии и обогащении марксизма-ленинизма, философской науки, являлись теоретической основой практической деятельности КПСС и советского государства. В.И.Ленину пришлось пересмотреть ряд устаревших теоретических положений, которые больше не соответствовали новым условиям рабочего класса. К числу открытий и научных предвидений относится вывод, что империализм есть последний этап капитализма. Революция 1905 – 1907 годов была прологом Великой Октябрьской революции, которую Ленин предвидел, над подготовкой которой трудился, веря в окончательную победу социализма, коммунизма. Вторая революция - в науке, естествознании и физике. Она приобрела размах и ширину. И это предвидел Ленин, предсказывая, что как атом, так и электрон неисчерпаем, как макромир, так и микромир бесконечен. Ленин связывал дальнейшие перспективы развития физики, естествознания в целом с переходом естествоиспытателей от стихийного материализма к современной, высшей форме материализма – диалектическому материализму. Сталинизм.
Сталин правил страной с середины 20 годов до 1953г. 20 века. Был соратником Ленина, идейным последователем марксизма-ленинизма. Но, являясь, по сути, единоличным властителем, извратил эту философию, отошел от ее норм и установил свои. Сталинизм существовал как цельная, исключительно жестокая авторитарная идеология, охватывающая все сферы духовной жизни общества. Это была идеология официально существовавшая и господствовавшая в партии и стране в течение нескольких десятилетий. Сталин не был коммунистом в марксистском понимании, его идеалом был «грубый» социализм казарменного типа, для которого характерны аскетизм и уравниловка в удовлетворении человеческих потребностей, деспотизм и произвол узкого круга «революционных» лидеров, бюрократизация всей системы, общественных связей, отношение к человеку как к слепому орудию выполнения воли вышестоящих инстанций, культ личности и авторитарная власть «вождя». Условием возникновения сталинизма явилась однопартийная система, обеспечившая монополию на власть в стране и постоянное ограничение внутрипартийной деятельности вплоть до сведения её на нет. Новые партийные функционеры, как и сам Сталин, с неприязнью относились к представителям ленинской гвардии, к партийной интеллигенции вообще, порицая и отвергая привычные для большевиков-ленинцев демократические формы внутрипартийных отношений и решения жизненно-важных проблем. Характерной чертой сталинизма как идеологии является, в отличие от марксизма-ленинизма, его абсолютная непримиримость к любым отклонениям от официально выраженной и утвержденной точки зрения. Созданная Сталиным система цензуры пресекала любую оригинальную мысль в области теории обществознания (и не только). Другой особенностью сталинизма выступает его внешняя простота, элементарность, приспособленность к восприятию теоретически не развитым сознанием. Изложение идей коротко, чётко и ясно - избавляло сознание от необходимости блуждать в дебрях диалектических противоречий. Элементарность содержания пропаганды неизбежно вела к схоластике и догматизму, что противоречило сути марксистско-ленинской науки. Третьей особенностью сталинизма как идеологии был его универсализм. Паразитируя на марксизме-ленинизме, который представляет собой универсальную систему обществознания, Сталин пытался охватить своими представлениями все сферы общественной жизни и все науки об обществе. Сталин цитировал и комментировал произведения Маркса, Энгельса и Ленина, используя их высказывания для подтверждения своих теоретических «новаций». В результате при Сталине марксизм-ленинизм приобрёл иное содержание и смысл. Не будучи глубоким мыслителем, Сталин присвоил себе положение главного теоретика партии, поднявшегося до уровня Ленина. Это было высшим выражением культа личности Сталина. Один из основных постулатов сталинизма – признание непрерывного сохранения и обострения классовой борьбы в области идеологии по мере укрепления и развития социализма. Поддерживалась постоянная идеологическая напряжённость. Сознательная цель Сталина при осуществлении идеологических и политических компаний – уничтожение интеллигенции, имеющей свои независимые взгляды и суждения. Сверхзадачей было создание идейного террора, страха и формального единомыслия. Кнут репрессий оказывал влияние на сознание людей, вёл их в сторону казарменного социализма, который был избран в качестве адекватной формы нового строя. Сталинизм сумел завладеть сознанием миллионов людей, стал их мировоззрением, не только в СССР, но и в Китае (культ личности «великого кормчего» - Мао). НЕОМАРКСИЗМ
Ни одна научная теория не вызвала таких страстных споров, выступлений «за» и «против», как марксизм. Марксизм, впервые выступивший на исторической арене как теория освободительного движения рабочего класса, отразил многовековые чаяния всех угнетенных и эксплуатируемых. Маркс обобщил громадный исторический опыт буржуазных революций, открыл законы общественного развития и гибели капиталистического общества; он создал теорию социалистической революции. Учение марксизма стало идейным движением в СССР, овладело широкими массами трудящихся, превратилось в практику социалистического строительства, в новый общественный строй. Маркс ответил на вопросы, поставленные его предшественниками. В 20 и веке даже противники марксизма вынуждены отвечать на вопросы, поставленные Марксом: проблемы уничтожения социального неравенства, отчуждения, противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, проблема преодоления господства стихийных сил общественного развития и разумного переустройства общественных отношений, проблема гуманизации труда, проблема человечества. Все те вопросы, которые ставил и решал Маркс, являлись проблемами и для тех, кто пытался опровергнуть марксизм. Маркс доказал, что капиталистический способ производства носит исторически преходящий характер. Это было встречено в штыки буржуазной экономической и политической наукой. Ныне же идеологи буржуазии утверждают, что капитализм постепенно сменяется новым, некапиталистическим ( и не социалистическим) общественным строем. Марксизм с самого начала сложился как творческое учение. Ленин писал в начале 20 века: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто незаконченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни»[1]. Поэтому марксизм-ленинизм есть научное мировоззрение, развивающееся путем исследования, осмысления нового исторического опыта, путем критики, пересмотра устаревших положений, замены их новыми. «…Диалектическая философия, - писал Энгельс, - разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества…. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу»[2]. Философия Маркса и Энгельса в состоянии ответить на вопросы, которые возникают в современном обществе. Список литературы.
1. А.И.Ракитов, В.М.Богуславский, В.Е.Чертихин, Г.И.Эзрин. «Философия. Основные идеи и принципы» (Москва. Издательство полит. литературы 1985г – 368с.). 2. Алексеев П.В., Панин А.В. «Диалектический материализм. Общие теоретические принципы» (Учебное пособие – М.: Высш. шк., 1987 – 335 с.) 3. Иванова К.И. «Ленинское философское наследие и методологические проблемы современного знания» 1980г. 4. Маслов Н.Н. «Идеология сталинизма: история утверждения и сущность» 1990г. 5. Константинов Р.Ф. «Марксистско-ленинская философия и современность» 1982г. [1] Ленин В.И., Полн.собр.соч., т.4, с.184 [2] Маркс К., Энгельс Ф., соч., 2-е изд., т.21, с.276
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |