Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство средневековой Европы.



2019-11-13 237 Обсуждений (0)
Искусство средневековой Европы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука и образование в средние века.

 

Литература

 

Основная

1. Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. – М.: Книга по требованию, 2011.

2. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

3. История средних веков: В 3 ч. Ч.2. Высокое средневековье / Под ред. Федосика В. А., Евтухова И. О. – Минск: Издат. центр БГУ, 2008.

4. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

 

Дополнительная

1. Вагнер Г. К. Тысячелетние корни. – М.: Сов. Россия, 1991.

2. Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолствующего большинства. – М.: Наука, 1990.

3. Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987.

4. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. – М.: Выс­шая школа, 1990.

5. История средних веков: В 2-х томах / Л. М. Брагина, С. П. Карпова, Е. В. Гугнова. – М.: Высшая школа, 1991.

6. Кардони Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Просвещение, 1987.

7. Культура и искусство средневекового города / Под ред. К. С. Болотова. – М.: Нау­ка, 1984.

8. Ловмяньский X. Русь и норманы. – М.: Прогресс, 1985.

9. Лозинский С. Г. История папства. – М.: Политиздат, 1986.

10. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел VII-VIII.

5. Культура эпохи Возрождения (ХIV-ХVI/ХVII вв.)

(Позднее Средневековье)

 

Возрождение (по-французски – ренессанс) – это термин, впервые введенный Джордже Вазари для определения позднего средневековья, где возрождаются традиции и идеалы античности, начинают развиваться капиталистические отношения. В этот период формируется колониальная система. Культура Возрождения зародилась в Италии. На родине античности вновь возрождаются античный идеал прекрасного, гармоничного человека, идеалы гуманизма. В то же время культура Возрождения – это культура, обогащенная религиозными сюжетами, принципами, идеалами. Эпоха Возрождения – это эпоха контрастов и противоречий, величайших эстетических подъемов и глубочайших нравственных падений. Так, воспевая силу человеческого разума, Макиавелли обосновывает необходимость жестокости в управлении государством: цель оправдывает средства! Томазо Компанелла, проведший 27 лет в застенках папской тюрьмы, создает первую коммунистическую утопию «Город солнца». Лорд-канцлер Томас Мор мечтает об уничтожении частной собственности и классов в своем произведении «Утопия».

Человек и природа становятся предметом постоянного научного и философского осмысления. Разнообразие философской мысли проявляется в работах Эразма Роттердамского, Николая Кузанского, Мишеля Монтеня, Френсиса Бэкона, Джордано Бруно и др. Величайшие научные достижения, перевернувшие мировоззрение человечества, были сделаны Коперником, Кеплером, Галилеем, Гилбертом и др. В этот период начинается расцвет литературы, связанный с такими именами, как Петрарка, Тассо, Корнель, Рабле, Сервантес, Лопе де Вега, Шекспир, Шарль де Костер. И все же культура Ренессанса – это, прежде всего, необычайный подъем в области изобразительного искусства. Настоящими шедеврами искусства стали полотна Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана, Пуссена, Эль Греко, Веласкеса, Мурильо, Рембранта.

В конце XVI века кризис гуманистических идеалов ведет к возникновению маньеризма, которому свойственны нарочитый драматизм, интерес к необычному, исключительному, распространяется стиль барокко, которому характерны монументальность, пышность, декоративность.

План

Идейные основы эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, оптимизм, гедонизм, противоречивость, пантеизм, возвращение к традициям античности, формирование буржуазных идеалов.

Ценностные основы искусства эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение. Северное Возрождение.

Социально-политические учения эпохи Возрождения.

Возрастание роли личности в общественной жизни средневековой Европы.

 

Литература

 

Основная

1. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

2. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Брагиной Л. М. – М.: Высшая школа, 2001.

3. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

4. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. – М.: Директ-Медиа, 2009.

6. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

7. Шестаков В. П. Ренессанс – рассвет или закат Европы? // Вопросы философии. – 2007. – № 4. – С. 158-170.

 

Дополнительная

1. Вазари Дж. Жизнеописания. – СПб.: Пальмира, 1992.

2. Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987.

3. История средних веков: В 2-х томах. Т. 2. – М.: Высшая школа, 1991.

4. Культура эпохи Возрождения и Реформации / Под ред. Н. С. Вологского. – Л.: Нау­ка, 1981.

5. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Ита­лии. – М.: Просвещение, 1976.

6. Лютер Мартин. О рабстве воли / Э. Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1986.

7. Утопический социализм. Хрестоматия / Под ред. А. И. Володина. – М.: Политиз­дат, 1982.

8. Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М. Е. Федорова, Т. А. Сумникова. – М.: Высшая школа, 1986.

9. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел IX.

10. Юсим М. А. Этика Макиавелли. – М.: Наука, 1990.

 

6. Культура эпохи Абсолютизма и Просвещения

 (XVII-ХVIII вв.)

 

С начала XVII в. в Европе начинает формироваться абсолютизм, как переходный период от феодализма к капитализму, как особая форма управления централизованным бюрократическим государством. Это период буржуазных революций: нидерландской (с конца XVI в.), английской (середина XVII в.), французской (конец XVIII в.). Еще за четыре десятилетия до буржуазной революции 1789 г. во Франции возникло широкое движение, известное под названием просвещения. Цель его состояла в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли; за разум против веры; за науку против мистики; за свободу исследования, против ее подавления авторитетом; за критику против апологетики. Труды Монтескье, Вольтера, Кондильяка, Руссо, Дидро, Гельвеция и др. получили мировое признание.

Мировоззрение этого периода, с одной стороны, пронизано ощущением трагического противоречия между человеком и миром, с другой стороны, – трезвостью и рассудочностью. Черты мистики и фантастичности удивительно уживаются с истинно бюргерской деловитостью, практицизмом. Искусство барокко и рококо сочетается с традициями классицизма, романтизма и реализма. Эти черты в той или иной степени присущи творчеству Рубенса, Рембранта, Пуссена, Ван Дейка, Гварди, Ватто, Фрагонара, Греза, Хогарта. Литература, музыка, театр достигают в эту эпоху высочайшей художественной зрелости. Достаточно назвать романы Прево, Филдинга, Смолетта, Стерна, «Кандид» Вольтера, «Страдания молодого Вертера» Гете, работы Гойа, музыку Баха, Моцарта, Глюка, Гайдна. Завершается формирование основ естественных наук, в частности, Ньютоном разрабатываются основы классической физики.

План

 

1. Идейные основы Просвещения: рационализм, просветительство, космополитизм, борьба против схоластики, суеверий, против феодальных устоев, за свободу и права человека.

2. Ценности социально-политической культуры французских просветителей XVIII в.

3. Художественная картина мира эпохи Просвещения. Принципы классицизма.

Литература

 

Основная

1. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

2. Ключевский В. О. Исторические портреты и этюды. – М.: Директ-Медиа, 2010.

3. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

4. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5. Родригес А. М. и др. Новая история стран Европы и Америки ХVI-ХIХ вв. В 3 ч. – М.: Владос, 2010.

6. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

7. Щукин В. Дух карнавала и дух просвещения (Бахтин и Лотман) // Вопросы философии. – 2008. – № 11. – С. 95-129.

 

Дополнительная

1. Барт М. А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. – М.: Мысль, 1991.

 

2. Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987.

3. Карлейль Т. Французская революция. История. – М.: Мысль, 1991.

4. Новая история (первый период) / Под ред. Е. Е. Юровской. – М.: Высшая школа, 1978.

5. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. – М.: Высшая школа, 1984.

6. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 2. – М.: МГУ, 1985.

7. Семенова А. В. Великая Французская революция и Россия. – М.: Знание, 1991.

8. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989.

9. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел Х-ХI.

 

7. Культура XIX в.

 

XIX век – это век господства капитализма. Он открывается промышленным переворотом в Англии и Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг. Апогей свободной конкуренции, достигнутый в 70 г. XIX века, становится исходным пунктом концентрации производства и капитала, возникновения монополий и финансовой олигархии. Эпоха резких социальных сдвигов, быстрого научно-технического прогресса, стремительной урбанизации жизни, переворачивавшей быт и сознание миллионов людей, потребовала от науки, философии и искусства нового взгляда на общество, мир и человека. В науке этого времени окончательно складывается упрошенная механическая (позднее электромагнитная) картина мира. Успешно развиваются философия и политэкономия. Немецкий философ И. Кант разрабатывает учение об активной преобразующей роли человеческого сознания. Ф. Гегель создает учение о диалектических закономерностях развития природы, общества и мышления. Экономист А. Смит впервые проводит деление общества на классы, различаемые характером отношений к средствам и способу производства, разрабатывает теорию трудовой прибавочной стоимости, прибыли. Д. Рикардо, разрабатывая теорию прибавочной стоимости, изучает проблему эксплуатации наемных рабочих. С этими концепциями тесно связаны социально-политические доктрины и движения. Движения либерально-демократического и республиканского толка в основном были направлены на постепенное реформирование буржуазного общества, движения анархистского и марксистского толка – на уничтожение буржуазного государства и частной собственности.

По мере развития капитализма одной из главных тем в творчестве большинства художников становится раскрытие трагических противоречий между личностью и уродливыми социальными отношениями. Романтизм в литературе, музыке, живописи, академизм, господствовавший на театральных подмостках Европы, даже критический реализм, в его классической бальзаковской разновидности – все эти художественные системы к концу XIX века приобретают существенные качественные изменения или исчерпывают себя. Возникают новые течения и школы, объединяемые названием «декаданса». Они возникают на основе кризиса буржуазных идеалов, всем им присущи неудовлетворенность духом вульгарного практицизма и протест против буржуазных понятий и норм. Натурализм и критический реализм присущи творчеству Э. Золя, Г. Мопассана, Дж. Голсуорси, Г. Ибсена, Г. Манна, Б. Шоу, А. Франса, М. Твена, Т. Драйзера, Т. Гарди. В век рыночных отношений обесценивается такой «товар» как идеалы, убеждения, принципы, идеи, порядочность, честь, любовь. Эта тема стала основой творчества режиссеров-новаторов А. Антуана, М. Рейнгарта, Г. Крюгера и др. Художественной культуре все в большей степени становятся присущи философизм и символизм, заметно влияние концепций О. Конта, А. Шопенгауэра, Г. Спенсера. Идеями символизма проникнуто творчество Матерлинка и Уайльда, Дебюсси и Равеля. Подлинную революцию в искусстве совершили импрессионисты Моне, Ренуар, Дега, Писсаро, Сислей и постимпрессионисты Сезан, Ван-Гог, Гоген. Углубляется разрыв между элитарной и массовой культурой.

 

План

 

1. Основные принципы буржуазной культуры: реальные и иллюзорные.

2. Научные и философские взгляды на развитие природы, общества и человека.

3. Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции. Символизм.

4. Социально-политические идеалы XIX в.: либерализм, марксизм, анархизм.

 

Литература

 

Основная

1. Белый А. На рубеже двух столетий. Начало века. Между двух революций. – М.: Директ-Медиа, 2007.

2. Бердяев Н. Самопознание. – М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Бычков В. В. Эстетика серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 47-57.

4. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Родригес А. М. и др. Новая история стран Европы и Америки ХVI-ХIХ вв. В 3 ч. – М.: Владос, 2010.

7. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

 

Дополнительная

1. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост. Л. А. Сугай. – М.: Республика, 1994.

2. Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987.

3. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. – М.: Юрайт, 2011.

4. Лунгина Д. А. Учение о культуре у Канта и Гегеля // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 153-165.

5. Мережковский Д. С. Грядущий Хам / Мережковский Д. С. В тихом омуте. – М.: Сов. писатель, 1991.

6. Модернизм. Анализ и критика основных направлений / Под ред. В. В. Ванолова, Ю. Д. Колгошского. – М.: Искусство, 1980.

7. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. – М.: Высшая школа, 1984.

8. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел ХII – ХIII.

9. Чаадаев П. Я. Статьи и письма. – М.: Современник, 1989.

 

8. Русская культура IХ-ХIХ вв.

 

Древнерусская культура IХ-ХVI вв. делится на два периода: культура Киевской Руси и Руси периода феодальной раздробленности. До нас дошли великолепные произведения русской литературы. Это «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», многочисленные былины.



2019-11-13 237 Обсуждений (0)
Искусство средневековой Европы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство средневековой Европы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)