Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки возникновения культуры средневековья. Развитие христианства в Византии и Западной Европе.



2019-11-13 283 Обсуждений (0)
Предпосылки возникновения культуры средневековья. Развитие христианства в Византии и Западной Европе. 0.00 из 5.00 0 оценок




КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

Программа учебной дисциплины

и методические указания

к выполнению контрольной работы

 

РЫБИНСК

2012

УДК 13

 

Культурология: Программа учебной дисциплины и методические указания к выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения / Сост. И. М. Сидорова; РГАТА. – Рыбинск, 2012. – 44 с. – (Заочная форма обучения / РГАТА).

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ

доктор философских наук, профессор Сидорова И. М.

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры «Философия, социально-культурные технологии и туризм»

 

РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим Советом РГАТА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью преподавания дисциплины является формирование позитивной системы духовных ценностей; ознакомление с тем, что традиционно считается основами духовных ценностей интеллигентности современного человека, воспитание и развитие созидательного, нравственно-эстетического отношения к действительности. Занятия по курсу «Культурология» призваны способствовать формированию в среде специалистов с высшим техническим образованием российской интеллигентности.

Задачи изучения дисциплины: дать представление об историческом развитии мировой и отечественной культуры; о религии, искусства и науки в развитии культуры; развивать эрудицию, культуру поведения; воспитывать нравственное отношение к жизни; развивать чувство прекрасного; формировать уважение к интеллектуальной духовной деятельности, к историческим ценностям русской культуры.

При изучении дисциплины необходимо ориентироваться на максимальное развитие эрудиции, чему, в частности, способствует самостоятельная работа студента с рекомендованной литературой.

 

 

Содержание дисциплины

 

1 Культурология как наука о культуре.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Понятие «культуры». Концепции развития культуры. «Восток» и «Запад».

 

2 История мировой культуры. Восточные и западные типы культур.

Мифопоэтическая картина мира. Синкретичность первобытной культуры. Культура Древнего Востока (Индия, Китай, Египет, Вавилон). Культура античности. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Основные черты средневековой культуры. Христианство. Основы духовной веры (Августин Аврелий, Фома Аквинский). Идейные основы культуры эпохи Возрождения. Искусство эпохи Ренессанса (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело). Культура эпохи абсолютизма и Просвещения. Классицизм как стиль и направление в литературе и искусстве ХVII-ХIХ вв. Особенности развития культуры ХIХ в. Политическая культура: реформы или революции. Романтизм как идейное и художественное направление в духовной культуре первой половины ХIХ в. Реализм как ведущая форма общественного сознания второй половины ХIХ в. Исторические особенности развития русской культуры. Место и роль России в мировой культуре.

 

3 Основы современной мировой культуры (теория культуры).

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Культура как способ самоопределения и саморазвития личности. Смысл жизни. Смысл любви. Культура человеческого общения. Проблема межличностного ролевого общения. Типы личности. Инкультурация и социализация. Влияние социально-политической жизни общества на формирование личности. Культура и цивилизация. Религия как феномен культуры. Библия. Современный религиозный модернизм. Особенности художественной культуры. Типология культур. Этническая и национальная культура. «Массовая» и «элитарная» культуры. Контркультура. Модернизм. Искусство ХХ в. Наука и техника в системе культуры. Тенденции культурной универсализации в современном процессе.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

При изучении данного курса следует обратить особое внимание на слож­ность и неоднозначность подходов в решении проблем определения культуры, ее развития и роли в жизни человека. Важно осознать, что культура – социальное явление, характеризующее уровень исторического развития общества и че­ловека.

В современной литературе насчитывается более 400 определений культу­ры. Ученые выделяют девять основных подходов: описательные, деятельностные определения, исторические; нормативные; ценностные; психологические; определения на базе теорий обучения; структурные определения; идеологиче­ские и символические определения.

Согласно Дильтею существует единая мировая культура, развивающаяся на основе произведений объективного духа: искусства, религии, философии (у Гегеля это ступени развития абсолютного духа). Шпенглер, напротив, считает, что единой культуры не существует, есть лишь замкнутые цивилизации непо­вторимых культурных организмов, проходящие сходные этапы роста, созрева­ния, гибели. Н. Я. Данилевский обосновывал идеи единства между формами ор­ганической и культурной жизни. Он разделял все народы на позитивных твор­цов истории и, наконец, тех, кто задержался в своем развитии и является лишь материалом для ведущих цивилизаций. Европа находится в состоянии упадка, будущее за русско-славянской цивилизацией. По Фрейду культура играет положительную роль в жизни человека, она есть механизм социального подавле­ния и самоограничения бессознательных, деструктивных психических процес­сов. Напротив, Ницше выдвигал идею природной антикультурности человека, культура, основанная на морали, трактовалась им как средство подавления сильной личности.

Наиболее распространенным определением понятия «культура» является определение культуры как совокупности материальных и духовных ценностей и деятельности на основе этих ценностей. Мировая культура – это синтез луч­ших достижений всех национальных культур различных народов. Националь­ная культура выступает синтезом культур различных социальных слоев обще­ства. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригиналь­ность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, религия, фило­софские и научные работы), так и в материальной (особенности экономическо­го уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Периодизации культуры также многообразны, как многообразны толко­вания сущностных признаков культурного развития. С изменением того, что избирается в качестве основного критерия развития культуры, изменяется и пе­риодизация ее развития. В качестве основного критерия развития культуры мо­гут выступать нравственность, характер экономического и социального разви­тия, уровень научно-технического прогресса, изменение мировоззрения и др.

 

 

СПИСОК зачетных (ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ) ВОПРОСОВ

 

1. Понятие культуры и подходы к её изучению. Проблемы культуры.

2. Восток и Запад. Особенности русской культуры.

3. Проблемы периодизации истории культуры.

4. Мифопоэтическая картина мира. Синкретичность первобытной культуры.

5. Основные черты культуры Древнего Востока.

6. Культура Древней Индии.

7. Культура Древнего Китая.

8. Культура античности.

9. Закат античности. Предпосылки возникновения средневековой культуры.

10. Основные черты средневековой культуры (V-XIV вв.).

11. Христианство в эпоху средневековья. Основы духовной веры (А. Августин, Ф. Аквинский).

12. Идейные основы культуры эпохи Возрождения.

13. Искусство эпохи Ренессанса.

14. Культура эпохи абсолютизма и Просвещения.

15. Классицизм как стиль и идейное направление в искусстве XVII-XIX вв.

16. Особенности развития культуры XIX в. Политическая культура: реформы или революции.

17. Русская культура XIX в.: философия, искусство, политика.

18. Романтизм как идейное и художественное направление в духовной культуре XIX в.

19. Реализм как ведущая форма художественного сознания второй половины XIX в.

20. Культура как способ самоопределения и саморазвития личности. Смысл жизни. Смысл любви.

21. Основы культуры человеческого общения.

22. Культура социально-политической жизни общества.

23. Культура и цивилизация.

24. Религия как феномен культуры.

25. Наука как феномен культуры.

26. Особенности художественной культуры, виды и типы.

27. Массовая и элитарная культура. Контркультура.

28. Модернизм, авангардизм. Искусство XX в.

29. Культура XX в. Основные черты и тенденции.

30. Глобальные проблемы современной культуры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Какова этимология понятия «культура»?

2. Как соотносятся между собой понятия «культура» и «цивилизация»?

3. Охарактеризуйте основные функции культуры.

4. Какие формы первобытных верований вы знаете?

5. Назовите основные особенности первобытной культуры.

6. Раскройте сущность древнего мифа как образа жизни и энциклопедии.

7. Какие вы знаете философско-религиозные учения Древнего Востока? Каково их значение для восточной культуры?

8. Почему гражданская доблесть и героический патриотизм стали одними из главных ценностей, завещанным античным миром?

9. Каковы черты античной культуры?

10. Что такое классический принцип античного мира и его культуры?

11. В чем заключается эстетическое совершенство произведений античного искусства? Что заставляло античных мастеров стремится к подобному совершенству?

12. Какие формы устной культуры средневековья вы знаете?

13. В каком соотношении находились духовная и материальная культура средневековья?

14. Что такое гуманизм? Сравните понятия абстрактного и реального гуманизма.

15. Каковы основные принципы культуры Возрождения?

16. В чем сущность и специфика идеологии Просвещения? Каково непреходящее значение эпохи Просвещения в истории человечества?

17. Какие влиятельные политические доктрины появляются во второй половине ХIХ в.?

18. Сравните особенности направлений в искусстве: классицизм, романтизм, реализм.

19. Каковы социокультурные последствия христианизации Руси?

20. Назовите движущие противоречия классической русской культуры ХIХ в.

21. Охарактеризуйте «серебряный век» русской культуры.

22. В чем особенности русского космизма?

23. Каково место марксизма, анархизма и либерализма в русской культуре? Почему либерализма не привился в России?

24. Каковы особенности русского национального характера? Чем они обусловлены?

25. Как решается проблема единого развития культуры?

26. Каково значение в жизни человека экзистенциональных проблем (жизни, смерти, любви, смысла жизни, веры и т. д.)?

27. В каком соотношении находятся право и мораль, нравственность и политика?

28. Как соотносятся мир ценностей индивида и общества?

29. Каковы современные глобальные проблемы цивилизационного развития?

30. Как соотносятся наука и религия, знания и вера?

31. Каковы могут быть цели и побудительные мотивы художественного творчества? Каковы его формы?

32. Назовите жанры художественного творчества.

33. Каковы формы и пределы воздействия техники на человеческое бытие?

34. Что такое сциентизм? В чем его обоснование?

 

указания к выполнению работы

 

Для того чтобы получить право на сдачу экзамена или зачета студенты должны выполнить контрольную работу.

Начинать работу следует с изучения предлагаемой и выбранной студентом литературы. При раскрытии вопросов темы следует обращаться к энциклопедиям, словарям, произведениям классиков мировой и русской литературы.

Если в работе приводится цитируемый текст, его следует заключать в кавычки и сопровождать ссылкой с указанием фамилии автора, его инициалов, полного названия работы, места издания, страниц. Объем контрольной работы не менее 24 страниц ученической тетради или 20 страниц печатного текста, формат А4, шрифт 14.

На первой странице указать номер темы, ее полное название, на второй – план работы. Каждый раздел плана выделяется в тексте самостоятельной рубрикой, страницы работы нумеруются, оставляются поля для замечаний рецензента, на обложке тетради указываются фамилия, инициалы, номер группы и студенческого билета (зачетной книжки). В конце работы прилагается список использованной литературы, ставится подпись и дата исполнения.

Можно выделить типичные недостатки, связанные с раскрытием темы контрольной работы:

- не полностью раскрыта тема, теоретические положения изложены поверхностно, в отрыве от конкретно-исторической обстановки;

- не вскрыты причинно-следственные связи рассматриваемых явлений;

- отсутствует обоснование закономерностей анализируемых событий;

- не отражены общественно-исторические закономерности;

- отсутствует самостоятельный анализ проблемы, контрольная работа представляет собой набор отрывков из текстов учебников, брошюр, статей и т. д., является несистематизированным набором фактического материала;

- работа чрезмерно перегружена цитатами или отличается полным их отсутствием;

- оценка событий дана без учета новых научных взглядов и трактовок.

Основные требования, предъявляемые к контрольным работам, следует выполнять в соответствии с разделом 4 «Информации по организации учебного процесса».

При написании работы рекомендуется использовать Интернет-сайты, в том числе сайт «Электронная библиотечная система «Университетская библиотека OnLine» (www.BiblioClub.ru).

 

Варианты заданий

 

1. Введение в культурологию

 

При изучении данной темы следует обратить особое внимание на сложность и неоднозначность подходов в решении проблем определения культуры, ее развития и роли в жизни человека. Важно осознать, что культура – социальное явление, характеризующее уровень исторического развития общества и человека.

В современной литературе насчитывается более 400 определений культуры. Ученые выделяют девять основных подходов: описательные, деятельностные определения, исторические; нормативные; ценностные; психологические; определения на базе теорий обучения; структурные определения; идеологические и символические определения.

Согласно Дильтею существует единая мировая культура, развивающаяся на основе произведений объективного духа: искусства, религии, философии (у Гегеля это ступени развития абсолютного духа). Шпенглер, напротив, считает, что единой культуры не существует, есть лишь замкнутые цивилизации неповторимых культурных организмов, проходящие сходные этапы роста, созревания, гибели. Н. Я. Данилевский обосновывал идеи единства между формами органической и культурной жизни. Он разделял все народы на позитивных творцов истории и, наконец, тех, кто задержался в своем развитии и является лишь материалом для ведущих цивилизаций. Европа находится в состоянии упадка, будущее за русско-славянской цивилизацией. По Фрейду культура играет положительную роль в жизни человека, она есть механизм социального подавления и самоограничения бессознательных, деструктивных психических процессов. Напротив, Ницше выдвигал идею природной антикультурности человека, культура, основанная на морали, трактовалась им как средство подавления сильной личности.

Наиболее распространенным определением понятия «культура» является определение культуры как совокупности материальных и духовных ценностей и деятельности на основе этих ценностей. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура выступает синтезом культур различных социальных слоев общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, религия, философские и научные работы), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Периодизации культуры также многообразны, как многообразны толкования сущностных признаков культурного развития. С изменением того, что избирается в качестве основного критерия развития культуры, изменяется и периодизация ее развития. В качестве основного критерия развития культуры могут выступать нравственность, характер экономического и социального развития, уровень научно-технического прогресса, изменение мировоззрения и др.

В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия не определяют уровня культуры общества. Основным критерием культуры является гуманизация общества.

 

План

 

1. Понятие культуры и подходы к ее изучению. Основные понятия культурологии.

2. Язык и символы культуры. Культурная картина мира.

3. Особенности русской культуры. Восток и Запад.

4. Культура современного общества. Межкультурные коммуникации.

 

Литература

 

Основная

1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: Директ-Медиа, 2008.

2. Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях / Достоевский Ф. М. Искания и размышления. – М.: Директ-Медиа, 2010.

3. Кармин А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 52-60.

4. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Мережковский Д. С. Грядущий хам / Мережковский Д. С. В тихом омуте: статьи и исследования разных лет. – М.: Директ-Медиа, 2010.

7. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

 

Дополнительная

1. Жукова О. А. О мифологических соблазнах русской истории и культуры // Вопросы философии. – 2010. – № 4. – С. 110-122.

2. Кессиди Ф. К. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. – 2003. – № 1. – С. 76-79.

3. Лосский Н. Характер русского народа. В 2-х книгах. – М.: Ключ, 1990.

4. Лунгина Д. А. Учение о культуре у Канта и Гегеля // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 153-165.

5. Никольский С. А. Русский человек в деле и недеянии: опыт исследования И. А. Гончарова // Вопросы философии. – 2009. – № 4. – С. 72-84.

6. Петров-Стромский В. Идеи В. В. Бахтина в гуманитарной парадигме культуры // Вопросы философии. – 2006. – № 12. – С. 82-94.

7. Плимак Е. Г., Сабурова Т. А. «Русская идея» Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции? // Вопросы философии. – 2006. – № 9. – С. 84-101.

8. Рогов А. П. Русская культура. – М.: Просвещение, 2009.

9. Соловьев В. С. Русский национальный идеал / Избранные произведения. – М.: Со­временник, 1991.

10. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел XIV.

 

2. Культура Древних цивилизаций Востока

 

Древним Востоком обычно называют страны, которые расположены на восток и юго-восток от греко-римского мира. Именно на Востоке впервые появилась частная собственность, классы и государственная власть, письменность. Мы ограничимся рассмотрением культуры Индии, Китая, Египта, Вавилона.

Значительная часть первоисточников по культуре Индии погибла, т. к. многие из них были написаны на березовой коре или на пальмовых листьях. Все же ряд произведений дошел до нас. Это – Веды, Махабхарата, Рамаяна, Типитака, Артхашастра и др. Из противопоставления языка и культуры исконного населения Индии дравидов ариям, сменивших дравидов, берет свое начало теория превосходства арийской расы (подхваченная нацистами). Древнеиндийское общество делилось на варны (основа кастовой системы): жрецы, военная аристократия, земледельцы, ремесленники, торговцы, другие малопочитаемые слои – шудры. Вне варн стояли «неприкасаемые». В рабство мог попасть представитель любой варны. В VI в. до н. э. возникает буддизм как мировая религия и система философско-религиозных взглядов; успешно развивается астрономия и математика.

Основными источниками по изучению древнекитайской культуры являются «Книга песен» (Шицзин), «Книга документов» (Шуцзин), а также летопись «Весна и осень» (Чюньцю). Ко II в. до н. э. Китай из раздробленных княжеств превращается в могущественную империю Цинь с огромным бюрократическим аппаратом и армией. Чтобы не было в народе стремления к прошлым порядкам, по приказу императора Цинь Ши была сожжена вся философская и историческая литература. После смерти императора началось массовое народное восстание, закончившееся победой. Но победа народа привела лишь к смене императорской династии. В быту и в духовной жизни Китая очень сильны религиозные традиции. Особенно большое значение имел культ предков. Большую популярность приобрели философские школы конфуцианства, даосизма, законников. С этого времени по всему миру расходятся китайский шелк и китайская бумага.

Одними из самых интересных литературных произведений древнего Вавилона являются легенды о Гильгамеше, «Диалог господина и раба о смысле жизни». Мировоззрение вавилонян, как и других народов древнего Востока, неотделимо от мифологии («теогонии», «космогонии»), «Звездное» («астральное») мировоззрение вело к развитию астрологии.

Успешно развиваются астрономия, космология, математика, вводится шестидесятиричная система деления времени (час, минута) и пространства (градусы широты и долготы).

Древний Египет, как и другие государства древнего Востока, был рабовладельческим государством. Рабский труд применяется для создания оросительных сооружений, для постройки пирамид, храмов и дворцов. Прошлое Египта подробно описано в «Истории» Геродота, интересным памятником древнеегипетской культуры является «Разговор разочарованного со своей душою». Большое значение в Египте придавалось культу животных и заупокойному культу (захоронение мумий). Широкое распространение получили астрономия, арифметика и геометрия. Развивается монументальная скульптура: грандиозные статуи, достигающие 20 метров в высоту, высеченные из скал. Таким колоссом является в первую очередь Большой Сфинкс.

 

План

 

1. Синкретичность первобытной культуры. Мифопоэтическая картина мира.

2. Культура Древней Индии.

3. Культура Древнего Китая.

4. Культура Древнего Египта и Вавилона.

Литература

 

Основная

1. Кравцова М. Е. История культуры Китая. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Лань, 2011.

2. Крушинский А. А. Стиль мышления Древнего Китая: логико-методологический аспект // Вопросы философии. – 2009. – № 1. – С. 104-108.

3. Крушинский А. А. Язык и мышление в Древнем Китае // Вопросы философии. – 2007. – № 5. – С. 99-111.

4. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

 

Дополнительная

1. История Древнего Востока / Под ред. Д. Г. Редер. – М.: МГУ, 1991.

2. Крюков М. В., Переломов Л. С., Сафронов М. В., Чебоксаров А. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. – М.: Просвещение, 1983.

3. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М.: Наука, 1982.

4. Монтэ П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фа­раонов. – М.: Наука, 1989.

5. Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История Древнего Мира: В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Про­свещение, 1985.

6. Хлопкин И. Н. А что было до потопа? – Л.: Лениздат, 1990.

7. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2-х частях / Под ред. Э. П. Смирно­ва. – М.: Высшая школа, 1980.

8. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Разделы I – IV.

9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981.

10. Шофман А. С. Древний мир в лицах и образах. – Казань: КГУ, 1990.

 

3. Культура Античности

 

Античная культура возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VIII – VI вв. до н. э. Испытав период блестящего расцвета в VI – V в. до н. э., культура античной Греции продолжила развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского и при его преемниках, а затем под властью Римской империи в период разделения ее вплоть до начала VI в. н. э. Римская культура развивалась параллельно с греческой и многое у нее заимствовала. Культура Древнего Рима достигает расцвета во II – I в. до н. э. в конце республиканского периода. В I в. до н. э. в Риме все большее значение начинает играть армия и ее вожди (Сулла, Марий, Помпеи, Цезарь). В I в. до н. э. Рим потрясает восстание рабов под предводительством Спартака. Рабский труд был условием развития древнегреческой и римской культуры. Распад Римской империи имел огромное социально-историческое значение. Изучая его причины, Монтескье пришел к выводу, что государство с огромной протяженностью, занимающее территорию с разнообразными природно-географическими условиями, с колониальными владениями, с различными национально-культурными традициями (в т. ч. религиозными) населяющих его народов объективно не может существовать в качестве демократической республики, но лишь как империя. Народ, угнетающий другие народы, не может быть свободен: ведь для поддержания порядка в колониальных владениях необходимо содержать большую армию, а в этом случае именно она (в конечном счете) и управляет народом и государством. Поэтому стремление к республиканско-демократическому устройству неизбежно ведет империю к распаду. Еще одной причиной распада Римской империи, по мнению Монтескье, стало постепенное слияние судебной, законодательной и исполнительной власти, что существенно ослабляло римские государственные структуры.

Эпическая поэзия Гесиода и Гомера, лирика Сапфо, Алкея, Анакреонта, Горация, Катулла, драматургия Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана, скульптура Фидия, Праксителя, исторические труды Геродота и Фукидида, философские учения Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Эпикура, Лукреция Кара наглядно свидетельствуют о высоком уровне древнегреческой и римской культуры. Духовное развитие в VII-I вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. В IV в. заканчиваются гонения на христианство, происходит его легализация. От гимна человеческой природе западная культура переходит к осуждению человеческих грехов.

 

План

 

1. Этапы развития античной культуры.

2. Религиозные, мифологические, философские основы античной культуры.

3. Достижения античности в области науки и искусства.

 

Литература

 

Основная

1. Бакусев В. М. «Вечное возвращение» и античность // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 135-157.

2. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

3. Ковалев С. И. История Рима. – М.: Директ-Медиа, 2008.

4. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – М.: Директ-Медиа, 2008.

7. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

 

Дополнительная

1. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987.

2. История античности: В 2-х томах / Сост. М. Томашевская. – М.: Правда, 1989.

3. Культура Древнего Рима. Т. 1-2. – М.: Наука, 1985.

4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990.

5. Ницше Ф. Состязание у Гомера (перевод с немецкого И. И. Мюрберг) // Вопросы философии. – 2009. – № 5. – С. 61-65.

6. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. – М.: Высшая школа, 1984.

7. Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2-х томах. Т. 1-2. – М.: Директ-Медиа, 2008.

8. Редер Д. Г. Черкасова Е. А., История древнего мира в 2-х частях. Ч. 2. – М.: Высшая школа, 1986.

9. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел V-VI.

 

4. Культура средних веков (V-XIV вв.)

(раннее и развитое средневековье)

 

Термин «средние века» возник в Италии в XV веке в кругах гуманистов. Историки XVII-XVIII вв. считали средневековье периодом глубокого культурного упадка, всевластия инквизиции. В настоящее время большинство ученых этот период рассматривают в целом как более прогрессивный этап в развитии Западной культуры. Средневековье характеризуется различными общественно-экономическими укладами: патриархальным, рабовладельческим, феодальным (преобладающий) и капиталистическим; политической раздробленностью, феодальной иерархией, соединением политической власти с землевладением, господством личных связей, слиянием государства и церкви. Почти два столетия длятся крестовые походы, имеющие целью борьбу христианства против мусульманства, а также захват новых плодородных земель. Реформация сопровождалась движениями под предводительством Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина. Контрреформацию в Европе возглавил «Орден иезуитов» во главе с Игнатием Лайолой. Средневековье сопровождается крестьянскими восстаниями и борьбой с иноземными завоевателями. Французской народной героиней стала Жанна д’Арк.

К началу средневековья христианство уже около двух столетий было официально религией Римской империи. Большую роль в формировании принципов социальной доктрины и этики христианства имели учения константинопольских патриархов Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина, Августина Аврелия и Фомы Аквинского. В ХII-ХIII вв. Западная Европа переживает экономический и культурный подъем, возникают университеты, формируется интеллигенция, общество охвачено «познавательным энтузиазмом», распространяется «рыцарская культура». Величайшими произведениями литературы становятся работы Данте Алигьери, Бокаччо, Джеффи, Чосера и др. Искусство становится способом постижения божественной истины. В скульптуре и архитектуре господствует романский и готический стили.

План

 

Предпосылки возникновения культуры средневековья. Развитие христианства в Византии и Западной Европе.

Основные черты средневековой культуры: отрицание традиций античности, господство религиозного мировоззрения, аскетизм, усиление внимания к внутреннему миру человека, его духовности. Фетишизация произведений искусства.



2019-11-13 283 Обсуждений (0)
Предпосылки возникновения культуры средневековья. Развитие христианства в Византии и Западной Европе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки возникновения культуры средневековья. Развитие христианства в Византии и Западной Европе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)