Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


После принятия христианства на Руси начинается возведение храмов по византийскому стилю, развивается иконопись.



2019-11-13 195 Обсуждений (0)
После принятия христианства на Руси начинается возведение храмов по византийскому стилю, развивается иконопись. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ряду западных ученых присуща абсолютизация зависимости русской культуры от западной. Это проявилось, в частности, в «норманской теории» возникновения русской государственности. В XII в. русский народ подвергается шведской и немецкой агрессии, татаро-монгольскому нашествию, длившемуся около 250 лет.

Татаро-монгольское нашествие на несколько столетий затормозило развитие русской культуры. А. К. Толстой, так ярко описывающий в своем творчестве наше историческое прошлое, как-то писал: «Когда я вспоминаю о красоте нашей истории до проклятых монголов, мне хочется броситься на землю и кататься от отчаяния». И все же к XVI веку происходит образование Российского феодального централизованного государства, в силу жесточайшей политики, проводимой Иваном IV. Литературными памятниками этого периода стали «Задонщина», «Повесть о Петре и Февронии». «Сказание о Магамете-Салтане» Ивана Пересветова. Искусство продолжает развиваться в рамках христианской доктрины. Это, прежде всего церковная архитектура и иконопись. Гениями русской иконописи стали Андрей Рублев и Феофан Грек (фрески).

В ХVII-XVIII вв. Россию сотрясают крестьянские войны, восстания, бунты. Происходит смена царских династий. Россия ведет войны с Польшей, Турцией, Швецией, Персией, Пруссией, Францией. Идет борьба церкви с самодержавием. Величайшее значение для русской культуры имели реформы Петра I, «Табель о рангах». В период царствования Екатерины II, проводившей политику «просвещенного абсолютизма», распространяются в России идеи французского Просвещения, теория «естественного права». Высокого развития достигает российская литература, произведения Ломоносова, Радищева, Сумарокова, Фонвизина, Державина, Крылова, Карамзина. Прекрасные произведения архитектуры создают Растрелли, Казаков, Баженов. Развивается иконопись. В живописи широко известны портреты Никитина, Антропова, Аргунова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Открываются Московский университет, Российская академия наук, успешно развивается наука.

Крепостническая Россия XIX века переживает глубокий социально-экономический кризис. С 40-х годов постепенно формируются в культурологической традиции два течения: западничество и славянофильство. Проблемы, поставленные ими, решают в своих произведениях Хомяков, Аксаков, Кавелин, Герцен, Чаадаев и др. Широкое распространение получили социально-философские идеи Кропоткина, Бакунина, Лаврова, Ткачева. Мировую известность приобретает литературное творчество Пушкина, Тургенева, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Гончарова, Толстого, Чехова и др.; музыкальные произведения Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского; полотна Петрова, Иванова, Ге, Крамского, Репина и др.

В истории русской культуры период конца ХIХ – нач. XX вв. получил название «серебряного века» русской культуры. Важную роль здесь играет художественное объединение «Мир искусства». В нем участвовали известные художники: А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан. М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев и др. На рубеже веков в России развивается символизм. Это творчество Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, А. Блока, И. Анненского, А. Белого, К. Бальмонта, В. Брюсова, И. Северянина. В русской архитектуре развивается новый стиль модерн (Ф. Шехтель).

План

Культура Древней Руси (IX – нач. XIII вв.).

Культура московского государства (XIV-XVII вв.).

Российская культура XIX в. Культура на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Особенности русской культуры. Западники и славянофилы.

Литература

 

Основная

1. Артемьева Т. В. Вхождение России в интеллектуальное пространство Европы: от Петра I до Екатерины II // Вопросы философии. – 2009. – № 9. – С. 41-55.

2. Бычков В. В. Эстетика серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 47-57.

3. Исаев И. А. История Отечества. – М.: Юристъ, 2005.

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

5. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

6. Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности. – М.: Просвещение, 2010.

7. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

 

Дополнительная

1. Бердяев Н. Самопознание. – М.: Директ-Медиа, 2008.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях / Достоевский Ф. М. Искания и размышления. – М.: Директ-Медиа, 2010.

4. Жукова О. А. О мифологических соблазнах русской истории и культуры // Вопросы философии. – 2010. – № 4. – С. 110-122.

5. Лосский Н. О. Характер русского народа / Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. – М.: Политиздат, 1991.

6. Соловьев В. С. Русский национальный идеал / Избранные произведения. – М.: Со­временник, 1991.

7. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989.

8. Франк С. Л. Крушение кумиров. Гл. 3. – М.: Директ-Медиа, 2008.

9. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел ХII – ХIII.

10. Черная Л. А. История культуры Древней Руси – М.: Логос, 2011.

 

9. Российская культура XX – нач. XXI вв.

 

В начале XX в. наряду с элитарной культурой развивается культура беднейших слоев населения. Это «лубочная» культура, культура бытовая. Одновременно формируется контркультура как протест против буржуазной культуры. В 1907 г. начинается история русского кинематографа. А. О. Дранков и А. А. Ханжонков создают первый игровой фильм «Степан Разин».

Революция 1917 г. оказала кардинальное влияние на развитие культуры. Государство, партия активно развивает пролетарскую культуру. В 1917 г. был создан пролеткульт. Достоинство этого объединения в том, что оно сыграло важную роль в ликвидации неграмотности (к 1917 г. – 70% населения России было неграмотно), бесплатное образование; отрицательное в Пролеткульте – пренебрежительное отношение к наследию прошлого. Яркими представителями «революционерами» в литературе были В. Маяковский и В. Хлебников.

Русская культура 20-х годов сложна и драматична. С одной стороны, гибель множества людей, разделение русской культуры на советскую и культуру зарубежья уничтожение многих культурных памятников. С другой – огромная просветительская программа, электрификация, индустриализация, градостроительство, грандиозная государственная поддержка развития культуры. Лейтмотив: «культура должна служить народу». Одновременно разрушались церкви и монастыри, иконы как символы старой жизни. В то же время с 1918 по 1923 гг. возникло 250 новых музеев. В 1931 г. грамотность населения составляла уже 62,6%. В России был создан культ мощного советского государства.

Часть интеллигенции не приняла революцию и эмигрировала. По данным Лиги Наций из России в первой четверти XX в. выехало 10 млн человек. Это: литераторы И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, М. Цветаева, А. Толстой, З. Гиппиус; композиторы С. Рахманинов, С. Прокофьев, И. Стравинский; художники А. Бенуа, П. Рерих, Л. Бакст, К. Сомов, В. Кандинский, М. Шагал и др. оперные певцы, деятели балета и др. За рубежом издавалось более 2000 русских эмигрантских газет и журналов. Мирового призвания добились И. И. Сикорский (аэродинамика), П. А. Сорокин (социология), Г. В. Вернадский, Н. С. Трубецкой (история). В ходе репрессий 30-х годов в России были расстреляны философ Флоренский, генетик Вавилов, режиссер В. Мейерхольд.

Культура играла важную роль в развитии советского общества. Сплочения российская культура достигла в годы Великой Отечественной войны, когда весь народ поднялся на защиту Родины.

В конце 80-х годов XX века российская культура достигла высочайшего развития. СССР – был самой читающей в мире страной, с большим количеством театров, музеев, библиотек, стадионов, выставочных залов и одной из лучших в мире систем школьного образования.

В конце 80-90-х гг. в России происходит «перестройка»: коммунистическая партия берет курс на «социализм с человеческим лицом». Парадокс истории культуры этого периода в том, что верхушка КПСС по сути стала закладывать основы буржуазных отношений в стране. В культуре 90-х годов стал господствовать «маскульт» и капиталистический «пролеткульт». Также как в 20-х годах ниспровергалась культура прошлого, так теперь разрушалась культура Советского периода. Происходила активная «интервенция» западной, прежде всего американской культуры, с ее идеей частной выгоды, накопительства, имперских амбиций.

Однако для русского менталитета утилитарные интересы никогда не стояли на первом месте. Русская идея исторически была связана с пониманием жизни по совести, служением Отечеству и справедливости во всем.

 

План

 

1. Основные направления развития культуры России начала XX в.

2.  Проблемы развития культуры в послереволюционной России.

3. Российская культура советского периода.

4.  Кризисные явления русской культуры конца XX – нач. XXI вв.

5.  Место и роль России в мировой культуре.

 

Литература

 

Основная

1. Бычков В. В. Эстетика серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 47-57.

2. Жукова О. А. О мифологических соблазнах русской истории и культуры // Вопросы философии. – 2010. – № 4. – С. 110-122.

3. Исаев И. А. История Отечества. – М.: Юристъ, 2005.

4. Киященко Н. И. Культура гражданского общества // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С. 62-66.

5. Кожев А. Гегель, Маркс и христианство // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С. 128-143.

6. Панарин А. С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. – 2003. – № 6.

7. Плимак Е. Г., Сабурова Т. А. «Русская идея» Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции? // Вопросы философии. – 2006. – № 9. – С. 84-101.

8. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

9. Франк С. Л. Крушение кумиров. Гл. 3. – М.: Директ-Медиа, 2008.

 

Дополнительная

1. Бердяев Н. Самопознание. – М.: Директ-Медиа, 2008.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях / Достоевский Ф. М. Искания и размышления. – М.: Директ-Медиа, 2010.

4. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

5. Мережковский Д. С. Грядущий хам / Мережковский Д. С. В тихом омуте: статьи и исследования разных лет. – М.: Сов. Писатель, 1991.

6. Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности. – М.: Просвещение, 2010.

7. Семенов В. С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 33-46.

8. Соболева М. Е. О возможности диалога между культурами // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 147-157.

9. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории… / Соловьев В. С. Избранные произведения. – М.: Директ-Медиа, 2008.

10. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры. / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. Рыбинск, 1997. – Раздел ХII-ХIII.

 

10. Культура духовной жизни

(Человек в мире и мир человека)

 

Рассматривая культуру как совокупность результатов человеческой деятельности, важно понимать, что любое такое выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Поэтому можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке; уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития; мировоззрение; способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества. А. А. Ухтомский писал: «Только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается лицо другого. И с этого момента, как открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице».

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего существования, смысле жизни. И для того, чтобы в этом разобраться, выработать свою «линию жизни», не «сломаться» в трудные моменты жизни, необходимо выработать свои «автономные» ориентиры и ценности: этические, эстетические, философско-психологические. У людей верующих эти ценности восходят к Богу и Богом не поддерживаются. Бог – гарант истинности и нравственного поведения. «Если Бога нет, то все позволено!?» – восклицает герой Ф. М. Достоевского. Впрочем, в определенном смысле, каждый нормальный человек имеет своего «Бога». Для одного – это его убеждения и принципы, для другого – мечты и идеалы, для третьего – творчество и свобода, для четвертого – любовь и т. д. Человек, лишенный этого, живет в постоянном кошмаре житейских мелочей, упуская главное в себе и своей жизни. Еще французский социолог Дюркгейм отмечал, что самоубийству человека предшествует состояние, когда для человека ничто не свято и ничто не обязательно.

Эти размышления приводят к мысли о необходимости переустройства общества на основе гуманистических идеалов, как меры общественного прогресса. Основой человеческого общения должно стать «золотое правило» – «не делай другим того, чего не желаешь себе», «относись к человеку как к цели и никогда не относись как к средству». Проблема смерти и бессмертия человека тесно связана с проблемой существования человеческого рода, с глобальными проблемами современности. И здесь, наряду с традиционными проблемами, в настоящее время выдвигается проблема правовой культуры, взаимосвязи культурной и экономической жизни общества, предпринимательства в России, культурной деградации человека и общества. Это происходит в результате того, что в погоне за прибылью, количеством и качеством материального потребления человек примитивизируется и уничтожает свой духовный мир, т. е. самого себя. Этот период упадка культуры Шпенглер называл цивилизацией.

 

План

 

Часть 1

1. Смысл жизни, смысл истории как основа духовной жизни личности и общества.

2. Мораль и красота как системообразующие признаки культуры.

3. Добро и зло; долг и склонность, дружба, счастье и любовь; наслаждение и страдание; честь и достоинство; совесть, вина, раскаяние и сострадание – основные понятия нравственной культуры человека и общества.

4. Культурологические проблемы социализации личности.

 

Литература

 

Основная

1. Бычков В. В. Эстетика: Учебник. – М.: Фонд «Мир», 2011.

2. Голубева Г. А. Этика. – М.: Альфа-Пресс, 2011.

3. Гусейнов А. А. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. – 2003. – № 3.

4. Киселев Г. С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 3-16.

5. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

6. Ларошфуко Д. Максимы и моральные размышления. – М.: Директ-Медиа, 2006.

7. Окакура Какудзо (Тэнсин). Круг идеалов // Вопросы философии. – 2009. – № 2. – С. 153-157.

8. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

9. Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия / Соч. в 2-х т. Т. 1. – М.: Директ-Медиа, 2008.

10. Швейцер А. Культура и этика. – М.: Директ-Медиа, 2007.

 

Дополнительная

1. Бердяев Н. Самопознание. – М.: Директ-Медиа, 2008.

2. Братусь Б. С. Любовь как психологическая презентация человеческой сущности // Вопросы философии. – 2009. – № 12. – С. 30-42.

3. Венцлер Л. Понятие «смысл жизни» в философии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого. Формальная структура и содержание // Вопросы философии. – 2007. – № 11. – С. 21-32.

4. Кон И. С. Дружба. – М.: Политиздат, 1980.

5. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. – М.: Политиздат, 1991.

6. Майданский А. Д. История и общественные идеалы // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 127-133.

7. Соловьев В. С. Смысл любви / Сочинения в 2-х томах. – М.: Мысль, 1990.

8. Философия любви в 2-х частях. – М.: Политиздат, 1990.

9. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел XIII, XIV.

Часть 2

 

1. Культура человеческого общения (личности, коллектива и общества).

2. Культура социально-политической жизни общества.

3. Культура и цивилизация. Проблемы культуры на рубеже ХХ-ХХI вв.

4. Перспективы развития человечества. Проблемы развития потребительского общества.

 

Литература

 

Основная

1. Кантор К. М. Глобализация? – Да! Но какая? // Вопросы философии. – 2006. – № 1. – С. 25-37.

2. Киселев Г. С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 3-16.

3. Киященко Н. И. Культура гражданского общества // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С. 62-66.

4. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

5. Майданский А. Д. История и общественные идеалы // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 127-133.

6. Мюрберг И. И. Политика – свобода – мораль: опыт связывания понятий // Вопросы философии. – 2007. – № 4. – С. 24-35.

7. Панарин А. С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. – 2003. – № 6.

8. Сапожников Е. И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии. – 2007. – № 10. – С. 84-94.

9. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

10. Чукин С. Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке // Вопросы философии. – 2009. – № 5. – С. 36-46.

 

Дополнительная

1. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. – 2006. – № 5. – С. 3-17.

2. Диалоги продолжаются: полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки / Сост. О. П. Мороз. – М.: Политиздат, 1989.

3. Жукова О. А. О мифологических соблазнах русской истории и культуры // Вопросы философии. – 2010. – № 4. – С. 110-122.

4. Киселев Г. С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. – 2007. – № 4. – С. 9-23.

5. Котельникова Т. М. Всеобщая история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство. – М.: АСТ, 2010.

6. Кочетков В. В., Кочеткова Л. Н. К вопросу о генезисе постиндустриального общества // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 23-33.

7. Линь Яньмэй. О теории социалистического гармоничного общества // Вопросы философии. – 2007. – № 5. – С. 38-44.

8. Москаленко В. Д. Что угодно для души? (Психология общения). – М.: Панорама, 1991.

9. Окакура Какудзо (Тэнсин). Круг идеалов // Вопросы философии. – 2009. – № 2. – С. 153-157.

10. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел XIV.

 

11. Религия как феномен культуры

 

В религию можно верить, или не верить, т. е. быть верующим или скептиком, но научно доказать ложность религии, отсутствие в мире Бога невозможно. Вера не требует научных доказательств: «верую – потому что абсурдно!». Этот постулат был утвержден еще Фомой Аквинским в концепции «2-х истин». Бог – это «все» и «ничто» (отрицательная теология). Он есть в душе каждого человека, но не каждый человек осознает это. Истоки религии – в особенностях человеческого сознания и познания, человеческих чувств и психики, в несовершенстве человеческого общества. Вера в Бога дает людям верующим смысл жизни, основу нравственности и красоты. Человек и общество, теряющие светскую веру и идеалы, заменяют их верой и идеалами религиозными. Так всегда было в переломные моменты человеческой истории.

Принято выделять несколько мировых религий: буддизм, христианство и ислам. Христианство, в свою очередь, распадается на католицизм, православие и протестантизм (религиозные секты в том числе). Все религии объединяет признание единого Бога, его посланника на земле, а также вера в проповедуемое им учение.

Основная христианская книга – Библия. Она состоит из Ветхого завета и Нового завета. В Ветхом завете описывается история избранного Богом еврейского народа. Новый завет в основном состоит из «благовестий» о Иисусе Христе и его учения, опирающегося на моральные заповеди (не убей, не укради, не завидуй и т. д.)

В основе теологии лежит не только религиозное чувство, но и религиозная философия. Цель последней – рациональное обоснование бытия Бога. К религиозной философии относятся неотомизм, неоавгустинизм, «метафизика все единства», либеральная теология, тейярдизм, теология кризиса и др.

Религиозные сюжеты явились основой многих произведений искусства. Впрочем, между искусством и религией много общего, а самое главное, и в то, и в другое нужно верить.

 

План

 

1. Теистические модели мира.

2. Религия и наука, вера и знание.

3. Религии современности. Религиозный экуменизм.

 

Литература

 

Основная

1. Васильев Л. С. История религий. – М.: Книжный дом Университет, 2008.

2. Захаров В. Д. О природе веры. Дихотомия Бога // Вопросы философии. – 2010. – № 5. – С. 91-104.

3. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

4. Носачев П. Г. Постмодернистская философия религии. У. Эко и Дж. Ваттимо о месте религии в современном мире // Вопросы философии. – 2009. – № 1. – С. 166-177.

5. Осипов Г. В., Тощенко Ж. Т. Современный мир и религия // Вопросы философии. – 2007. – № 6. – С. 3-16.

6. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

7. Эпштейн М. Техника – религия – гуманистика. Два размышления о духовном смысле научно-технического прогресса // Вопросы философии. – 2009. – № 12. – С. 19-29.

 

Дополнительная

1. Альжев Д. В. История и теория религий: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

2. Аникин Д. А. История религии. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2010.

3. Васильев Л. С. История религий. – М.: «КДУ, Харвест», 2008.

4. Горохов С. А., Христов Т. Т. Религии народов мира. – М.: КноРус, 2010.

5. Закон Божий.

6. Кожев А. Гегель, Маркс и христианство // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С. 128-143.

7. Пучкова П. И., Казьмина О. Е. Религиозные организации современного мира. – М.: МГУ, 2010.

8. Сергеев В. Н. Русские православные праздники. – М.: Знание, 1991.

9. Хрестоматия но истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева. И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел XV.

10. Шпренгер Я., Инсторис Г. Молот ведьм. – М.: Директ-Медиа, 2009.

 

12. Основы художественной культуры

 

Теория художественной культуры изучается эстетикой – наукой о прекрасном. В оценке взаимоотношения эстетики и искусства выделяются две крайние позиции – эмпиризм и абсолютизация нормативности. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, чтобы достичь совершенства, произведение искусства должно следовать определенным нормам, с другой стороны, сами нормы художественного творчества вырабатываются на основе анализа величайших художественных произведений мировой культуры. Категориями эстетического освоения мира являются: мера, прекрасное, безобразное, низменное, возвышенное, героическое, трагическое, ужасное, комическое, драматическое, гармония и ритм. Основные эстетические ценности заключены в понятиях «непреходящее», «художественность», «эстетический идеал». Художественное (образное) мышление осуществляется посредством художественного образа, художественного метода, стиля, художественной правды. Художественное сознание воплощается в изображаемых героях, персонажах, характерах, обстоятельствах. Искусство – процесс творческий. Творческое вдохновение художника проявляется при условии его одаренности, талантливости, мастерства. Художественное произведение характеризуется также с точки зрения единства его формы и содержания, его стиля. Восприятие художественного произведения должно доставлять эстетическое наслаждение. Общественная значимость искусства проявляется посредством художественной концепции, мировосприятия, пафоса, народности. Искусство подразделяется на виды, роды, жанры. Это – литература, живопись, театр, музыка, архитектура, скульптура, графика, хореография, кино, телевидение, цирк, прикладное искусство, декоративное искусство, фото, промышленное искусство.

Новое в современном мировом искусстве представляют собой, прежде всего, различные модернистские направления. В изобразительном искусстве – это экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, риджионализм, поп-арт, «антиискусство» и др. В кино, театре, литературе – это неореализм, «китч», «хепенинг», «новый роман», «массовое искусство» и др. Возникает вопрос: есть ли эти направления более высокая ступень в развитии искусства или это его упадок и вырождение? Не трагедия ли для искусства, когда своим идеалом оно провозглашает не прекрасное, а безобразное (поп-арт и др.)! Не абсурдно ли звучит основной тезис модернистского изобразительного, искусства о том, что «глазами» их произведения «увидеть нельзя» (кубизм, сюрреализм и др.)! Впрочем, каковы человек и общество, такова и создаваемая ими художественная культура. Ведь в собственном смысле слова «искусства для искусства» не бывает.

 

План

 

Часть I

 

1. Специфика и сущность художественной культуры.

2. Творчество по законам красоты. Основные эстетические категории.

3. Виды искусства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, кино.

 

Литература

 

Основная

1. Бердяев Н. А. Смысл творчества. – М.: Директ-Медиа, 2008.

2. Бычков В. В. Эстетика: Учебник. – М.: Фонд «Мир», 2011.

3. Григорьева Т. П. Философия красоты // Вопросы философии. – 2007. – № 1. – С. 61-74.

4. Искусство ХIХ-ХХ вв. Стили и течения: мини-энциклопедия / Сост. Мосин И. Г. – М.: СЗКЭО, 2011.

5. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

6. Марголис Дж. Состояние искусств // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 53-66.

7. Маркова Л. А. О возможностях научного постижения искусства // Вопросы философии. – 2008. – № 2. – С. 125-136.

8. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей ред. Л. М. Мосоловой. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001.

9. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

 

Дополнительная

1. Андреев А. Л. Искусство, культура и сверхкультура. – М.: Знание, 1991.

2. Брант Г. А., Лобок А. М. Преодоление морали или парадоксы «нравственного искусства». – М.: Знание, 1991.

3. Западно-европейская эстетика XX века / Под ред. Н. Н. Шестакова. – М.: Знание, 1991.

4. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991.

5. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни. – М.: Наука, 1991.

6. Сафронова Т. В. История искусства: Художники, памятники, стили. – М.: АСТ, 2008.

7. Соловьев В. Философия искусства и литературная критика. – М.: Искусство, 1991.

8. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. В 2-х ч. – М.: Б. и. МГК, 1990.

9. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел XIII, XVI.

Часть 2

 

1. Символизм. Модернизм – основные направления искусства XX в.

2. Реализм и «неореализм».

3. «Массовая» и «элитарная» культура. Контркультура.

 

 

Литература

 

Основная

1. Бычков В. В. Эстетика: Учебник. – М.: Фонд «Мир», 2011.

2. Григорьева Т. П. Философия красоты // Вопросы философии. – 2007. – № 1. – С. 61-74.

3. Искусство ХIХ-ХХ вв. Стили и течения: мини-энциклопедия / Сост. Мосин И. Г. – М.: СЗКЭО, 2011.

4. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

5. Котельникова Т. М. Всеобщая история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство. – М.: АСТ, 2010.

6. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

7. Марголис Дж. Состояние искусств // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 53-66.

8. Маркова Л. А. О возможностях научного постижения искусства // Вопросы философии. – 2008. – № 2. – С. 125-136.

9. Сапожников Е. И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии. – 2007. – № 10. – С. 84-94.

10. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

11. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел XIII, XVI.

 

Дополнительная

1. Бердяев Н. А. Кризис искусства. – М.: Интерпринт, 1990.

2. Дали С. Дневник одного гения. – М.: Искусство, 1991.

3. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. – М.: Юрайт, 2011.

4. История русского советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. – М.: Высшая школа, 1989.

5. Кино Италии: Неореализм / Сост. Г. Д. Богемский. – М.: Искусство, 1989.

6. Модернизм. Анализ и критика основных направлений / Под ред. В. В. Ванслова, Ю. Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1980.

7. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и в жизни. – М.: Наука, 1991.

8. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х ч. / Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1991.

9. Соловьев В. Философия искусства и литературная критика. – М.: Искусство, 1991.

10. Франк С. Л. Крушение кумиров. – М.: Политиздат, 1990.

 

13. Наука и техника в системе культуры

 

Современная наука достигла высочайшего развития. Это проявляется, прежде всего, в ее практических, технических достижениях. Наука стала основой материалистического мировоззрения. Широко распространен сциентистский взгляд на мир, согласно которому наука и научное (прежде всего точная и естественная наука) имеют настоящую (т. е. практическую) ценность. Науке обучают в школах, техникумах, вузах. Впрочем, так было не всегда: в античности ведущей формой общественного сознания была философия, в средние века религия, и лишь в Новое время с его материалистически-практическими идеалами ведущую роль стала играть наука.

Высокий уровень развития науки не только не уменьшает, но значительно увеличивает количество ее проблем, «чем больше я знаю, тем больше я не знаю» (Зенон). Если к концу XIX века здание науки (прежде всего, физики), считалось в основном построенным, то сейчас в этом приходится сильно сомневаться. Квантово-релятивистская картина мира до сих пор не может войти в обыденное сознание человека, а ее идеалы и нормы резко контрастируют с идеалами и нормами классической науки, отраженными в учебных пособиях (в самих понятиях «наука», «закон», «теория»). Составленная Гильбертом программа обоснования науки нереализуема даже в случае арифметики (теоремы Геделя). Не существует и строгих критериев научности, т. к. в этом случае они отбрасывали бы как ненаучное все принципиально новое.

Наука в своем развитии проходит регулярно сменяющие стадии «нормального роста» и «научных революций». В период нормального роста она развивается на основе парадигмы, в период научных революций происходит смена парадигм, смена научной картины мира. Наука развивается одновременно и на проблемном, и на дисциплинарном уровнях. В первом случае как система гипотез, во втором – как система теорий.

Современная культура все более тяготеет к технократической культуре, к техногенной цивилизации. Этому посвящены работы Э. Каппа, Ф. Бона, Ф. Дессауэра, Ж. Эллюля и др. Возрастает роль технических наук, инженерного труда. Развивается системотехника. От противопоставления технической и гуманитарной культуры наука и практика переходят к их синтезу.

 

План

 

1. Влияние научно-технического прогресса на культуру человека и общества.

2. Технократическая культура. Отношения: человек-техника.

3. Значение науки в жизни общества.

 

Литература

 

Основная

1. Агацци Э. Почему у науки есть измерения? // Вопросы философии. – 2009. – № 10. – С. 93-104.

2. Горохов В. Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 80-96.

3. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

4. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

5. Степин В. С. История и философия науки. – М.: Трикста, 2011.

6. Эпштейн М. Техника – религия – гуманистика. Два размышления о духовном смысле научно-технического прогресса // Вопросы философии. – 2009. – № 12. – С. 19-29.

 

Дополнительная

1. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. – М.: Наука, 1988.

2. Гилберт Дж., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. Социологический анализ высказываний ученых. – М.: Наука, 1987.

3. Горохов В. Г. Знать, чтобы делать: история инженерной профессии и ее роль в современной культуре. – М.: Знание, 1987.

4. Горохов В. Г. Как возможны наука и научное образование в эпоху «академического капитализма» // Вопросы философии. – 2010. – № 12. – С. 3-14.

5. Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. – М.: Наука, 1986.

6. Кудрин Б. И. Введение в технетику. – Томск: ТГУ, 1991.

7. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

8. Малкей М. Наука и социология знания. – М.: Прогресс, 1983.

9. Наука и культура / Под ред. В. Ж. Келле. – М.: Наука, 1984.

10. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1986.

11. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры. Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел XVII.

 

 

приложение

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Рыбинский государственный авиационный технический

университет имени П. А. Соловьева»

 

Социально-экономический факультет

 

Кафедра философии, социально-культурных технологий и туризма

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине ______________________

на тему_____________________________

 

 

Вариант №

 

 

                                          Выполнил(а) ________________________

                                                                     (Ф.И.О.)

                                          студент(ка) гр. _____________ , __ курса

                                                         

                                          Преподаватель ______________________

                                                                                                                                             (Ф.И.О.)

                                          Оценка 

 

                                          Подпись преподавателя ______________

 

                                          Дата _______________________________

 

Рыбинск 20___



2019-11-13 195 Обсуждений (0)
После принятия христианства на Руси начинается возведение храмов по византийскому стилю, развивается иконопись. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: После принятия христианства на Руси начинается возведение храмов по византийскому стилю, развивается иконопись.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)