Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая интерпретация религиозных феноменов



2019-11-13 241 Обсуждений (0)
Психологическая интерпретация религиозных феноменов 0.00 из 5.00 0 оценок




Нередко специфические явления, относящиеся к религиозному опыту, оказывались в фокусе внимания психологов. В работе Хайдер «К психическому здоровью Иисуса Христа» подвергается критическому рассмотрению утверждение, типичное для представителей гуманистического подхода - Христос был великим учителем человечества, но вовсе не Сыном Бога. Однако, если из слов Христа становится явным Его Божество, то это может быть интерпретировано как синдром психического заболевания.

В статье последовательно отвергаются четыре возможных диагноза:

1) большое аффективное расстройство;

2) психоз, обусловленный органическим поражением головного мозга;

3) шизофрения;

4) паранояльное состояние.

Так как всем вышеперечисленным диагностическим категориям должны сопутствовать другие симптомы, которых при тщательном исследовании текста обнаружить невозможно, то делается вывод о том, что утверждения Христа о Себе являются не бредом, а реальным фактом.

Сперо исследуя этические концепции, содержащиеся на страницах Талмуда, приходит к выводу о том, что психологическое понятие невроза аналогично категории греха в иудаизме. И в том и в другом случае речь идет о расстройстве поведения или нарушении процесса быть ведомым). Грех, как и невроз содержит в себе элемент восстания, выделение частного из гармонии, что приводит к самопоклонению. Происходит насилие над свободой, обнаруживается невозможность интеграции Бесконечного и временного. Подчеркивается, что в современный «век тревоги», когда насаждается отчуждение, личностный рост возможен только через осознание своих высших обязательств.

Существует обширная литература, посвященная проблемам бесоодержимости и экзорцизма в их психологическом осмыслении. В книге Аусбергера о проблемах транскультурального пастырского консультирования в схематическом виде представлен процесс дифференциальной диагностики при демоническом овладении. В настоящее время большие демонические посессии встречаются очень редко и их основное зло заключается в том, что они притупляют восприимчивость к значительно более частым «мини-обсессиям». Последние трудны для различения, хотя имеется ряд признаков, облегчающих их распознавание. Демоническая инвазия становится возможной вследствие «ограниченной падшести» в личностной структуре, пораженной гордостью и осуществляется через сферу воображения. Проявления мини-обсессии могут характеризоваться тонкими извращениями духовной жизни, такими как перфекционизм, потеря сензитивности к другим людям, особым циничным «обесценивающим» юмором. Автор отмечает, что силы зла чаще воздействуют на одаренных, образованных и добродетельных личностей. Избавление от мини-обсессий происходит последовательно: сначала осознание собственного наваждения через помощь тренированного специалиста, а затем, преданием себя милости Божией.

Неизменный интерес исследователей вызывает процесс религиозного обращения (конверсии). Конн рассматривает следующие типы обращения:

1) моральное;

2) аффективное;

3) когнитивное;

4) религиозное.

Джонсон описывает религиозное обращение как революционное решение трансформирующее всю личность. Подлинное религиозное обращение, по его мнению, есть всегда исход кризиса. Обращение, это прежде всего событие и поэтому может быть описано в структуралистской модели личностного развития. При этом, одни обращения являются патогеничными и патологичными, в то время как другие способствуют социальному и психическому благополучию. Индикатором первого является увеличение и карикатуризация предшествующей личностной патологии; свидетельством второго - аутентичный характер духовного опыта Благодати. В основе конверсии всегда находится само-трансценденция. Ее каталитическим элементом является автобиографическое повествование, происходящее в период кризиса, чаще «кризиса половины жизни», когда в результате бессознательного переструктурирования жизненного материала отвергается прежний функционально-ориентированный жизненный стиль и обретается новая само-идентичность.

Анализируя проблемы одиночества, Бонсайт, констатирует, что этот феномен неоднозначен по своей природе и является результатом определенных отношений «Я» с другими, с семьей, с традицией, со страной проживания, с собственной активностью и смыслом и, наконец, с Богом. Автор выделяет пять типов или измерений одиночества:

1) интерперсональное;

2) социальное;

3) психологическое;

4) культуральное;

5) космическое.

Отдельные элементы нравственной психологии оказываются важными в терапевтической сфере. Анализируя универсальные процессы горя и скорби, Спигел, описывает следующие стадии:

1. Шок - неверие. Эпизоды неполного осознавания окружающего. Трудности осмысления происходящего.

2. Восстановление контроля - пассивность, трудность принятия решений, чувство внутренней пустоты, иногда попытка вести себя так, словно ничего не произошло.

3. Регрессия в отношениях с окружающими - жалобы, слезы, поиски утешения. Идеализация прошлого. Принятие примитивных религиозных объяснений. Страх потери самоконтроля.

4. Адаптация. Постепенный отказ от регрессивного поведения.

Одной из широко обсуждаемых тем является так называемое «само-сгорание» - понятие, включающее в себя спектр психологических проблем у лиц, помогающих профессий. Профилактике и реабилитации при подобных состояниях посвящена книга Муто, в которой аргументировано, что причиной «сгорания» являются изначально экзальтированные социальные амбиции при отсутствии осознавания собственных ограничений. Неосуществленные ожидания вызывают кризис, который проявляется двояко: личность продолжает выполнять порученное превозмогая возрастающее истощение, либо начинает действовать автоматически, соответственно своей социальной роли врача, учителя, священника. Основой помощи при подобных состояниях является принятие личностью «позитивной оставленности», что соответствует традиционному "преданию себя Божией воле".

Интересным является описание ключевых характеристик идеальной, со стороны психологического здоровья, личности, для различных теоретиков. Так, подобная личность для К. Роджерса, это «полностью функционирующая», для Г. Оллпорта – «зрелая», для Э. Фромма «продуктивная», для А. Маслоу – «самоактуализирующаяся», для К.Юнга «индивидуализированная», для В. Франкла – «самотрансцендентная», для Ф. Перлса – «здесь и теперь личность». Каам приводит шесть характеристик «идеальной христианской жизненной формы»:

1) совершенство идентичности, единства и простоты;

2) полнота трансценденции, просветленности, открытости и чистоты;

3) полнота участия в земной и небесной жизни;

4) отношение к сотворенному миру с чувством благодатности происходящего;

5) преисполненность внутренним миром и радостью;

6) благодарность за эти дары предвечному воплощенному Слову - Христу.



2019-11-13 241 Обсуждений (0)
Психологическая интерпретация религиозных феноменов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая интерпретация религиозных феноменов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)