Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические аспекты христианства



2019-11-13 471 Обсуждений (0)
Психологические аспекты христианства 0.00 из 5.00 0 оценок




К психологическим аспектам христианства, несомненно, относятся:

1) роль символов;

2) учет индивидуальных возможностей;

3) чудо;

4) страдания;

5) смирение;

6) исповедь.

Роль символов. Сначала, пока крест продолжал рассматриваться как орудие казни, общим символом христианства оставалась рыба, что совпадало с пониманием апостолов как «ловцов людей». Но уже во 2 веке Тертуллиан говорит о поклонении кресту как символу места искупления грехов людей.

Облегчает понимание отдельных символов и их синтеза миф. Ярко иллюстрирует этот психологический феномен история «Долгое молчание» (автор неизвестен), где повествуется о Судном дне, когда люди, страдающие от ужасных мучений, жалуются, что Бог отступился от них. Чтобы Бог доказал свое право судить нас, говорят они, его самого нужно приговорить к жизни на земле в человеческом облике. Когда объявили этот приговор, последовало долгое молчание. Никто не двигался. Внезапно люди поняли, что Бог уже претерпел все сказанное о нем. Такое мифологическое представление, воплощенное в сюжет, облегчило осмысление жизни Иисуса.

Учет индивидуальных возможностей. Каждый верующий своим доступным именно для него путем может продвигаться к спасению. О понимании необходимости учета личных особенностей и разных индивидуальных путей к Богу свидетельствуют многие евангельские истории и притчи. Они повествуют о деятельных и созерцательных людях, сильных и слабых духом, смелых и осторожных. Примером может служить евангельская история о Марии и Марфе. Считается, сто Марфа шла к спасению через действие, Мария же – через созерцание. Указание на первородный грех служило напоминанием о человеческой слабости. Повествование о малодушии Петра с ошеломляющей искренностью показано, что у Бога найдется место и для слабых, наравне со стойкими.

Иисус активно и уместно использовал чудо, понимая эффект воздействия чуда на психику зрителей. Проповедуя, как правило, после очередного удачного исцеления, он не без оснований полагал, что толпа всегда более восприимчива после наглядного подтверждения душевной силы, доброты, сострадания. Не только наглядность, но и сила веры (психологическая установка) определяли и само исцеление, и восприятие его толпою. Исцеляя больных, он хорошо понимал, что его власть над душевно и телесно больными зависела от силы из веры.

Существует опасность, что в помыслах о личном спасении человек перестанет думать о спасении других. Поэтому в этическом плане христианство не только индивидуально, но и индивидуалистично – его главной целью было благоденствие индивидуальной бессмертной души, прежде всего, в потустороннем мире. Однако такая опасность до некоторой степени преодолевается психологически благодатной ролью страдания, которое проводится в этой религии красной нитью. Страдание предстает как путь у самоуважению, доступный каждому. Выделены четыре добродетели страдающих:

1) чудная сила смирения;

2) сострадание к другим;

3) доброта сердца;

4) жажда справедливости.

Именно в душе, преображенной страданием, раскрываются активные добродетели человека – его милосердие, способность к мученичеству во имя справедливости. Поскольку в Царство Божие попадут не просто добродетельные, но те, которые прошли через испытания, искушения и преодолели соблазны, то подобная установка позволяет, выстрадав, обрести самоуважение. Такое самоуважение помогало жить любому изгою – рабу, «раскаявшемуся разбойнику», блуднице – все обездоленным.

Страдания следовало переносить со смирением, ему противопоставлялась гордость. Смиряясь и повинуясь, человек освобождается от ошибки, потому что Бог спросит с него не столько за тщательное исполнение его заветов. Если верующий следовал им, то он свободен от ответственности. В христианстве нет унижения, которое сделало бы человека неспособным к добру, как нет святости, свободной от зла. Он огражден этим от опасности отчаяния и гордости. С учетом глубинной психологии совершенно справедливо представление, что гордость отчуждает личность от других людей, делает ее асоциальной, лишает высокой любви, т.е. Бога. Любому человеку тяжело жить без любви, без духовного общения с другими; гордость, замыкая его в себе, неизбежно убивает его одиночеством. Эти положения несколько умеряли индивидуализм христианства, отвергая эгоизм, поиск исключительно собственной выгоды ради временных земных благ. Высшее назначение человека – духовность, требует от него всепрощения, непротивления и неосуждения («не судите, да не судимы будете»).

Смирению и неосуждению способствовало понимание того, что даже Иисус имел слабости. Ведь каждого обычного человека с великим сближают слабости. Они роднят и делают его понятнее. Поэтому так важны те особые моменты земной жизни Иисуса, когда в нем ощущалась некая слабость. Сам факт того, что он способен скрываться от недругов, опасаться идти в Иудею и медлить творить чудеса в Галилее, моменты редких сожалений, моление о чаше и, наконец, отчаянный крик на кресте. Все это делало его понятнее и родней в глазах внимающих его проповедям. Слабости сближали и формировали принципиально новое отношение к Богу. Разумная вера в живого, человечного Бога является более действенным способом в борьбе со страхом перед неизвестным будущим.

Христианство впервые ввело в практику исповедь как средство компенсации неполноценности жизни. Христианин обязан регулярно исповедоваться, причем требуется не просто признание греха, а внутреннее раскаяние. Искреннее, глубокое раскаяние – это, прежде всего переоценка событий и намерений. Такая переоценка достигается путем углубленного переживания греховности совершенных поступков. На фоне особым образом организованного и достаточно интимного общения исповедь создает условия для разрядки самых глубоких стрессовых переживаний, за счет этого вытесняются патогенные состояния и восстанавливается ощущение душевного мира, покоя и полноты жизни.

Христианство требовало посильного исполнения заповедей: делай что можешь, но стремись жить по заповедям. При этом милосердие не должно было быть публичным.




2019-11-13 471 Обсуждений (0)
Психологические аспекты христианства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические аспекты христианства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)