Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Религиозное развитие человека



2019-11-13 201 Обсуждений (0)
Религиозное развитие человека 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Во второй половине века в психологии получают распространение подходы, изучающие проблемы развития. Применительно к духовному развитию человека особое значение придается психосоциальным стадиям, описанным в работах Фриксон, широко известных среди психологов, занимающихся проблемами развития.

Отсюда следует отметить тенденцию, существующую в современной психологической литературе. После того, как одним из исследователей, предлагаются критерии или последовательности, другие ученые, пытаются расположить те или иные факты, в соответствии с предложенными закономерностями или зависимостями. Иногда выявление подобных корреляций представляется оправданным, но в ряде случаев оставляет впечатление известной искусственности.

Соответствие теологических категорий и психосоциальных тем, доминирующих в стадиях личностного развития, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Соответствие теологических категорий и психосоциальных тем, доминирующих в стадиях личностного развития

Богословские Психосоциальные Человеческие категории Темы периодов: добродетели
Промысел Надежда Недоверие Надежда
Благодарность Автономия Сомнение Воля
Покаяние Инициатива Вина Целеустремленность
Призвание Сила Внутренний мир Компетентность
Вера Идентичность Распыленность Верность
Сопричастность Интимность Изоляция Любовь
Призвание Творчество Стагнация Забота
Осознание Святого Целостность Отчаяние Мудрость

 

Соотношение возрастных стадий по Эриксону со святоотеческим описанием страстей, представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Соотношение возрастных стадий по Эриксону со святоотеческим описанием страстей

Младенчество Чревоугодие
Раннее детство Гнев
Игровой возраст Жадность
Отрочество Зависть
Подростковый возраст Гордость
Молодость Блуд

Продолжение таблицы 2

 

Взрослость Скука
Старость Уныние

 

Следующий этап психологии развития связан с выделением в 1950-х годах стадий морального развития личности:

1. Уровень преконвенциональной морали:

Стадия 1: Ориентация послушания и наказания. Здесь доминирует установка стремления к избеганию неприятностей, власти или престижу.

Стадия 2: Наивно-эгоцентрическая ориентация. Доминирование послушания для получения награды.

2. Уровень конформной морали:

Стадия 3: Ориентация «хороший мальчик». Ребенок слушается для того, чтобы заслужить одобрение взрослых.

Стадия 4: Ориентация социального порядка. Поведение определяется пониманием долга по отношению к вышестоящим и уважением к власти.

3. Уровень пост-конформной морали:

Стадия 5: Контрактная ориентация. Внутреннее принятие основополагающих принципов ненасилия, общественной безопасности и заботы.

Стадия 6: Ориентация совести. Человек действует не столько соответственно послушанию, но способен к разрешению этических противоречий исходя из возвышенной логики.

Принципы психологии развития непосредственно к религиозному созреванию личности были впервые применены Фовлером. Описание известных стадий развития веры:

1. Пре-стадия: Недифференцированная вера.

Стадия 1: Интуитивно-проективная. Относится к возрасту 3-7 лет. Основное содержание веры: имитация, воображение, фантазии.

Стадия 2: Мифически-дословная. Относится к возрасту 7-12 лет. Характерными особенностями являются узость, буквализм, связь с семейной историей, роль в разрешении эдипальных переживаний.

Стадия 3: Синтетически-конвенциальная. Относится к подростковому периоду. Идеологическое содержание усваивается от внешних авторитетов. Конформное разделение установок данных старшими.

Стадия 4: Индивидуально-рефлективная. Относится к периоду, когда человек покидает родительский дом. Здесь происходит демифологизация, образование своего собственного, незаимствованного смысла мировоззрения.

Стадия 5: Консолидации парадоксов. Относится к среднему возрасту. Человек принимает тот факт, что рациональное сознание «не всегда хозяин в собственном доме». Он принимает символизм и обретает «вторичную наивность».

Стадия 6: Универсализующая. На этой стадии человек воплощает в жизнь принципы своей веры, трансцендирует противоречия между образом жизни и традициями веры, его убеждения пронизывают все его существование.

Высшая стадия  включает вовлеченность в общину, подлинную верность принципам справедливости и любви, самоотреченное служение миру через принятие трансцендентного откровения. Человек на этой стадии эсхатологически ориентирован по отношению к грядущему Царству Божию. Откровение человеку ультимативной, универсальной реальности невозможно без его принадлежности к отдельной вероучительной традиции.

Более теологически, нежели психологически обоснованные уровни развития веры предлагают Рор и Мартос:

1. На первом уровне человек познает реальность Бога и Его любви. До этого, Бог для него был только названием или концепцией. В это же время он верит, что благоволение Бога может простираться лишь на него, избранных людей или одну «истинную Церковь».

2. На этой стадии человек начинает отвечать на любовь Бога. При этом он верит, что Любовь Бога к нему как то зависит от его ответа. Ему кажется, что дар Благодати определяется его поведением, степенью его праведности или греховности. Он воспринимает Завет с Богом как договор о спасении, если его жизнь будет соответствовать определенным правилам.

3. Третья стадия характеризуется тем, что человек начинает воспринимать любовь Бога как безграничную и безусловную. Однако милость Бога по отношению к себе, человек относит в будущее, «на Небеса», не осознавая себя вовлеченным в эту Любовь сейчас.

4. На последней стадии человек чувствует любовь Бога к себе внутри себя в каждый отдельный момент и старается стать проводником Благодати в мире. Эти четыре типа авторы сопоставляют с аллюзиями из Библии: вера и личность Авраама; вера и личность Моисея; вера и время пророков, период Христа.




2019-11-13 201 Обсуждений (0)
Религиозное развитие человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Религиозное развитие человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)