Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод научного исследования.



2019-11-13 564 Обсуждений (0)
Метод научного исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Научный метод – совокупность основных способов получения новых знаний, приемов и операций решения задач в рамках любой науки. Важной стороной научного метода является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов.

Кохановский В.П. представляет многоуровневую концепцию методологического знания, согласно которой все методы научного познания могут быть разделены на следующие группы:

1) Философские методы познания. Они могут быть использованы любой наукой, вне зависимости от предмета. Они являются более широкими и указывают только на направление и общий способ решения задач. К ним относятся метафизический и диалектический методы научного познания. Метафизический метод – это рассмотрение объекта в покое, статике, вне связи с другими объектами. Диалектический метод – это раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. До конца XIX века в науке господствовал метафизический метод, который уступил свое место диалектическому лишь с XX века. Философские методы не исчерпываются двумя названными методами.

2) Общенаучные подходы и методы. К ним относят методы эмпирического и теоретического познания. Они могут быть использованы любой наукой на соответствующих этапах познания – эмпирическом или теоретическом.

Эмпирические методы научного познания:

а) наблюдение – целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

б) эксперимент – изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

в) измерение – определение отношения измеряемой величины к эталону;

г) сравнение – выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Теоретические методы научного познания:

а) анализ – процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

б) синтез – соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

в) классификация – объединение различных объектов в группы на основе общих признаков;

г) абстрагирование – отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны;

д) формализация – отображение знания в знаковом, символическом виде (формулы, символы и т.д.);

е) аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

ж) моделирование – создание и изучение заместителя (модели) объекта;

з) идеализация – создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней;

и) дедукция – движение от общего к частному;

к) индукция – движение от частного к общему.

Следует отметить, что некоторые исследователи относят аналогию, моделирование, анализ и синтез к общенаучным универсальным методам познания, т.е. к методам, действующим как теоретическом, так и на эмпирическом уровнях познания.

3) Частнонаучные методы – это специальные методы, действующие только в пределах отдельной отрасли науки. Например, методы физики, химии, биологии и других наук.

4) Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в определенной научной дисциплине, входящей в определенную отрасль науки или возникшей на стыках наук.

5) Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыках научных дисциплин. Данные методы широко применяются в комплексных научных исследованиях.

 

Тема 4. Специальные методы научных исследований. (2 часа)

План

1. Системный подход.

2. Моделирование как метод научного познания. Понятия «модель» и «моделирование» в научном исследовании. Этапы процесса моделирования. Классификация моделей и формы моделирования.

3. Математические модели и методы. Значение математических моделей в научных исследованиях, их основные типы в экономических и юридических науках (описательные, объяснительные, прогнозные, управленческие).

 

Системный подход.

Системный подход – это комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа. Другими словами, системный подход означает анализ объекта не в отдельности, а в системе.

Основоположниками системного подхода являются Богданов А.А., Л. фон Берталанфи, Э. де Боно и др.

В центре системного подхода находится понятие «система».

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единство или целостность.

Признаками системы являются:

1) множество составляющих ее элементов;

2) единство главной цели для всех элементов;

3) наличие связей между ними;

4) целостность и единство элементов;

5)  наличие структуры и иерархичности;

6) относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами.

Система состоит из элементов. Элемент - простейшая, неделимая часть системы, предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.

При многоуровневом расчленении системы лучше использовать другие термины, предусмотренные в теории систем: сложные системы принято вначале делить на подсистемы, или на компоненты.

Понятие подсистема подразумевает, что выделяется относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы и, в частности, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другие свойства – свойство целостности, коммуникативности и т.п., определяемые закономерностями системы.

Подсистема – более или менее самостоятельная часть системы, выделяемая по определённым признакам, обладающая относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы.

Стоит отметить, что подсистема может оказаться и надсистемой. Пример: Подсистема – производственный цех; система фирма; надсистема – корпорация. Т.о, всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка – надсистемы, а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистемы).

Если же части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой просто совокупности однородных элементов, то такие части принято называть компонентами – любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами).

Расчленяя систему на подсистемы, следует иметь в виду, что так же, как и при расчленении на элементы, выделение подсистем зависит от цели и может меняться по мере ее уточнения и развития представлений исследователя об анализируемом объекте или проблемной ситуации.

По сложности разделяют системы простые и сложные.

Простые системы – системы, не имеющие разветвлённых структур, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов. Сложные системы характеризуются большим числом элементов и внутренних связей, их неоднородностью и разнокачественностью, структурным разнообразием, выполняют сложную функцию или ряд функций. Компоненты сложных систем могут рассматриваться как подсистемы, каждая из которых может быть детализирована ещё более простыми подсистемами и т.д. до тех пор, пока не будет получен элемент.



2019-11-13 564 Обсуждений (0)
Метод научного исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод научного исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)