Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика «Изучение соподчинения мотивов»



2019-11-13 485 Обсуждений (0)
Методика «Изучение соподчинения мотивов» 0.00 из 5.00 0 оценок




Мотивация и мотивы / Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. «Мастера психологии».

Подготовка исследования

Подбираются яркие, красочные игрушки. Проведение исследования

Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов опосредовано взрослым, а в пятой — содержанием самой деятельности.

1. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, например расставить стулья, и обещают дать после этого новую игрушку.

2. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и подробно рассказывают ему о той игрушке, которую он получит после выполнения работы.

3. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и показывают игрушку, которую он получит после окончания работы. Затем игрушку убирают.

4. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, показывают игрушку, которую он получит после окончания работы, и ставят ее в доступном для него месте. Подчеркивают при этом, что взять-ее можно только после завершения работы.

5. Ребенку предлагают увлекательную игру, но после того, как он закончит выполнять непривлекательное действие.

Выводы

Анализируют поведение ребенка в каждой серии (с увеличением номера серии возрастает для ребенка соблазн овладеть игрушкой или, как в пятой серии, участвовать в увлекательной игре), качество его работы, соподчинение мотивов в зависимости от ситуации и возраста.

Если ребенок выполняет задание, несмотря на соблазн, то у него развит произвольный механизм соподчинения мотивов и тем в большей степени, чем в более конфликтной для него (соблазнительной) ситуации он оказывается.


Методика «Узнай, кто это» Для оценки восприятия
(Немов Р. Психология. Психодиагностика)


Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

 

Оценка результатов
10 баллов — ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака. (очень высокий) 7-9 баллов — ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек. (высокий)
4-6 баллов — ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек. (средний)
2-3 балла — ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.(ниже среднего)
0-1 балл — ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в». (низкий)

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Для оценки восприятия. (Немов Р. Психология. Психодиагностика)

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

 
 

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

Понятие коррекционно-развивающей работы, формы коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми. Специфика психокоррекционной работы с детьми. Проблемы определения основных трудностей развития ребенка.

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Особенности коррекционно-развивающей работы:

создание положительной психологической атмосферы;

задания выполняются в игровой форме;

отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;

для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.

Формы

Фронтальная форма работы

При фронтальной форме работы представленный комплекс коррекционно-развивающих упражнений может быть использован для целей стимулирования умственного развития детей. Они могут выполнять функцию «интеллектуальной разминки». Такая работа будет полезна всем учащимся, поскольку она направлена прежде всего на развитие, тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на отработку способов, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

 

Задания могут предъявляться устно, а могут быть написаны на доске. Можно раздавать их детям в виде карточек с одинаковым для всех или разным содержанием. Ответы также возможны как в устной, так и в письменной форме

Групповая форма работы

Многие психологи считают, что наиболее продуктивной является такая форма работы, когда учитель взаимодействует не с целым классом, а с отдельными его группами. Она особенно эффективна для проведения коррекционных занятий. В этом случае дети контактируют не только непосредственно с учителем, но и друг с другом. Это повышает интерес к занятиям, работа в такой ситуации приобретает активный характер.

Говоря об эффективности групповой работы, психологи указывают на два момента: воспитательный и дидактический. В первом случае за счет возникающего в группе эмоционального контакта резко повышается интерес к работе. Общение в группе становится главным фактором успешного усвоения новой информации. При умелой организации групповой работы занятия, вызывающие первоначально интерес как средство общения, начинают постепенно приобретать самостоятельную значимость, собственную побудительную силу.

Кроме того, параллельно работа в группе формирует у детей навыки делового общения: воспитываются умения выслушивать другую точку зрения, понимать и оценивать действия других людей и т. п.

Коррекция, осуществляемая в микрогруппах (по 2-5 человек), оказывается очень эффективной, так как позволяет организовать конструктивное общение между детьми и сохранить форму диалога с каждым учеником.

За групповой работой может последовать фронтальная. Так, учитель просит старост двух групп, которые имеют разные ответы на одно и то же задание, написать их на доске. Затем в беседе с классом выясняется, какой из двух ответов является правильным и почему. Также разбирается и ошибочный вариант и выясняется, по какой причине была допущена ошибка. Рекомендуется чаще переизбирать старосту. Нужно стараться, чтобы каждый ученик побывал в этой роли, поскольку руководящая роль способствует повышению интереса к работе даже у тех, у кого раньше он не отмечался. Такая организация не даст кому-то спрятаться за спины товарищей, не позволит не принимать участия в работе [16].

Индивидуальная форма занятий

Индивидуальные занятия чаще всего проводятся с детьми, имеющими ярко выраженные учебные проблемы. На этом этапе основная задача — психологическая коррекция. Работа с конкретным учеником строится в форме диалога. При объяснении сути задания следует уделять большое внимание примерам, так как часто именно через примеры приходит понимание того, что надо делать. От учащегося требуется постоянное проговаривание вслух всех способов решения, всех поисков правильного ответа. Такая форма работы дает возможность вовремя вносить исправления в ответы, оказывать дозированную помощь, фиксировать, где происходят заминки, где имеются пробелы в знаниях и умениях.

 

Темп работы каждого учащегося может быть различным в зависимости от исходного уровня его мышления и индивидуальных особенностей. Из этого складывается общее количество занятий для прохождения коррекционной программы. Одним учащимся может понадобиться 8 занятий, другим — 12, а третьим — 15 и более.

 

Каждое новое занятие нужно начинать с того, чтобы дать возможность учащемуся вспомнить, какие упражнения он делал на предыдущем, и предложить ему еще раз их выполнить. Если учащийся справляется с этими заданиями самостоятельно, легко и без ошибок, четко понимая, какую операцию нужно осуществить, можно переходить к новому типу заданий. Если же возникают какие-либо затруднения, следует еще раз совместно разобрать способ выполнения данного типа заданий. Не исключено, что с кем-то из учеников необходимо повторять пройденный материал несколько раз. В итоге нужно добиться того, чтобы задание целиком выполнялось самостоятельно и без ошибок. В такой ситуации учитель должен оказывать психологическую поддержку ребенку: стараться выделять позитивные, успешные действия ребенка, демонстрировать веру в него, в его силы и способности и всячески, словами или действиями, сообщать ему об этом.

Индивидуальная коррекция может иметь некоторые негативные стороны. Как отмечают некоторые психологи , при такой форме работы у детей повышается тревожность из-за возможных насмешек со стороны одноклассников. Они могут избегать занятий, так как боятся, что про них могут сказать: «Ты один ходишь на занятия, значит у тебя не все в порядке». Кроме того, по их мнению, ребенок не многого достигает, работая индивидуально, как если бы работал в группе и видел опыт других ребят.



2019-11-13 485 Обсуждений (0)
Методика «Изучение соподчинения мотивов» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика «Изучение соподчинения мотивов»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)