Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрастно-психологическое консультирование в ДОУ, его алгоритм. Приведите пример. Виды реальных запросов.



2019-11-13 1069 Обсуждений (0)
Возрастно-психологическое консультирование в ДОУ, его алгоритм. Приведите пример. Виды реальных запросов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) является чрезвычайно важным и ответственным этапом жизни ребенка, поскольку приносит ей качественно новые, прогрессивные достижения психического, физического, социального развития. Именно в этот период интенсивно развиваются познавательные процессы и способности, формируется произвольность поведения, возрастает творческая активность. Потребность дошкольника в общении стимулирует выработку коммуникативных навыков и умений, обогащение социального опыта, усвоения общественных норм и моделей поведения.

Подчеркивая глубину и масштабность изменений в личностной сфере дошкольника, ученые (А. Запорожец, Д.Б. Ельконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В. К. Котырло и др.) Называют этот период возрастного развития начальным, базовым этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, произвольность поведения. Самосознания дошкольника развивается настолько, что это дает основания говорить о детской личность (В.С. Мухина).

Учитывая всю сложность психофизических изменений в дошкольном возрасте возникает необходимость создания благоприятных психолого-педагогических, семейных, социокультурных условий для полноценного, гармоничного развития ребенка. Ведь любые нарушения психологической структуры и механизмов развития дошкольника могут негативно повлиять на дальнейшее становление его психики и поведения. В системе таких условиях особое место занимает возрастное психологическое консультирование, имеющей целью обеспечения успешности психического развития ребенка на основе представлений о возрастных нормативы и периодизацию этого процесса (Т.Ю. Андрущенко, В. Бурменська, А.Г. Лидерс и др .).

Теоретические и прикладные аспекты психологического консультирования по проблемам развития детей дошкольного возраста изложены в трудах отечественных (А. Вовчик-Голубая, Л.А. Калмыкова, В.У. Кузьменко, С.А. Ладывир, Т.А. Пироженко ) и зарубежных (Л. Браммер, В. Бурменська, Д. Винникот, А.Г. лидера, И. Малкина-Пых, Т.Д. Марцинковская, В.Ю. Меновщиков, Р.В. Овчарова, Э.Шостром и др.) ученых. Следует отметить, что существуют определенные различия в определении различными учеными содержания и задач психоконсультативнои помощи на указанном этапе возрастного развития ребенка. Так, по мнению, И.В. Дубровина, Т.Д. Марцинковского, Р.В. Овчаровой, возрастное психологическое консультирование имеет диагностико-рекомендательный характер и направлено прежде всего на повышение психологической компетентности родителей, педагогов, воспитателей. В свою очередь, Т.Ю. Андрущенко, В. Бурменська, А.Г. Лидерс конкретизируют цель психоконсультативнои работы с детьми в психопрофилактических, психопросвитницьких, психокоррекционных задачах.

На сегодня не существует единой позиции специалистов и о том, кого непосредственно следует консультировать: собственно дошкольников или только их родителей и воспитателей. В частности, В.Ю. Меновщиков отмечает, что самостоятельное психологическое консультирование возможно только с подросткового возраста. Дошкольники, учитывая их личностную и физическую незрелость, способные самостоятельно принимать решения в кризисных проблемных ситуациях, чего собственно и требует классическая процедура психологического консультирования. Психоконсультативна работа, подчеркивает В.Ю. Меновщиков, должна фокусироваться на ближайшем взрослом окружении дошкольника, прежде всего на его родителях.

Разделяя эту позицию, Е.Е. Сапогова отметила, что индивидуальное консультирование детей невозможно, поскольку дошкольник еще не способен полноценно рефлексировать ни собственные психологические проблемы, ни их причины, ни необходимости обращения за помощью к специалисту. Одним из ключевых моментов психоконсультативного процесса является осознанное, собственное решение человека о необходимости обращения к психологу-консультанту. Следует помнить и о том, что многие детские психологические проблемы обусловлены личностными и супружескими проблемами их родителей. Такие случаи требуют анализа психосоциальной ситуации развития ребенка в контексте семейных отношений.

Тезис о том, что психоконсультирование по проблемам дошкольного возраста ориентировано прежде всего на родителей и воспитателей ребенка, в наше время является традиционной и наиболее распространенной на сегодня. Однако, среди специалистов существуют и другие мнения по этому поводу. Так, Ι.Γ. Малкина-Пых обосновала возможности индивидуального консультирования детей и предложила детальную методику организации консультативного процесса. Э.Шостром отметил, что цели консультирования детей и взрослых в целом похожи, однако методы работы консультанта потребует модификации с учетом детской незрелости и несамостоятельности. Основная задача детского психологического консультирования Э.Шостром видит в помощи ребенку получить внутреннюю силу, которая поможет ей более успешно справляться с воздействиями внешней среды, укрепляться эмоционально и приобретать веру в себя как ответственного человека.

В общем, в научно-методической литературе определены три вида психологического консультирования по проблемам развития детей дошкольного возраста:

1. психоконсультирование собственно дошкольников.

2. психоконсультирование родителей (опекунов или других лиц, несущих ответственность за ребенка).

3. психоконсультирование работников дошкольных учебных заведений, прежде всего воспитателей.

С целью полного и объективного раскрытия всех аспектов психоконсультирование дошкольников, проанализируем каждый вид.

1. Консультирование дошкольников.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста требуют особого подхода к организации психоконсультативнои помощи. По нашему мнению, наиболее оптимальным является личностно ориентированный подход, основанный следующих принципах:

- Безусловное принятие ребенка (такой, какой она есть);

- Формирование у ребенка чувства безопасности, эмоционального комфорта;

- Искренний интерес к ребенку и его внутреннего мира;

- Предоставление ребенку возможности самопознания и свободного проявления своих чувств;

- Недирективный, поступательный характер психологического воздействия, согласно темпу, заданного ребенком.

В условиях личностно-ориентированного консультирования, психолог демонстрирует дошкольнику настоящее понимание и принятие его состояния. Это помогает ребенку преодолевать собственные внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния, открывая тем самым новые возможности для его личностного роста и развития.

В изложении Л. Браммер, И. Малкина-Пых, Э.Шостром, психоконсультирование собственно дошкольников является скорее интегративной модели психологической помощи, включая психодиагностическую, психокоррекционные, психорозвивальну и профилактическую работу, а не классическую процедуру консультирования, которая, как отмечалось выше, невозможна в работе с детьми этой возрастной категории.

Э.Шостром акцентировал внимание на трудностях и связанных с ними специфических особенностях психологического консультирования дошкольников, обусловленных возрастными характеристиками развития. Эти особенности можно объединить в три основные группы: 1) особенности обращения к консультанту; 2) особенности налаживания коммуникации с ребенком; 3) особенности организации самой процедуры психоконсультирование.

Особенности обращения к консультанту заключаются в том, что:

1. Дети дошкольного возраста не обращаются самостоятельно до психоконсультанта, поскольку из-за недостатка жизненного опыта не могут осознать наличие у себя психологических проблем.

2. В процессе непосредственной беседы с консультантом дети обычно заявляют об отсутствии психологических проблем или дискомфорта.

3. Инициаторами запроса на психоконсультативну помощь, как правило, взрослые (родители, воспитатели, опекуны) из ближайшего окружения ребенка.

4. Причиной обращения взрослых преимущественно является тревога по поводу проблем, которые они наблюдают в поведении и психоэмоциональном состоянии детей.

Одной из ключевых проблем индивидуального консультирования дошкольников есть трудности налаживания взаимопонимания между консультантом и ребенком. Ограниченность коммуникативных возможностей детей обуславливается развитием вербальных навыков и опыта общения, а также некоторой примитивностью концептуального мышления, проявляется в нечеткости разграничения ребенком внешнего мира и собственных внутренних переживаний. Подобные трудности требуют от консультанта использования специальных техник организации коммуникативного процесса.

Особенности налаживание коммуникации с ребенком в условиях индивидуального консультирования состоит в том, что:

1. Речь консультанта должно быть четким, простым, понятным для ребенка; поведение, жесты, мимика - природными, он должен демонстрировать внимание и заботливость.

2. Консультанту нужно помнить о сенситивнисть детей в искренности взрослых: мнимая радушие и "наигранность" поведения взрослого, как правило, вызывают у ребенка реакцию отчуждения.

3. Разговаривая с ребенком, нельзя перекрикивать и прерывать ее рассказ, любые проявления авторитаризма усиливают коммуникативный барьер.

4. При установлении контакта с ребенком вербальные коммуникативные техники преимущественно уступают в эффективности поведенческим, поэтому рекомендуется применение различных игровых приемов.

5. Важно следить и правильно интерпретировать невербальные реакции ребенка (жесты, мимика, движения тела), которые часто являются основными средствами проявления его чувств.

6. Поскольку дети склонны приписывать персонализированное значение невербальным проявлениям собеседника, консультанту необходимо контролировать собственные жесты, мимику и понимать то значение, которое может оказывать им ребенок.

7. С целью преодоления барьеров и налаживания эффективного коммуникации целесообразно использовать технику "калибровка", которая заключается в приспособления к несловесных сигналов ребенка. Техника реализуется в три этапа: а) анализ элементов невербального поведения ребенка и их символическое значение; б) использование (копирование) проявлений невербального поведения ребенка в тех же ситуациях и с тем же символическим значением; в) обратная связь и рефлексия консультанта.

8. Во время разговора с ребенком консультанту желательно сидеть на низком стульчике, чтобы его глаза были на уровне с глазами ребенка. Этот прием способствует формированию партнерских отношений и установлению контакта.

Незрелость мышления и поведения дошкольника затрудняет проведение самой процедуры психоконсультирование. Поэтому реализация классической модели психоконсультативнои встречи в таком случае невозможна. Это требует модификации и переструктурирование консультативной беседы, содержания ее этапов, подбора методов и приемов работы в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка, специфики ее актуального психоэмоционального состояния.

Особенности организации процедуры психоконсультирование дошкольников.

1. Психологу следует ориентироваться на максимально быстрое достижение целей консультирования, поскольку одна проблема в психическом развитии ребенка может провоцировать появление других.

2. Несамостоятельность ребенка требует привлечения к консультативной процедуры кого-то из взрослых (желательно матери). Близкий взрослый способствует налаживанию контакта с ребенком, для нее гарантом безопасности в незнакомой ситуации. Взаимодействие с близкими .дорослимы (например, с матерью) позволяет консультанту получить первичную информацию о ребенке, оценить их роль в появлении психологических проблем дошкольника.

3. Через личностную незрелость ребенка консультант не может опираться на ее сознательное, самостоятельное решение по выбору средств и путей решения проблемы (как этого требует классическая процедура психоконсультирование) и возлагать на него ответственность за этот выбор. Поэтому существенные решения об изменениях в жизни ребенка зависят от согласия взрослых.

4. Поскольку ребенок менее защищена от внешних воздействий (как положительных, так и отрицательных) и не может влиять на социальную ситуацию, психолог берет на себя ответственность за экологичность консультативной процедуры: соблюдение принципа "Не навреди!".

5. Личностная незрелость и незащищенность дошкольника требует такого подхода к организации процедуры психоконсультирование, который бы создавал атмосферу психологического комфорта и безопасности, условия для самораскрытия, самопознания, самоактуализации ребенка.

2. психоконсультирование родителей.

По мнению многих ученых, задача детского психоконсультирование преимущественно заключаются в конструктивных изменениях социальной ситуации развития ребенка, которых можно достичь двумя путями:

- Через изменение характера внешнего воздействия на ребенка (отношение окружающих, воспитание, жизненные условия)

- Через изменение отношения самого ребенка к этому воздействию (изменение личностных смыслов, оценок, установок).

Таким образом, индивидуальное консультирование детей требует привлечения к психоконсультативного процесса как самого ребенка, так и его родителей. Работа с ребенком и близкими взрослыми осуществляется параллельно, в ходе совместных (консультант - ребенок - близкий взрослый) и индивидуальных (консультант - ребенок; консультант - близкий взрослый) встреч.

Психологическое консультирование родителей ориентировано на помощь в преодолении различных психологических проблем (психолого-педагогических, личностных, межличностных, семейных и т.д.) детей и их родителей; в решении проблемы, беспокоит ребенка или близкого ей взрослого путем анализа и коррекции прежде всего тех аспектов семейной ситуации, которые непосредственно влияют на детскую психику.

Основной задачей психоконсультирование родителей является обеспечение как можно более глубокого, разностороннего и объективного понимания родителями особенностей развития ребенка, имеющихся у нее положительных и проблемных аспектов развития.

Цели психоконсультативнои работы с родителями дошкольников можно распределить следующим образом:

психопросвитницьки - заключаются в повышении психологической компетентности родителей об особенностях психического развития ребенка дошкольного возраста, психологических аспектов отцовства, особенностей и роли семейного воспитания как фактора психического здоровья и благополучия дошкольника; информировании об особенностях подготовки ребенка к обучению в школе, формирование его познавательной активности, развития интеллектуальных способностей и социальных навыков;

психодиагностические - выявление истинных причин проблемы, которая стала поводом обращения к психоконсультанта; диагностика нервно-психического состояния ребенка, особенностей развития его познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности; мониторинг семейной ситуации развития дошкольника (психологический климат в семье, характер детско-родительских отношений, специфика семейного воспитания и т.д.);

психокоррекционные - коррекция ошибочных представлений родителей о содержании и средства семейного воспитания ребенка; выработки адекватных навыков воспитательного воздействия и налаживание взаимодействия с ребенком; устранение негативных семейных факторов, которые уже спровоцировали или еще могут привести к отклонениям в интеллектуальном, эмоциональном, личностном, поведенческом развитии дошкольника.

психопрофилактические - направленные на предотвращение аномалий родительского воспитания и семейных дисгармоний, которые могут привести к нарушениям психического развития ребенка.

Таким образом, цели психоконсультирование по проблемам дошкольного возраста предъявляют высокие требования к уровню профессиональной подготовки консультанта, который должен быть компетентным в области детской психологии, психологии воспитания и семьи, обладать не только консультативными, но и психодиагностическими и психокоррекционные навыками.

Продолжительность психоконсультирование количество консультативных встреч зависит от сложности проблемы (предмета обращения), от актуального психического (психоэмоционального, психофизического) состояния ребенка, от уровня психологической и педагогической культуры родителей, их готовности к активному сотрудничеству с психологом. Разовые консультации являются рекомендуемыми преимущественно при повторных обращениях, когда психолог уже владеет информацией о ребенке, особенности его психики и поведения, семейной ситуации развития и тому подобное.

В случае первичного обращения, как правило, существует потребность нескольких встреч: встреча-знакомство в ходе записи на консультацию; беседа с целью сбора анамнеза и уточнения причины обращения; встреча для обследования ребенка и диагностики внутри- семейных отношений, стиля воспитания и т.д.; беседа по результатам диагностического обследования с целью разъяснения сути проблемы, ее причин и путей преодоления, при необходимости - обсуждение плана повторных встреч, характера психокоррекционной работы с ребенком, графику патронажного наблюдения. Каждый из перечисленных этапов консультирования имеет свои задачи и специфику проведения.

Первый контакт консультанта с родителями ребенка происходит в ходе обращения последних с запросом относительно консультативной помощи. Следует отметить, что в отдельных случаях инициатором встречи может выступать психолог. Например, такая встреча возможна, когда психолог дошкольного учебного заведения по результатам планового диагностического среза выявил нарушения развития или другие психические дисфункции ребенка. Первая встреча консультанта с родителями может осуществляться по следующей схеме:

1. Знакомство. Предоставление гарантий конфиденциальности процедуры консультирования и информации, будет касаться ребенка, его родителей, семейной ситуации в целом.

2. Выяснение, что послужило поводом обращения в консультацию.

3. Сбор первичной информации о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения; посещает ребенок на текущий момент дошкольное учебное заведение и который; находится (находилась) на учете в детском психоневрологическом диспансере).

4. Согласование даты следующей встречи.

5. Обмен контактной информацией, определение - с кем, в случае необходимости, будет осуществляться связь.

Хотя первая встреча является кратковременной и скорее технической, чем консультативной, психолог должен быть внимательным, доброжелательным, демонстрировать искреннее понимание и принятие.

Беседа с целью сбора анамнеза и уточнения причины обращения может осуществляться в ходе отдельной встречи или во время первого знакомства, если консультант не считает нужным разграничивать эти две процедуры. Этот этап психоконсультирование чрезвычайно ответственный, поскольку ставит перед психологом ряд важных задач:

1. Установить доверительные отношения с родителями на основе уважения, корректности, искренности, принятия и понимания их обеспокоенности (даже если опасения окажутся безосновательными, а высказывания - необоснованными, некомпетентными, примитивными).

2. Психолог не может допускать ни непосредственных, ни косвенных обвинений родителей в их педагогической некомпетентности, поскольку это может спровоцировать защитную реакцию в форме гнева, отрицание, вытеснение, рационализации.

3. Если родители демонстрируют высокую тревожность или агрессивность (как реакцию на самообвинения типа "Я - плохая мать", "Я недоглядел" и т.д.), необходимо их успокоить, снять эмоциональное напряжение. Например, с помощью похвалы, которая подчеркнет заботливость матери или компетентность отца, тем самым ослабив их чувство вины и внутренний диссонанс.

4. Предоставить родителям разъяснительную информацию о цели, возможности, характер психоконсультативнои работы; сформировать оптимистичны, однако, адекватные ожидания относительно ее результативности (установка родителей на быстрый и легкий результат провоцирует разочарование в возможностях психологической помощи).

5. Сориентировать родителей на активное сотрудничество с психологом, выработать у них личностную готовность к совместному участию в преодолении обсуждаемой проблемы; устранить неадекватные ожидания собственную пассивно-споглядальницьку позицию и "чудодейственные" рекомендации консультанта.

6. В ходе сбора анамнеза необходимо выяснить следующее (по ГЛ. Колесниковым):

- Всегда у ребенка была такая проблема;

- В чем именно она проявлялась;

- С какого момента возникла;

- Которые перед этим произошли изменения в семье (рождение другого ребенка, конфликты и т.д.);

• что перед возникновением проблемы изменилось в условиях проживания семьи (ремонт, переезд)

- Кто первый обратил внимание на проблему;

- Как сам ребенок воспринимает проблему;

- Уже делали для решения проблемы;

- В чем сами родители видят ее причину (каждый конкретно)

- На действия настроены родители для решения проблемы;

- Возможные препятствия видят на своем пути.

7. Пригласить родителей на повторную консультацию вместе с ребенком. С целью повышения мотивации родителей к продолжению консультативных сессий, рекомендуется объяснить негативные последствия дальнейшего развертывания проблемы при отсутствии необходимой психологической помощи ребенку.

Следующий этап психоконсультирование имеет целью обследования ребенка, при необходимости - диагностику характера внутренне семейных отношений, стиля воспитания и тому подобное. Специалисты консультирование по проблемам детей дошкольного возраста (В. Бурменська, О.А. Карабанова, О. лидеры и др.) Отмечают необходимость глубокого, разностороннего обследования ребенка, внимательного анализа истории ее развития (данных психологического анамнеза), что осуществляется на основе получения информации из различных источников: беседы с родителями и воспитателями, наблюдение за ребенком в домашних условиях или в условиях дошкольного учреждения; экспериментальное психологическое обследование ребенка; ознакомление с результатами предыдущих психологических обследований, медицинской и другой документации.

Согласно общей схемы возрастного психологического анализа В. Бурменська предлагает группировать полученную информацию в четыре раздела:

1) информация об истории развития ребенка и состояние его здоровья;

2) характеристика особенностей социальной ситуации развития (семья, коллектив сверстников в детском саду, школе творчества и т.д.);

3) особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе диагностического обследования, дома, в детском саду, других ситуациях)

4) дифференциальная характеристика развития познавательной и эмоционально-особистисноисфер ребенка.

Беседа по результатам обследования ребенка включает несколько этапов, каждый из которых характеризуется конкретными задачами и специфическими особенностями их решения (Дж. Сеттлеры, С. Сарасон, В. Бурменська, О.А. Карабанова, О. лидеров). На первом этапе беседы важно:

1) обеспечить комфортную психологическую атмосферу, которая способствовала ослаблению психологического напряжения родителей вызванного целой гаммой негативных переживаний (тревожные ожидания, чувство вины, раздражение и т.д.), поощряла к откровенному разговору о проблемах ребенка. В этом случае целесообразно применять технику "Отражение чувств": высказывания консультанта "Я понимаю вашу обеспокоенность", "Тревога - это естественное переживание для родителей, которые беспокоятся о своем ребенке" и т.п., продемонстрировать родителям понимание и принятие консультантом их переживаний;

2) выявить, какие аспекты жизни и развития ребенка больше интересуют родителей; что прежде всего беспокоит их по поводу проблемы озвученной как причины обращения к консультанту;

3) попросить родителей высказать свои предположения относительно характера проблемы ребенка, причин ее возникновения и путей их решения;

4) расспросить родителей, цели они считают нужным ставить перед ребенком, на какое будущее ее ориентировать.

Второй этап беседы предполагает сообщение родителям результатов психологического обследования. Реализация указанного этапа требует от консультанта соблюдении следующих условий:

1. Информацию о результатах обследования ребенка следует подавать в доступной, понятной, корректной форме. Если есть необходимость использования профессиональной терминологии, необходимо объяснить родителям ее содержание.

2. Каждый диагностирован феномен нужно не только объяснить, но и показать дальнейший прогноз его развития, проявлений, последствий.

3. Изложение информации должен быть адекватным, объективным, аргументированным.

4. Желательно подавать информацию дозировано. Переходить от обсуждения одного аспекта проблемы к другому следует только убедившись, что родители правильно поняли позицию консультанта.

5. Формировать у родителей реалистичные представления о проблеме ребенка: не следует излишне драматизировать ситуацию (это может спровоцировать депрессивное реакцию, чувство беспомощности и отчаяния), или же, наоборот, - производить необоснованно оптимистичные ожидания.

6. Раскрывая проблемные моменты развития ребенка, необходимо акцентировать внимание родителей на тех сильных сторонах его психики и поведения, которые будут служить основой для преодоления трудностей.

7. Чтобы помочь родителям избавиться от чувства вины, которое может возникнуть на этом этапе беседы как реакция на услышанное, следует акцентировать их внимание на рациональном, детализированном обсуждении проблемы ребенка, лишенном эмоционально насыщенных оценок и шаблонов.

В общем, центральная задача второго этапа беседы состоит в том, чтобы помочь родителям лучше понять, глубже познать своего ребенка, ее трудности и потребности; сформировать у них активную позицию и готовность к дальнейшему сотрудничеству с психологом.

На третьем этапе беседы осуществляется совместная разработка и обсуждения дальнейшей программы действий. Прежде чем перейти непосредственно к определению способов решения проблемы, консультанту необходимо проработать некомпетентные психолого-педагогические представления и установки родителей. При этом не следует прямо указывать родителям на их ошибочные суждения. Более приемлемым является разъяснение возрастных особенностей развития дошкольника, его психологических потребностей и возможностей. Важно обратить внимание родителей на негативные последствия, к которым могут привести те или иные аномалии воспитания и, прежде всего, характерные для конкретной семьи (гипоопика, гиперопека, чрезмерная требовательность или лояльность, завышенные требования и т.п.).

Следующий шаг психоконсультирование заключается в совместном поиске путей решения проблемы. Ведущая роль на указанном этапе консультативной беседы конечно же принадлежит психологу. Однако, это не означает, что он может навязывать родителям определенную стратегию действий. Консультант информирует родителей о наиболее приемлемые для сложной ситуации варианты решения проблемы; предлагает альтернативы (программу коррекции, тактику действий в проблемных ситуациях, методику воспитания и т.д.), подробно проговаривая особенности и последствия их реализации, возможные трудности и осложнения.

В ходе беседы важно привлекать родителей к поиску способов преодоления трудностей ребенка, стимулировать их свободно высказывать свои предложения и предположения: "Как вы думаете, какая из предложенных альтернатив является наиболее приемлемой для вас?", "Какая помощь прежде всего нужна вашему ребенку?", " как отреагирует ваш ребенок на подобные действия? "," Что еще можно сделать в этой ситуации? ». Ни ответ родителей нельзя игнорировать, каждую из них необходимо обсудить, аргументированно проанализировать ее положительные и отрицательные аспекты.

После выбора альтернативы действий, необходимо разработать программу действий, где четко определено: какая помощь (психокоррекционная, психорозвивальна, терапевтическая) будет предоставляться ребенку; кто ее будет оказывать; есть ли необходимость привлечения специалистов другого профиля к оказанию помощи ребенку (педиатра, детского психотерапевта, дефектолога, социального педагога), сколько занятий, с какой частотой и продолжительностью проведения; кто будет сопровождать ребенка на занятия; через кого будет осуществляться связь.

Указанный выше этап беседы предполагает также предоставление родителям детальной системы рекомендаций по коррекции семейного воспитания ребенка, формирование родительско-детских отношений, корректирующих или развивающих занятий с ребенком в домашних условиях, четкой программы действий в конкретных проблемных ситуациях, особенностей наблюдения за поведением ребенка и его психическим состоянием .

Заключительный, четвертый этап беседы, наименее развернутый во времени. Он включает рефлексию (обсуждение) результатов всей консультативной встречи, определение графика следующих встреч, а также оценку психологом эффективности проведенной беседы. Американский психолог С. Сарасон критерием эффективности психоконсультативнои беседы определяет уровень возможностей родителей уверенно действовать на основе информации и рекомендаций, полученных от консультанта.

Специалисты отмечают, что в психоконсультанта преимущественно обращаются родители детей, у которых отсутствуют нарушения психического развития, а предметом запроса на психологическую консультацию есть определенные трудности ребенка, обусловленные ее возрастными или индивидуально психологическими особенностями (В. Бурменська, О.А. Карабанова, О. Лидерс, В.Ю. Меновщиков, Е.Е. Сапогова). Среди многочисленных проблем, которые озвучиваются родителями как повод обращения к консультанту, чаще всего встречаются жалобы на непослушание ребенка, негативизм, упрямство, гиперактивность, неусидчивость, лживость (фантазирование), неорганизованность поведения, заторможенность, тревожность и боязливость, лень, плохую память, рассеянность , низкий уровень произвольности поведения, подозрения на задержку психического развития. Большинство этих проблем спровоцированы несколькими причинами, которые можно условно объединить в две большие группы: 1) причины, связанные с родителями; 2) причины, связанные с детьми (В.Ю. Меновщиков). Поскольку решить проблему, не устранив ее причину, практически невозможно, разработка тактики психоконсультативнои помощи в каждом конкретном случае требует выявления, анализа и учета тех реальных причин, которые на самом деле вызывают беспокойство родителей. К типичным причинам первой группе можно отнести: незнание родителями возрастных норм развития ребенка; потребность в рекомендациях психолога по обеспечению условий для полноценного психического развития ребенка; психологические проблемы и специфические личностные свойства самих родителей.

Незнание родителями возрастных норм развития ребенка, что приводит неадекватные воспитательные представления и установки. Консультант должен уметь выявлять подобные установки, обоснованно их опровергать и формировать у родителей объективные представления об особенностях и закономерностях психофизического развития дошкольника. Например, жалобы на низкий уровень произвольности поведения ребенка (неусидчивость, невнимательность, импульсивность и т.д.) часто обусловлены завышенными требованиями родителей, незнанием или сознательным игнорированием возрастных возможностей самоконтроля и самоорганизации поведения дошкольника. Работая с подобными обращениями консультанту необходимо:

1) обследовать ребенка на предмет нарушений психического развития (задержка психического развития, олигофрения, расстройства личности), которые могли бы привести к расстройствам саморегуляции поведения;

2) осуществить диагностику родительско-детских взаимоотношений (жалобы на тотальный непослушание ребенка чаще всего выражают родители, для которых характерна авторитарность, ригидность поведения, чрезмерный консерватизм, тенденция избегать трудностей связанных с воспитанием ребенка);

3) объяснить родителям возрастные особенности развития дошкольника, которые обусловливают специфику его поведения, саморегуляции и самоконтроля;

4) указать на негативные последствия завышенных требований к ребенку, родительского авторитаризма, жесткости семейного воспитания: тревожность, боязливость, зависимость, неуверенность в себе, реакции негативизма, выработки приспособленческим моделей поведения и т.д.;

5) дать рекомендации по адекватных методов семейного воспитания с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка.

Потребность в рекомендациях психолога по обеспечению условий для полноценного психического развития ребенка чаще всего озвучивается родителями как просьба помочь в выборе эффективных методов воспитания, определении оптимальных для дошкольника учебных нагрузок, использовании развивающих программ, обеспечении индивидуального психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, диагностики и формирования готовности к обучению в школе и др. Работа консультанта с подобными запросами включает два основных этапа: диагностический и собственно консультативный. Диагностика осуществляется с целью исключения наличия психических нарушений и разработки системы рекомендаций, которые являются наиболее оптимальными для конкретного ребенка, исходя из его способностей, возможностей, потенциала, специфических особенностей развития. Если нарушений психического развитии не диагностировано, содержание и задачи собственно консультативного этапа определяются в соответствии с запросом родителей.

Психологические проблемы и специфические личностные свойства самих родителей, а именно: личностная тревожность, эгоцентризм, авторитаризм, личностная незрелость, патологии характера, девиации, проблемы супружеских отношений и т.д., - все эти проблемы требуют семейного консультирования, семейной или индивидуальной психотерапии. Первоочередная задача консультанта в таком случае заключается в том, чтобы убедить родителей в необходимости такой помощи. Неправильно построенная беседа может вызвать у них непризнания, критику, отрицание позиции психолога, до агрессивного отторжения. В ходе беседы с родителями нужно, прежде всего, объяснить им, к каким негативным последствиям для ребенка может привести их отказ получать психологическую помощь. При этом не следует допускать обвинительных высказываний в адрес родителей, указывать на их некомпетентность как причину проблем ребенка. Консультант должен быть корректным, объективным, в меру настойчивым.

Другая группа причин обращения родителей к психоконсультанта - причины, связанные с детьми. Это те нарушения психического развития, деятельности и поведения дошкольников, симптоматика которых вызывает обеспокоенность родителей: задержка психического развития, детский инфантилизм, детский аутизм, ранние проявления формирования акцентуаций характера (демонстративность, истероидность, агрессивность, импульсивность и т.д.), детские неврозы, посттравматические синдромы вследствие перенесенных психотравм (испуг, жестокие физические наказания, потеря близких людей, острые семейные конфликты), тревожность и детские страхи, синдром дефицита внимания, трудности адаптации к условиям детск



2019-11-13 1069 Обсуждений (0)
Возрастно-психологическое консультирование в ДОУ, его алгоритм. Приведите пример. Виды реальных запросов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрастно-психологическое консультирование в ДОУ, его алгоритм. Приведите пример. Виды реальных запросов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1069)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)