Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.



2019-11-13 472 Обсуждений (0)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные задачи и методы педагогического изучения ребенка.

Задачи педагогического изучения ребенка - получение о ребен­ке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и са­моконтроль, наличие мотивации, интереса и др.). Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его го­товность к обучению (физическую, психологическую, умствен­ную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей.

Рекомендуемые методы педагогического изучения ребенка:

· анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.),

· беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем;

· педагогическое наблюдение,

· специально организованное педагоги­ческое обследование.

Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Педагог-дефектолог знакомится со школьной характеристикой, медицин­скими сведениями, записями специалистов ПМПК, если ребенок уже про­ходил обследование, изучает работы ребенка. Эта работа помогает спе­циалисту ориентироваться в проблеме и подготовиться к общению с родителями. Внимательное и доброжелательное отношение к обследуемо­му способствует созданию атмосферы доверительного общения.

Если дети учатся в школе, то перед началом обследования педагог должен обсудить их успевае­мость со всеми учителями, внимательно изучить тетради, чтобы судить о динамике формирования того или иного навыка, харак­тере ошибок, трудностях, которые ребенок испытывает в процес­се усвоения программы. Важное диагностическое значение имеет анализ рисунков, которые позволяют судить не только о техни­ческих возможностях ребенка, но и о его наблюдательности, кру­ге представлений, интересов.

В процес­се предварительной беседы с родителями выясняются условия жизни ре­бенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также школьный анамнез: с какого возраста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребенок, дублировал ли классы, какие предме­ты вызывают особенные трудности, круг интересов ребенка вне школы. По­добную беседу целесообразно проводить в отсутствии ребенка. Для более подробного изучения условий жизни ребенка и оценки уровня его развития родителям предлагается заполнить анкету.

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Дата рождения.

3. Домашний адрес.

4. Порядковый № класса, № школы, район.

5. Какое дошкольное учреждение посещал ребенок (массовое, специ­альное, речевой д/с)

6. В каком возрасте ребенок пошел в школу (с желанием или без жела­ния, с подготовкой или неподготовленный).

8. Кем Какими специалистами, в каких учреждениях и когда оказывалась консультативная и коррекционная помощь.

9. Сведения о семье:

Мать (ф.и.о., образование, профессия). Отец (ф.и.о., образование, профессия). Брат (сестра) - ф.и., возраст, учебное заведение. Другие члены семьи.

10. Условия воспитания в семье (семейно-бытовые условия, психоло­гический климат в семье, взаимоотношение ребенка с членами семьи).

11. В каком классе возникли трудности в обучении, по каким предметам.

12. В чем причина возникновения у ребенка трудностей в обучении, по вашему мнению.

13. Какую помощь вам оказывает образовательное учреждение, кото­рое посещает ребенок, для преодоления возникших трудностей.

14. Как ребенок относится к своим неуспехам в школе.

15. Ругаете ли вы ребенка за плохие отметки.

16. Ставите ли вы своему ребенку в пример других детей, которые ус­пешно учатся.

17. Как ваш ребенок относится к выполнению домашний заданий (самостоятельно или с вашей помощью выполняет задания;
требуется постоянная помощь в виде подсказки, разъяснения; сколько времени тратите на подготовку домашний заданий).

18. Чем увлекается и чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время.

19. Какие кружки, секции посещает ваш ребенок.

20. Какие особенности в развитии и поведении вы замечаете у своего ребенка.

21. Какую помощь хотели бы вы получить для ребенка в преодолении возникших трудностей.

 

Целенаправленное наблюдение - позволяет получить о ребенке максимальный объем сведений. Требования к наблюдению:

должно быть заранее спланированным, точно ориентирован­ным и систематическим.

Наиболее важно наблюдение за ведущей деятельностью, поскольку именно в рамках ведущей деятельно­сти появляются психологические новообразования того или ино­го возраста, формируются предпосылки для перехода к новой веду­щей деятельности, на новый этап психического развития.

Результаты наблюдения за детьми с теми или иными проблемами заносятся в индивидуальный дневник «сопровождения». Периодичность записей зависит от состояния каждого конкрет­ного ребенка. Факты должны грамотно и своевременно фиксиро­ваться и обрабатываться. Желательно, чтобы в заполнении днев­ника участвовал не один учитель, а разные учителя-предметни­ки, воспитатели, психолог, врач и другие специалисты. Это даст возможность более разносторонне охарактеризовать ребенка и проследить динамику его развития.

 

В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивиду­альных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование. Задача педагогического собеседования - выявление готовности ребен­ка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.

Педагогиче­ское исследование детей в целях диагностики педагогической запущенно­сти, пограничных состояний и задержек психического развития должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта. На разных этапах педагогического обследования используются различ­ные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенно­стей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение до­кументации и письменных работ детей.

Педагог-дефектолог должен не только сделать вывод об уровне знаний ребенка, но и понять, чем обусловлены те или иные трудности в овладении навы­ками чтения, письма и счета, и наметить пути коррекционно-педагогического воздействия. Следует обратить внимание на способность детей самостоятельно выполнять предложенные задания, продук­тивно использовать оказываемую им помощь и переносить усвоен­ный способ действия на решение аналогичных задач. Наблюдая за ребенком в процессе выполнения предложенных заданий, необхо­димо учитывать особенности понимания инструкции, способность удерживать ее в памяти в ходе работы, следить за целенаправленно­стью деятельности. Очень важно отметить, проявляет ли ребенок интерес к выполнению заданий и насколько он стойкий, стремится ли довести работу до конца, умеет ли адекватно оценить результаты своей деятельности, как реагирует на похвалу и замечание.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием Дети с задержкой психического развития Умственно отсталые дети
· инте­рес к обследованию · стремление к успешному выполнению зада­ний · достаточная активность и во­левые усилия · ориентированы на похвалу · планируют свои действия · продуктивно используют помощь педагога. · утомляемость · недостаток внимания · неуверенность в себе · нуждаются в стимуля­ции и организующей помощи педагога · выполняют дозированные задания · слабость произвольного внимания низкая саморегу­ляция · интерес к выполнению заданий слабо выражен · с трудом осмыслива­ют задание · не находят рациональных приемов работы · организующая и на­правляющая помощь педагога малоэффективна (после объяснений и показа испы­тывают трудности при выполнении аналогичного задания, вос­принимая его как новое) · бес­системная, нецеленаправленная деятельность  

 

Применительно к детям дошкольного возраста речь идет о на­личии элементарных представлений о числе, окружающем мире, сформированность произвольной деятельности. При обследова­нии школьников проверяется знание ими программного матери­ала текущего и предшествующих лет обучения.

Непосредственное общение с ребенком начинается с установления пси­хологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создание условий психоэмоциональной ком­фортности, предоставлении ребенку пространства для свободных выска­зываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей, педагог оказывает разную степень помощи вплоть до совмест­ного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ под­крепляется похвалой и одобрением. На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа стро­ится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность Усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затрудне­ния, предлагаются вспомогательные вопросы.

Например, детей с выраженным отставанием в развитии, неконтактных, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработалось отри­цательное отношение к учебе, целесообразно обследовать с помощью иг­рового, занимательного материала.

 

В ходе беседы устанавливается индивидуальный контакт с ребенком, психологический настрой на школу, появляется возможность заинтересо­вать ребенка и снять напряжение вызванное самим фактом обследования.

Содержание предварительной беседы должно быть направлено на вы­яснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопро­сы, направленные на получение следующих сведений:

1. Знания о себе, семье, близких.

Цель - выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их про­фессии, составе семьи, понимания родственных отношений.

2. Ориентировка в пространстве.

3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнать время по часам.

4. Знание о явлениях природы.

С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах го­да, их признаках, может ли отгадать загадку, определить время года по при­знакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о растениях, месте их произрастания.

5. Общий кругозор.

6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий.

7. Отношение к учебе, познавательные интересы, нравится ли ходить в школу и хочется ли учиться.

Система педагогической диагностики детей может включать в себя за­дания, построенные на неучебном и учебном материале. Опираясь на ин­тересные и привычные для детей виды деятельности (предметно-практиче­скую, художественную), имеющие в большинстве случаев игровой характер и в то же время каждый раз ставящие перед ребенком усложняющиеся зада­чи можно получить достаточно полную характеристику готовности к обу­чению и развитию школьно значимых функций.

Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог, наблюдая работу ребенка над тем или иным заданием, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и о способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку учиться, степень дисциплинированности ученика, отношение его к заданию.

В рамках диагностического педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенса­торные возможности и наметить пути коррекции.

При отборе учебного материала для проведения обучающего экспе­римента необходимо выявить уровень знаний и наметить индивидуаль­ный план обучения.

Для определения этапа, на котором возникают трудности, важна умелая организация и внимательное изучение деятельности ребенка на всех этапах усвоения знаний: восприятия, осмысления, запоминания, воспроизведения, переноса знаний в новые условия. При выборе методов и приемов обуче­ния следует начинать с использования словесно-логических, представляя ребенку возможность максимально проявить свои интеллектуальные спо­собности. Если использование этих методов неэффективно, то следует пре­доставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, услов­ных рисунков, таблиц и т.д. Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то следует использовать наглядно-действенные методы, вклю­чающие действия с конкретными рисунками и предметами.

Не следует торопиться с использованием наглядного материала. Важно дать возможность ребенку выполнить задание на вербальном уровне. Пер­воначальная степень оказания помощи должна быть минимальной, задания и степени трудности следует планировать от простых к сложным. Это по­зволяет ребенку успешнее адаптироваться в новых условиях, почувствовать уверенность в своих силах.

Выявление этапа в усвоении знаний, на котором возникают трудности, позволяет определить их причину. Подобной причиной может быть различ­ная степень недоразвития и нарушения внимания, мышления, памяти. Важ­ны особенности психической деятельности: ее темпы, целенаправленность, способность к волевому усилию, психическому напряжению.

Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить со­хранные и психические функции ребенка, его компенсаторные возможно­сти, наметить пути коррекционной работы и условия наиболее благоприят­ные для их реализации.



2019-11-13 472 Обсуждений (0)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)