ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
Основные задачи и методы педагогического изучения ребенка. Задачи педагогического изучения ребенка - получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.). Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей. Рекомендуемые методы педагогического изучения ребенка: · анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.), · беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; · педагогическое наблюдение, · специально организованное педагогическое обследование. Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Педагог-дефектолог знакомится со школьной характеристикой, медицинскими сведениями, записями специалистов ПМПК, если ребенок уже проходил обследование, изучает работы ребенка. Эта работа помогает специалисту ориентироваться в проблеме и подготовиться к общению с родителями. Внимательное и доброжелательное отношение к обследуемому способствует созданию атмосферы доверительного общения. Если дети учатся в школе, то перед началом обследования педагог должен обсудить их успеваемость со всеми учителями, внимательно изучить тетради, чтобы судить о динамике формирования того или иного навыка, характере ошибок, трудностях, которые ребенок испытывает в процессе усвоения программы. Важное диагностическое значение имеет анализ рисунков, которые позволяют судить не только о технических возможностях ребенка, но и о его наблюдательности, круге представлений, интересов. В процессе предварительной беседы с родителями выясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также школьный анамнез: с какого возраста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребенок, дублировал ли классы, какие предметы вызывают особенные трудности, круг интересов ребенка вне школы. Подобную беседу целесообразно проводить в отсутствии ребенка. Для более подробного изучения условий жизни ребенка и оценки уровня его развития родителям предлагается заполнить анкету. Анкета для родителей 1. Фамилия, имя ребенка. 2. Дата рождения. 3. Домашний адрес. 4. Порядковый № класса, № школы, район. 5. Какое дошкольное учреждение посещал ребенок (массовое, специальное, речевой д/с) 6. В каком возрасте ребенок пошел в школу (с желанием или без желания, с подготовкой или неподготовленный). 8. Кем Какими специалистами, в каких учреждениях и когда оказывалась консультативная и коррекционная помощь. 9. Сведения о семье: Мать (ф.и.о., образование, профессия). Отец (ф.и.о., образование, профессия). Брат (сестра) - ф.и., возраст, учебное заведение. Другие члены семьи. 10. Условия воспитания в семье (семейно-бытовые условия, психологический климат в семье, взаимоотношение ребенка с членами семьи). 11. В каком классе возникли трудности в обучении, по каким предметам. 12. В чем причина возникновения у ребенка трудностей в обучении, по вашему мнению. 13. Какую помощь вам оказывает образовательное учреждение, которое посещает ребенок, для преодоления возникших трудностей. 14. Как ребенок относится к своим неуспехам в школе. 15. Ругаете ли вы ребенка за плохие отметки. 16. Ставите ли вы своему ребенку в пример других детей, которые успешно учатся. 17. Как ваш ребенок относится к выполнению домашний заданий (самостоятельно или с вашей помощью выполняет задания; 18. Чем увлекается и чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время. 19. Какие кружки, секции посещает ваш ребенок. 20. Какие особенности в развитии и поведении вы замечаете у своего ребенка. 21. Какую помощь хотели бы вы получить для ребенка в преодолении возникших трудностей.
Целенаправленное наблюдение - позволяет получить о ребенке максимальный объем сведений. Требования к наблюдению: должно быть заранее спланированным, точно ориентированным и систематическим. Наиболее важно наблюдение за ведущей деятельностью, поскольку именно в рамках ведущей деятельности появляются психологические новообразования того или иного возраста, формируются предпосылки для перехода к новой ведущей деятельности, на новый этап психического развития. Результаты наблюдения за детьми с теми или иными проблемами заносятся в индивидуальный дневник «сопровождения». Периодичность записей зависит от состояния каждого конкретного ребенка. Факты должны грамотно и своевременно фиксироваться и обрабатываться. Желательно, чтобы в заполнении дневника участвовал не один учитель, а разные учителя-предметники, воспитатели, психолог, врач и другие специалисты. Это даст возможность более разносторонне охарактеризовать ребенка и проследить динамику его развития.
В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование. Задача педагогического собеседования - выявление готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы. Педагогическое исследование детей в целях диагностики педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта. На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Педагог-дефектолог должен не только сделать вывод об уровне знаний ребенка, но и понять, чем обусловлены те или иные трудности в овладении навыками чтения, письма и счета, и наметить пути коррекционно-педагогического воздействия. Следует обратить внимание на способность детей самостоятельно выполнять предложенные задания, продуктивно использовать оказываемую им помощь и переносить усвоенный способ действия на решение аналогичных задач. Наблюдая за ребенком в процессе выполнения предложенных заданий, необходимо учитывать особенности понимания инструкции, способность удерживать ее в памяти в ходе работы, следить за целенаправленностью деятельности. Очень важно отметить, проявляет ли ребенок интерес к выполнению заданий и насколько он стойкий, стремится ли довести работу до конца, умеет ли адекватно оценить результаты своей деятельности, как реагирует на похвалу и замечание.
Применительно к детям дошкольного возраста речь идет о наличии элементарных представлений о числе, окружающем мире, сформированность произвольной деятельности. При обследовании школьников проверяется знание ими программного материала текущего и предшествующих лет обучения. Непосредственное общение с ребенком начинается с установления психологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создание условий психоэмоциональной комфортности, предоставлении ребенку пространства для свободных высказываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей, педагог оказывает разную степень помощи вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением. На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность Усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы. Например, детей с выраженным отставанием в развитии, неконтактных, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработалось отрицательное отношение к учебе, целесообразно обследовать с помощью игрового, занимательного материала.
В ходе беседы устанавливается индивидуальный контакт с ребенком, психологический настрой на школу, появляется возможность заинтересовать ребенка и снять напряжение вызванное самим фактом обследования. Содержание предварительной беседы должно быть направлено на выяснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений: 1. Знания о себе, семье, близких. Цель - выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их профессии, составе семьи, понимания родственных отношений. 2. Ориентировка в пространстве. 3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнать время по часам. 4. Знание о явлениях природы. С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку, определить время года по признакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о растениях, месте их произрастания. 5. Общий кругозор. 6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий. 7. Отношение к учебе, познавательные интересы, нравится ли ходить в школу и хочется ли учиться. Система педагогической диагностики детей может включать в себя задания, построенные на неучебном и учебном материале. Опираясь на интересные и привычные для детей виды деятельности (предметно-практическую, художественную), имеющие в большинстве случаев игровой характер и в то же время каждый раз ставящие перед ребенком усложняющиеся задачи можно получить достаточно полную характеристику готовности к обучению и развитию школьно значимых функций. Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог, наблюдая работу ребенка над тем или иным заданием, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и о способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку учиться, степень дисциплинированности ученика, отношение его к заданию. В рамках диагностического педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции. При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний и наметить индивидуальный план обучения. Для определения этапа, на котором возникают трудности, важна умелая организация и внимательное изучение деятельности ребенка на всех этапах усвоения знаний: восприятия, осмысления, запоминания, воспроизведения, переноса знаний в новые условия. При выборе методов и приемов обучения следует начинать с использования словесно-логических, представляя ребенку возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если использование этих методов неэффективно, то следует предоставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, условных рисунков, таблиц и т.д. Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то следует использовать наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками и предметами. Не следует торопиться с использованием наглядного материала. Важно дать возможность ребенку выполнить задание на вербальном уровне. Первоначальная степень оказания помощи должна быть минимальной, задания и степени трудности следует планировать от простых к сложным. Это позволяет ребенку успешнее адаптироваться в новых условиях, почувствовать уверенность в своих силах. Выявление этапа в усвоении знаний, на котором возникают трудности, позволяет определить их причину. Подобной причиной может быть различная степень недоразвития и нарушения внимания, мышления, памяти. Важны особенности психической деятельности: ее темпы, целенаправленность, способность к волевому усилию, психическому напряжению. Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные и психические функции ребенка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия наиболее благоприятные для их реализации.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |