ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ.
Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент — это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушении. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций — экспериментально-психологических методик. Разнообразные экспериментально-психологические методики, апробированные многолетней практикой применения в клинике и специальном образовании, описаны в работах С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.ДЗабрамной, Е.А. Стребелевой и др. При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила: - эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении; - эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций; - построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться; - экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений; - результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе. Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. При интерпретации результатов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками. Программа экспериментально-психологического исследования не может быть стандартной, она зависит от задачи и особенностей обследуемого. Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор опре деляется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений. Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Чем более развернут сам процесс обучения, тем больше информации получает психолог о трудностях и возможностях больного ребенка, тем более содержательны его коррекционные рекомендации и прогностическая оценка. Однако наибольшей информативностью обладают, как правило, более трудоемкие методики обучающего эксперимента. Поэтому проведение таких исследований возможно лишь в специальных диагностических группах. Специально для исследования потенциальных возможностей детей 7—10 лет А.Я.Иванова предложила методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает трудности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспериментальное обучение выполнению задания не требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику в тех случаях, когда ребенок не справляется со школьной программой или еще не обучался. Методика предполагает использование двух наборов геометри ческих фигур, разных по цвету, форме, величине. Набор, в кото ром представлены три цвета, четыре формы и две величины, ис пользуется для основного задания, а набор из четырех цветов и трех форм — для аналогичного задания. Ребенку предлагается разложить карточки по одному признаку (в основном задании — это цвет, далее — форма, затем — вели чина). При затруднении ему оказывается обучающая помощь, после чего предъявляется аналогичное задание. Возможно несколько вариантов выполнения задания: - перенос полный в вербальной форме — ребенок называет веб три признака; - перенос частичный в вербальной форме — ребенок выделяет и называет не менее двух признаков; - перенос полный в действиях — ребенок выполняет три пра вильные группировки, но не называет их (это часто отмечается у детей с речевыми нарушениями); - перенос частичный в действиях — ребенок осуществляет не м енее двух правильных группировок; - перенос отсутствует — ребенок выделяет один признак или не выделяет ни одного из признаков фигур второго набора. Оценка результатов проводится по трем критериям: 1) ориентировочная деятельность, которая у здоровых детей носит активный характер и нарушается при сниженной умствен ной работоспособности и психическом недоразвитии; 2) способность принять помощь. Оценка производится по ко личеству полученных ребенком уроков-подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, умственно отсталым — до 20; 3) способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания. При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать используя и другие методики: «Предметная классификация», «Исключение неподходящего предмета», «Кубики Кооса». Это особенно важно, если психолог ограничен во времени, например на ПМПК. В этом случае уместно использовать методику «Исключение неподходящего предмета». Обучение ребенка исключению лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают 2 — 3 мин. Основные экспериментально-психологические методики описаны С.Я.Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методи ки патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1970). Среди них особую популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение неподходящего предмета», «Последовательность событий», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Пиктограмма» и др. Многие из этих методик имеют модификации для разных возрастных групп. Некоторые методики адаптированы для лиц с нарушениями анализаторов. Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о различных особенностях психики. Например, «Пиктограмма» позволяет делать выводы о состоянии памяти, об абстрактном мышлении, личностных особенностях. Методик, Направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования Ребенка. Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными Приемами изучения нарушенной психической деятельности. Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я.Рубинштейн: - простое переспрашивание, т. е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному; - одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, «хорошо», «дальше»; - вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли); - наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; - подсказка, совет действовать тем или иным способом; - демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить; - обучение тому, как надо выполнять задание. При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, заключаются в следующем: - сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными - экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; - каждый акт помощи, так же как и ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |