Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ.



2019-11-13 238 Обсуждений (0)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента.

Психологический эксперимент — это изучение нарушенных пси­хических процессов и личности в специально созданных услови­ях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нару­шении. Патопсихологический эксперимент осуществляется с по­мощью конкретных приемов изучения психических функций — экспериментально-психологических методик. Разнообразные экс­периментально-психологические методики, апробированные многолетней практикой применения в клинике и специальном обра­зовании, описаны в работах С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.ДЗабрамной, Е.А. Стребелевой и др.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

- эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

- эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;

- построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

- экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психи­ческих нарушений;

- результаты экспериментально-психологического исследова­ния должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и боль­шим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. При интерпретации резуль­татов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками.

Программа экспериментально-психологического исследования не может быть стандартной, она зависит от задачи и особенно­стей обследуемого.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор опре деляется возрастом ребенка, социальными условиями его воспи­тания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Специфической особенностью психологического изучения де­тей является использование обучающего эксперимента. Чем более развернут сам процесс обучения, тем больше информации получает психолог о трудностях и возможно­стях больного ребенка, тем более содержательны его коррекционные рекомендации и прогностическая оценка. Однако наибольшей информативностью обладают, как правило, более трудоемкие мето­дики обучающего эксперимента. Поэтому проведение таких иссле­дований возможно лишь в специальных диагностических группах.

Специально для исследования потенциальных возможностей детей 7—10 лет А.Я.Иванова предложила методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает труд­ности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспери­ментальное обучение выполнению задания не требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику в тех случаях, когда ребенок не справляется со школьной програм­мой или еще не обучался.

Методика предполагает использование двух наборов геометри­ ческих фигур, разных по цвету, форме, величине. Набор, в кото­ ром представлены три цвета, четыре формы и две величины, ис­ пользуется для основного задания, а набор из четырех цветов и трех форм — для аналогичного задания.

Ребенку предлагается разложить карточки по одному признаку (в основном задании — это цвет, далее — форма, затем — вели­ чина). При затруднении ему оказывается обучающая помощь, после чего предъявляется аналогичное задание.

Возможно несколько вариантов выполнения задания:

- перенос полный в вербальной форме — ребенок называет веб три признака;

- перенос частичный в вербальной форме — ребенок выделяет и называет не менее двух признаков;

- перенос полный в действиях — ребенок выполняет три пра­ вильные группировки, но не называет их (это часто отмечается у детей с речевыми нарушениями);

- перенос частичный в действиях — ребенок осуществляет не м енее двух правильных группировок;

- перенос отсутствует — ребенок выделяет один признак или не выделяет ни одного из признаков фигур второго набора.

Оценка результатов проводится по трем критериям:

1) ориентировочная деятельность, которая у здоровых детей носит активный характер и нарушается при сниженной умствен­ ной работоспособности и психическом недоразвитии;

2) способность принять помощь. Оценка производится по ко­ личеству полученных ребенком уроков-подсказок. Здоровым де­тям их требуется от 1 до 5, умственно отсталым — до 20;

3) способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания.

При проведении психологического обследования ребенка обу­чающий эксперимент можно организовать используя и другие методики: «Предметная классификация», «Исключение неподхо­дящего предмета», «Кубики Кооса». Это особенно важно, если психолог ограничен во времени, например на ПМПК. В этом слу­чае уместно использовать методику «Исключение неподходящего предмета». Обучение ребенка исключению лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают 2 — 3 мин.

Основные экспериментально-психологические методики опи­саны С.Я.Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методи­ ки патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1970).

Среди них особую популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение неподходящего предмета», «По­следовательность событий», «Опосредованное запоминание по Ле­онтьеву», «Пиктограмма» и др. Многие из этих методик имеют модификации для разных возрастных групп. Некоторые методики адаптированы для лиц с нарушениями анализаторов.

Следует учитывать, что с помощью каждой из эксперимен­тальных методик может быть получен материал, дающий воз­можность судить о различных особенностях психики. Например, «Пиктограмма» позволяет делать выводы о состоянии памяти, об абстрактном мышлении, личностных особенностях. Методик, Направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования Ребенка.

Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологи­ческими методиками, так как именно они являются основными Приемами изучения нарушенной психической деятельности.

Важным условием применения экспериментально-психологи­ческих методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я.Ру­бинштейн:

- простое переспрашивание, т. е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

- одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, «хорошо», «дальше»;

- вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

- наводящие вопросы или критические возражения экспери­ментатора;

- подсказка, совет действовать тем или иным способом;

- демонстрация действия и просьба самостоятельно его повто­рить;

- обучение тому, как надо выполнять задание.

При описании отдельных методик обычно приводятся указа­ния на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных момен­тов экспериментальной работы, требующих опыта и квалифика­ции. Общие правила, которыми при этом следует руководство­ваться, заключаются в следующем:

- сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными
более простые виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению;

- экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;

- каждый акт помощи, так же как и ответные действия ребен­ка, должен быть внесен в протокол.



2019-11-13 238 Обсуждений (0)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)