Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.



2019-11-13 763 Обсуждений (0)
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы.

Опросниками называются методики, содержащие в качестве материала вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. Ответы даются в свободной форме (опросники «от­крытого» типа) или выбираются из предлагаемых вариантов (опросники «закрытого» типа).

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения ин­формации об обследуемом, непосредственно не отражающей его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, в ряде случаев — опросники интересов и опросники Установок (в зависимости от того, насколько соотносятся конк­ретные выявляемые интересы и установки с собственно личност­ными психологическими характеристиками: например, опросник, выявляющий установку — отношение к определенной социаль­ной группе, — относится к опросникам-анкетам).

Личностные опросники

Личностные опросники, как это явствует из названия, пред­назначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп.

1. Наиболее распространены типологические опросники, кото­рые разрабатываются на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся ка­чественно своеобразными проявлениями. К типологическим отно­сятся, например, опросники Г. Айзенка, определяющие тип лично­сти в зависимости от выраженности двух независимых факторов -. экстраверсии и эмоциональной нестабильности (нейротизма). В различных вариантах опросника обследуемым предъявляется опрос­ный лист с набором вопросов, на которые предлагают ответить «да» или «нет» (иногда допускается ответ «не знаю», но не во всех вариантах опросника). Одна часть вопросов направлена на диаг­ностику экстраверсии, другая — на диагностику нейротизма.

Часть опросников предусматривает специальные вопросы, от­веты на которые свидетельствуют о достоверности результатов. Как правило, это вопросы, связанные с «мелкими человеческими сла­бостями» (предполагается, что большинство людей им подверже­ны) и их проявлениями (типа: «правда ли, что Вы никогда не лжете?»). Считается, что отрицание указывает на недостоверность результатов (не обязательно на намеренную ложь). Это распрост­раненный, но не единственный способ.

Известным опросником для изучения личностных особенно­стей является Миннесотский многоаспектный личностный опрос­ ник ( MMPI ). В основном варианте он состоит из 550 утверждений. соответствующих IQ диагностическим и трем контрольным шка­лам. Опросник создавался на клиническом материале и применя­ется в различных областях психодиагностики. Обследование на основании MMPI завершается построением «профиля личности». Основной интерес при интерпретации представляют не показате­ли по отдельным шкалам, а их соотношение; по типу профиля делаются основные выводы об особенностях личности. Впрочем, в практике в качестве самостоятельных опросников используются и отдельные вопросы, соответствующие основным и дополнитель­ным шкалам MMPI, например шкала проявлений тревожности Дж. Тейлор.

           2. От типологических опросников отличают опросники черт лич­ности, измеряющие выраженность черт — устойчивых личност­ных признаков. Одним из наиболее распространенных является 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (впервые опуб­ликован в 1950 г.). Под фактором здесь имеется в виду глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений и относительно независимая от других характеристик того же порядка. Факторы в системе Кеттелла имеют «технические» и «бытовые» названия; в качестве примеров приведем несколько бытовых: «высокий интеллект — низкий интеллект», «совестливость —недобросовестность», «смелость-слабость». Каждая пара обозначает один фактор через названия «полюсов».

При психологическом изучении личности подростков и юно­шей (14—18 лет) широко применяется Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), разработан­ной под руководством А.Е. Личко. Этот опросник предназначен для определения типов характера при конституциональных и орга­нических психопатиях, в случаях патологического развития лич­ности и акцентуаций характера. Пользуясь описаниями известных психиатров, авторы опросника составили наборы фраз, отражаю­щих отношения подростков с разными типами психопатий и ак­центуаций к ряду жизненных проблем, актуальных для подрост­кового возраста. Принцип отношений был заимствован из психо­логии отношений (В.Н. Мясищев).

Опросник позволяет выявить следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неус­тойчивый, конформный. С помощью опросника можно также вы­являть признаки, указывающие на высокий риск формирования психопатий, на возможную органическую природу психопатий и акцентуаций характера, а также определять степень выраженно­сти реакции эмансипации и показатели психологической склон­ности к алкоголизации и делинквентности.

Следует отметить, что результат исследований с помощью ПДО, как и в случае использования других личностных опросников, не является клиническим диагнозом. Так, например, с помощью опросника шизоидная акцентуация может быть диагностирована как в случае нормы, так и в случае шизоидной психопатии, а также синдрома раннего детского аутизма. Но выявление типа ак­центуации в каждом из этих случаев может помочь в дифферен­циальной диагностике и в разработке индивидуальной коррекци-онной программы.

Приведем пример использования ПДО изучения личностных особен­ностей больного Жоры, 15 лет, ученика специальной школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Подросток поступил в психиатрическую больницу в связи с непра­ вильным поведением в школе: злостно нарушал порядок, дрался, гру­ бил учителям, перед стационированием стал неуправляемым. Со слов Матери, рано начал курить, дружит со старшими по возрасту, хулиганит, вымогает у нее деньги. В отделении с трудом привыкал к распорядку, на- РУшал режим, курил в неустановленных местах, нецензурно бранился.

Результаты обследования по ПДО. По шкале объективной оценки, несмотря на склонность к диссимуляции, установлен неустойчивый тип. К онформность низкая. Реакция эмансипации выраженная (е-6). Имеются данные, указывающие на возможность формирования психопатии 'К=1, В = 6), а также на склонность к алкоголизации и делинквентности.

Анализ отдельных выборов больного выявил безразличное отношение к будущему, отсутствие переживания физического дефекта и установок на получение профессии и трудовую деятельность.

Эти результаты в сопоставлении с данными других методик помогли врачу поставить диагноз «психопатоподобный синдром», наметить тактику лечения. Совместно с психологом были разработаны рекомендации по организации работы и семейной психотерапии, даны рекомендации родителям по нормализации взаимоотношений в семье и оптимизации воспитательного процесса с учетом личностных особенностей подростка.

Проективные методики

В основу построения проективных методик положено пред­ставление о том, что в творчестве, высказываниях, предпочте­ниях человека, интерпретации им событий проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, харак­теризующие личность. Обследование с помощью этих методик предполагает создание ситуации неопределенности. Инструкция определяет либо общие направления, либо начальный момент обследования. Стимульный материал, предъявляемый для обсле­дования, может толковаться разными способами — важны от­ношение, субъективный смысл, ассоциации, вызываемые этим материалом.

В клинической практике широко используются Тест фрустра ционной толерантности Розенцвейга, Тематический апперцеп­ тивный тест (ТАТ), Тест Роршаха, Тест цветовых предпочтений Люшера.

На основании ряда формальных показателей этих методик вы­деляются следующие признаки:

- относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;

- отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного от­ношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

- общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным окружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств (а не измерение какой-либо отдельной психической функции).



2019-11-13 763 Обсуждений (0)
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (763)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)