Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глухие дети младенческого и раннего возраста



2019-11-13 306 Обсуждений (0)
Глухие дети младенческого и раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Слуховой анализатор относится к важнейшим анализаторам нервной системы человека. Периферический отдел слухового анализатора подготовлен к восприятию звуков уже к моменту рождения ребенка, но слух в первые моменты после рождения ребенка несовершенен.

Слухоречевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи, что вызвано созреванием слухового анализатора к моменту рождения ребенка. Но для функционирования слухоречевого анализатора необходимо развивать у ребенка слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос, то есть развивать не просто слух, а речевой слух.

Одним из показателей нервно-психического развития здорового ребенка является развитие понимания речи. Развитие понимания речи является очень сложным и длительным процессом. Для развития импрессивной речи исключительную значимость приобретает эмоциональное общение с ребенком первых дней жизни.

В первые месяцы жизни при общении с взрослым слово воспринимается ребенком как компонент комплексного раздражителя, в который входит положение тела ребенка, обстановка, вид говорящего, его голос и интонация.

Со второго полугодия жизни у ребенка резко возрастает интерес ко всему окружающему, в 7-8 месяцев при правильном воспитании начинает устанавливаться связь некоторых слов с окружающими предметами, то есть формируется первичное понимание речи.

К концу первого года в результате установления большого количества разнообразных сочетаний с одним и тем же словом оно становится обобщенным. Формирование обобщений свидетельствует о начале функционирования второй сигнальной системы, свойствами которой являются обобщения и отвлечения (И.П. Павлов).

У 85% детей нарушение слуховой функции является врожденным или возникает на первом году жизни, то есть до развития речи.

Психическое развитие детей с врожденным нарушением слуха отличается рядом характерных особенностей. В первые месяцы жизни у них отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.

Согласно современным исследованиям, как уже неоднократно отмечалось, ранняя диагностика слуховых расстройств и последующая адекватная реабилитация способны предупредить и/или ослабить нарушения развития у ребенка речи и других высших психических функций.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» единственным эффективным методом выявления нарушений слуха у новорожденных и детей первого года жизни назван аудиологический скрининг. Внедрение технологии аудиологического скрининга улучшает выявление сенсоневральной тугоухости и глухоты у детей.

М.Ю. Бобошко (2015) отмечает, что в возрасте от 6 до 9 месяцев «постепенно дети при лепетании начинают ограничиваться звуками родного языка. Подражая словам и фразам взрослого, ребенок обучается разным интонациям, и лепет начинает звучать как непонятная фраза на родном языке. Этот феномен взаимосвязан с функцией слуха. Чтобы корректно различать звуки речи, ребенок нуждается в слуховой обратной связи. Без слухового контроля лепет постепенно угасает, и дети замолкают. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных позволяет выявить нарушение слуха в первые дни жизни ребенка, поставить диагноз в первые 3 месяца и начать лечение до достижения ребенком 6-месячного возраста. Так можно предотвратить серьезные последствия, проявляющиеся вследствие нарушения слуха в процессе освоения языка и развития речи»[6].

Американская Академия Педиатрии (American Academy of Pediatrics) рекомендует считать оптимальным в отношении прогноза речевого и психоэмоционального развития возраст постановки окончательного диагноза и начала реабилитационных мероприятий до 3 - 6 месяцев жизни ребенка.

Наиболее полноценное развитие глухих детей достигается при раннем (с первых месяцев жизни) выявлении нарушений слуха, слухопротезировании и комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении сразу после установления диагноза, обеспечении качественного образования на всех его ступенях с учетом структуры нарушения, уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Так, например, Yoshinaga-Itana C., Couter D. и Thomson V. (2001) продемонстрировали, что малыши, которые были слухопротезированы в возрасте до 6 месяцев не отставали в дальнейшем в речевом и интеллектуальном развитии от своих нормально слышащих сверстников в отличие от детей, которые были слухопротезированы позже этого срока.

Успешность реабилитации зависит не только от характера и степени поражения слухового анализатора, но и от состояния высших психических функций, окружающей ребенка речевой среды, особенностей реабилитационного процесса. Глухота у детей в значительной степени является следствием перинатальной патологии, воздействия различных факторов окружающей среды.

В современной дошкольной сурдопедагогике разработана методика педагогической оценки общего уровня развития ребенка раннего возраста с нарушенным слухом(Т.В. Николаева, 2006)[7]. С помощью этой методики можно оценить социальное, физическое, познавательное развитие, а также предметно-игровую деятельность ребенка, состояние его речи и слуха[8].

В ходе апробации разработанного набора заданий были выявлены возрастные особенности психофизического развития детей с нарушенным слухом преддошкольного возраста. В психофизическом развитии детей младшей (2-2,5 г.) и старшей (2,5-3 г.) возрастных групп обнаружились существенные различия. Уровень общего психофизического развития малышей до 2,5 лет без учета уровня речевого развития можно оценить как близкий к возрастной норме. Вместе с тем со второй половины 3-го года жизни выявлена тенденция нарастания различий между ребенком с нарушенным слухом и его слышащим сверстником по всем основным линиям развития. Если у слышащих детей старше 2,5 лет было выявлено повышение уровня общего психофизического развития, что связано с активным овладением ими речью, то глухие и слабослышащие дети по уровню своего развития оказались близки к детям младшей возрастной группы. Этот факт имеет принципиальное значение и является дополнительным аргументом необходимости максимально раннего, не позднее первого полугодия 3-го года жизни, коррекционного обучения ребенка с нарушенным слухом, когда еще не столь выражены различия между ним и его слышащим сверстником.

Методика позволяет выявить индивидуальный уровень развития каждого ребенка по основным линиям развития. Своеобразие психофизического развития глухих и слабослышащих детей проявлялось в том, что уровень социального, познавательного, физического развития, и предметно-игровой деятельности мог, как соответствовать возрастной норме, так и быть ниже ее, а в познавательном и физическом развитии некоторые дети даже опережали своих слышащих сверстников.

Интеграция диагностических данных по заданным принципам позволяет выявлять значимые для индивидуализации обучения варианты развития детей с нарушенным слухом раннего возраста (Т.В. Николаева, 2006):

- гармоничное психофизическое развитие, при котором достижения детей по всем основным линиям могут быть достаточно высоки, либо наблюдается опережающий темп развития (например, познавательного, физического);

- отставание в психофизическом развитии (по всем основным линиям развития);

- неравномерное психофизическое развитие, при котором в одних линиях ребенок достигает результатов, соответствующих его возрасту, или даже опережает своих сверстников, в других линиях – несколько отстает в развитии.

У глухих и слабослышащих детей значительно чаще, чем у слышащих отмечается неравномерный вариант развития.

Необходимо также отметить, что глухие дети раннего возраста принципиально различаются не только по степени снижения слуха, но и по времени, в котором начато целенаправленное коррекционное воздействие: с первых месяцев жизни, с 1,5-2-х лет или позже (по Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской). Результаты ранней педагогической коррекции нарушенной слуховой функции см. выше.



2019-11-13 306 Обсуждений (0)
Глухие дети младенческого и раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глухие дети младенческого и раннего возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)