Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мастерство публичной коммуникации



2019-11-13 1760 Обсуждений (0)
Мастерство публичной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра «Русский язык»

Л.А. Баландина
Н.М. Малюгина
Р.И.Полякова
Е.А. Федорова

 

 ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ И ПУБЛИЧНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

 

Практикум
по дисциплине для студентов I – II курсов
всех направлений подготовки бакалавров

Москва 2016
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)

 

 

Кафедра «Русский язык»

Л.А. Баландина
Н.М. Малюгина
Р.И.Полякова
Е.А. Федорова

 

ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ И ПУБЛИЧНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

 

Практикум
по дисциплине для студентов I – II курсов
всех направлений подготовки бакалавров

 

Издание 3 –е, исправленное и переработанное

Одобрено Департаментом языковой подготовки

(секция «Русский язык»)
Протокол №   от   г.

Москва 2016

 
 

 


Р89 Баландина Л.А., Малюгина Н.М., Полякова Р.И., Федорова Е.А. Основы  деловой  и  публичной  коммуникации: Практикум по дисциплине для студентов I – II курсов всех направлений подготовки бакалавров. Издание 3-е, исправленное и переработанное. – М.: Финансовый университет, Департамент языковой подготовки, секция «Русский язык». - 2016. -     c.

 

Практикум состоит из пяти разделов: «Основы деловой и публичной коммуникации», «Особенности официально-делового стиля речи. Деловые документы», «Орфоэпия», «Грамматическая стилистика», «Орфографический и лексический практикум».

Для студентов I – II курсов всех направлений подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Основы деловой и публичной коммуникации».

Учебное издание

Баландина Лолита Аркадьевна
Малюгина Надежда Михайловна

Полякова Рауза Ильдаровна

Федорова Елена Алексеевна

Основы деловой и публичной коммуникации

Практикум по дисциплине

Формат 60´90/16. Гарнитура Times New Roman.

Усл.п.л.   п.л. Тираж___экз. Заказ № ___

 

Финансовый университет

125993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., 49

Отпечатано в ООП Финансового университета

 

 

 

© Коллектив авторов, 2016 © Финансовый университет, 2016

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум предназначен для студентов I - II курсов всех
направлений подготовки бакалавров Финансового университета, изучающих дисциплину «Основы деловой и публичной коммуникации».

Цель практикума – совершенствование навыков речевой культуры и коммуникативно-речевых умений:

· навыка орфографической, пунктуационной, стилистической грамотности как важного компонента подготовки специалиста в сфере делового профессионального общения;

· навыка решения коммуникативных задач в различных ситуациях делового общения;

· умения анализировать и создавать профессионально значимые тексты.

Практикум состоит из семи разделов: «Публичное выступление. Деловое общение», «Особенности официально-делового стиля речи. Деловые документы», «Орфоэпия», «Грамматические нормы», «Пунктуационный практикум», «Орфографический практикум», «Лексический практикум».

Система заданий направлена на развитие коммуникативных способностей студента, формирование грамотной речи и освоение
этических норм речевого поведения.

Задания основаны на моделировании ситуаций реального делового общения, что способствует формированию коммуникативно-речевой компетенции в условиях повышенной мотивации.

В приложениях даны образцы личных деловых бумаг, толковый
словарь экономиста,   перечень  часто используемых в деловой речи  латинизмов, скороговорки для развития техники речи.

Практикум предназначен как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов.  

 


Раздел I

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Мастерство публичной коммуникации

Задание 1.Выберите из приведенных ниже коммуникативных и языковых компетенций современного экономиста   три, с вашей точки зрения, наиболее важные? Аргументируйте свой ответ.

Сегодня экономист-профессионал должен:

· обладать способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

· владеть культурой устной речи;

· знать основные правила орфографии и пунктуации и уметь применять их на практике;

·  владеть приемами эффективной коммуникации, речевыми стратегиями и тактиками;

· знать особенности межнационального делового общения;

· формировать и совершенствовать культуру чтения;

· понимать, что культура мышления тесно связана с культурой речи.

Задание 2.Выберите  этически корректные приемы исправления речевых ошибок, которые допускают а) вышестоящие лица; б) ваши родные и друзья. Что из предложенного ниже категорически нельзя делать?

А. Прямое воздействие: в присутствии многих людей указать на речевую ошибку.

Б. Прямое воздействие: указать на речевую ошибку при общении tête-à-tête.

В. Непрямое воздействие: подарить  (например, на Новый год)   «Словарь трудностей современного русского языка».

Г.Непрямое воздействие: пожаловаться на собственные коммуникативные неудачи и спросить совета.

Задание 3.Разделите приведенные ниже суждения («Советы опытного оратора») на две группы:

а) эффективное публичное выступление;

б) типичные ошибки выступающих.

 

1. Никогда не пишите полностью текст своего выступления.

2. Задача оратора – кратко и живо изложить основное содержание.

3. Смотрите на присутствующих пристально, чтобы привлечь внимание аудитории.

4. Чаще смотрите на экран со слайдами, а не на аудиторию.

5. Дайте аудитории возможность принять активное участие в происходящем.

6. Стремитесь донести до слушателей как можно более детальную информацию.

7. Не бойтесь пауз: в презентации или в речи регулярные паузы
приносят лишь пользу.

8. Используйте интонации, характерные для повседневной беседы,
не стараясь усилить их.

9. У ваших слушателей есть только один шанс понять длинное предложение: прочитать его полностью на слайде.

10. Следующие наглядные материалы: иллюстрации, круговые диаграммы, графики  - в процессе презентации  чрезвычайно полезны.

 

Задание 4.Как  необходимо начать презентацию, чтобы заинтересовать слушателей? Какой из вариантов выступления финансового директора одной крупной международной компании вызовет внимание аудитории: А или Б?

А Б
1. Я бы хотел начать с одного вопроса: имеет ли смысл делать что-то хорошо, если никто об этом никогда не узнает? Очевидный ответ, по крайней мере, в бизнесе – «нет»…

В сегодняшней презентации мы остановимся на следующих проблемах …

2. Финансы… Все ли понимают, какое место занимают они в нашей жизни? Вот что однажды сказал Сомерсет Моэм: «Финансы как шестое чувство. Без них вы лишаетесь пяти остальных». В нашем бизнесе финансы играют еще и другие роли. Это: § карта, благодаря которой мы знаем, где находимся; § компас, указывающий верное направление; § и, наконец, топливо, позволяющее добраться до места назначения. Поэтому сегодня утром я предлагаю взглянуть на то, где мы окажемся сегодня и где мы окажемся завтра.

Задание 5. Какой из вариантов перехода от одной части презентации к другой вы предпочтете? Аргументируйте свой выбор.

А Б
1. Переходя к нашим сильным сторонам… 2. На следующем слайде перечислены шаги, необходимые для подготовки к стратегическому аудиту… 3. Рассмотрим далее вопросы развития нашего бизнеса в европейских странах… 1. Итак, если это были наши слабости, каковы же наши сильные стороны? 2. Итак, какие же шаги мы предпринимаем для подготовки к стратегическому аудиту? 3. Вот как обстоят дела у нашего бизнеса в Великобритании. Как же он развивается в других европейских странах?

Задание 6. Ознакомьтесь с тезисами по проблеме «Как в ходе презентации привлечь внимание аудитории». Приведите свой иллюстративный материал, используя современные СМИ, в том числе язык политических деятелей.

Тезис Иллюстрация тезиса
1. Всех успешных ораторов объединяет способность оригинально и к месту использовать в своих речах поэтические образы и сравнения 1. «Я буду порхать, как бабочка, и жалить, как пчела» (Мохаммед Али)
2. Можно прямо задать вопрос, который спровоцирует аудиторию на активный поиск решения 2. «Что такое консерватизм? Разве это не приверженность старому и испытанному в противоположность новому и неизвестному?» (Авраам Линкольн)
3. За прошедшие две тысячи лет большинство дошедших до наших дней цитат содержат тот или иной вид контраста 3. «Это всего лишь маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества» (Нил Армстронг)

Задание 7. Известно, что хорошая подготовка к выступлению определяет его успех. Дополните данные ниже этапы подготовки к выступлению недостающими.

1. …

2. …

3. Сбор информации.

4. Анализ отобранного материала.

5. …

Задание 8. Вы уже знаете, что цель выступления не будет достигнута без контакта с аудиторией. Продолжите  список фраз, способствующих установлению контакта.

1. Уверен, что этот факт не оставит вас равнодушными.

2. Именно эту мысль я хочу подчеркнуть.

3. Возможно ли сейчас такое?

4. Кстати, заметьте, что…

5. …

6. …

7. …

Задание 9.  Как сделать выступление естественным и оживленным? Какие еще приемы  можно использовать для достижения поставленной цели?

1. Менять тон голоса.

2. Акцентировать с помощью интонации важные слова.

3. … 

4. …

5. …

Задание 10. Укажите, каких  ошибок необходимо избегать во время публичного выступления.

1. Обращаться к аудитории только в начале выступления.

2. Показывать, что слушатели интересны оратору.

3. Постоянно использовать элементы диалога со слушателями.

4. Держать руки в карманах.

5. Использовать жестикуляцию.

6. Менять темп речи.

7. Использовать в речи длинные фразы.

8. Задавать риторические вопросы.

9. Прибегать к канцеляризмам типа «в настоящий момент», «вышеизложенные моменты».

10. Закончить выступление, обратив внимание на основные положения своей речи.

Задание 11. Приведите примеры необходимых этикетно-речевых средств, чтобы решить следующие задачи.

1. Установить контакт с аудиторией («Здравствуйте! Меня зовут…»).

2. Попросить дополнительных разъяснений по одному из пунктов выступления.

3. Показать заинтересованность в словах выступающего.

4. Вежливо возразить выступающему по одному из вопросов.

Задание 12. В процессе делового и публичного общения необходимо осторожно выбирать слова. Замените «острые» реплики на корректные.

«Острые» (некорректные) реплики Корректные реплики
1. Ваша мысль абсолютно неверная!  
2. Я Вам докажу, что это не так!  
3.  Я с Вами совершенно не согласен!  
4. Действовать надо так, а не иначе!  
5.  Вы, несомненно, заблуждаетесь!  

Задание 13. Какие советы по подготовке и организации публичного выступления вы использовали бы в первую очередь в собственной практике и почему?

Собеседование

Задание 14. Выберите утверждения, которые, с точки зрения специалистов в области делового общения, являются верными и помогут избежать  неудач на собеседовании.

1. Грамотное CV – эффективное оружие в конкурентной борьбе за привлекательную вакансию.

2. Договариваясь о месте и времени собеседования, вы разговаривали с секретарем; в этом случае можно не следить за своим речевым поведением.

3. Отправляясь на собеседование, можно не тратить время на сбор информации о компании, поскольку вероятность быть принятым невелика.

4. Сотрудники организации – один из источников получения информации, однако следует учитывать субъективность таких рассказов.

5. Вы продемонстрируете потенциальному работодателю серьезность своих намерений, если в разговоре покажете свою осведомленность в вопросах деятельности и истории компании.

6. Вы проходите ряд интервью в разных компаниях, и вам некогда поинтересоваться, кто из сотрудников будет беседовать с вами завтра.

7. Понимая, что опаздываете на встречу, вы решаете просто не ехать на данное интервью (звонить в компанию не обязательно:  все равно в этот день собеседование проходят несколько кандидатов).

8. Собираясь на интервью, продумайте, какие вопросы могут задать вам; о чем можете спросить вы; предстоит ли вам проходить профессиональное тестирование.

9. Распланируйте время: лучше приехать на несколько минут раньше и освоиться в незнакомой обстановке.

Задание 15. Объясните, какую модель поведения следует выбирать на собеседовании: А или Б? Прокомментируйте свой ответ.

А Б
§ сленг § упоминание о личных, семейных, финансовых проблемах § разговоры о политике, религии § осуждение своего предыдущего начальника, коллег § стремление лидировать в разговоре § грамотная  речь § запрет на разговоры о личных и/или финансовых проблемах § стремление избегать разговоров о политике или религии § отказ от обсуждения предыдущего начальника (места работы) § отказ от лидерства (должен лидировать тот, кто проводит интервью)

 

Задание 16. Определите, какие ответы на предполагаемые вопросы работодателя во время собеседования более выигрышны и конструктивны.  

1. Получали ли Вы другие предложения о работе?

а) уйти от ответа;

б) прямо сказать о том, что есть и другие предложения (при этом добавить, что данная работа интересует Вас больше).

2. Каковы Ваши сильные стороны?

а) в ответе подчеркнуть качества, полезные для данной конкретной вакансии;

б) заявить, что Вы природный трудоголик и готовы оставаться сколько угодно после окончания рабочего дня.

3. Каковы Ваши слабые стороны?

а) это Ваш шанс: надо назвать такой недостаток, который был бы логическим продолжением Ваших достоинств;

б) заявить, что Вы природный трудоголик и готовы оставаться на рабочем месте сколько угодно после окончания  рабочего дня.

4. Почему Вы решили переменить место работы?

а) откровенно рассказать о конфликте на старой работе;

б) привести в качестве причины, например, тот факт, что из-за предстоящей реорганизации Вы не уверены, что можете быть полезны фирме;

в) сказать: «Не могу полностью реализовать свой потенциал; нет возможностей роста».

5.На какую зарплату Вы рассчитываете?

а) уклониться от   ответа;

б) поинтересоваться, сколько фирма может предложить;

в) назвать цифру чуть выше средней или верхнюю и нижнюю границы ожидаемой суммы.

6.Если Вы получите работу, какими будут Ваши первые шаги?

а) уклониться от ответа;

б) сказать: «Постараюсь все изменить в соответствии с принципами современного менеджмента»;

в) убедить руководителя: «Я должен в первую очередь изучить состояние дел и возможности коллектива».

Задание 17. Представьте, что Вы, менеджер по персоналу преуспевающей компании, проводите собеседование.

а) На какие вопросы кандидатов Вы с удовольствием ответите? Продолжите список (3–4 позиции).

Уместны вопросы:

· о месте рассматриваемой должности в структуре организации;

· о режиме работы;

· о длительности испытательного срока;

· …

б) Какие вопросы соискателя абсолютно неуместны и снижают впечатление о собеседнике?

·

·

Задание 18. Дайте совет «новичку», как вести себя после собеседования. Продолжите список (3–4 позиции).

После собеседования

 рекомендуется  не рекомендуется
§ зафиксировать полученную информацию § через день-два послать на фирму краткое благодарственное письмо § … § приходить без приглашения за результатом § часто звонить в ожидании результата § …

 



2019-11-13 1760 Обсуждений (0)
Мастерство публичной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мастерство публичной коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1760)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)