Мастерство публичной коммуникации
Кафедра «Русский язык» Л.А. Баландина
ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ И ПУБЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Практикум Москва 2016 «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Русский язык» Л.А. Баландина
ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ И ПУБЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Практикум
Издание 3 –е, исправленное и переработанное Одобрено Департаментом языковой подготовки (секция «Русский язык») Москва 2016
Р89 Баландина Л.А., Малюгина Н.М., Полякова Р.И., Федорова Е.А. Основы деловой и публичной коммуникации: Практикум по дисциплине для студентов I – II курсов всех направлений подготовки бакалавров. Издание 3-е, исправленное и переработанное. – М.: Финансовый университет, Департамент языковой подготовки, секция «Русский язык». - 2016. - c.
Практикум состоит из пяти разделов: «Основы деловой и публичной коммуникации», «Особенности официально-делового стиля речи. Деловые документы», «Орфоэпия», «Грамматическая стилистика», «Орфографический и лексический практикум». Для студентов I – II курсов всех направлений подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Основы деловой и публичной коммуникации». Учебное издание Баландина Лолита Аркадьевна Полякова Рауза Ильдаровна Федорова Елена Алексеевна Основы деловой и публичной коммуникации Практикум по дисциплине Формат 60´90/16. Гарнитура Times New Roman. Усл.п.л. п.л. Тираж___экз. Заказ № ___
Финансовый университет 125993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., 49 Отпечатано в ООП Финансового университета
ПРЕДИСЛОВИЕ Практикум предназначен для студентов I - II курсов всех Цель практикума – совершенствование навыков речевой культуры и коммуникативно-речевых умений: · навыка орфографической, пунктуационной, стилистической грамотности как важного компонента подготовки специалиста в сфере делового профессионального общения; · навыка решения коммуникативных задач в различных ситуациях делового общения; · умения анализировать и создавать профессионально значимые тексты. Практикум состоит из семи разделов: «Публичное выступление. Деловое общение», «Особенности официально-делового стиля речи. Деловые документы», «Орфоэпия», «Грамматические нормы», «Пунктуационный практикум», «Орфографический практикум», «Лексический практикум». Система заданий направлена на развитие коммуникативных способностей студента, формирование грамотной речи и освоение Задания основаны на моделировании ситуаций реального делового общения, что способствует формированию коммуникативно-речевой компетенции в условиях повышенной мотивации. В приложениях даны образцы личных деловых бумаг, толковый Практикум предназначен как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов.
Раздел I ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Мастерство публичной коммуникации Задание 1.Выберите из приведенных ниже коммуникативных и языковых компетенций современного экономиста три, с вашей точки зрения, наиболее важные? Аргументируйте свой ответ. Сегодня экономист-профессионал должен: · обладать способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; · владеть культурой устной речи; · знать основные правила орфографии и пунктуации и уметь применять их на практике; · владеть приемами эффективной коммуникации, речевыми стратегиями и тактиками; · знать особенности межнационального делового общения; · формировать и совершенствовать культуру чтения; · понимать, что культура мышления тесно связана с культурой речи. Задание 2.Выберите этически корректные приемы исправления речевых ошибок, которые допускают а) вышестоящие лица; б) ваши родные и друзья. Что из предложенного ниже категорически нельзя делать? А. Прямое воздействие: в присутствии многих людей указать на речевую ошибку. Б. Прямое воздействие: указать на речевую ошибку при общении tête-à-tête. В. Непрямое воздействие: подарить (например, на Новый год) «Словарь трудностей современного русского языка». Г.Непрямое воздействие: пожаловаться на собственные коммуникативные неудачи и спросить совета. Задание 3.Разделите приведенные ниже суждения («Советы опытного оратора») на две группы: а) эффективное публичное выступление; б) типичные ошибки выступающих.
1. Никогда не пишите полностью текст своего выступления. 2. Задача оратора – кратко и живо изложить основное содержание. 3. Смотрите на присутствующих пристально, чтобы привлечь внимание аудитории. 4. Чаще смотрите на экран со слайдами, а не на аудиторию. 5. Дайте аудитории возможность принять активное участие в происходящем. 6. Стремитесь донести до слушателей как можно более детальную информацию. 7. Не бойтесь пауз: в презентации или в речи регулярные паузы 8. Используйте интонации, характерные для повседневной беседы, 9. У ваших слушателей есть только один шанс понять длинное предложение: прочитать его полностью на слайде. 10. Следующие наглядные материалы: иллюстрации, круговые диаграммы, графики - в процессе презентации чрезвычайно полезны.
Задание 4.Как необходимо начать презентацию, чтобы заинтересовать слушателей? Какой из вариантов выступления финансового директора одной крупной международной компании вызовет внимание аудитории: А или Б?
Задание 5. Какой из вариантов перехода от одной части презентации к другой вы предпочтете? Аргументируйте свой выбор.
Задание 6. Ознакомьтесь с тезисами по проблеме «Как в ходе презентации привлечь внимание аудитории». Приведите свой иллюстративный материал, используя современные СМИ, в том числе язык политических деятелей.
Задание 7. Известно, что хорошая подготовка к выступлению определяет его успех. Дополните данные ниже этапы подготовки к выступлению недостающими. 1. … 2. … 3. Сбор информации. 4. Анализ отобранного материала. 5. … Задание 8. Вы уже знаете, что цель выступления не будет достигнута без контакта с аудиторией. Продолжите список фраз, способствующих установлению контакта. 1. Уверен, что этот факт не оставит вас равнодушными. 2. Именно эту мысль я хочу подчеркнуть. 3. Возможно ли сейчас такое? 4. Кстати, заметьте, что… 5. … 6. … 7. … Задание 9. Как сделать выступление естественным и оживленным? Какие еще приемы можно использовать для достижения поставленной цели? 1. Менять тон голоса. 2. Акцентировать с помощью интонации важные слова. 3. … 4. … 5. … Задание 10. Укажите, каких ошибок необходимо избегать во время публичного выступления. 1. Обращаться к аудитории только в начале выступления. 2. Показывать, что слушатели интересны оратору. 3. Постоянно использовать элементы диалога со слушателями. 4. Держать руки в карманах. 5. Использовать жестикуляцию. 6. Менять темп речи. 7. Использовать в речи длинные фразы. 8. Задавать риторические вопросы. 9. Прибегать к канцеляризмам типа «в настоящий момент», «вышеизложенные моменты». 10. Закончить выступление, обратив внимание на основные положения своей речи. Задание 11. Приведите примеры необходимых этикетно-речевых средств, чтобы решить следующие задачи. 1. Установить контакт с аудиторией («Здравствуйте! Меня зовут…»). 2. Попросить дополнительных разъяснений по одному из пунктов выступления. 3. Показать заинтересованность в словах выступающего. 4. Вежливо возразить выступающему по одному из вопросов. Задание 12. В процессе делового и публичного общения необходимо осторожно выбирать слова. Замените «острые» реплики на корректные.
Задание 13. Какие советы по подготовке и организации публичного выступления вы использовали бы в первую очередь в собственной практике и почему? Собеседование Задание 14. Выберите утверждения, которые, с точки зрения специалистов в области делового общения, являются верными и помогут избежать неудач на собеседовании. 1. Грамотное CV – эффективное оружие в конкурентной борьбе за привлекательную вакансию. 2. Договариваясь о месте и времени собеседования, вы разговаривали с секретарем; в этом случае можно не следить за своим речевым поведением. 3. Отправляясь на собеседование, можно не тратить время на сбор информации о компании, поскольку вероятность быть принятым невелика. 4. Сотрудники организации – один из источников получения информации, однако следует учитывать субъективность таких рассказов. 5. Вы продемонстрируете потенциальному работодателю серьезность своих намерений, если в разговоре покажете свою осведомленность в вопросах деятельности и истории компании. 6. Вы проходите ряд интервью в разных компаниях, и вам некогда поинтересоваться, кто из сотрудников будет беседовать с вами завтра. 7. Понимая, что опаздываете на встречу, вы решаете просто не ехать на данное интервью (звонить в компанию не обязательно: все равно в этот день собеседование проходят несколько кандидатов). 8. Собираясь на интервью, продумайте, какие вопросы могут задать вам; о чем можете спросить вы; предстоит ли вам проходить профессиональное тестирование. 9. Распланируйте время: лучше приехать на несколько минут раньше и освоиться в незнакомой обстановке. Задание 15. Объясните, какую модель поведения следует выбирать на собеседовании: А или Б? Прокомментируйте свой ответ.
Задание 16. Определите, какие ответы на предполагаемые вопросы работодателя во время собеседования более выигрышны и конструктивны. 1. Получали ли Вы другие предложения о работе? а) уйти от ответа; б) прямо сказать о том, что есть и другие предложения (при этом добавить, что данная работа интересует Вас больше). 2. Каковы Ваши сильные стороны? а) в ответе подчеркнуть качества, полезные для данной конкретной вакансии; б) заявить, что Вы природный трудоголик и готовы оставаться сколько угодно после окончания рабочего дня. 3. Каковы Ваши слабые стороны? а) это Ваш шанс: надо назвать такой недостаток, который был бы логическим продолжением Ваших достоинств; б) заявить, что Вы природный трудоголик и готовы оставаться на рабочем месте сколько угодно после окончания рабочего дня. 4. Почему Вы решили переменить место работы? а) откровенно рассказать о конфликте на старой работе; б) привести в качестве причины, например, тот факт, что из-за предстоящей реорганизации Вы не уверены, что можете быть полезны фирме; в) сказать: «Не могу полностью реализовать свой потенциал; нет возможностей роста». 5.На какую зарплату Вы рассчитываете? а) уклониться от ответа; б) поинтересоваться, сколько фирма может предложить; в) назвать цифру чуть выше средней или верхнюю и нижнюю границы ожидаемой суммы. 6.Если Вы получите работу, какими будут Ваши первые шаги? а) уклониться от ответа; б) сказать: «Постараюсь все изменить в соответствии с принципами современного менеджмента»; в) убедить руководителя: «Я должен в первую очередь изучить состояние дел и возможности коллектива». Задание 17. Представьте, что Вы, менеджер по персоналу преуспевающей компании, проводите собеседование. а) На какие вопросы кандидатов Вы с удовольствием ответите? Продолжите список (3–4 позиции). Уместны вопросы: · о месте рассматриваемой должности в структуре организации; · о режиме работы; · о длительности испытательного срока; · … б) Какие вопросы соискателя абсолютно неуместны и снижают впечатление о собеседнике? · … · … Задание 18. Дайте совет «новичку», как вести себя после собеседования. Продолжите список (3–4 позиции). После собеседования
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1760)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |