Заведующая: Стёпина И.Р.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье – валеология – стала интенсивно развиваться, научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Необходимо подчеркнуть, что решение данной проблемы чаще всего начинается со школьного порога. Представляется значимым начинать решение несколько раньше, еще с дошкольного детства, в условиях ДОУ. Самое главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказ от всего вредного.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание новой валеологической модели с использованием игровых приёмов, способствующей воспитанию здорового ребенка, имеющего разумное отношение к здоровью, правильному режиму труда и отдыха.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Обеспечить программно-методическое оформление, способствующее воспитанию здоровой личности в физическом и психическом аспекте.
2. Создать обогащенную предметно-развивающую среду в группе для полноценного развития детей, отвечающей их возрастным возможностям, физическим особенностям и индивидуальным различиям.
3. Разработать валеологические игровые занятия с использованием традиционных и нетрадиционных форм организации детской деятельности.
4. Организовать единое образовательное пространство семьи и ДОУ в целях улучшения условий для здоровья ребенка и развития его личности.
5. Осуществлять активное сотрудничество с узкими специалистами с целью систематизации учебно-воспитательной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Всестороннее гармоничное развитие каждого ребенка: укреплению его физического и психического здоровья.
2.Уровень компетентности родителей по воспитанию здорового ребенка должен стать выше.
3. Должно быть организовано единое образовательное пространство семьи и ДОУ в деле развития валеологически образованного ребенка.
4. Модель предметно-развивающей среды должна предоставлять комфортные условия как для индивидуальной, так и коллективной деятельности разной динамики и содержания.
5. Снижением заболеваемости детей, результатами медико-педагогической комиссии и уровнем усвоения валеологических знаний.
Этапы работы над проектом
1. Организационный этап
2. Диагностический этап
3. Практический этап
4. Обобщающий этап
Задачи
| Вид деятельности
| Ответственный
| Форма
| Сроки
|
1. Организационный этап
| 1. Изучение учебно-методической литературы, периодических изданий по проблеме, определение графика работы.
2. Программно-методическое обеспечение по воспитанию здорового ребенка.
3. Создание в группе игровых зон, обогащенных дидактическими пособиями для организации коррекционных игр, детской библиотеки по тематике.
| воспитатель
| оснащение материально-технической базы с помощью ДОУ и родителей
| Сентябрь
октябрь
|
2. Диагностический
этап
| 1. Диагностика детей, посещающих группу с целью изучения особенностей культуры здоровья детей дошкольного возраста в связи с особенностями личностно-социального развития.
| воспитатели,
Ст.м/с
| наблюдение, индивидуальные беседы с детьми, диагностические игровые задания, анализ продуктивной детской деятельности
| сентябрь
|
3. Практический этап
| 1. Осуществить отбор тем, расширяющих представления дошкольников о своем здоровье.
2. Разработать игровые валеологические занятия, включающие в себя различны виды игровой деятельности детей.
3. Разработать рекомендации по валеологии.
4. Организация и проведение консультаций для родителей на тему: «Валеология – наука о здоровье».
5. Проведение родительского собрания в каждой возрастной группе для родителей на тему: «Здоровье детей в наших руках».
6. Создание информационного стенда «Советы родителям: Здоровье детей».
7. Внедрение игровых занятий, приёмок и мотиваций по выбранным темам, включающим в себя различные виды игровой деятельности дошкольников.
| воспитатели
| Игры, занятия
| сентябрь-ноябрь
|
4. Обобщающий этап
| 1. Обобщение материала в виде фотоматериалов по проблеме.
2. Повторное диагностирование детей и родителей.
3. Анализ результатов.
4. Представление опыта в ДОУ.
| воспитатели
| Рекомендации, консультации, семинар-практикум, совместная и самостоятельная детская деятельность
| ноябрь
февраль
декабрь
январь
постоянно
|
РАБОТА С ДЕТЬМИ.
Цель Валеологическое воспитание детей через все виды деятельности: организованное обучение (занятия), совместная деятельность, самостоятельная деятельность.
Перспективный план на проекте
(организационное обучение, совместная деятельность)
Предполагаемые темы
перспективного планирования валеологических занятий, бесед для детей подготовительной к школе группы
Месяц
| Темы занятий
|
Сентябрь
| 1. Что такое валеологии? Урок – здоровья.
2. Рисуем «здоровье и болезнь».
3. Помощники здоровья.
4. Ценности здорового образа жизни.
|
Октябрь
| 1. Внешнее строение человека.
2. Основные органы человека.
3. Как устроена наша кожа.
4. Почему необходимо очищать кожу?
5. Как ухаживать за ногтями и волосами?
|
Ноябрь
| 1. Зачем мы дышим?
2. Что ещё умеет нос.
3. Пять машин в одном носу.
4. Практикум по отработке носового дыхания.
5. Как уберечься от простуды?
|
Декабрь
| 1. Нам нужны уши?
2. Чтобы уши слышали.
3. Для чего человеку глаза?
4. Береги свои глаза.
|
Январь
| 1. Полезные и вредные продукты.
2. Зачем человеку язык?
3. Как сохранить зубы здоровыми?
4. Урок-пятиминутка «Вкусные задачки». «Реклама и антиреклама продуктов питания».
5. Культура поведения за столом (дидактическая игра-театрализация)
|
Февраль
| 1. Зачем человеку сердце?
2. Вредные привычки.
3. Как ты спишь.
4. Беседа «Значение режима дня для тебя».
|
Март
| 1. Движенье – это жизнь.
2. Двигательные качества (занятие-состязание)
3. Расскажи о любимом виде спорта.
4. Спортивные соревнования «Папа, Мама, я – дружная семья».
|
Апрель
| 1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
2. В здоровом теле – здоровый дух (дыхательная гимнастика, самомассаж, зарядка, закаливание).
3. Зачем нужны врачи (разговор о профессиях врачей)
|
Май
| 1. Формирование свода правил «Чтобы быть здоровым».
2. Создание коллажа «Здоровье».
3. Как природа влияет на мое здоровье? (беседа-рассуждение с детьми)
4. Итоговое занятие-праздник «Уроки-здоровья»
|
Предполагаемые темы
перспективного планирования валеологических занятий, совместной деятельности бесед для детей подготовительной к школе группы
для детей старшей группы
Месяц
| Темы занятий, и бесед
|
Сентябрь
| 1. Что такое здоровье? Помощники здоровья: зарядка, солнце, воздух, вода. Уроки – здоровья.
2. Откуда берутся болезни. Сказка о микробах.
3. Привычки: полезные и вредные.
4. Дидактическая игра «Зачем мне здоровье».
5. «Утро начинается с дел совсем обычных, нужных и привычных – с зарядки, умывания…» (беседа о режиме дня)
|
Октябрь
| 1. Из чего мы сделаны (скелет, мышцы).
2. Как защитить скелет от болезней и травм. Об осанке и плоскостопии. Упражнения для формирования осанки и профилактики плоскостопия.
3. «Природный скафандр». Кожа видит, слышит, чувствует.
4. От простой воды и мыла у микробов тают силы. Правила ухода за кожей. Защити свою кожу сам.
|
Ноябрь
| 1. Как устроена дыхательная система? Путешествие кислородного пузырька.
2. Природосообразное дыхание. Дыхательная гимнастика.
3. Как уберечься от простуды?
4. Как мы различаем запахи? Приятные и неприятные запахи. Ароматы-целители.
|
Декабрь
| 1. Уши, носик и глаза помогают нам всегда.
2. Глаза могут не только смотреть (дидактическая игра).
3. Береги свои глаза. Гимнастика для глаз.
4. Чтобы уши слышали.
|
Январь
| 1. Как путешествует пища.
2. Прежде чем за стол сесть, я подумаю, что съесть. Питание и здоровье.
3. Кладовая витаминов. Сказка о витаминах.
4. Правила королевы Зубной щетки.
5. Дом язычка.
|
Февраль
| 1. Тайны человеческого сердца. Как сберечь и укрепить своё сердце.
2. Сон и сновидения.
3. Мои чувства, моё настроение.
4. Что значит быть добрым и злым? Добро и здоровье.
|
Март
| 1. Делая причёску, помни про себя, что твоя расчёска только для тебя. Предметы личной гигиены. Твои личные вещи и те, которыми ты можешь поделиться с другими.
2. Если случилась с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда. 01, 02, 03 – быстро номер набери, адрес точный назови и на помощь позови!
3. Спорт – залог здоровья.
4. Что могут делать руки и ноги (физкультурное развлечение).
|
Апрель
| 1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
2. Экскурсия в поликлинику.
3. Опасный петушок (разговор о правилах поведения при пожаре)
4. Как вести себя с незнакомыми людьми.
|
Май
| 1. «Что, где, когда?» (обобщение полученных знаний в игровой форме).
2. Досуг-викторина «Как быть здоровым».
3. КВН «Я позабочусь о себе».
4. Создание газет «Я и моё здоровье», «Моя семья», «Здоровый образ жизни».
|
Детская исследовательская деятельность
Тема " Питание и здоровье"
Познавательное занятие "Приготовление салата
Познавательное занятие "Витаминный калейдоскоп
Дидактические игры "Вершки- корешки", "Веселый повар"
Художественно-эстетическая деятельность
Занятие по изодеятельности "Рисование натюрморта
Лепка овощей и фруктов из соленого теста
Выставки поделок из овощей "Осенняя фантазия
Развлечение, экологический праздник
Самостоятельная деятельность
Сюжетно-ролевые игры:
«Школа», «Магазин продуктов»
– Сюжетно-ролевые:
«Больница»
«Парикмахерская»
Подвижные игры
«День и ночь», «Пол, нос, потолок».