В практической деятельности учителей школы
Педагогические условия модернизации школьного образования
Педагогическая наука и школьная практика в совместном обсуждении современных потребностей образовательной сферы актуализируют решение проблемы противостояния двух теорий обучения. Одним из критериев их различения является отношение к обучающимся. В образовательной парадигме (теория формирования знаний, умений, навыков) утверждаются приоритеты связи школьника и его деятельности, которую конструирует учитель, относясь к ученику как объекту обучения. Ориентация школы на профессиональное самоопределение выпускника (теория профессионального развития личности) основывается на связи между деятельностью школьника и её продуктами, где в процессе обучения учитель относится к ученику как субъекту. Модернизацию школьного образования, основанную на смене парадигм отношения учителя к ученику (от связи "школьник-деятельность" к связи "деятельность школьника - продукты деятельности", обеспечивают кадровые ресурсы образовательного процесса и их деятельность по удовлетворению потребностей образовательной среды. К потребностям образовательной среды относятся: 1. Индивидуализация образования, актуализирующая потребность в разработке учителем разноуровневого содержания обучения и вариативных форм организации уроков. Деятельность учителя направлена на содействие школьникам в определении своих познавательных ориентаций. 2. Единство и непрерывность образования, раскрывающие потребность в изменении структуры обучения школьников с увеличением объёма учебного времени на их самостоятельную работу. Деятельность учителя ориентирована на оказание поддержки школьникам в развитии их познавательных интересов. 3. Преемственность общего и профессионального образования, определяющих необходимость в педагогическом сопровождении школьников на всех этапах профессиональной ориентации. Деятельность учителя - создание условий, способствующих профессиональному самоопределению школьников посредством актуализации личностных потребностей (в познании, в самоутверждении и др.). Педагогические условия модернизации: 1) анализ типичных недостатков в практической деятельности учителей школы; 2) повышение квалификации учителей в вопросах сопряжения учебной, поисковой и исследовательской деятельности; 3) привлечение учителей-новаторов к распространению педагогического опыта по формированию ценностного отношения личности к исследованию. Анализ типичных недостатков в практической деятельности учителей школы
- учитель, осуществляя подготовку к уроку и планируя содержание учебного материала, раскрывает школьникам ценности, нормативы, принципы образования (ценностные ориентации) и недостаточно акцентирует их внимание на значимости поиска, выбора и углубленного изучения собственных областей научного познания (познавательные ориентации). Результат практической деятельности учителя: школьники конструируют процесс своего обучения на ценностях науки, знаний и деятельности, однако не могут сформулировать избранную область научного познания и объяснить причины своего выбора.
- учитель, организуя самостоятельную работу школьников на уроке, больше времени отводит решению образовательных задач и репродуктивным средствам обучения (до 70-90% от общего учебного времени). И, соответственно, меньше - методам самовоспитания творческих качеств и поисково-исследовательским средствам обучения, которые призваны повысить качество усвоения (закрепления, совершенствования) учебного материала за счёт активизации познавательных интересов. Результат практической деятельности учителя: школьники, заинтересованные в итоговой оценке репродуктивных знаний, быстро овладевают способами выполнения учебных заданий по предложенному образцу или примеру. Однако испытывают затруднения при выполнении творческих (поисковых, исследовательских) заданий с нестандартными или вариативными путями решения и не овладевают способами поиска новых знаний. Вследствие этого, не возникает интерес к исследованию или он исчезает в ситуациях самостоятельной подготовки индивидуального проекта.
- учитель, реализуя процесс обучения и контролируя его результаты на уроке, стремится удовлетворить личностные потребности школьников (в познании, в самоутверждении, в общественном признании, в общении и других), опредмечивая их путём оценки, одобрения или похвалы. Вместе с тем, эмоциональная поддержка учебной деятельности не всегда сопровождается контролем профессионального самоопределения школьников, включающего когнитивную оценку их учебной деятельности. К ней относятся: понимание обучающимися значения профессии и необходимости её выбора, осознание своих склонностей и способностей к выбранной профессии, осмысление формирования профессиональных качеств и приобретения профессиональных знаний и умений на всех этапах обучения в школе. Результат практической деятельности учителя. В состав профориентационных знаний и практических умений учителя входит педагогическое сопровождение школьников в учебно-исследовательской деятельности. Однако школьники, как правило, не могут самостоятельно выбрать область научного поиска при подготовке индивидуального проекта, часто испытывают затруднения с выбором профессии и не стремятся улучшать успеваемость по профилирующим учебным предметам.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |