Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку



2019-11-13 323 Обсуждений (0)
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок




Уч. год. Школьный этап

Классы

1. Стихотворение К. Бальмонта «Камыши» начинается со следующих строк:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

А. Как называется представленный в приведенном фрагменте вариант звукописи?

Б. В каком из слов звук [ш] произносится не так, как остальные? Почему?

В. Найдите буквосочетание, которое в составе других слов может произноситься с [ш]. Приведите 3 примера таких слов.

Г. Какие гласные звуки повторяются в приведенных строчках трижды?

 

Ответ:

А. Аллитерация

Б. Звук [ш] произносится не так, как остальные, в слове бесшумно. В данном слове звук [ш:] произносится долго из-за ассимиляции (уподобления) рядом стоящих согласных [с] и [ш] по месту образования.

В. Буквосочетание чн может читаться как [шн] в некоторых русских словах (например, скучно, конечно, яичница, Ильинична и др.).

Г. Трижды повторяются гласные [ы], [о], [ᴧ].

 

Баллы:

За верное указание на разновидность звукописи – 1 балл.

За верное указание на слово, в котором звук [ш] произносится не так, как остальные, – 1 балл.

За верное объяснение причины необычного произношения – 2 балла.

За верное указание буквосочетания чн – 1 балл.

За каждый пример слова, в котором чн читается как [шн], – 1 балл (всего 3 балла).

За каждый верно определенный повторяющийся гласный звук – 1 балл (всего 3 балла).

 

Всего 11 баллов.

 

2. Многие слова в древности значили не то же самое, что они значат сейчас. Например, прилагательное хитрый для современного человека значит, в первую очередь имеет значение «скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямыми, обманными путями к достижению чего-либо; лукавый» («Большой толковый словарь» под ред. С.А. Кузнецова). Определите, какие значения это слово имеет в древнерусских контекстах:

А. Сынъ хытръ послоушливъ отьцю (Пандекты Антиоха, 11 в.)

Б. Блаженый Кирилъ Грьчинъ <…> учителенъ зѣло и хытръ ученью божественыхъ книгь (Лаврентьевская летопись, 14 в.)

В. Въ Венецѣи ворота Венецѣйскыи дѣланы <…> вельми хитры и хороши (Софийский временник, 15 в.)

Как вы считаете, являются ли исторически родственными слова хитрый и хищник? Объясните свою точку зрения, опираясь на лексические значения этих слов.

 

Ответ:

А. Разумный, образованный, хорошо воспитанный, благонравный

Б. Искусный, знающий, сведущий

В. Искусно сделанный, замысловатый, затейливый

Слова хитрый и хищник однокоренные. Хищник похищает жертву (ср. похитить), искусно владеет этим «умением».

 

Баллы:

За каждое верно определенное значение слова – 3 балла (всего 9 баллов).

За указание на родственную связь слов – 1 балл.

За верное пояснение особенностей значения слов – 1 балл.

 

Всего 11 баллов.

 

3. В текстах писателей прошлых столетий мы нередко встречаем привычные нам устойчивые выражения в непривычном виде. Это может быть связано с тем, что с течением времени устойчивая единица изменила свой вид, или же с тем, что писатель намеренно трансформировал ее, чтобы привлечь внимание читателя. Как сейчас выглядят устойчивые сочетания из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

А. Вот уже два года скоро по издателям шныряю и всю их подноготную знаю: не святые горшки лепят, поверьте!

Б. И как подумаю, что я же из кожи выбивался, ему излагал… целые две недели!..

В. Ну, конечно, бабушкин сон рассказывает, врет как лошадь, потому я этого Душкина знаю, сам он закладчик и краденое прячет…

Г. Она семенила на месте и беспрерывно приседала, с нетерпением выжидая, что наконец-то и ей позволят ввернуть свое слово, и дождалась.

Д. … И оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь».

 

Ответ:

А. Не боги горшки обжигают

Б. Из кожи вон лез

В. Врет как сивый мерин

Г. Вставить свое слово

Д. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Баллы:

За каждое верно восстановленное устойчивое сочетание – 2 балла.

 

Всего 10 баллов.

 

4. Последовательность образованных друг от друга слов называется словообразовательной цепочкой. Когда от одного слова образуется несколько цепочек, формируется словообразовательное гнездо.

 

Пример словообразовательного гнезда:

 

Соль > солонка

    > солить > посолить > посол

                       > соленый > несоленый

 

Составьте словообразовательное гнездо слова свет, используя следующие слова:

Рассвет, освещение, св еча, светлейший, светать, светлый, рассветать, светить, подсвечник, рассветный, осветить, светло.

 

Ответ:

Свет > свеча  > подсвечник

> светлый > светлейший

> светло

> светать > рассветать   > рассвет        > рассветный

> светить > осветить      > освещение

 

Баллы:

За каждое верно указанное слово – 1 балл.

 

Всего 12 баллов.

 

5. Прочитайте фрагмент главы из книги Н.М. Шанского «Лингвистические детективы», заполните пропуски.

Слово (1) _________ (ср. диал. улка, улок) было создано с помощью суффикса (2) ___ на базе существительного (3) _________, родственного, между прочим, слову улей. Слово (3) _________ ныне славянскими языками утрачено, но его «мужской вариант» (4) _________ (ср. отношения глист – глиста, завор – завора, жар – жара, укор – укора и пр.) со значением «улей» в чешском и польском языках существует.

Исчезнувшее в русском языке (3) _________ отмечается в древнегреческом, где aulã (дорическое aula) имело значение «двор, пространство, примыкающее к дому». Это архаическое значение сохранилось и у слова (1) _________ в отдельных севернорусских диалектах (архангельских, костромских, пермских).

Значение «очищенное в лесу, пустое пространство» было первичным и для праславянского слова *dorga, давшего наше (5) _________. Оно было образовано посредством суффикса (6) ___ от той же основы (дор-), что и диалектное дор «рóсчисть, корчевье, новь», а в литературном языке – (7) _________ «рвать, тащить, расчищать» и (8) _________ «раздирать на части, рвать, дергать» (в диалектах также «пахать лесную новину, росчисть, дор»).

 

Ответ:

(1) – улица

(2) – -иц-

(3) – ула

(4) – ул

(5) – дорога

(6) – -г-

(7) – дергать

(8) – драть

 

Баллы:

За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл.

 

Всего 8 баллов.

 

6. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

А. Она осталась у нас обедать, сыграла с тринадцатилетним Андреем весьма напряженную партию в шахматы ― международное состязание закончилось дружественной ничьей (Л. Зорин). Она так серьезно и аккуратно принялась отряхивать его шапку, что он, давно не видавший ничьей заботы, смутился (Д. Быков).

Б. Действительно, движения мои были уверенны и правильны, а беспокойство своё я постарался спрятать как можно глубже и ничем его не проявлять (М. Булгаков). Делаясь пациентом, человек утрачивает свое «я» (М. Петросян).

В. Сашка ответил, что температура нормальная и чувствует себя ничего, отоспался чуток, передохнул (А. Кондратьев). Всякий раз он допытывался, почему она включала то, а не это, и, когда он уходил, она чувствовала себя ничего не смыслящей девчонкой (Д. Гранин).

Составьте два предложения, в одном из которых слово всё будет местоимением, а в другом – частицей.

 

Ответ:

А. Существительное и местоимение.

Б. Местоимение и существительное.

В. Наречие и местоимение.

Примеры предложений:

Всё утро Андрей просидел за столом, читая книжку(местоимение).

Ей уже нужно было уходить, а дождь всё не прекращался (частица).

 

Баллы:

За каждую верно определенную часть речи – 1 балл (всего 6 баллов).

За каждый верно приведенный пример со словом всё – 1 балл (всего 2 балла).

 

Всего 8 баллов.

 

7. Известно, что языковая норма исторически изменчива, и то, что считалось правильным раньше, сейчас вполне может рассматриваться как ошибка. Прочитайте предложения, взятые из сочинений авторов 18-19 вв. Какие формы противоречат современной норме?

А. Стремясь к приятствам вешней неги, одолеваешь зиму, снеги (М.В. Ломоносов)

Б. Здесь вы встретите усы <...> которых умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорты помад (Н.В. Гоголь)

В. Уже ушли от нас играние и смехи (А.П. Сумароков)

Г. Он посмотрел на домы – и ему стало ещё скучнее (И.А. Гончаров)

Что объединяет найденные вами формы с точки зрения грамматики? Как бы выглядели данные формы в современном русском языке? Какую из форм невозможно исправить по тому же принципу, что и остальные? С чем это связано?

 

Ответ:

Современной норме противоречат формы снеги , сорты, смехи, домы. Это формы И.п. мн.ч. сущ. м.р. Для современного языка характерны формы с другим окончанием: снега, сорты, дома. Подобным образом невозможно исправить форму смехи, поскольку в современном русском языке у него отсутствует форма множественного числа.

 

Баллы:

За каждую правильно выписанную форму – 1 балл (всего 4 балла).

За верное указание на общий для форм грамматический признак – 2 балла.

За верно указание слова, форму которого нельзя исправить подобно остальным, – 1 балл.

За верное объяснение причины, по которой форму невозможно исправить, – 3 балла.

 

Всего 10 баллов.

8. Перестройте простые предложения с деепричастным оборотом в сложноподчиненные. В каждом случае определите тип придаточного предложения. В каком из предложений возможна двоякая трактовка типа придаточной части?

А. Испугавшись, Аня вскрикнула.

Б. Возвращаясь домой, я загрустил.

В. Желая показать свою эрудицию, я включился в разговор об импрессионистах.

Г. Имея достаточное количество свободного времени, можно успеть сделать многое.

Д. Зная об опасности, бойцы все же смело шли вперед.

 

Ответ:

А. Аня вскрикнула, потому что (так как и т.п.) испугалась. Придаточное причины.

Б. Когда (в то время как и т.п.) я возвращался домой, я загрустил. Придаточное времени.

В. Чтобы показать свою эрудицию, я включился в разговор об импрессионистах. Придаточное цели. Так как я желал показать свою эрудицию, я включился в разговор об импрессионистах. Придаточное причины.

Г. Если иметь достаточное количество свободного времени, можно успеть сделать многое. Придаточное условия.

Д. Бойцы все же смело шли вперед, хотя знали об опасности (несмотря на опасность). Придаточное уступки.

 

Баллы:

За каждое верно перестроенное предложение (в том числе предложение с двоякой трактовкой) – 1 балл (всего 6 баллов).

За каждый верно определенный тип придаточного предложения (в том числе предложения с двоякой трактовкой) – 1 балл (всего 6 баллов).

 

Всего 12 баллов.

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 Сумма
Макс. балл 11 11 10 12 8 8 10 12 82



2019-11-13 323 Обсуждений (0)
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)