Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку



2019-11-13 438 Обсуждений (0)
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок




Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Уч. год. Школьный этап

 7 – 8 классы

1. Выпишите слова, в которых нет глухих согласных звуков.

Дверь, жар, просьба, эмблема, мозг, ярмарка, звон, царь, ягода.

Из оставшихся слов выпишите такое, в котором количество букв равно количеству звуков.

 

Ответ:

Дверь, жар, эмблема, звон, ягода

Мозг [мóск] – 4 буквы, 4 звука

 

Баллы:

За каждое верно выписанное слово – 1 балл (всего 5 баллов).

За правильно выписанное слово с одинаковым количеством букв и звуков – 1 балл.

 

Всего 6 баллов.

 

2. В словарной статье толкового словаря С.И. Ожегова к глаголу тянуть есть информация о значениях данного слова. Приведите по одному словосочетанию, иллюстрирующему употребление глагола тянуть в каждом из приведенных ниже значений.

Образец. Натягивать, тащить или расправлять; напрягаясь, тащить к себе. Тянуть невод.

А. Перен. Усиленно содействовать, вытягивать (разг.).

Б. Медленно делать что-нибудь, медлить с осуществлением чего-нибудь, а также (разг.) делать что-нибудь медленно и с трудом.

В. Говорить или петь медленно, протяжно.

Г. Удовлетворять необходимым требованиям, соответствовать чему-нибудь (разг.).

 

Ответ:

А. Перен. Усиленно содействовать, вытягивать (разг.). Т. приятеля по службе. Т. неуспевающего ученика.

Б. Медленно делать что-н., медлить с осуществлением чего-н., а также (разг.) делать что-н. медленно и с трудом. Т. с ответом. Т. время. Т. до пенсии. Больной ещё тянет (перен.: ещё жив).

В. Говорить или петь медленно, протяжно. Т. слова. Т. песню.

Г. Удовлетворять необходимым требованиям, соответствовать чему-н. (разг.). Исследование вполне тянет на диссертацию. Он не тянет на бригадира.

Баллы:

За каждое верно подобранное словосочетание – 2 балла.

 

Всего 8 баллов.

 

3. Фразеологизм – это устойчивое по составу и структуре, целостное по значению словосочетание. Благодаря перечисленным качествам многие фразеологизмы сохранили в своем составе архаичные языковые элементы.

Заполните таблицу: 1) восстановите в приведенных фразеологизмах пропущенные элементы-архаизмы; 2) подберите к каждому из архаизмов современный эквивалент; 3) составьте фразеологизмы с этими современными эквивалентами (по одному фразеологизму на каждое слово). Учтите, что одно из слов имеет два современных эквивалента и, следовательно, к нему нужно подобрать два фразеологизма. Укажите, что объединяет все указанные архаизмы с точки зрения смысла.

 

Фразеологизм с архаизмом Значение фразеологизма с архаизмом Современный эквивалент архаизма Фразеологизм с современным эквивалентом
Бить ________ Кланяться, просить о чем-то, жаловаться, благодарить.    
Один как ________ В полном одиночестве.    
В мгновение ________ Быстро, вмиг.    
Из ________ в ________ От одного человека к другому.    

 

Ответ:

 

Фразеологизм с архаизмом Значение фразеологизма с архаизмом Современный эквивалент архаизма Фразеологизм с современным эквивалентом
Бить челом Кланяться, просить о чем-то, жаловаться, благодарить. Лоб На лбу написано, семи пядей во лбу и др.
Один как перст В полном одиночестве. Палец Палец в рот не клади, смотреть сквозь пальцы, знать как свои пять пальцев и др.
В мгновение ока Быстро, вмиг. Глаз Бросаться в глаза, с глазу на глаз, правда глаза колет, глаза на мокром месте и др.
Из уст в уста От одного человека к другому. Рот, губы Забот полон рот, рот разинуть; надуть губы, молоко на губах не обсохло и др.

Все пропущенные слова обозначают части тела.

 

Баллы:

За каждый правильно восстановленный архаизм – 1 балла (всего 4 балла).

За каждое верно подобранный современный эквивалент – 1 балл (всего 4 балла).

За каждый правильно составленный фразеологизм с современным эквивалентом – 1 балл (всего 4 балла).

 

Всего 12 баллов.

 

4. Объедините этимологически родственные слова в три группы. Определите, какое из слов не войдет ни в одну из групп.

Выбор, бороться, забор, боров, соборный, пробор, бор, боровик, новобранец, брань, оборона.

 

Ответ:

А. Выбор, забор, соборный, пробор, новобранец.

Б. Бороться, брань, оборона.

В. Бор, боровик.

Не входит ни в одну из групп слово боров.

 

Баллы:

За каждое правильно включенное в группу слово (в том числе за верное указание на не входящее в группы слово боров) – 1 балл (всего 11 баллов). За каждое неправильно включенное в группу слово вычитается 1 балл.

 

Всего 11 баллов.

 

5. Восстановите пропущенные члены словообразовательных цепочек.

Переводить > __________ > переводчица

Друг > __________ > __________ > недружно

Защитить > __________ > __________ > солнцезащитный

Белый > __________ > __________ > побелка

Педагог > __________ > __________ > непедагогичный

 

Ответ:

Переводить > переводчик > переводчица

Друг > дружный > недружный > недружно

Защитить > защита > защитный > солнцезащитный

Белый > белить > побелить > побелка

Педагог > педагогика > педагогичный > непедагогичный

Баллы:

За каждый верно восстановленный член словообразовательной цепочки – 1 балл.

 

Всего 9 баллов.

6. Прочитайте отрывок из рассказа Фазиля Искандера «Мой кумир»: «Я давно этого ожидал. Я его ненавидел в эту минуту. Я готов был топтать его прекрасную лживую рожу, но он был мой друг, и по какому-то древнему закону товарищества, землячества, своячества или как там еще я его должен был защищать, тогда как другое, более сильное, но почему-то бесправное чувство толкало меня стать на сторону этого мальчика».

В данном отрывке трижды встречается местоимение его. Два случая употребления этого слова являются подобными друг другу. О каких случаях идет речь? Чем отличается третий пример употребления?

 

Ответ:

Подобными являются следующие случаи употребления местоимения: ненавидел его и защищать его. Оба местоимения обозначают лицо, личные (вопрос кого?). Третий случай употребления – его рожу – отличается тем, что местоимение в данном случае обозначает принадлежность лицу, оно притяжательное (вопрос чью?).

 

Баллы:

За верное указание на противопоставление случаев употребления местоимения его – 3 балла.

За указание на различие в значении местоимений (личное и притяжательное) – 3 балла.

 

Всего 6 баллов.

 

7. Объедините слова в словосочетания, соблюдая нормы управления. В каком случае существует два возможных варианта сочетания?

А. Уверенность + успех

Б. Уделять внимание + здоровье

В. Мнение + событие

Г. Рассказать + поездка

Д. Удивляться + своеобразие

Е. Останавливаться + вопрос

Ж. Преклонение + талант

 

Ответ:

А. Уверенность в успехе

Б. Уделять внимание здоровью

В. Мнение о событии

Г. Рассказать о поездке, рассказать про поездку

Д. Удивляться своеобразию

Е. Останавливаться на вопросе

Ж. Преклонение перед талантом

 

Баллы:

За каждое верно составленное сочетание – 1 балл (всего 7 баллов).

За верно указанный вариант одного из сочетаний – 2 балла.

 

Всего 9 баллов.

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 Сумма
Макс. балл 6 8 12 11 9 6 9 61

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку



2019-11-13 438 Обсуждений (0)
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)