Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уч. год. Школьный этап



2019-11-13 301 Обсуждений (0)
Уч. год. Школьный этап 0.00 из 5.00 0 оценок




Класс

1. Дан ряд слов:

Чайка, алоэ, якорь, летчик, ель, яйцо, движение, легко, самурай.

А. Выпишите два слова, в которых стоящие рядом согласные звуки качественно повлияли друг на друга.

Б. Выпишите слова, в которых количество букв равно количеству звуков. Из оставшихся слов выпишите такое, в котором нет глухих согласных.

Ответ:

А. Летчик, легко

Б. Чайка, алоэ, якорь, ель, легко, самурай. Глухих согласных нет в слове движение.

 

Баллы:

За каждое верно указанное слово, в котором стоящие рядом согласные звуки качественно повлияли друг на друга, – 1 балл (всего 2 балла).

За каждое правильно выписанное слово, в котором количество букв равно количеству звуков, – 1 балл (всего 6 баллов).

За верное указание слова без глухих согласных – 1 балл.

 

Всего 9 баллов.

 

2. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов с постоянным цельным значением, однако в речи мы нередко встречаемся с явлением намеренной трансформации фразеологизма – дефразеологизацией. При дефразеологизации автор нарушает устойчивость оборота, чтобы привлечь внимание читателя. Такая разновидность игры с языком будет понятна только начитанному читателю, который знает, как выглядит измененный фразеологизм на самом деле. Восстановите исходную форму фразеологизмов:

А. И еще другую ошибку свою я видел, самую главную, в том, что под предлогом возлюбленной думал только о себе, и поднятую бурю в стакане эгоистической души принимал за мировое событие... (М.М. Пришвин «Кащеева цепь»)

Б. Не так страшен черт, как его малютки (В.В. Набоков «Защита Лужина»)

В. Ты морочить мне мозги

Даже думать не моги!

(Л.Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца»)

Г.  Тебя попробуй только отпусти –

Останутся лишь пёрышки да ножки!

Я берегу тебя от кровожадной кошки!

(С. Михалков «Канарейка и кошка»)

Д. Не позволю! Мне попала вожжа под мантию! Я – король или не король? (Е. Шварц «Обыкновенное чудо»)

 

Ответ:

А. Буря в стакане воды

Б. Не так страшен черт, как его малюют

В. Морочить голову

Г. Рожки да ножки

Д. Вожжа под хвост попала

 

Баллы:

За каждый верно восстановленный фразеологизм – 2 балла.

 

Всего 10 баллов.

 

3. Многие слова в древности значили не то же самое, что они значат сейчас. Например, прилагательное хитрый для современного человека значит, в первую очередь имеет значение «скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямыми, обманными путями к достижению чего-либо; лукавый» («Большой толковый словарь» под ред. С.А. Кузнецова). Определите, какие значения это слово имеет в древнерусских контекстах:

А. Сынъ хытръ послоушливъ отьцю (Пандекты Антиоха, 11 в.)

Б. Блаженый Кирилъ Грьчинъ <…> учителенъ зѣло и хытръ ученью божественыхъ книгь (Лаврентьевская летопись, 14 в.)

В. Въ Венецѣи ворота Венецѣйскыи дѣланы <…> вельми хитры и хороши (Софийский временник, 15 в.)

 

Ответ:

А. Разумный, образованный, хорошо воспитанный, благонравный

Б. Искусный, знающий, сведущий

В. Искусно сделанный, замысловатый, затейливый

 

Баллы:

За каждое верно определенное значение слова – 3 балла.

 

Всего 9 баллов.

 

4. Исправьте ошибки, допущенные при построении словообразовательных цепочек (пример правильно составленной словообразовательной цепочки: бедный > бедняга > бедняжка > бедняжечка). Какая из цепочек составлена верно?

А. Тигр > тигрица > тигренок

Б. Театр > театрально > театральный

В. Молодой > помолодеть > помолодевший

Г. Крик > кричать > кричащий

 

Ответ:

А. Тигр > тигрица

Тигр > тигренок

Б. Театр > театральный > театрально

В. Цепочка составлена верно.

Г. Кричать > крик

Кричать > кричащий

Верно составлена цепочка Б.

 

Баллы:

За каждую верно исправленную словообразовательную цепочку – 2 балла (всего 6 баллов).

За верное указание на правильно составленную цепочку – 2 балла.

 

Всего 8 баллов.

 

5. Прочитайте фрагмент главы из книги Н.М. Шанского «Лингвистические детективы», заполните пропуски.

Слово (1) _________ (ср. диал. улка, улок) было создано с помощью суффикса (2) ___ на базе существительного (3) _________, родственного, между прочим, слову улей. Слово (3) _________ ныне славянскими языками утрачено, но его «мужской вариант» (4) _________ (ср. отношения глистглиста, заворзавора, жаржара, укорукора и пр.) со значением «улей» в чешском и польском языках существует.

Исчезнувшее в русском языке (3) _________ отмечается в древнегреческом, где aulã (дорическое aula) имело значение «двор, пространство, примыкающее к дому». Это архаическое значение сохранилось и у слова (1) _________ в отдельных севернорусских диалектах (архангельских, костромских, пермских).

Значение «очищенное в лесу, пустое пространство» было первичным и для праславянского слова *dorga, давшего наше (5) _________. Оно было образовано посредством суффикса (6) ___ от той же основы (дор-), что и диалектное дор «рóсчисть, корчевье, новь», а в литературном языке – (7) _________ «рвать, тащить, расчищать» и (8) _________ «раздирать на части, рвать, дергать» (в диалектах также «пахать лесную новину, росчисть, дор»).

 

Ответ:

(1) – улица

(2) – -иц-

(3) – ула

(4) – ул

(5) – дорога

(6) – -г-

(7) – дергать

(8) – драть

 

Баллы:

За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл.

 

Всего 8 баллов.

 

6. Прочитайте высказывание из романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: «Я крепко подозреваю, что и она меня любит, по-своему, то-есть, знаете поговорку: “Кого люблю, того и бью”. Она всю жизнь будет меня за валета бубнового считать (да это-то ей, может быть, и надо) и всё-таки любить по-своему; она к тому приготовляется, такой уж характер».

Какое из встретившихся вам существительных с точки зрения русской грамматики является одушевленным? Как вы это определили? Как бы выглядело это слово в приведенном контексте, если бы оно было неодушевленным?

 

Ответ:

Одушевленным существительным является слово валет, поскольку это существительное в форме В. п. ед. ч. (в тексте) совпадает с формой Р. п. ед. ч. Данная особенность характерна именно для одушевленных существительных. Если бы оно было неодушевленным, то в предложении оно бы выступало в следующем виде: «Она всю жизнь будет меня за валет бубновый считать…»

 

Баллы:

За правильно названное одушевленное существительное – 2 балла.

За указание на его грамматические особенности – 3 балла.

За верное «преобразование» одушевленного существительного в неодушевленное – 2 балла.

 

Всего 7 баллов.

 

7. Даны предложения, которые можно понять двояко:

А. Молодому режиссеру приходилось многое объяснять.

Б. Преследование тигра закончилось неудачей.

В. Андрей вернулся из командировки в Москву.

Поясните, какие два смысла может выражать каждое из данных предложений.

 

Ответ:

А. Молодой режиссер должен был объяснять многое кому-либо. Кто-либо должен был многое объяснять молодому режиссеру.

Б. Тигр преследовал добычу, и это завершилось неудачей. Кто-то преследовал тигра, и это завершилось неудачей.

В. Андрей был в командировке в Москве и вернулся оттуда. Андрей вернулся в Москву из командировки в другой город.

 

Баллы:

За каждое верное объяснение возможного понимания предложений – 1 балл.

 

Всего 6 баллов.

 

8. Дана словарная статья из словаря 19 в.

Медици́на ж., латин. [medicina] врачебство́, врачебная наука или лекарское искусство, лѣкарство. Медици́нск i й, врачебный, лѣкарскiй. Мéдикъ м., [лат. medicus], врачъ, лѣкарь. -ков, лично ему принадлежащий. <…> Медикополицейский, относящийся до врачебной полиции, до порядка и мер, для устранения всякого вреда народному здравию. Мéдикохирургическ i й, относящиiся до медицины и хирургiи, врачебного и операцiонного искусства. Медикохиру́рг м. учоное званье, врачебная степень, съ правами 8 класса, даваемая искусным операторамъ. Медикаментъ м. лѣкарство, зелье, сна́добье, врачебное средство.

А. Определите тип словаря, из которого взята приведенная статья. Кто составил этот словарь? Как называется наука, изучающая словари?

Б. Найдите в тексте статьи слово, написание которого противоречит современным нормам орфографии. Как это слово пишется сейчас?

В. Найдите в тексте старославянизм, который в современном русском языке заменен русизмом. Как называется фонетическое явление, отличающее русизм и старославянизм?

Г. Выпишите из текста архаизм, который знаком современному читателю, но употребляется в другом значении. «Переведите» данный архаизм на современный русский язык, найдите в тексте однокоренное ему слово.

 

Ответ:

А. Тип словаря – толковый. Автор словаря – В.И. Даль. Наука, изучающая словари, – лексикография.

Б. Написание, нарушающее современные нормы орфографии, – учоное. Сейчас это слово пишется через Ё: учёное.

В. Старославянизм в тексте статьи – здравие. Русизм – здоровье. Фонетическое явление, отличающее эти два слова, называется полногласие (или неполногласие).

Г. Архаизм – операторъ. Современный аналог этому слову – хирург (см., например, толковый словарь Д.Н. Ушакова). Однокоренное слово из текста – операционный и др.

 

Баллы:

За верное указание на тип словаря – 1 балл.

За верное указание на автора словаря – 1 балл.

За верное определение науки – 1 балл.

За правильно найденное устаревшее написание – 1 балл.

За верное указание на современное написание – 1 балл.

За правильно найденный старославянизм – 1 балл.

За верное указание на фонетическое явление – 2 балла.

За правильно найденный архаизм – 1 балл.

За правильный «перевод» архаизма – 1 балл.

За верное указание однокоренного слова из текста – 1 балл.

 

Всего 11 баллов.

 

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 Сумма
Макс. балл 9 10 9 8 8 7 6 11 68



2019-11-13 301 Обсуждений (0)
Уч. год. Школьный этап 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уч. год. Школьный этап

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)