Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опорные библиотеки НИИ педагогики, институтов усовершенствования учителей, низовые библиотеки (педагогических вузов и ссузов и др.)



2019-11-13 441 Обсуждений (0)
Опорные библиотеки НИИ педагогики, институтов усовершенствования учителей, низовые библиотеки (педагогических вузов и ссузов и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок




В сентябре 1925 года по инициативе Н.К. Крупской при наркомпросе РСФР была образована справочная библиотека, в 1932 году переименована в центральную библиотеку по народному образованию, а в 1939 году реорганизована в Государственную библиотеку по народному образованию.

Основой фонда послужили собрание библиотек Государственных НИИ школ, научно-педагогического института методов внешкольной работы, НИИ детского чтения, Высшего коммунистического института просвещения, ЦНИИ педагогики при ВКИПО, НИИ нерусских школ и др. В 1942 году библиотека переезжает в «Демидовский особняк». В 1944 году библиотека вошла в систему научно-исследовательских учреждений Академии педагогических наук РСФСР, а в 1945 году ей присвоено имя К.Д. Ушинского.

С 1970 года библиотека именуется как Государственная научная библиотека им. К.Д. Ушинского Академии педагогических наук СССР (в настоящее время – Академии образования – РАО – ГНПБ им. Ушинского РАО) в 1975 году в связи с 50-летием библиотека награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

С 1979 года ГНПБ является Всесоюзным методическим центром для всех типов библиотек Министерства просвещения СССР (ныне Министерство образования России).

С 1988 года активно занимается информационными сетевыми технологиями, компьютеризацией технологических процессов, созданием электронных БД, разработкой отраслевого тезауруса.

В структуре библиотеки: отдел абонементный (персональный и МБА); система читальных залов (ОЧЗ, научной, выставочной, при фонде редких книг); справочно-библиографический отдел.

В фондах библиотеки широко представлена педагогическая литература: по народному образованию, теории и истории педагогики, детской и педагогической психологии, педагогическому образованию.

Фонд – 1 млн. 630 тыс.ед.хр., в т.ч. 1 млн. 209 тыс. книг; 421 тыс. журналов. Старопечатных книг – 15 экземпляров, фонд редких книг – 4 тыс.ед.хр., в т.ч. коллекция букварей, коллекции книг бывшего народного комиссара просвещения РСФСП и первого президента АПН РСФСР В.П. Потемкина; профессора-филолога А.О. Афанасьева, педагога-психолога П.П. Блонского и др.

Библиотека комплектует литературу по педагогике, психологии, народному образованию. Литература на английском, немецком, французском, испанском, итальянском и др. языках.

Резервный фонд – 17,5 тыс.ед.хр. Обменный фонд – свыше 7 тыс.ед.хр. Справочно-поисковый аппарат: справочный фонд – свыше 8 тыс.ед.хр. (отечественный и иностранный). Каталоги: Чак: отечественной и иностранной литературы; систематический каталог: отечественной и иностранной литературы; отечественной и иностранной периодики; учебные программы по педагогике; АК и СК: авторефераты; новых поступлений (отечественной и иностранной); конференции по народному образованию (с 1987 года). Алфавитная картотека статей по педагогике и народному образованию; система «Народное образование. Педагогика. Педагогическая психология.» (с 1860г. – на русском и английском языках); система «Законодательные и директивные материалы по народному образованию» (с 1918г.); «Деятели педагогической мысли и народного образования» (на русском и иностранном языках); «Отделение школ» (на русском языке с 1920г.); «Педагогические съезды, совещания, конференции» (на русском языке с 1900 года); рецензии на педагогическую и учебную литературу (на русском языке с 1946 года); «Советская педагогика и народное образование в зарубежной печати» (с 1960 года); машиночитаемые БД по педагогике, психологии и народному образованию – около 15 тыс. записей.

Наряду с содействием научно-исследовательской деятельности институтов Российской Академии образования (РАО) библиотека широко обслуживает литературой, библиографическими материалами, справками и консультациями по вопросам педагогики, психологии преподавателей вузов, студентов педагогических учебных заведений, учителей и других работников образования, оказывает практическую помощь педагогическим библиотекам РФ. Широко практикует книжные выставки, обзоры новых изданий по педагогическим наукам и образованию, встречи авторов с читателями; ведет работу над классификацией педагогической литературы для библиографических карточек; регулярно публикует текущую педагогическую библиографию, издает работы по рекомендательной педагогической библиографии.

В библиотеке имеются межбиблиотечный и международный библиотечный абонемент, ведется книгообмен с научными педагогическими учреждениями, библиотеками регионов РФ и стран мира.

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (ГНПБ) – член ИФЛА (международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений), Ассоциации научных и технических библиотек Росси и СНГ, Ассоциации пользователей.

ГНПБ им. К.Д. Ушинского систематически анализирует опыт работы библиотек образовательных учреждений, в том числе школьных библиотек, разрабатывает совместно с сотрудниками секции общеобразовательных учреждений Центральной библиотечно-информационной комиссией (ЦБИК) Министерства образования нормативные и типовые документы по работе библиотек учебных образовательных учреждений.

В фонде библиотеки учебного образовательного учреждения как структуры педагогических библиотек издания должны быть отобраны и организованы по определенной системе, способствующей решению воспитательных, образовательных, культурологических, информационных задач. Фонд каждой библиотеки уникален. Случайное собрание книг – это совокупность книг, но еще не библиотека. Ценность библиотеки в объединяющей цели, ради которой конкретные книги собраны вместе. Чтобы собранные книги можно было назвать фондом учебного заведения по образному выражению Джесса Х. Ширы, нужно, чтобы он «был как венок, в который органично вплетается каждое новое издание, каждый цветок вносит свою лепту в красоту целого и одновременно усиливает собственное очарование благодаря соседству с другими цветами». [21, с. 88].

Важно профилирование комплектования фонда в образовательных библиотеках. Так, библиотека педагогического колледжа по составу фонда, например, будет отличаться от библиотеки муниципальной школы, так как в педагогическом колледже много специализированных и дополнительных учебных дисциплин. Стремление библиотеки удовлетворить документами из своего фонда читателя, способствует созданию своеобразного «собственного лица» фондов библиотек однотипных (в частности педагогических учебных заведений).

В целях координирования работы школьных библиотек в конце 1980-х гг., в ГНПБ им. К.Д. Ушинского была разработана базовая методика создания межшкольных библиотечных объединений: полное, частичное или частично-функциональное.

Предусмотрена также альтернатива в выборе структуры главного подразделения такого объединения: школьный библиотечный центр, отдел централизованного комплектования и обработке документов или опорная (базовая) школьная библиотека.

Как библиотеки России являются составной частью мировой библиотечной системы, так и вузовские библиотеки являются составной частью библиотек страны. Вместе с тем они входят в систему библиотек региона, города, района и тесно связаны с ними в своей деятельности.

В то же время любая библиотека вуза является элементом или подсистемой вуза, его учебно-вспомогательным, научным, информационным и культурно-просветительным подразделением. Она функционирует в тесной взаимосвязи с другими системами.

Основные общие функции вузовской библиотеки:

- обеспечение учебного, воспитательного, научно-исследовательского процессов;

- комплектование, обработка, организация, хранение и использование книжных фондов;

- организация каталогов;

- обслуживание читателей;

- информационно-библиографическая, массовая, научно-методическая и исследовательская работа.

Эти же функции присущи и библиотекам средних специальных учебных заведений, методических кабинетов, школ.

Библиотека Беловского педагогического колледжа относится к системе библиотек высших и средних специальных учебных заведений и является важнейшим структурным подразделением.

Библиотека является информационным, культурным, образовательным центром учебного заведения, располагающим организованным фондом тиражированных документов и информационных ресурсов, способствующим совершенствованию учебного процесса, приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, а также духовно-интеллектуального общения.

Библиотека оснащена современной техникой: компьютерами (класса Pentium IV), принтером, сканером, ксероксом для контрольно-множительных работ. Имеется возможность для использования в работе проектора, видео и аудио магнитофонов.

Библиотечный фонд колледжа многоотраслевой, в нем представлена учетная учебно-методическая, научная, научно-политическая, психолого-педагогическая, художественная литература, периодическая печать.

В библиотеке имеются традиционные каталоги и картотеки, такие как систематическая картотека статей, алфавитный и систематический каталог. Создан электронный каталог по системе «Либер-Медиа».

База данных библиотеки колледжа содержит списки учебной, учебно-методической литературы по обеспеченности учебных дисциплин. Имеется база данных юридических документов «Гарант» и «Консультант +». Установленные в библиотеке компьютеры имеют выход в Интернет.

Работниками библиотеки проводятся консультации для предметно-цикловых комиссий, семинары для преподавателей и студентов, оформляются тематические выставки. На базе библиотеки проводятся занятия для студентов специальности «Социальная педагогика» с дополнительной квалификацией «Учитель основ информационной культуры». Для студентов остальных специальностей на базе библиотеки проводятся занятия по основам информационной культуры как дисциплины национально-регионального компонента.

В целях координирования работы школьных библиотек в конец 1980-х г.г., в ГНПБ им. К.Д. Ушинского была разработана базовая методика создания межшкольных библиотечных объединений: полное частичное или частичное функциональное.

Предусмотрена также альтернатива в выборе структуры главного подразделения такого объединения: школьный библиотечный центр, отдел централизованного комплектования и обработки документов или опорная (базовая) ш4кольная библиотека. Положительную оценку результатом внедрения экспериментальной методики дали 98% библиотекарей из шести регионов России.

Добровольные объединения школьных библиотек активно развиваются во многих регионах страны ГНПБ им. К.Д. Ушинского систематически выявляет опыт их работы.

При комплектовании фонда педагогических библиотек учебные заведения используют различные источники маркетинговой информации о документальном рынке. Это издания, отражающие выход документов в свет. (профессиональные газеты, журналы и каталоги);

«Книжное обозрение», каталог «Газеты и журналы», книготорговые универсальные и специализированные фирмы разных форм собственности; постоянные книжные ярмарки, проводящиеся в различных регионах, например, Люберецкая книжная ярмарка (Москва), коммерческая книжная ярмарка «Северная Пальмира» (Санкт-Петербург) и т.д.;

Агенства и фирмы, распространяющие аудио- и видеопродукцию, например, «Видео-Асс» (Москва).

Всероссийский каталог Rooks in prinf отражающий книги, подготовленные к изданию, и печатающиеся в различных издательствах.

Комплектование фонда учебной литературы осуществляется на основании Письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27.01.99г. № 25-52-29/08.

В соответствии с данным документом региональные органы управления образованием разрабатывают «Положения о порядке создания, обновления и использования учебных фондов библиотек общеобразовательных учреждений».

Согласно этого документа учебный библиотечный фонд школы должен ежегодно пополняться не менее чем на 25%.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 1022-р от 21.01.97, предоставляется право субъектам Российской Федерации самостоятельно формировать перечень учебников и учебных пособий, рекомендуемых к использованию в образовательных учреждениях страны.

Порядок обеспечения ОУ учебной литературой основывается на необходимости сохранения единого образовательного пространства, и обеспечивающих реализацию регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Региональный перечень реализует содержание образования по всем ступеням общеобразовательной школы и специальных коррекционных образовательных учреждений, предоставляет возможность осуществлять дифференцированный подход при изучении общеобразовательных предметов учитывает различные методические системы, концепции, авторские программы, обеспечивает проведение занятий по выбору.

Кроме того, например некоторые образовательные учреждения (в частности ОУ Санкт-Петербурга) дополнительно к учебникам и учебным пособиям получают новую учебную литературу для апробации в ОУ по проведению эксперимента по внедрению УМК для 1-2 класса по программе 1-4 для начальной школы, а также апробацию новых учебных пособий по предметам естественно-научного цикла и иностранным языкам. Длительность периода апробации учебно-методических комплексов (от одного до трех лет) и количество экспериментальных классов определяется Санкт-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства в соответствии с педагогической целесообразностью.

На основании заключения Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства по рассматриваемому учебному пособию принимается решение редакционно-издательским советом о присвоении грифа «рекомендовано Комитетом по образованию» об использовании пособия в ОУ.

В документальный фонд библиотек ОУ входят и периодические издания, которые публикуют нормативные, инструктивно-методические материалы, инновационные материалы, актуальные статьи педагогов, психологов.

За последние 10 лет издавалось более 200 названий журналов и 30 названий газет.

Среди учреждений и организаций, которые выступают в роли учредителей педагогических изданий можно назвать: Министерство общего и профессионального образования, Российская академия образования, органы управления образованием, куда входят: совет директоров СУЗов, центры развития образования, инновационные центры.

Научно-исследовательские учреждения, сюда входят институты и центры системы школьного образования, Международная академия гуманитарных наук, Институт информации РАН, международная академия информации.

Издательства и редакции журналов м сборников.

Негосударственные средние образовательные учреждения и частные лица.

Основными издательскими центрами являются Москва, Санкт-Петербург, к ним добавились Бийск (Алтайский край), Красноярск, Самара и другие города.

С 1920 по 1960г.г. каждое десятилетие, за исключением 40-х г.г., появлялось от 2-х до 4-х новых педагогических журналов. В 1970-1980 – не было появления новых педагогических журналов, а в 1991 г.г. возникло 88% ныне существующего потока (вызвано изменением государственной политики в области издательства в результате создания единого информационного-образовательного пространства страны).

В 1990 –е г.г. педагогическая периодика стала более разнообразной. Можно выделить 4 типа педагогических журналов. Тип практических методических изданий составляет - 54%;научные издания составляют - 27%; информационные – 10%; 9% - издается научно-популярных периодических изданий [21, с.111]. Наряду с традиционными «бюллетенями» и «вестниками» появились журналы – ЭССЕ, дайджесты, путеводители, справочники и т.д.

В педагогических периодических изданиях довольно часто стала встречаться реклама книг и периодических изданий. Так в журнале «Российское образование» дается информация о вновь возникающих журналах и газетах. Публикуются и рецензии на книгах, статьи, на периодические издания в целом на малотиражные издания авторских методических материалов. Рецензии необходимы учителям в повышении уровня информированности.

Тематика педагогических журналов разнообразны:

- непрерывное образование учителей;

- информатизация образования;

- общепрофессиональная культура учителей и т.д.

Проблемы дошкольного образования и воспитания освещают 49,1% периодических журналов. Все педагогические журналы содержат методические рекомендации по преподаванию различных предметов.

Вместе с тем, можно выделить и недостаточно освещаемые темы, например, информатизация, коррекционная педагогика. Проблемы коррекционной педагогики затрагивают лишь 15 журналов. Социальные и психологические грани этой проблемы обсуждаются вне педагогической периодики.

Мало внимания уделяется проблемам выбора профессии, подготовка школьников к труду.

Выпускается всего один журнал «Школа и производство».

Вместе с тем, на страницах периодических журналов заметное место уделяется тематике истории образования и развития педагогической мысли, а также задачам управления образовательными учреждениями.

Микропоток педагогических журналов дополняется продолжающимися изданиями. В свет выходит более 36 изданий, большая часть которых является «трудами», «материалами», «записками» педагогических вузов. Эти материалы характеризуются актуальностью и высоким научным уровнем.

В последние годы стал выходить журнал «Школьная библиотека». Это уникальное профессиональное периодическое издание, не имеющее аналогов. Журнал характеризуется высоким статусом авторов статей, актуальностью предлагаемых материалов; теоретических, нормативных, методических дается широкое распространение метоинформации. Журнал может быть полезным как школьным библиотекарям, так и учителям.

В журнале публикуются проблемные материалы, учебные программы (например, по развитию информационной культуры школьников), имеется раздел «Конференции. Совещание. Семинаров» Даются каталоги учебной литературы, дидактических материалов, методические пособия для учителя. В качестве приложения журнал предлагает фрагменты электронного каталога «Российский учебник», где дается оперативная информация о новых учебных изданиях.

Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского как Всероссийский методический центр школьника библиотек постоянно выпускает методические издания, рекомендации (например, через новое приложение к газете «Первое сентября») по работе школ с Научно-педагогической информацией.

В настоящее время Интернет как «всемирная научная» объединяет разнообразные сети, средства навигации, собрания ресурсов библиографического, фактографического, полнотекстового и видео характера.

Ряд ресурсов Интернет предназначен специально для образовательных учреждений, среди них можно назвать сервер Министерства образования РФ: http://www.informika.ru/text/gascom E-mail: mail@ ministry.ru.

На этом сервере представлены:

- концепция информатизации образования;

- сведения о курсах повышения квалификации работников образовательной сферы;

- программа Юнеско в области образования;

- данные по президентской программе «дети России»;

- обзор прессы об образовании России.

Сервер Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского (http://www.gnpbu.ru) имеет следующие разделы:

- научно-методический отдел;

- электронный каталог;

- база данных;

- электронная версия журнала «Школьная библиотека;

- информация о памятных датах и курсах повышения квалификации школьных библиотекарей;

- информация о сотрудниках библиотеки.

Входить на сервер ГНПБ можно через поисковую систему Rambler, указав название библиотеки. Почтовый адрес библиотеки – 109011], Москва, Б. Толмачевский пер. д. 3.

Для школьных учителей, нуждающихся в повышении профессионального уровня может быть интересен факультет дистанционного обучения Санкт-Петербургского государственного института гуманитарного образования. Ряд серверов и сайтов в Интернет можно найти не зная их конкретного адреса. Для этого в поисковой системе «Rambler» в строку «Поиск» вносится название, например, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Сервер создан РИПЦ (Республиканским информационно-педагогическим центром Академии).

Сервер организован для формирования единого информационного пространства в федеральной системе повышения квалификации работников образования. На сервере можно найти банк педагогической информации диагностики общепедагогического профессионализма; словарь базовых педагогических понятий; нормативно-правовую базу «Образование».

В практической работе учителей, школьных библиотекарей могут оказать помощь веб-сайт.

Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru, на котором представлен электронный каталог литературы, поступившей в фонд после 1944 г.

Книжный каталог дополнен аналитической росписью российской и зарубежной периодики, тематических сборников, трудов, материалов конференций и т.п.

 

 

Резюме

 

Система научно-педагогической информации как подсистемы ГСНТИ выполняет социальные функции - пособствует реализации конституционных прав граждан на образование, пользование достижениями культуры, отдых, технического и художественного творчества, оказывает помощь в распространении научно-технических знаний.

Примером эффективного использование системы научно-педагогической информации могут быть отраслевые институты, центры и отделы и, научно-технической информации (НТИ) по проблемам высшей школы.

Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского как национальное хранилище научно-педагогической информации и как Всероссийский методический центр образовательных учреждений обслуживает работников народного образования, научных работников РАО, преподавателей вузов, аспирантов, студентов педагогических учебных заведений литературой по педагогике, психологии, народному образованию, ведет исследовательскую работу, создает вторичные документы, машиночитаемую БД.

 


Конспект лекции

Тема 2.1. Библиотека как информационно-поисковая система

 

План

 

1. Структура справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотеки.

2. Электронный каталог в составе СБА современной библиотеки.

3. Общая технология поиска документов в справочно-библиографическом аппарате.

4. Информационный сервис.

5. Резюме

 

 

1. Структура справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотеки

       Справочно-библиографический аппарат (СБА) – это комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей, предназначенных для многоаспектного отражения и раскрытия фонда библиотеки, обеспечения читателей нужной им информацией и содействия профессиональной библиотечно-библиографической деятельности. [19, с. 182]

       Состав, объем, содержание, структура и особенности организации СБА определяются статусом библиотек, спецификой региона, фондами библиотеки и читательскими запросами.

       В универсальных библиотеках СБА отражает публикации и издания по всем отраслям знания.

       Справочно-библиотечный аппарат состоит из:

· система библиотечных каталогов;

· система картотек;

· справочно-библиотечного фонда.

 

Библиотечные каталоги важнейшая часть СБА. В настоящее время сложилась сложная система каталогов, вызванная увеличением роста документов, с другой стороны – усложняющими потребностями читателей в библиографической информации. В межгосударственном стандарте 7.0 – 99 определяется как «библиографическое пособие, раскрывающее состав и содержание документов (библиотек, книготорговых учреждений)» [15, с. 130] о наличии нужных изданий в фондах библиотек другого района.

Существует несколько видов каталогов: алфавитные, систематические, предметные, хронологические, нумерационные и т.д.

В алфавитном каталоге описание книг располагается по алфавиту фамилий, авторов или названий. По систематическому каталогу осуществляется потребность читателей в поиске книг по интересующей их теме. Некоторые библиотеки в фонде которых имеется часть книг по естествознанию и технике, организуют предметный каталог, помогающий подбирать книги по конкретным вопросам. Организуются и другие каталоги, например, нотных изданий, нормативно-технических документов, музыкальных аудио материалов и др.

Назначение каталогов – раскрыть фонды библиотеки по различным аспектам: по авторам и заглавиям, по видам документов, по содержанию и другим признакам.

По видам отражаемых документов различают каталоги книг, периодических изданий, карт, нот, специальных видов технической литературы, фотодокументов и т.д.

Различают каталоги по служебному назначению: для читателей и для служебного пользования.

Если каталог включает библиографические записи не одной, а двух и более библиотек, этот каталог будет называться сводным.

Сводные каталоги позволяют читателям получить информацию о наличии и местонахождении нужных изданий в фондах библиотек того или иного региона.

В картотеках сосредоточена разнообразная информация. Система библиографических карточек раскрывает состав и содержание газет, журналов, периодических сборников и др. в различных аспектах: по всем отраслям знания определенным темам и вопросам и т.д. Картотеки дополняют каталоги, представляя читателям информацию о материалах, напечатанных «внутри изданий». Картотеки и каталоги взаимосвязаны. Взаимосвязь достигается с помощью ссылок на аналогичные деления СК и картотек в едином алфавитно-предметном указателе (АПУ). Алфавитно-предметные каталоги пополняются новыми понятиями и персональными рубриками, это повышает его поисковые возможности и обеспечивает эффективность использования каталогов и картотек.

       Система каталогов и картотек в традиционном варианте – это часть СБА библиотек, представляющая собой совокупность планомерно организованных, взаимосвязанных и дополняющих друг друга карточных каталогов и карточек. [19, с. 185]

Отличие каталогов от карточек заключается в следующем: каталоги соответствуют фонду библиотеки, а для аналитической работы в картотеках из общего фонда отбираются наиболее ценные в информационном отношении издания, кроме того, в картотеках могут быть сведения о документах, которых нет в библиотеке. Разделение картотечного хозяйства на каталоги и картотеки условно.

 



2019-11-13 441 Обсуждений (0)
Опорные библиотеки НИИ педагогики, институтов усовершенствования учителей, низовые библиотеки (педагогических вузов и ссузов и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опорные библиотеки НИИ педагогики, институтов усовершенствования учителей, низовые библиотеки (педагогических вузов и ссузов и др.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)