Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура, назначение, функции



2019-11-13 474 Обсуждений (0)
Структура, назначение, функции 0.00 из 5.00 0 оценок




В состав Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) входят федеральные органы ГСНТИ и научно-технические библиотеки, отраслевые органы НТИ и научно-технические библиотеки, региональные центры, НТИ.

Формирование, ведение и использование отраслевых информационных фондов, баз и банков данных ведут органы НТИ отраслевого профиля, которые осуществляют свою деятельность в отраслевом разрезе, не ориентируясь только на конкретные ведомственные структуры.

Повысить уровень осведомленности специалистов в такой отрасли как образование призвана научно-педагогическая информация.

Библиотеки России – это единый целостный организм и они взаимодействуют друг с другом, а также с зарубежными библиотеками, обмениваются необходимой информацией.

Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль народного хозяйства имеет центральное книгохранилище на федеральном уровне, например, в системе общего образования таким центром является государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная общедоступная библиотека.

Как правило, каждая из территорий РФ имеет одну открытую для всех центральную региональную библиотеку с универсальным фондом, включающим и основной репертуар научной литературы. По типу и составу фонда такие библиотеки представляют собой сочетание публичной и академической библиотеки. Эти библиотеки называют республиканскими (областными, краевыми), универсальными научными библиотеками (УНБ), некоторые стали называться публичными библиотеками.

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тыс. библиотек.

Обширную сеть публичных библиотек составляют девять библиотек федерального ведения, например, Российская государственная библиотека в Москве (фонд 42 млн.ед.хр.), Российская национальная библиотека Санкт-Петербурге (фонд 32 млн.ед.хр.) и др.

В эту же сеть входят центральные библиотеки 9 субъектов Российской Федерации (универсальные, научные, детские, юношеские и др.). Сюда же входят 48,9 тыс. муниципальных публичных библиотек (из них 38,7 тыс. находятся в сельских населенных пунктах и 10,3 тыс. в городах). [24, 13].

В системе высшего и среднего специального образования имеются примерно три тысячи библиотек университетов, академий, институтов, колледжей. В их число входят библиотеки Московского государственного университета (10 млн.ед.хр.), Санкт-Петербургского государственного университета (8 млн.ед.хр.), а также библиотеки в регионах: Казанского, Томского, Саратовского и др. университетов.

Действует крупная сеть исследовательских библиотек Российской академии наук. Она включает 375 библиотек, в число которых входят Библиотека РАН, Библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) – 12 млн.ед.хр., Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн.ед.хр.), Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН) в Москве (12,5 млн.ед.хр.), а также библиотеки научно-исследовательских институтов.

Каждое отраслевое министерство (образования, здравоохранения, сельского хозяйства и т.д.) создало свою сеть специализированных библиотек, которую возглавляет центральная отраслевая библиотека финансируемая соответствующим министерством. Научно-методическим центром для всех библиотек является ГПНТБ России, с универсальным фондом по науке и технике 8 млн.ед.хр.

Как библиотеки страны являются составной частью мировой библиотечной системы, и в первую очередь системы стран СНГ и Европы, так и библиотеки образовательно-педагогических учреждений входят в систему библиотек региона, области, города, района и тесно связаны с ними в своей деятельности.

В тоже время библиотека является элементом или подсистемой образовательного учреждения, его учебно-вспомогательным, научным, информационным и культурно-просветительным подразделением. Она функционирует в тесной взаимосвязи, взаимодействии с другими системами. При этом сама библиотека состоит из подсистем, выступающих в виде ее структурных подразделений, которые функционируют на основе общих целей и задач.

Так, например, в систему вузовских библиотек входят библиотеки университетов, инженерных, педагогических, лесных, торговых, финансовых, юридических, медицинских, военных вузов, институтов и школ МВД, институтов культуры и искусств и др.

Все задачи педагогические вузы решают в тесном взаимодействии со всей системой. Библиотеки системы научно-педагогической информации как подсистемы ГСНТИ являются учебно-вспомогательными, научными, информационными и культурно-просветительными структурными подразделениями учебных заведений, которые обеспечивают литературой и информацией учебный, воспитательный, научно-исследовательские процессы.

Отсюда основные функции, присущие библиотекам образовательных учреждений, это:

- обеспечение учебного, воспитательного, научно-исследовательского процессов;

- комплектование, обработка, организация, хранение, пропаганда и использование книжных фондов;

- организация каталогов;

- обслуживание читателей;

- информационно-библиографическая, массовая, научно-методическая и исследовательская работа.

Эти же функции присущи и библиотекам средних специальных учебных заведений, методических кабинетов, школ.

Основные функции библиотеки ОУ закрепляются в «Положении о библиотеке ОУ», «Положении о структурных подразделениях». Основные функции библиотеки ОУ логически связаны между собой и составляют единую функциональную систему – организационную структуру библиотеки.

 

 



2019-11-13 474 Обсуждений (0)
Структура, назначение, функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура, назначение, функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)