Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структурные составляющие народной педагогики, их сущность



2019-11-13 267 Обсуждений (0)
Структурные составляющие народной педагогики, их сущность 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Народная фамилогия (Семейная педагогика)

2. Народное детоведение

3. Народная деонтология

4. Народная етнодидактика

5. Родительская педагогика.

1. Народная фамилогия – совокупность знаний и народного опыта создания, сохранения и развития семьи. Семья – воплощение самых глубоких человеческих чувств: любви супругов, материнской и отцовской любви к детям, уважения к старшим в семье, продолжения рода, заботы о чести и благосостоянии, доброй славы, а через род – причастности к своему народу, Родине. Она является центром духовных, нравственных, экономических, трудовых отношений людей, носителем национальных обычаев, традиций и обрядов, первичным коллективом государства. Семья всегда была и есть сегодня экономически-хозяйственным центром, поэтому социальный статус родителей, их профессия накладывали отпечаток на всю жизнь семьи – у крестьян был один уклад жизни, у ремесленников, рабочих или служащих – другой.

Семейная педагогика – составная часть народной педагогики, в которой сосредоточены знания и опыт по созданию и сохранению семьи, семейных традиций (трудовых, нравственных, художественных). Это способствует формированию у детей любви к матери и отца, бабушки и дедушки, уважения к памяти умерших и др.

Славяне в течение тысячелетий выработали свой народный идеал семьи, где женщина равна мужчине в решении жизненно важных вопросов, но считается с родительским авторитетом мужа, где дети послушные, работящие и скромные в поведении, где царит мир и согласие, любовь и взаимопомощь. Народ всегда отрицательно относился к антисемейным явлениям – супружеской измене, ревности, безделью, пьянству, семейным раздорам, бесхозяйственности, пренебрежению родительскими обязанностями по воспитанию детей, жестокости в отношении к близким. К этим негативным явлениям сегодня добавились еще нестабильность брака, многочисленные неполные семьи (одинокие матери), оставленные на произвол судьбы дети или престарелые родители.

Главная задача домашней педагогики– сформировать у человека способность постичь собственное предназначение.

2. Народное детоведение – это система психолого-педагогических знаний о детях, накопленная народом на протяжении веков в процессе учебно-воспитательной практики родителей. Воспитание ребенка должно начинаться с первых дней его жизни. Ребенка нужно не только кормить и одевать, но и постоянно разговаривать с ним – именно так усваивается родной язык из уст матери, заботиться о его эмоциональном комфорте – ребенок не должен чувствовать себя униженным или брошенным. Большое значение имеет колыбельная песня как корень духовности ребенка. В славянской семье старшие дети всегда заботились о младших, ухаживали за ними. Детей рано привлекали к труду по хозяйству, особенно в среднем и старшем возрасте. Забота о детях всегда носила у славян всенародный характер. Детей-сирот не бросали на произвол судьбы, их усыновляли соседи, семьи, общество. О бережном с любовью отношении к детям свидетельствует богатый фольклор – колыбельные песни, детские песни, сказки, басни, загадки, большое количество детских игр, сделанные взрослыми и самими детьми игрушки, решающее влияние на воспитание оказывала семейная атмосфера.

Источниками народной педагогики являются фольклорные произведения, этнографические материалы, народные обычаи, традиции, праздники, игрушки и др.

Своими корнями она уходит во времена древнего мира. Первые попытки обобщить опыт воспитания, сформулировать определенные педагогические положения, идеи были сделаны в древних Китае, Индии, Греции и Риме. Тогдашние философские трактаты содержат первые педагогические обобщения, в частности относительно проблемы соотношения политики и воспитания, личности и государства, цели, содержания и правил воспитательной деятельности.

Особенность светской педагогики состоит в научном взгляде на проблему обучения и воспитания детей, соответствующем анализе педагогической практики, обосновании рациональных форм и методов ее совершенства.

Народная педагогика возрождается на принципах демократии и гуманизма. В ней наметились новые направления:

- педагогика сотрудничества (предусматривает совместную деятельность учителя и ученика, основанную на взаимопонимании, единстве их интересов и стремлений, целью которого является личностное развитие школьников в процесс обучения и воспитания);

- личностно ориентированная педагогика (призванная максимально приблизить содержание и методику учебно-воспитательного процесса к интересам, склонностям, потребностям и жизненным целям личности школьника);

- педагогика жизнетворчества (провозглашает необходимость творческого подхода к организации учебно-познавательной и внеучебной деятельности школьников);

- педагогика толерантности (опирается на терпимость к чужим мнениям и верованиям).

Бурное развитие человеческой цивилизации, обозначаемое понятием «глобализация», сопровождается возникновением новых гуманитарных проблем, касающихся образовательно-воспитательной сферы, требует усиленного внимания педагогической мысли к новым реалиям бытия человечества, оптимального сочетания традиций и новаторства.

Источниками развития педагогики является педагогическое наследие прошлого (немало положений педагогов прошлого и ныне остаются злободневными), современные педагогические исследования (обогащают педагогическую мысль новыми идеями), передовой педагогический опыт (позволяет выяснить закономерности, законы, питающие новые теории, концепции, прогнозы).

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

 

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

2. Воспитание и обучение у древних славян – [Электронный ресурс] http://studopedia.ru/3_150664_vospitanie-i-obuchenie-u-drevnih-slavyan.html – Режим доступа (18.06.2016).

3. Воспитание у древних славян – [Электронный ресурс] – http://5fan.ru/wievjob.php?id=10231 – Режим доступа (18.06.2016).

4. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография. – М., 1996.

5. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. Высших учеб. Заведений / А.Н. Джуринский. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 400 с.

6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 416 с.

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 496 с.

8. Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006 – 333 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003.

10. Российская педагогическая энциклопедия. – В 2-х т. – Т. 1. – М., 1993. – С. 392-399.

11. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 460-461.

 



2019-11-13 267 Обсуждений (0)
Структурные составляющие народной педагогики, их сущность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структурные составляющие народной педагогики, их сущность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)