Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система регистрации результатов диагностики «Синдрома ПСАФ дезадаптации».



2019-11-13 282 Обсуждений (0)
Система регистрации результатов диагностики «Синдрома ПСАФ дезадаптации». 0.00 из 5.00 0 оценок




Функциональной дезадаптации» в лечебном и

Образовательном процессе

Первого СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова

 

/Пособие для преподавателей, студентов и врачей/

 

 

Санкт-Петербург 2015

Издательство ПСПб ГМУ

 

Государственное бюджетное образовательное учреждении высшего профессионального образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства Здравоохранения РФ

 

Синдром психо-сенсорно-анатомо-функциональной

дезадаптациив в лечебном и образовательном

процессена П СПб ГМУ имени акад. И.П. Павлова

/Пособие для студентов

 

Авторы: М.М. Соловьёв, А.И. Ярёменко, Е.Е. Исаева, Е.Е. Малкова,

Л.Ю. Орехова, В.М., Р.А. Фадеев, Т.Б. Ткаченко, В.И. Трофимов, В.М. Седов, В.Н. Трезубов, И.Н. Антонова, А.А. Потапчук, А.М. Соловьёва, С.В. Васильев, доц. М.М. Соловьёв, С.А. Карпищенко, Г.А. Хацкевич, Н.В. Калакуцкий, И.А. Горбачёва, Т.М. Алехова.

 

Академика РАМН профессора С.Ф. Багненко

Под редакцией проф. А.И. Ярёменко

Академика РАМН профессора Скоромца А.А.

 

Аннотация В методическом пособии обоснована необходимость соматопсихического подхода к диагностике и лечению больных разнообразной патологией с учётом внутренней картины заболевания и индивидуальных особенностей их отношения к болезни. Дано определение понятия «Синдром психо-сенсорно-анатомо-функциональной дезадаптации», описана методика использования этого синдрома для первичной диагностики внутренней картины заболевания и оценки выраженности физической, психической и социальной дезадаптации больного.

       Методическое пособие предназначено для студентов.

 

Рецензенты:

Д. м.н. профессор Незнанов Николай Григорьевич

Д. псих. н. профессор Кораблина Екатерина Петровна

Д.м.н. профессор Иорданишвили Андрей Константинович

 

Утверждено на заседании ЦМК по стоматологии и ?

Протокол № от 14.11.2014 г

© Авторы 2015.  © Издательство П СПб ГМУ им. ак. И.П. Павлова

 

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА медицинского ВУЗа - подготовка врача, гармонично сочетающего в себе  знание,  умение, владение  инновационными технологиями, методами позитивного воздействия на психологическое состояние больного. В основе методов позитивного воздействия на психологическое состояние больного лежит познание внутренней картины болезни. Первый шаг к познанию внутренней картины болезни - - экспресс диагностика выраженности и структуры «Синдрома ПСАФ дезадаптации»

 

Для современной медицины и стоматологии, в частности, характерно интенсивное внедрение инновационных технологий, основанных на компьютеризации, автоматизации, роботизации и стандартизации процессов обследования, диагностики и прогнозирования течения заболевания, мониторинга состояния больного, принятия решений по выбору адекватных схем лечения и реализации их. Активно внедряются методики обучения студентов и врачей на «виртуальных больных» - фантомах, симуляторах. Такое развитие специальности ориентировано на интенсификацию и повышение качества лечебного процесса. Однако при этом может происходить дистантизация (отдаление) врача от больного и, как следствие этого, ослабление влияния врача на психоэмоциональное состояние больного, которое во многом определяет как возникновение, развитие заболевания, так и процесс выздоровления больного.

Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова, выступая на общероссийской конференции «Медицинское образование – 2014» и Выставке инновационных образовательных и медицинских технологий, отметила, что уровень образования должен максимально соответствовать запросам отрасли, но: «Есть и другие образовательные аспекты – это воспитательная работа, воспитание не просто узких специалистов, а врачей, которые являются священниками, по сути, имеют возможность чувствовать человеческие души, оказывать лечебное воздействие на пациентов через общение».

« Чувствовать человеческие души» – это умение врача раскрыть, внутреннюю картины заболевания пациента, получить информацию от пациента о тех физических (соматических) страданиях, душевных (психических) переживаниях, которые он испытывает, которые не позволяют ему чувствовать себя здоровым человеком. Эффективность « лечебного воздействия на пациента через общение» возрастает, если врач владеет методикой получения от пациента информации не только о перечне соматических, психических проявлений заболевания, но и о самооценке пациентом выраженности каждого из этих проявлений. Такой методикой является анализ структуры и выраженности внутренней картины заболевания с использованием «Синдрома психо-сенсорно-анатомо-функциональной дезадаптации» (сокращённо – «Синдрома ПСАФ дезадаптации»).

В любом заболевании у пациентов можно выделить три связанных между собой блока проявлений патологического процесса.

Первый блок – совокупность симптомов, который соответствует понятию status localis и характеризует локализацию, распространённость патологического процесса и сопутствующие ему нарушения функции – funcio lease. При воспалительных заболеваниях эта совокупность симптомов известна как синдром местного воспаления, который проявляется в виде:

- деформации поверхности тела (лица, полости рта) за счёт отёка, воспалительной инфильтрации мягких тканей (tumor);

- изменение окраски – покраснение кожных покровов, слизистой оболочки над очагом воспаления за счёт гиперемии (color);

- местное повышение температуры кожных покровов, слизистой оболочки над очагом воспаления (calor);

- боль в зоне воспаления (dolor);

- нарушение ряда функций из-за боли, нарушения просвета верхних дыхательных путей или воспалительной контрактуры мышц, ограничение объёма движений в суставе и т.д. (funcio lease),

Второй блок – совокупность общих реакций организма. При воспалительных заболеваниях совокупность этих реакций известна как синдром системной воспалительной реакции. Он включает:

· лихорадку выше 38ºС или ниже 36 ºС;

· частоту сердечных сокращений более 90 ударов в минуту;

· частоту дыхания свыше 20 раз в минуту;

· количество лейкоцитов более кл/л. или ниже кл/л;

· превышение содержания незрелых форм нейтрофильных лейкоцитов свыше 10%.

· возбуждение или торможение ЦНС;

· реакцию со стороны мочевыделительной системы, печени и т.д.

 

Третий блок - внутренняя картина заболевания, которая складывается из ощущений, испытываемых больным, состояния тревоги за исход заболевания, страха перед предстоящей операцией, переживаний в связи с наличием дефекта, деформации лица и других частей тела, т.е. нарушения анатомических структур. Р.А. Лурия даёт такое определение понятию внутренняя картина заболевания Это – «все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах» (цитировано по Сидорову П.И., Парнякову, 2008). Все эти проявления внутренней картины заболевания можно распределить по четырём группам – кластерам*: психологического, сенсорного, анатомического, функционального характера. (* кластер (clusterскопление) - группа объектов или явлений, которые субъективно воспринимаются как принадлежащие одному классу, составляющие естественную группу. Психологический словарь).

Психологический (психический) кластер включает:

· тревогу за результат лечения, исход заболевания;

· переживания, связанные с негативной эстетической самооценкой своего лица в целом, либо таких анатомических структур лица как носа, ушей, рта (губ, зубов), подбородка, орбитальных, малярных областей, лба, ушей, кожи, волосистой части головы и других частей тела;

· переживания, связанные с отрицательной эстетической самооценкой возрастных изменений своего, тела, лица;

· устойчивое желание и настойчивое стремление изменить архитектонику тела, лица при отсутствии видимых отклонений от «золотого» стандарта.

Сенсорный кластер включает:

боль, жжение, парастезию, гипостезию, анестезию, нарушение вкуса, нарушение обоняния, слуха, шум, щелчки в суставе и др.

 

Анатомический кластер включает:

· дефекты и деформации зубов, зубных рядов,  челюстей;

· дефекты, деформации, диспропорция лица в целом и отдельных его частей: носа, ушей, губ, подбородка, области орбит;

· дефекты, деформации, диспропорции других частей тела;

· дефекты и деформации кожных покровов.

 

Функциональный кластер включает:

· ограничение открывания рта, тугоподвиженость в суставах;

· затруднение глотания, откусывания и разжёвывания пищи;

· нарушение дыхания:

· нарушение речи;

·  слёзотечение;

· нарушение мимики;

· нарушение зрения: диплопия, снижение остроты зрения, слёзотечение

и др

 

При достижении определённого уровня выраженности по самооценке пациента нескольких симптомов, проявлений заболевания у него может возникнуть состояние дезадаптации - нарушение приспособляемости к условиям существования. Для анализа структуры внутренней картины заболевания и определения её выраженности (напряжённости) нами предложено ввести понятие

 «Синдром психо-сенсорно-анатомо-функциональной дезадаптации» или сокращённо «Синдром ПСАФ дезадаптации».

Особенность Синдрома ПСАФ дезадаптации» заключается в том, что оценку выраженности отдельных симптомов, ощущений, вызывающих дезадаптацию, дают сами больные. Для такой оценки используется единая аналогово-балльная шкала самооценки пациентом выраженности отдельных проявлений заболевания, вызывающих дезадаптацию. Сущность её заключается в том, что пациенту предлагают указать, насколько сильно его беспокоят отдельные проявления заболевания, используя такие понятия как чрезвычайно, сильно, умеренно, слабо, не беспокоит, каждое из которых имеет свою балльную оценку. Результат такой самооценки пациент отмечает «крестиком» или «галочкой» в соответствующем столбце анкеты (табл. 1).

Если пациенту трудно дать однозначную оценку выраженности отдельных симптомов или проявлений заболевания, он может указать промежуточную оценку – поставить «крестик» в интервале между перечисленными выше понятиями: чрезвычайно, сильно, умеренно, слабо, не беспокоит. Выражение в целых числах основных и промежуточных оценок существенно облегчает математическую обработку результатов исследования.

Анализ внутренней картины заболевания с использованием «Синдрома ПСАФ дезадаптации» может проводиться в два этапа: в момент обращения пациента в медицинское учреждение до начала обследования и после постановки диагноза.

 

Система регистрации результатов диагностики «Синдрома ПСАФ дезадаптации».

 

Прототипом такой системы регистрации является система T N M , используемая в онкологии для оценки распространённости и структурной характеристики опухолевого процесса, со следующей расшифровкой: кластер T – размеры и распространённость первичной опухоли; кластер N – состояние и степень поражения регионарного лимфатического аппарата; кластер M – отсутствие или наличие отдалённых метастазов.

    Содержание отдельных кластеров «Синдрома ПСАФ дезадаптации» описано выше. Для их количественной характеристики используется шкала аналогово-балльных оценок.

Например, результат исследования по диагностике «Синдрома ПСМФ дезадаптации» может выглядеть следующим образом:

Синдром П 5 –С 6 -А 4 -Ф 2 дезадаптации.

В тех случаях, когда два или три симптома, характеризующие один и тот же кластер, имеют разную оценку выраженности в баллах, в формулу синдрома вносят значение большей оценки.

Если, по мнению врача, самооценка пациентом выраженности одного или нескольких симптомов существенно превышает оценку, которая обычно соответствует имеющейся у больных объективной картины заболевания, можно предполагать наличие у него выраженной дезадаптации за счёт психологического кластера, отражающего индивидуальные психофизиологические особенности личности пациента, его отношение к заболеванию (Л.И. Вассерман с соавт., 2005). В таких ситуациях возникает необходимость участия в обследовании и лечении больного психолога, психотерапевта, психиатра.

Предположение о необходимости участия таких специалистов в обследовании и лечении больного может быть обозначено дополнительным введением буквенного знака. Например, S – величины интегрального показателя выраженности синдрома. В таких случаях для обоснования направления пациента на консультацию к психотерапевту, психиатру данные, полученные при его обследовании, можно передать в виде следующей записи:

Синдром П 5 –С 6 А4 –Ф 2 – S 17 дезадаптации (выраженная дезадаптации).



2019-11-13 282 Обсуждений (0)
Система регистрации результатов диагностики «Синдрома ПСАФ дезадаптации». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система регистрации результатов диагностики «Синдрома ПСАФ дезадаптации».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)