Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие самосознания и самоопределения молодежи



2019-12-29 323 Обсуждений (0)
Развитие самосознания и самоопределения молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для достижения социальной зрелости, в свою очередь, молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределения — основную задачу развития в юности. Именно потребность в самоопределении, возникшая к началу молодости, является отправной точкой решения вопроса о реальном самоопределении в течение этого возрастного периода. В современной литературе проблема самоопределения существует в различных аспектах. Изучается самоопределение социальное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное.

Особенность самосознания и самоопределения в юношеском возрасте – его проекция в будущее, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение человека и связано с выбором профессии. Формируется и осознается потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретней цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности. И наоборот, какое место в общественной системе ценностей займет он в результате того или иного выбора жизненного пути. Характерная черта юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой человек, как следствие построения «пирамиды» мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. В период юности, как правило, закладываются и основы для формирования идентичности индивида как члена устойчивой пары.[5]

Обращенность в будущее, как было сказано выше, становится основной направленностью индивида, а одной из главных проблем – выбор профессии, обретение своей идентичности, что превращается в «аффективный центр» жизненной ситуации, на котором концентрируется основная деятельность и интересы человека. Важную роль в этом играет оценка своих возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.п. Важнейшими психологическими предпосылками успешного социального самоопределения личности является сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка. В ранней юности зарождаются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, социально-политическая активность и способность строить жизненные планы. [6]  В целом же, решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет. И одной из особенностей профессионального самоопределения является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это понимается ими самими. Молодежь часто бывает захвачена идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства.

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Нравственные убеждения, в свою очередь, возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении, по мнению Л.И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт юноши, проанализированный, и обобщенный с точки зрения нравственных норм, его убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности. Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация мотивационной сферы, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию. Можно также отметить, что выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения. [7]

 

Особенности общения

 

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферax жизнедеятельности.

Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психо­логических, физиологических, социальных и других фак­торов, благоприятствующих выбору спутника жизни и со­зданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наи­большей половой активности, время, когда организм жен­щины лучше всего приспособлен к рождению первого ре­бенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мне­нию многих психологов, дружба в этот период, как и лю­бовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предпола­гает ту или иную духовную близость. Чаще всего у друзей близкий возраст, со­циальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возни­кает между лицами одного пола. Наряду с этим довольно обычны дружеские отношения молодых людей с людьми старшего возраста, чаще всего с представителями поколения отцов или дедов. Они склады­ваются, как правило, также в совместной деятельности, прежде всего производственной. И здесь, как и в других ви­дах дружбы, решающее значение принадлежит созвучию в тех или иных сторонах жизни.[8]

В отношениях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуально-личностных контактов и привязанностей. В молодежной среде наиболее распространены ориентации на поиск смысла жизни, на борьбу за социальные идеалы (часто ложные), на установление интимно-личностных отношений, на престижно-материальное потребление. В этой возрастной группе особенно часто встречаются ориентации на социально неодобряемые ценности и нормы (нонконформизм – панки, хиппи и т.п., наркоманию, противоправное поведение). В этом возрасте легко протекают процессы макрогрупповой идентификации, объединения в разнообразные общественные движения, формирование специфических субкультур.

Особо значимой молодежной группой является студенчество, обладающее специфическим положением, социальным статусом и имеющее определенные социально-психологические особенности. Общая деятельность в сочетании с однородностью возраста порождает у студентов общность потребностей, мотивов, интересов, ценностей и жизненных целей, способствует формированию специфического группового самосознания, студенческой субкультуры поведения. Осознание своих собственных интересов побуждает студенчество к общественно-политической активности.

Маргинальный социальный статус молодежи в сочетании с противоречивыми индивидуальными физиологическими процессами создает основу для развития внутриличностных конфликтов, которые разрешаются обычно путем объединения молодых людей в группы по интересам со специфическими субкультурами, очень часто имеющими девиантный характер. Так возникают группы фанатов-болельщиков, молодых наркоманов, правонарушителей-хулиганов и даже самостоятельные преступные молодежные группировки.[9]

Особую значимость сохраняет в юношестве общение с родителями. Это период завершения процесса отделения молодого человека от семьи. Теперь происходит не только эмоциональное подростковое, но и реальное отделение, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни. В отличие от подросткового негативизма, критики, оппозиции родителям для юности характерны процесс обособления и даже временное отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанавливается на более высоком уровне. А отношения становятся партнерскими, в которых и взрослый ребенок, зачастую уже с собственной семьей, и родители помогают друг другу в процессе собственного развития.[10]

Сегодня, в нашем информационном обществе, появляются новые сферы общения. Так, всё большее количество молодых людей в последнее время заменяет общение с реальными людьми общением с виртуальным собеседниками. И это приводит к отчуждению от внешнего мира. Проблема состоит в том, что злоупотребление Интернетом и другими средствами виртуального общения ведёт к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, неудачам в учёбе и работе. Отсутствие зрительного контакта облегчает общение и раскрепощает собеседников, потому что снимает с них какие-либо обязательства по отношению друг к другу. Виртуальное общение позволяет человеку создать такое собственное «я», которое наиболее соответствует созданному им самим идеалу. А невозможность достичь этого идеала в реальной жизни становится почвой для развития комплекса неполноценности. Время, проведённое с реальными людьми, зачастую становится меньше времени, проведённого в обществе виртуальных собеседников, а иногда просто пропадает потребность в реальном общении.[11]

 

Заключение

 

В заключении можно сказать, что социальная ситуация молодости такова, что в этот период происходит переход к самостоятель­ной взрослости. В 18 лет предоставляется избирательное право и возмож­ность вступления в брак; а за уголовные преступления люди, достигшие этого возраста, отвечают по всей строгости закона. Молодость устремлена в будущее. Через призму этого желаемого будущего осуществляется настоящая рефлексия. Все важнейшие задачи юности обуслов­лены будущим: окончание общеобразовательной школы, выбор профессионального образования и профессии, трудоустройство, подготовка к вступлению в брак.

Становится актуальным поиск своего места в мире. Происходит личностное, социальное и профессиональ­ное самоопределение. Ведущей деятельностью становится учебно-­профессиональная ­основа выбора будущего.

Молодость – ­ возраст специфической эмоциональной сензитивности. Ярко развиваются все потенции, которые заложены в натуре человека. Эмоциональная жизнь может быть выражена как «юношеская горячность». В это время не только переживаются чувства, направленные на определенные события, явления, людей, но и на обобщенные чувства: прекрасного, комического, трагического и т. д. В юношеском возрасте окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.

В отношениях со сверстниками, наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей, активизируются любовные чувства. Молодость – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ори­ентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.

 

Список литературы:

 

1. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие – М.: Академический проект: Трикста, 2006

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений – М.: ТЦ «Сфера», 2001

3. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / под ред. Проф. А.М. Столяренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

4. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений – М..: Издательский центр «Академия», 2002

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2005

6. Васецкая Е.Н. Становление самосознания и самоопределение в юности: основные задачи и проблемы // www.utopiya.spb.ru – Утопия: Открытая библиотека научных сборников (социо-гуманитарный корпус)

7. Лапаник Т. Молодёжь, как социальная группа и особенности влияния на неё внешнего мира // www.lib.socio.msu.ru – Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

 

 


[1] Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие – М.: Академический проект: Трикста, 2006. С. 159

[2] Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений – М..: Издательский центр «Академия», 2002. С. 22-24

[3] Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2005. С. 261-264

[4] Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие – М.: Академический проект: Трикста, 2006. С. 160

[5] Васецкая Е.Н. Становление самосознания и самоопределение в юности: основные задачи и проблемы // www.utopiya.spb.ru – Утопия: Открытая библиотека научных сборников (социо-гуманитарный корпус)

[6] Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / под ред. Проф. А.М. Столяренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 283

[7] Васецкая Е.Н. Становление самосознания и самоопределение в юности: основные задачи и проблемы // www.utopiya.spb.ru – Утопия: Открытая библиотека научных сборников (социо-гуманитарный корпус)

[8] Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений – М.: ТЦ «Сфера», 2001. С. 194

[9] Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / под ред. Проф. А.М. Столяренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 283-284

[10] Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений – М..: Издательский центр «Академия», 2002. С. 39

[11] Лапаник Т. Молодёжь, как социальная группа и особенности влияния на неё внешнего мира // www.lib.socio.msu.ru – Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова



2019-12-29 323 Обсуждений (0)
Развитие самосознания и самоопределения молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие самосознания и самоопределения молодежи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)