Анализ жанрового разнообразия в репертуаре по разделу “Слушание – восприятие музыки” и места камерной музыки в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Чтобы сделать сравнительный анализ жанрового разнообразия в репертуаре по разделу “Слушание – восприятие музыки” в разных программах и выяснить, какое место в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста занимает камерная музыка, необходимо решить ряд задач: 1. Выписать репертуар программы ПВО 2. Выписать репертуар программы “Музыкальные шедевры” 3. Сравнить соотношение отдельных жанров в репертуаре программ 4. Сравнить соотношение русской и зарубежной музыки в репертуаре программ. 5. Выявить преобладание музыки отдельных композиторов в репертуаре программ. 6. Определить наличие “детской” тематики в различных жанрах программ. 7. Сделать вывод о жанровом разнообразии и месте камерной музыки в программах ПВО и “Музыкальные шедевры”.
Анализ репертуара для восприятия музыки детей дошкольного возраста в “Типовой програмее обучения и воспитания” Возраст детей |
Музыкальные жанры | симфонии ческая музыка | Оперная музыка (фрагменты ) | Балетная музыка (фрагменты ) | ||||||||||
Камерная музыка | ||||||||||||||
вокальная | инструмен тальная | |||||||||||||
Младший | “Праздничная ” Попатенко, “Ладушки-ладошки” Иорданский, “Баю-бай” Карасев, “Самолет” Тиличеева, “Лошадка” Раухвергер, “Машина” Попатенко, “Зима” Карасева, “Автобус” Иорданский, “Серенькая кошечка” Витлин, “Солнышко” Попатенко, “Маму поздравляют малыши”, “Грибок” Раухвергер, “Праздничная” Сидельников, “Осенняя песенка” Александров, “Славный праздник” Стемпневский, “Заинька” Красев, “Песенка Петрушки” Фрид, “Зима проходит” рус.нар. “Зима прошла” Метлов, “Есть у солнышка друзья” Тиличеева, “Жук” Иванников, “Пастухи играют на свирели” Сорокин | “Ах вы сени” русск.нар. , “Птица и птенчики” Тиличеева, “Кукушка”, “Зайка”, “Медведь”, Тиличеева, “Как у наших у ворот” русск.нар. , “Моя лошадка” Гречанинов, “Колыбельная” Разоренов, “Лошадка” Потоловский, “Праздник” Раухвергер, “Дождик” рус.нар. , “Будем кувыркаться” Сац. | ||||||||||||
Средний | “Вот он праздник Октября” Попатенко, “Урожайная” Филиппенко, “Песенка зайчиков” Красев, “Песенка о весне” Фрид, “Петушок” Витлин, “ Конь” Красев | “Колыбельная” Гречанинов, “Обидели” Агафонников, “Ах ты, береза” русск.нар., “Колокольчики звенят” Моцарт, “Петрушка” Брамс, “Солнышко” Кравченко, “Воробушки” Красев, “Гроза” Жилинский, “Скакалки” Хачатурян | ||||||||||||
Старший | “Здравствуй, Родина моя” Чичков, “Листопад”Попатенко, “Мамин праздник” Тиличеева, “Вырастает город” Тиличеева, “Танец” Благ, “Кукушечка” Красев, “Мальчик-замарашка” финск.нар. , “Осень” Александров, “Пограничники” Витлин, “Мир нужен всем” Мурадели. | “Марш” Шостакович, “Колыбельная” Свиридов, “Парень с гармошкой” Свиридов, “Вальс” Кабалевский, “Походный марш” Кабалевский, “Вальс” Леви, “Смелый наездник” Шуман, “Клоуны” Кабалевский, “Шарманка” Шостакович, “Неаполитанская песенка” Чайковский, “Вечерняя сказка” Хачатурян, “Мотылек” Майкапар, “Ходит месяц над лугами” Прокофьев, “Грустная песня” Свиридов, “Детская полька” Глинка, “Вальс-шутка” Шостакович, “Болезнь куклы”, “Новая кукла” Чайковский, “Кавалерийская” Кабалевский, “Камаринская” Чайковский, “Веселый крестьянин” Шуман, “Колыбельная” Моцарт, “Итальянская полька” Рахманинов. | “Море”, “Белка”, Римский-Корсаков (из оперы “Сказка о царе Салтане”), “Пляска птиц” Римский-Корсаков (из оперы Снегуроска”). |
Анализ репертуара для восприятия музыки детьми дошкольного возраста в программе “Музыкальны шедевры”
Возраст детей |
Музыкальные жанры
Камерная музыка
Симфоническая музыка
Оперная музыка (фрагменты )
Балетная музыка
(фрагменты )
Сравнительный анализ программ ПВО и “Музыкальные шедевры”
Параметры сравнения | Типовая программа | Музыкальные шедевры |
Соотношение отдельных жанров в репертуаре программы | Значительное преобладание камерной музыки в репертуаре, причем в младшем возрасте большая часть музыки – вокальная, а в среднем и старшем возрасте большая часть предлагаемого репертуара – инструментальная музыка. Всего три произведения оперной музыки и один фрагмент балета рекомендуется для прослушивания в подготовительной группе. Отсутствие симфонической музыки в репертуаре программы. | Равное соотношение жанров камерной, вокальной, камерной, инструментальной, оперной и балетной музыки. Симфоническая музыка в младшем дошкольном возрасте представлена тремя произведениями, а в старшем дошкольном возраст имеет преимущественное значение по сравнению с другими жанрами. |
Соотношение русской и зарубежной музыки в репертуаре | Явное преобладание в репертуаре произведений советских композиторов (Кабалевского, Прокофьева, Хачатуряна, Леви, Свиридова, Шостаковича и др.) и русской классики (Глинка, Чайковского, Римского-Корсакого, Рахманинова). Недостаточное внимание уделено зарубежной классике. Среди представленных в программе произведений зарубежных композиторов лишь: в среднем возрасте – “Колокольчики звенят” Моцарта, В старшем возрасте – “Мальчик-замарашка” фин. нар. мелодия, “Смелый наездник”, “Веселый крестьянин” Шумана, “Колыбельная” Моцарта. | Распределение русской и зарубежной музыки в репертуаре программы является равномерным. |
Преобладание музыки отдельных композиторов в репертуаре | Преобладает музыка Тиличеевой, Попатенко, Красева, Чайковского, Кабалевского. Остальные композиторы представлены одним- тремя произведениями. | В репертуаре не наблюдается преобладание отдельно взятых композиторов. |
Наличие детской тематики в различных жанрах | Широко представлена детская тематика в жанре камерной музыки во всех возрастных группах. Только в среднем и старшем дошкольном возрасте репертуар камерного вокала перенасыщен общественно-политической тематикой, которую мы не стали указывать в таблице анализа репертуара: “Смело товарищи в ногу”, Наш Ленин”, и др. | Репертуар перенасыщен взрослой тематикой, особенно в старшем дошкольном возрасте. Детская тематика представлена несколькими произведениями: “Зайчик”, “Сорока”. “Лиса”, “Андрей-воробей” , Свиридов “Альбом пьес для детей” и др. |
Вывод: Наиболее широко жанровое разнообразие представлено в программе Радыновой “Музыкальные шедевры”, причем соотношение жанров в данной программе примерно одинаково. Камерная музыка представлена широко в двух анализируемых программах (ПВО, “Музыкальные шедевры”), но в программе ПВО почти нет зарубежной музыки и преобладает музыка отдельных композиторов, а в программе “Музыкальные шедевры” мало детской тематики.
2019-12-29 | 446 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы