Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реферат на тему «Применение информационных технологий в социологических исследованиях»



2019-12-29 589 Обсуждений (0)
Реферат на тему «Применение информационных технологий в социологических исследованиях» 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедры социологии

                                                                                           Широканова Анна Александровна   

                                                                                           Руководители:

                                                                                           профессорРубанов Анатолий ладимирович

                                                                                           ст. преподаватель Шешко Сергей Михайлович

Минск – 2009 г.

Оглавление

Оглавление. 2

Список обозначений ко всей выпускной работе. 3

Реферат на тему «Применение информационных технологий в социологических исследованиях». 4

Введение. 4

Глава 1.Современные ИКТ и социологические исследования. 5

Глава 2. SPSS и его возможности в обработке социологической информации. 9

Глава 3. Основные результаты исследования. 14

Глава 4. Обсуждение результатов. 15

Заключение. 16

Список литературы к реферату. 17

Предметный указатель к реферату. 19

Интернет ресурсы в предметной области исследования. 20

Действующий личный сайт в WWW. 22

Граф научных интересов. 23

Тестовые вопросы по Основам информационных технологий. 24

Презентация магистерской диссертации. 25

Список литературы к выпускной работе. 29

 

 

Список обозначений ко всей выпускной работе

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

КА –     кластерный анализ

ПО – программное обеспечение

РА – регрессионный анализ

ФА – факторный анализ

SPSS ‑ Statistical Package for the Social Sciences»

 

Реферат на тему «Применение информационных технологий в социологических исследованиях»

Введение

Развитие современного общества во многом обусловлено развитием компьютерных и информационных технологий, которые пронизывают все сферы жизнедеятельности человека, обеспечивая эффективное функционирование и успешную эволюцию общественного организма. Это общемировая тенденция, которая в полной мере проявляется и в сфере научных исследований [10]. В настоящее время без использования компьютера крайне сложно представить себе современную социологию, поскольку благодаря применению новых ИКТ и соответствующего программного обеспечения сегодня значительно упростились процедуры сбора, обработки и анализа социологических данных, составление социологических отчетов и презентаций.

Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) производят кардинальные изменения во всех отраслях знания, в том числе и в социальных науках. Технологические достижения в данной области расширяют горизонты человеческого разума и изменяют способы совместной деятельности и коммуникации внутри социума.

Компьютерные и информационные технологии открывают новые возможности для прикладной социологии. Они позволяют, прежде всего, значительно облегчить задачу, как социологам, так и респондентам. В последние два десятилетия активно используются методы сбора данных с использованием новых технологий, как CAPI (Computer-Assisted Personal Interviewing; личное интервью с помощью компьютера), CATI (Computer Assisted Telephone Interview; телефонное интервью с помощью компьютера), CSAQ (Computer Assisted Self-Administered Questionnaire; самозаполняемая анкета с использованием компьютера), CASIIP (Computer Assisted Self-Administered Interview with an Interviewer Present; интервью с помощью компьютера в присутствии интервьюера) [1].

На базе электронных источников и компьютерных технологий развиваются новые методы и направления исследований общественных процессов, основанные на анализе больших массивов данных и документов. Научные результаты исследований, проведенных с использованием реальных данных, имеют важное социальное значение, повышается востребованность научных исследований обществом.

Социологи Республики Беларусь все чаще используют возможности ИКТ на разных этапах проведения исследований, хотя чаще всего ограничиваются простейшей обработкой данных на персональном компьютере.

Цель данной работы – представить основные возможности, которые предоставляют новые информационные технологии в рамках социологического исследования.

Задачи работы:

1) проанализировать место информационных технологий на разных этапах социологического исследования;

2) раскрыть основные возможности информационных технологий при проведении типичного количественного социологического исследования;

3) рассмотреть значение информационных технологий для проведения современного социологического исследования.

Глава 1.Современные ИКТ и социологические исследования

Информационные технологии – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники [6].

Информационные технологии – использование компьютеров для хранения, обработки и передачи знаний, а также способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В постмодернистских обществах использование информационных технологий является центральным фактором экономики, основой информационной революции, в рамках которой возможность переработки информации сама по себе является богатством [Цит. по: 1].

Информационные технологии в своем развитии прошли несколько этапов:

· ручной – основу информационных технологий на этом этапе составляло перо, чернильница и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления пакетов получателю;

· механический – для обработки информации использовались пишущие машинки со съемными элементами. Связь осуществлялась по общественной почте;

· электрическая обработка информации. Для ее обработки использовались электрические пишущие машинки со съемными элементами;

· компьютерные технологии – для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ), затем происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу и новым информационным технологиям, основу которых составляют: распределенная компьютерная техника, программное обеспечение и развитые коммуникации

· сетевые технологии – обработка, хранение и обмен информации осуществляется в сети [1].

Как и всякая технология, информационные технологии, предполагающие технологическое применение вычислительной техники, других технических средств, включает определенный набор материальных средств (носители информации, технические средства измерения ее состояний, обработки, передачи и т.д.) и способы их взаимодействия, специалистов и совокупность определенных методов организации работы. Целью создания и широкого распространения информационных технологий является решение проблемы информатизации общества (внедрения комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности).

Компьютерные информационные технологии предполагают:

· коллективную подготовку документов;

· возможность оперативной работы с графической информацией;

· представление числовых данных с помощью графических пакетов в виде различных видов графиков и диаграмм;

· оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;

· использование различных устройств ввода/вывода информации;

· использование пакетов прикладных программ для решения различных экономических задач: прогноза, балансовых и т.д.[1].

Таким образом, информационные технологии прошли длительный эволюционный путь, начиная от пера и заканчивая новейшими компьютерными технологиями. В процессе развития информационные технологии избавляют людей от тяжелого физического труда и выводят их на более качественный уровень. Считается, что широкомасштабное внедрение новых информационных технологий повысит результативность решений, принимаемых на всех уровнях управления. Это обеспечит, в свою очередь, не только рост экономических показателей развития народного хозяйства, но и достижение качественно нового уровня открытий в фундаментальных и прикладных науках.

ИКТ несут в себе большой потенциал усовершенствования проведения социологических исследований на этапе сбора, обработки и анализа информации. Во-первых, ИКТ могут быть использованы на подготовительном этапе исследования при формировании интервьюерской сети, проведении инструктажа, контроля за сбором информации и за ее качеством. Во-вторых, ИКТ занимают важное место в процессе первичного и вторичного анализа полученной информации. Так, при проведении оперативного социологического исследования именно современные ИКТ позволяют точно в срок собрать необходимые данные из разных регионов. В-третьих, ИКТ представляют незаменимый ресурс при подготовке аналитических отчетов и презентации полученных выводов заказчикам исследования. Новые графические средства позволяют презентациям быть высокоэффективными при небольших затратах.

Известно, что уровень телефонизации растет, в некоторых странах семьи имеют более одного номера. Это позволяет исследователям все чаще прибегать к телефонным опросам. Среди преимуществ телефонного опроса перед личным интервью (меньшая стоимость, большая оперативность, конфиденциальность и, следовательно, искренность ответов, обеспечивающие в конечном итоге большую стандартизацию процесса сбора данных) – и большая стандартность в способе доставки данных, если интервьюер работает на компьютере. Но одновременно с ростом телефонизации отмечается и рост числа лиц, использующих определители номера и автоответчики, и это обстоятельство представляется значительным препятствием для контакта с респондентами [9].

Технология проведения опросов в Интернет-форумах или телеконференциях относительно проста и не требует больших временных и финансовых затрат. Информация собирается на протяжении определенного промежутка времени. Для этого необходимо найти телеконференции с интересующей исследователя аудиторией. Целесообразно какое-то время следить за дискуссиями отобранных телеконференций, затем принять активное участие в них. После этого можно поместить в телеконференции вопросы, на которые исследователь ожидает получить ответы. Желательно размещать не весь опросник, а только его часть (ключевые вопросы). На полную анкету, которая расположена на Web-сайте, дается ссылка. Респонденты, как правило, охотнее принимают участие в таких опросах. При этом возможны определенные проблемы: искажение информации, неадекватное реагирование, незаполнение полного текста анкеты. Указанная технология хороша в случае, когда для опроса привлекается группа экспертов. Чаще используются открытые вопросы, требующие самостоятельного ввода ответов. Респонденты охотно дают свои ответы и комментарии в телеконференциях, они бывают полнее, чем при традиционном опросе [1, 2, 12].

Вопросник на компьютере – не просто экранная версия бумажного текста. Она позволяет автоматически разводить ответы на вопросы, основанные на предыдущем ответе респондента и тем самым уменьшать их взаимовлияние. Она ограничивает возможность фиксации респондентом нелогичного ответа, т.е. противоречащего ответу на предыдущий вопрос, поскольку дает выбрать только определенные, логически обоснованные варианты из всех предложенных. Без ухудшения общего впечатления от ответов она позволяет возвращаться назад и делать исправления, если респонденту это понадобилось. Можно предусмотреть лексику открытых ответов, и т.п. Иными словами, мы можем по ходу интервью программными средствами индивидуализировать вопросник, исходя из некоторых ответов каждого данного респондента.

Тем самым значительные усилия, которые тратятся на тренировку и инструктаж интервьюеров, можно не прилагать, переложив на компьютер многие человеческие функции и уменьшая шансы на ошибки интервьюеров, а также описки, опечатки, неточности, неразборчивость почерка и т.п. Снимается и ряд вопросов, связанных с ответами не по существу, с ошибками ввода данных, кодировкой и т.п. Эти преимущества вполне успешно используются любителями (профессионалами в других областях), предлагающими заполнять те или иные анкеты посетителям многих страничек в Интернете [2].

Специально завербованная (панельная) выборка — современная и надежная практика набора респондентов для online-исследований. Она формируется с помощью специально созданной Интернет-панели. Эта технология формирования выборки – самая совершенная с методологической стороны и дает возможность наиболее рационально управлять коммуникацией в среде Интернета. Интерактивно-коммуникационный процесс при проведении опросов через Интернет-панель особенно удачен с точки зрения сетевого этикета, что позволяет успешно привлекать пользователе к опросам. Интернет-панель – это постоянно формирующая и обновляющая» база данных потенциальных респондентов. Она включает респондентов, заполнивших предварительный вопросник, и распределяет их по группам (сегментам). Одна из главных задач Интернет-панели – сбор самых необходимых социально-демографических данных о респондентах. Благодаря им, исследователь может делать выборки, необходимые для каждого конкретного исследования. Информация, которую респондент добровольно сообщает о себе, сохраняется в тайне и не может быть использована в других, не заявленных в исследовании, целях. Она необходима для классификации респондентов в демографические сегменты. Исследователь определяет желаемые сегменты для конкретного onlinе-исследования и рассылает по электронной почте приглашения на участие в опросе тем респондентам, которые и них вошли. В некоторых случаях респонденты приглашаются к оnlinе-исследованию по телефону, обычной почте или лично. Приглашения содержат доступно изложенную информацию о проводимом оnline-опросе, инструкцию по заполнению анкеты и WWW-адрес, где расположен опросник. Вместе с приглашениями возможна и рассылка текстов анкет, если опрос проводится только по электронной почте [12, c. 120]. Интернет-панель помогает профессиональным исследователям избавиться от нерациональной рассылки приглашений к опросу по электронной почте по "слепому" списку адресов. В этой связи, очень важное преимущество Интернет-панели – возможность до начала исследования получить добровольное согласие респондента на участие в нём. Если респондент зарегистрировался, значит, он согласен на участие в оnline-исследованиях и готов не только получать электронные приглашения, но и адекватно реагировать на них.

Одним из новых методов социологических опросов сегодня в мире является SMS-опрос, который используется при помощи мобильной связи. Применение нового метода сбора информации – SMS-опроса SMS-опрос предусматривает, во-первых, электронное обращение исследователя к определенной группе людей – респондентов – с вопросами, содержание которых представляет собой изучаемую проблему. Во-вторых, – автоматическое составление и статистическую обработку полученных ответов, а также их последующую интерпретацию. При сравнении методов, использующихся в социологической практике, метод SMS-опроса эффективен в случаях:

· Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют (при проведении различных исследований средствами массовой информации довольно часто встает именно такая проблема, поэтому использование SMS-опроса может быть одним из способов ее решения).

· Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения (метод особенно важен при проведении исследования, охватывающего несколько географических объектов).

· Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

· В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Важным преимуществом использования SMS-технологий при проведении социологических исследований является гибкая и эффективная последующая обработка данных [2, 3, 10].

Таким образом, современные ИКТ могут применяться на разных стадиях социологического исследования. Появляются новые разновидности методов исследования. Однако основной вклад по «облегчению» работы социолога и раскрытию новых возможностей исследования в рамках традиционного анализа вносят, прежде всего, программные средства обработки статистической информации.

Глава 2. SPSS и его возможности в обработке социологической информации

Многомерный статистический анализ социологических данных предполагает, прежде всего, возможность проведения факторного анализа (ФА), кластерного анализа (КА) и регрессионного анализа (РА). Все эти возможности предоставляет наиболее популярный пакет статистической обработки данных в социальных науках – SPSS.

SPSS Statistics (аббревиатура англ. «Statistical Package for the Social Sciences» — «статистический пакет для социальных наук») — компьютерная программа для статистической обработки данных, один из лидеров рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований в социальных науках. Первое пользовательское руководство вышло в 1970 году в издательстве McGraw-Hill, а с 1975 года проект выделился в отдельную компанию SPSS Inc. Первая версия пакета под Microsoft Windows вышла в 1992 году. На данный момент существуют версии под MacOs X и Linux. В 2009 году компания SPSS произвела ребрендинг своего статистического пакета, который теперь стал называться PASW Statistics (Predictive Analytics SoftWare) [13].

Факторный анализ - это процедура, с помощью которой большое число переменных, относящихся к имеющимся наблюдениям, сводят к меньшему количеству независимых влияющих величин, называемых факторами. При этом в один фактор объединяются переменные, сильно коррелирующие между собой. Переменные из разных факторов слабо коррелируют между собой.

Таким образом, целью факторного анализа является нахождение таких комплексных факторов, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между переменными, имеющимися в наличии.

На первом шаге процедуры факторного анализа происходит стандартизация заданных значений переменных (z-преобразование); затем при помощи стандартизированных значений рассчитывают корреляционные коэффициенты Пирсона между рассматриваемыми переменными.

Исходным элементом для дальнейших расчётов является корреляционная матрица. Для понимания отдельных шагов этих расчётов потребуются хорошие знания, прежде всего, в области операций над матрицами; интересующимся подробностями советуем обратиться к специальной литературе. Для построенной корреляционной матрицы определяются, так называемые, собственные значения и соответствующие им собственные векторы, для определения которых используются оценочные значения диагональных элементов матрицы (так называемые относительные дисперсии простых факторов).

Собственные значения сортируются в порядке убывания, для чего обычно отбирается столько факторов, сколько имеется собственных значений, превосходящих по величине единицу. Собственные векторы, соответствующие этим собственным значениям, образуют факторы; элементы собственных векторов получили название факторной нагрузки. Их можно понимать как коэффициенты корреляции между соответствующими переменными и факторами. Для решения такой задачи определения факторов были разработаны многочисленные методы, наиболее часто употребляемым из которых является метод определения главных факторов (компонентов).

Если факторы найдены и истолкованы, то на последнем шаге факторного анализа, отдельным наблюдениям можно присвоить значения этих факторов, так называемые факторные значения. Таким образом, для каждого наблюдения значения большого количества переменных можно перевести в значения небольшого количества факторов [14].

Рис. 1. Диалоговое окно Factor Analysis (факторный анализ).

Таблица 1. Пример матрицы вращения в факторном анализе.



2019-12-29 589 Обсуждений (0)
Реферат на тему «Применение информационных технологий в социологических исследованиях» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реферат на тему «Применение информационных технологий в социологических исследованиях»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)