Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России.



2019-12-29 420 Обсуждений (0)
Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность темы данной работы обусловлена, прежде всего, местом и ролью института конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в системе фундаментальных ценностей современного демократического правового государства как основополагающего начала правового положения личности, коренного принципа правовой системы в целом. Представления о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина изменялись вместе с изменением исторических эпох, в том числе, и в России. На современное представление повлияли объективные предпосылки: распад СССР, процесс интеграции России в мировое сообщество.

Статья 2 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность, возлагаемая на государство. Из этого следует, что «священной» обязанностью Российской Федерации является создание всех условий, предпосылок, чтобы человек и гражданин мог пользоваться в полном объеме своими конституционными правами и свободами, а также исполнять конституционные обязанности.

Обосновывая актуальность темы исследования, следует обратить внимание на следующие существенные ее стороны:

Во-первых, Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года, впервые провозгласила естественные права и свободы человека, которые получили развитие в Конституции Российской Федерации 1993 года, в результате чего существенно повысились роль и значение конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Они определяют смысл, содержание и применение законов (ст. 18 Конституции РФ), а также носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.  

Во-вторых, одна из важнейших задач — добиться неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов в повседневной жизни всего общества и государственных структур. Ведущим направлением в деятельности государственных, муниципальных органов, должностных лиц, общественных объединений и каждой личности должно быть соблюдение принципа конституционной законности. Важнейшим показателем конституционной законности в их жизнедеятельности, является исполнение своих конституционных обязанностей.

В-третьих, в связи с вышеизложенным, возникает необходимость разрабатывать научно-теоретические, концептуально новые подходы, которые содержали бы научно обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства, укреплению правопорядка и формированию эффективной защиты прав человека. Отсюда следует, что необходимо глубоко и комплексно исследовать основные особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Целью данной работы является попытка проанализировать особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Основные задачи исследования вытекают из поставленной цели и могут быть сформулированы следующим образом:

- рассмотреть основные исторические вехи развития прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

- раскрыть имеющиеся в науке понятия элементов исследуемой проблемы;

- определить специфику и способы регулирования конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Структура работы определяется её целью и задачами и состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых источников и литературы.

Источниками информации для написания работы послужили: базовая учебная литература, статьи в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ", а также законы и иные нормативно-правовые акты.

Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России.

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а за тем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Последняя повлекла за собой полное обновление разд. II Конституции РФ 1978 года «Государство и личность». С этого началось приведение конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Последовал отказ в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству.

Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.

           1.  В действующей Конституции РФ впервые получил закрепление
принцип примата норм международного права в области прав человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и сво­боды человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Консти­туцией (ст. 17).

Среди таких основополагающих международных документов ООН надо назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Междуна­родный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); документы СБСЕ, Совета Европы — в частности, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и многие другие.

 

По советской концепции сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в СССР. Не разрешались какие-либо действия, связанные с проверкой применения на территории Союза норм международного права, с реализацией права обращения граждан в международные организации за защитой прав че­ловека, запрещалось создание каких-либо общественных формирова­ний, ставящих целью защиту этих прав.

Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответ­ствии с международными договорами Российской Федерации обра­щаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод челове­ка, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Признание роли общепризнанных прин­ципов и норм международного права означает необходимость измене­ния всех прежних основ статуса человека, закрепляемых в ранее дейст­вующих конституциях.

       2.  Для современной российской концепции прав человека характерен отказ от классового подхода при закреплении прав и свобод. Классовый принцип был важнейшим в реализации социалистиче­ской доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавле­ние. Отдельные лица и отдельные группы лиц лишались прав, которые ими использовались в ущерб интересам социалистической революции. Эта норма воспроизводилась и в Конституции РСФСР 1925 года.

В последующих конституциях как Союза ССР, так и РСФСР формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущ­ность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусмат­ривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-клас­совым признакам. Вместе с тем использование прав и свобод в полити­ческой области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а затем «в соответствии с целями коммунистического строительства».

Эти положения конституций свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.

Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, к нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».

Классово-идеологический критерий неприменим в демократическом, правовом государстве. Поэтому и в Конституции 1993 года одной из основ конституционного строя признано идеологическое и политическое многообразие. Права и свободы человека и гражданина не увязываются с его социальным статусом, принадлежностью к какому-либо классу, с приверженностью тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. Конституция признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.

3. В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение, прежде всего в том, что впервые, причем на конститу­ционном уровне, юридически признана категория «права человека».

В социалистической доктрине человек, его права в правовом, политическом аспектах не признавались как самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем понятием «гражданин». Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной.

Определенный шаг к выходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года и соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность». Однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». Лишь после принятия 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина понятие «права человека» получило и конституционное признание.

Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не сом падают по содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Вот почему Конституция, характеризуя этот статус, применяет оба понятия, фиксируя права и свободы и человека, и гражданина.

Понятие «права человека» подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательство государства во внутреннюю жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы. Понятие «права гражданина» исходит из незыблемых прав лично­сти как гражданина государства, определяет права и свободы человека именно в данном качестве.

В конкретном перечне прав и свобод в Конституции эти понятия в значительной части совпадают. В большинстве статей Конституции права и свободы адресуются каждому, в некоторых — гражданину. По­следнее относится к тем правам, которые вытекают из принадлежности лица к гражданству данного государства.

Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции прав человека является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.

В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя как основанного на принципах коллективизма перед буржуазным строем с его «индивидуализированным» человеком, вза­имным отчуждением людей.

Характерно, что в отличие от предшествующих революций в мире, в ходе которых провозглашались декларации прав человека и гражда­нина, революция 1917 года становление «социалистического» государ­ства в России ознаменовала Декларацией прав трудящегося и эксплуа­тируемого народа.

Принцип коллективности, коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.

В социалистической теории и практике такое соотношение не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как безусловное признание всеми социалистических ценностей, полное единство взгля­дов, неправомерность политических позиций, отступающих от господствующей идеологии. Так, в конституциях этапа «развитого социалистического общества», в которых впервые было применено понятие "народ", это обосновывалось тем, что в социалистическом государстве сложилась новая историческая общность людей — советский народ. В результате утверждения полного морально-политического единства всех классов и слоев общества.

По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, на приверженности одной идеологии, уже не подразумевается полное морально-политическое единство всеx граждан, фактически не достижимое ни в одном демократическом государстве. Люди всегда были, есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы.

Основа коллективности в современных условиях — объединение усилий всех государственных и общественных структур для создания условий, в возможно более полной мере удовлетворяющих интересы различных социальных слоев общества, для утверждения общественного согласия. Согласованные государственные решения должны дости­гаться не путем принудительного подавления политических оппонен­тов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выра­ботки общего подхода к той или иной проблеме.

       4.  Еще одной чертой новой концепции прав человека является от­ каз от характерного для социалистической теории принципа приоритета
государственных интересов перед интересами личности.

Этот принцип обосновывался тем, что государство само всеобъем­люще выражает и общественные, и личные интересы. Вследствие этого считалось, что у личности, как и у общества в целом, не может быть по­литических интересов, противоречащих государственным, олицетво­ряемым в политике КПСС, поскольку «воля партии — это воля наро­да». Если же такие интересы имелись, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствую­щую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороны госу­дарства. Одним из условий, обеспечивающих приоритет государствен­ных интересов, являлось глобальное огосударствление общества, всех его формирований, которыми оно было поголовно охвачено. Это приводило к отсутствию у нас гражданского общества, к трактовке полного единства государства и общества, понятий, не различаемых по опреде­лению.

Исходное начало действующего конституционного и текущего законодательства — признание человека, его прав и свобод высшей ценно­ стью. Государство уже не рассматривается как ассоциация, охватываю­щая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно трактуется как представитель общества, который несет перед ним, пе­ред гражданами, перед отдельным человеком определенные обязанно­сти и ответственность, прежде всего обязанность признания, соблюде­ния и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Признание взаимных прав и обязанностей получило законодатель­ное закрепление в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации».

       5.  Новое конституционное законодательство стоит на позициях
признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадле­жащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

       Советская теория исходила из постулата о том, что права предостав ляются гражданам социалистическим государством.       

Теория же о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не на материалистических представлениях, хотя эта исходная в области прав человека позиция школы естественного права общепризнанна. Она отражена во всех ме­ждународных документах о правах человека.

Конституционное закрепление прав и свобод граждан на разных этапах развития государства имело свои особенности.

В Конституции РСФСР 1918 года нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в качестве особого раздела. Наряду с иными нормами они получили отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конститу­ции, так и в ее разделе «Общие положения».

Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 года (в Конституции РСФСР 1937 года). Од­нако эта глава была одной из последних глав в ее структуре (гл. X Кон­ституции СССР).

В Конституции РСФСР 1978 года (вслед за Конституцией СССР 1977 года) был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и «Основ­ные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т. е. в начале Конститу­ции.

Значительно расширился перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоро­вья, жилища, на пользование достижениями культуры, свобода научно­го, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие. Конституция расширила содержание прав, закреплявшихся и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полно определила основные обязанности граждан. Были включены нормы об основах правового статуса ино­странных граждан и лиц без гражданства.

Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности сохранились и в этой Конституции «развитого социализма».

После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен — дан в но­вой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы чело­века и гражданина» (гл. 5) и «Обязанности граждан Российской Феде­рации» (гл. 6).

В Конституции РФ 1993 года нормы рассматриваемого институ­та содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 17-64). Сохраняя в качестве исходных принципы, провозглашенные в Дек­ларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция вместе с тем по сравнению с прежней юридически более точно раскрывает со­держание многих прав и свобод. Прежде всего, следует подчеркнуть, что определяющая для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конститу­ционного строя и включена в гл. 1 Конституции.

Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод и условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех прав и свобод, которые не подлежат такому отграничению.

Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл. 2 к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы (как это было в последней редакции прежнего Основного Закона), хотя нормы такого рода в ней содержатся. Данный подход можно объяснить тем, что конституционное провозглашение прав и свобод человека и граж­данина является центральной самостоятельной функцией Конститу­ции. Однако нет оснований для вывода о том, что обязанностям граж­дан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий прин­цип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей.

 



2019-12-29 420 Обсуждений (0)
Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)