Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТА



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из наиболее часто используемых индикаторов конкурентоспособности страны являются результаты ее внешнеэкономической деятельности, динамика и структура ее экспорта, востребованность ее товаров на внешних рынках и степень интегрированности в систему мировой торговли.

Как уже отмечалось ранее, огромное влияние на это оказывает проводимая страной внешнеторговая и промышленная политика, а также мероприятия по поддержке экспортноориентированных секторов. Факторы, определяющие экспортную конкурентоспособность можно представить в виде трех укрупненных блоков.

Создание стимулов (торговая и налоговая политики и политика обменного курса). Для повышения конкурентоспособности экспорта важнейшим требованием является создание экономического механизма, гарантирующего, что ресурсы – основные факторы производства и технологии – будут направлены в наиболее производительные сектора, которые могут быть конкурентоспособными в долгосрочном периоде, а также в наиболее эффективные предприятия. Для этого необходимо проводить тщательный анализ и отслеживать, как торговая, налоговая политика, политика обменного курса и рынка труда, бизнес среда взаимодействуют и влияют на принятие решений в области инвестирования, производства продукции и услуг, торговли.

Следует иметь в виду, что повышению конкурентоспособности экспорта может препятствовать наличие экспортных/импортных монополий (например, институт спецэкспортеров/импортеров), высокие тарифы на импорт, завышение обменного курса, действующие налоговые ставки, которые оказывают влияние на принятие инвестиционных решений, а также различные административные барьеры.

Следует отметить, что Беларусь имеет достаточно либеральный внешнеторговый (тарифный) режим, однако, по критерию «международная торговля» страна на протяжении многих лет занимает низкую позицию в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса». Например, в Ведение бизнеса 2010 она находилась на 129–м месте. Таким образом, в целом институциональная среда для осуществления внешнеэкономической деятельности не является благоприятной, что не может не отражаться на конкурентоспособности экспорта.

В 2009 г. в Беларуси был принят ряд нормативных актов направленных на либерализацию и дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности. В частности, значительно сократилось количество административных процедур, совершаемых государственными органами в сфере внешней торговли, а также произошло их упрощение. Одним из основных документов, направленных на дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности путем упрощения порядка проведения и контроля внешнеэкономических операций стал Указ Президента РБ № 104 от 19 февраля 2009 г. Согласно данному Указу достаточно сложная и трудоемкая процедура оформления паспорта сделки была заменена регистрацией сделки в течение одного дня в банке по заявительному принципу, были также расширены возможности проведения резидентами расчетов по внешнеэкономическим операциям, упрощены расчеты по внешнеторговым договорам, в частности, резидентам было предоставлено право с разрешения Национального банка РБ проводить расчеты по внешнеторговым импортным договорам без поступления товара на таможенную территорию РБ

Также ряд операций был выведен из-под действия валютного контроля. Одновременно следует отметить, что в 2009 г. в Беларуси была введена в постоянную эксплуатацию национальная автоматизированная система электронного декларирования, которая значительно сокращает и упрощает порядок уплаты таможенных сборов и пошлин.

Налоговую политику Беларуси нельзя назвать благоприятной для ведения бизнеса, стимулирования роста конкурентоспособности на внешних рынках и обеспечения притока прямых иностранных инвестиций в страну. Согласно данным Всемирного банка в Беларуси на уплату 107 налоговых платежей тратится 900 часов в год. В Беларуси одни из самых высоких в регионе налоги на зарплату (около 40%, по региону – 23.1%) и прибыль, а общая налоговая ставка составляет 99.7% (в странах Европы и Азии – 43.4%). По критерию «налогообложение» Беларусь заняла 183 место в рейтинге Ведение бизнеса 20103. Поэтому в 2009–2010 гг. был принят ряд нормативных актов, которые внесли существенные изменения в налоговое законодательство. В частности Указами Президента (№1, 592) были снижены ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения и расширена сфера его при менения. Однако наиболее важным с точки зрения совершенствования налогового законодательства стало принятие в декабре 2009 г. Закона Республики Беларусь «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения». Согласно данному Закону все плательщики могут по своему усмотрению выбирать, будут ли они платить налог на прибыль ежемесячно или ежеквартально, что позволит сократить затраты времени по администрированию данного налога.

Также был отменен ряд сборов и налогов, в частности, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, местный сбор с пользователей за парковку, снижена ставка налога на прибыль по дивидендам иностранных организаций с 24 до 12% при исчислении и уплате налога на приции ставок таможенного тарифа между Россией, и Беларусью для последней по 74.6% позиций не прошло никаких изменений, по 18.7% – пошлины понижены, а по 6.7% – повышены. После вступления в Таможенный союз Беларусь сохранила институт специмпортеров и государственную монополию на ввоз алкоголя, табака, рыбы и морепродуктов, также сохранен разрешительный порядок экспорта нефти и нефтепродуктов, удобрений, отходов и лома черных и цветных металлов и введено лицензирование импорта лекарственных средств.

Беларусь также сохранила «исключительное право» на экспорт калийных удобрений. Предполагается, что за счет упрощения порядка применения НДС и налога на прибыль количество платежей налогов уменьшится с 80 до 24 в год, что позволит снизить затраты рабочего времени на уплату налогов и предоставление налоговой отчетности.

Сокращение издержек, связанных с торговлей (основные услуги и затраты на производство, например, энергия, телекоммуникационные, транспортные, связанные с прохождением таможенных процедур и т.д.). В современном глобализирующемся мире, очень важно, чтобы предприятия имели доступ к основным услугам, производство которых является эффективным, поскольку если они будут платить за электроэнергию, транспортные телекоммуникационные и финансовые услуги, таможенную очистку и т.д., больше чем зарубежные фирмы, их товары вряд ли будут конкурентоспособными на внешних рынках. Поэтому повышение эффективности функционирования инфраструктурных секторов является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности экспорта. Важным компонентом в данном блоке является образование и обеспечение переподготовки рабочей силы, для секторов и предприятий, в которых отмечается высокий рост производства и экспорта. Согласно оценкам Хуммлеса (1999), у экспортера, имеющего издержки на транспортировку ниже на 1%, чем у конкурентов, удельный вес продукции на рынке данного товара вырастает на 5–8%. Лимао и Венаблес (2001) посчитали, что транспортные издержки на 40–60% зависят от качества инфраструктуры, В свою очередь Франкоис и Маньшин (2007) показали, что успехи в экспорте зависят от уровня развития и доступа к телекоммуникационной инфраструктуре, бизнес среды, качества институтов, в том числе отвечающих за исполнение условий договора, а также от уровня экономической свободы в целом. Отчеты Всемирного банка «Ведение бизнеса» подтверждают данные выводы.

 

Таблица 1 – Позиция Беларуси в рейтинге Ведение бизнеса

 

2010

2009

изменение рейтинга

общее место

58

82

"+"24

регистрация предприятия

7

98

"+"91

получение разрешений на строительство

44

62

"+"18

наем рабочей силы

32

40

"+"8

регистрация собственности

10

13

"+"3

кредитование

113

109

"-"4

защита интересов

109

105

"-"4

налогообложение

183

183

0

международная торговля

129

134

"+"5

обеспечение исполнения контрактов

12

14

"+"2

ликвидация предприятий

74

74

0

Источник: Ведение бизнеса 2010: проведение реформ в трудные времена. Всемирный банк, МФК.

 

В последние годы правительство Беларуси предприняло ряд шагов по либерализации условий осуществления экономической деятельности, улучшению бизнес климата, устранению излишних административных барьеров (в сферах регистрации, стандартизации, сертификации, лицензирования, санитарных и противопожарных норм и т.п.), сдерживающих развитие бизнеса.

Результатом этой работы стало существенное повышение позиции страны в рейтинге Всемирного банка (Ведение бизнеса 2010), в котором Беларусь заняла 58-е место из 183 стран, поднявшись за два года с 115 места. Страна вошла в число 10 стран-лидеров, наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности и была признана четвертой в мире из самых активных реформаторов.

Однако, несмотря на большое количество принятых в 2009 г. нормативных актов, направленных на либерализацию экономической деятельности, в рейтингах ряда международных организаций, Беларусь по-прежнему занимает низкие места. Так, согласно рейтингу Heritage Foundation по индексу экономической свободы Беларусь заняла в 2009 г. 150-е место из 183 стран, по восприятию коррупции, Transparency International – 139-е место.

Следует отметить, что одним из необходимых условий полномасштабной либерализации экономики Беларуси является не просто принятие нормативных актов, затрагивающих те или иные сферы экономической жизни, а проведение комплексных структурных реформ, которые, несомненно, положительно скажутся на конкурентоспособности экономики в целом и внешней торговли в частности.

Обращает на себя также внимание тот факт, что, согласно оценкам Всемирного банка, по состоянию институциональной среды для торговли Беларусь находится на достаточно низком месте в мире (см. табл. 2), что, несомненно, не способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Например, по индексу логистики – показателю, который рассчитывается на основе опроса 1000 респондентов и отражает их восприятие состояния логистики (по семи ключевым аспектам), Беларусь ухудшила свою позицию и передвинулась с 74 на 110 место. По показателю «торговля через границу» (Ведение бизнеса), оцениваемому на основе шести показателей: количеству документов, необходимых для осуществления экспортных/импортных операций, количеству дней, которые необходимо затратить, на экспорт/импорт, издержкам (USD на один контейнер) на экспорт/импорт, Беларусь заняла 129 место из 183 стран. По показателям состояния финансирования внешнеторговых сделок (trade finance) Беларусь также занимает очень низкие места. Так, по показателю «экспортные кредиты», характеризующему объем выданных и застрахованных экспортных кредитов, а также их отношение к общему объему экспорта, Беларусь находится на 85 из 153 месте в мире.

 

 

Таблица 2 - Институциональная среда для торговли (занимаемое место в классификации)

 

  Беларусь

      

Европа и Ц. Азия

Мир

 

2005-2008

2006-2009

2006-2009

2006-2009

индекс логистики

74

110

84

82

торговля через границу

141

129

100

91

экспортные кредиты, USD млн

93

85

95

100

экспортные кредиты

159

153

102

89

в % к общему объему экспорта

 

 

 

 

Источник: World Trade Indicators, World Bank.

 

Преодоление неэффективности рынка и государственного регулирования (налоговые стимулы для экспорта, создание СЭЗ и кластеров, содействие развитию экспорта, инновации, стандарты и сертификация, конкурентоспособность промышленности и т.д.). Например, экспортеры зачастую несут достаточно высокие невозвратные издержки, связанные с необходимостью сбора информации о новых рынках, развития каналов сбыта, адаптирования продукции к вкусам и стандартам потребителей на зарубежных рынках и т.д. Именно такого рода затраты являются препятствием для выхода на внешние рынки. Поэтому правительство в целях повышения конкурентоспособности экспорта должно предоставлять предприятиям налоговые и финансовые стимулы (экспортные кредиты и гарантии по ним, возврат таможенных пошлин, бесплатное размещение товаров в таможенных складах и т.д.). Для повышения конкурентоспособности. Государство, помимо проведения определенной экономической политики должно предпринимать ряд действий, направленных на стимулирование развития экспорта через формирование кластеров и особых экспортных зон, а также создание различных институциональных образований, например, путем учреждения инвестиционных агентств, органов, содействующих экспорту, технологическим инновациям. При этом важно, чтобы все они были элементами единой политики, а не существовали сами по себе, поскольку в этом случае эффективность их функционирования будет достаточно низкой.

Например, как показывает международный опыт, успехи особых экспортных зон во многом объясняются тем, насколько тесно данные зоны связаны с экономикой страны, а не только эффективностью инфраструктуры и качеством нормативно-правовой базы. Только если политика в отношении привлечения ПИИ и, соответственно, работа инвестиционных агентств взаимоувязаны с промышленной и инновационной политикой страны, можно ожидать, что прямые иностранные инвестиции действительно будут служить долгосрочным целям развития и способствовать росту конкурентоспособности.

В Беларуси на сегодняшний день создано и функционирует шесть свободных экономических зон (СЭЗ): «Минск», «Брест», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест» и парк высоких технологий. В их задачу входит увеличение экспортного потенциала, развитие новых и высоких технологий, импортозамещающих производств. Однако на практике экспортной специализацией СЭЗов является тара пластмассовая (9.9% вобщей структуре экспорта свободных экономических зон), рыбные консервы (7.1%), мебель и части к ней (6.8%), волокна синтетические (5.8%), колбасные изделия и мясные консервы (5.6%), полиацетали и полиэфиры простые (4.8%), чулочно-носочные изделия (4.4%). Основной рынок сбыта товаров, произведенных в СЭЗах, находится в странах СНГ, преимущественно в России, поставки в страны дальнего зарубежья из свободных экономических зон незначительны и составляют только 11% от общего экспорта по данному географическому направлению. К тому же, экономическая эффективность деятельности предприятий в свободных экономических зонах находится на низком уровне. Так доля убыточных организаций по всем резидентам СЭЗ составляет 20.2%, в том числе СЭЗ «Брест» – 27.4%, СЭЗ «Витебск» – 27.3%, СЭЗ «Минск» – 26%, СЭЗ «Гродноинвест» – 13%, СЭЗ «Гомель-Ратон» – 11.1%.

Таким образом, можно констатировать, что существующие в Беларуси свободные экономические зоны не способствуют повышению конкурентоспособности экспорта. Принимая во внимание, что Беларусь относительно небольшое государство, следует тщательно рассмотреть целесообразность существования такого количества экономических зон.

Во-первых, СЭЗ могут создавать эффекты, подобные китайскому «раундтриппингу», когда внутренние инвестиции направляются за границу, а затем возвращаются назад в виде иностранных, для получения льгот, предусмотренных режимом СЭЗ.

Во-вторых, политика создания СЭЗ должна быть четко связана с промышленной политикой и ее приоритетами.

В-третьих, создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов СЭЗ недостаточно для достижения успеха в повышении конкурентоспособности страны.

Поиском и привлечением стратегических инвесторов и долгосрочных инвестиций в экономику Беларуси занимается Национальное инвестиционное агентство, которое также занимается пропагандой инвестиционных возможностей страны за рубежом. Однако пока его деятельность нельзя назвать успешной в силу ограниченности финансовых и кадровых ресурсов, недостатка опыта и более общих проблем, связанных с инвестиционной привлекательностью Беларуси. В соответствии с Указом Президента № 413 от 6 августа 2009 г. в Беларуси также создан институт инвестиционных агентов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. В их задачи должно входить содействия инвесторам в сопровождении инвестиционных проектов (при их подготовке и реализации), оказание инвесторам консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг, а также услуг по разработке документов, необходимых для реализации этих проектов.

Важным фактором, оказывающим влияние на конкурентоспособность экспорта страны, является также степень участия предприятий в глобальных производственных цепочках. Изменения, происходящие в системе производства, каналах сбыта, на финансовых рынках, которые ускоряются за счет глобализации, развития информационно-коммуникационных технологий, подтверждают вывод о том, что все больше внимания следует уделять взаимодействию с глобальными производителями и продавцами, без которого все сложнее становится попадать на международные рынки. Участие в глобальных производственных цепочках также очень важно с точки зрения получения новых технологий, внедрения новых стандартов и требований к качеству.

Оценить степень и характер участия страны в процессе глобализации и то, насколько ее производство связано с прямыми иностранными инвестициями, позволяет индекс транснационализации ЮНКТАД, рассчитываемый как среднее из четырех показателей (ПИИ в процентах к внутренним валовым инвестициям за последние три года, накопленные ПИИ в процентах к ВВП, доля вновь созданной стоимости филиалов иностранных компаний в ВВП и доля филиалов иностранных компаний в общей занятости). Как показывает данный индекс, Беларусь является наименее транснациональзированной страной в регионе. Значение этого показателя у страны равно 3, что в четыре раза ниже, чем в России, почти в шесть раз ниже Молдовы и в 7.5 раз меньше Украины.

Конкурентоспособность экспорта не может не ассоциироваться с тем, насколько производительной является ее промышленность u1087 по сравнению с другими странами. Несомненно, это является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность экспорта страны, поскольку, например, экспортные субсидии могут улучшить показатели внешней торговли,однако в долгосрочном периоде эти показатели будут зависеть именно от совокупной производительности факторов производства в основных секторах экономики. Конкурентоспособность в терминах издержек может быть определена как наличие более низких средних затрат на производство единицы продукции (или равных) по сравнению с другими странами. Однако мы можем говорить о потере конкурентоспособности, только если страна теряет долю наосновных экспортных рынках в связи с повышением производительности у основных стран-конкурентов.

Согласно расчетам Международного торгового центра ЮНКТАД, в Беларуси самым неконкурентоспособными по издержкам являются товары, относящиеся к информационнокоммуникационным технологиям, относительная стоимость которых в 3.5 раза выше, чем в среднем по миру. Вместе с тем, по достаточно большому количеству экспортируемой продукции относительная стоимость единицы товара меньше среднемировой (продукция химической промышленности, электронное и неэлектронное оборудование, транспорт, разные промышленные товары), т.е. их конкурентоспособность с точки зрения издержек является достаточно высокой. Следует отметить, однако, что такой параметр как качество также очень важен с точки зрения конкурентоспособности (см. табл. 3).

 



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)