Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коэффициенты выявленных сравнительных преимуществ



2019-12-29 1013 Обсуждений (0)
Коэффициенты выявленных сравнительных преимуществ 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время существует несколько возможностей проведения оценки конкурентоспособности той или иной страны в мировой торговле, основываясь на ее сравнительных преимуществах. В то же время обилие методов не позволяет дать однозначную оценку сравнительным преимуществам той или иной страны из-за различий в методиках подсчета соответствующих индексов.

Одним из наиболее известных показателей, позволяющих оценивать сравнительные преимущества страны, является индекс Балашша (Balassa). Он исследовал структуру экспорта товаров, полагая, что она в наилучшей степени отражает имеющиеся у страны сравнительные преимущества и предложил формулу, согласно которой страна может быть определена как специализирующаяся на экспорте определенного товара, если у нее рыночная доля этого товара выше, чем средний показатель по странам мира, либо если доля товара в экспорте выше, чем его доля в экспорте стран соответствующего региона. Согласно этому индексу, страна демонстрирует (выявляет) сравнительные преимущества в торговле товаром, для которого показатель выше. Это означает, что экспорт товара выше, чем ожидалось на основе данных о его востребованности в общем объеме экспорта данного региона. На сегодняшний день индекс Б. Балашша является наиболее распространенным методом расчета сравнительных преимуществ, на основе которого позже были разработаны новые, более соответствующие современным экономическим реалиям индексы.

Несколько лет спустя появился так называемый «альтернативный RCA», вычисляемый для характеристики исключительно внутристрановой торговой деятельности. Этот метод измерения RCA признает возможность одновременно экспорта и импорта того или иного товара:

RCAa = (Xij Mij) / (Xij + Mij)

где, RCAа – коэффициент выявленных сравнительных преимуществ для страны,

Xij: экспорт продукта j из страны i,

Мij: импорт продукта j из страны i.

Основываясь на индексе Балашша, Фольрат в 1991 г. предложил еще три способа расчета RCA, на основе которых вывел следующие показатели: относительные преимущества в торговле (RTA), логарифм относительного преимущества экспорта (RXA), показатель конкурентоспособности (RC). Последние два показателя, согласно Фольрату, рассчитываются по региону. Положительные значения всех трех показателей позволяются выявить в стране

сравнительные преимущества (высокую конкурентоспособность), в то время как отрицательные значения говорят о сравнительных недостатках (низкой конкурентоспособности).

Однако существует проблема в использовании всех вышеперечисленных методик расчета, т.к. на показатели структуры торговли оказывает влияние проводимая правительством политика, что соответственно ведет к искажению данных о сравнительных преимуществах.

Таким образом, импортные ограничения, экспортные субсидии и другие виды протекционистской политики правительств могут в определенной степени исказить индексы RCA. В связи с этим экономисты пытаются ввести в уравнения дополнительные переменные, чтобы нивелировать последствия такого рода государственного вмечательства. Ферто и Хаббард (2003 г.) используют в расчетах так называемый номинальный коэффициент помощи (NAC), высчитанный по методике ОЭСР для фильтрации последствий возможных искажений. Гриуэй и Милнер (1993 г.) советуют использовать основанную на ценах величину RCA, которую назвали «неявные выявленные сравнительные преимущества» (IRCA), чтобы избавиться от искажений после вмешательства со стороны государства.

Таким образом, на сегодняшний день существует многообразие методов расчета индексов сравнительные преимущества. При этом необходимо иметь в виду, что при одновременном использовании целого ряда альтернативных индексов RCA, приводимых в литературе для оценки сравнительных преимуществ, могут возникнуть некоторые противоречивые результаты. Также важно отметить, что даже самые известные методы – Балашша и Фольрата –

основываются на разных концепциях, и, следовательно, не могут быть в полной мере сопоставимы. Более того, стабильность результатов RCA-индексов уже были поставлены под сомнения (Йейтс, 1985; Хинлупен и Ван Маревийк, 2001), а потому к их использованию необходимо относится с определенной долей осторожности.

При анализе конкурентоспособности внешней торговли Беларуси нами были использованы классические индексы выявленных сравнительных преимуществ (ВСП – RCA), характеризующие конкурентоспособность товаров на внешних рынках. В том случае, когда индексы рассчитывались для конкретных рынков они представляли собой «индексы специализации экспорта» (ИСЭ – ESI).

 

Таблица 4 – Коэффициенты выявленных сравнительных преимуществ

 

Вне СНГ

 

Казахстан

Россия

Украина

1999 2008 1999 2008 1999 2008 1999 2008
  Живые животные и продукты   0.16   0.28   1.48   3.53   1.77   2.97   0.14   0.64
Алкогольные и безалкогольные напитки, табак 0.74 0.15 0.00 0.06 1.09 0.13 0.02 0.00
Полуфабрикаты и сырье 1.71 0.45 0.26 0.10 1.06 0.44 1.05 0.21
Пробка и древесина 4.63 2.30 1.16 0.97 0.58 0.56 2.17 0.16
Текстильное волокно 3.42 2.72 0.28 0.05 6.61 4.34 4.90 3.00
Топливо, смазочные материалы 2.34 4.08 0.00 0.11 0.22 0.03 4.85 3.42
Продукция химпром 2.60 2.05 0.93 0.63 0.87 0.43 0.86 0.87
Медицинская и фармацевтическая пром-ть 0.17 0.03 3.71 0.95 0.76 0.15 0.48 0.05
Пластик в первонач. формах 0.66 0.24 0.05 0.63 1.31 0.83 1.79 1.53
Пластик в непервонач. формах 0.06 0.05 1.21 2.02 0.85 1.58 0.78 0.51
Промышленные товары 1.26 0.70 1.73 1.42 1.56 1.61 1.45 0.85
Изделия из резины 1.34 1.57 18.33 11.73 3.65 3.00 3.47 3.19
Изделия из древесины и пробки 3.06 1.71 0.89 9.42 1.18 2.21 1.64 3.24
Черные металлы и сталь 2.85 1.41 0.03 0.14 1.26 1.46 0.45 0.72
Изделия из металлов 1.08 0.51 2.65 1.24 1.73 2.09 1.79 0.77
Машины, транспортное оборудование 0.32 0.13 1.06 1.14 0.88 1.11 0.64 0.67
Электрогенераторные установки 0.28 0.08 0.71 0.70 0.77 0.89 0.54 0.31
Специальные промышленные установки 1.43 0.60 1.75 4.75 2.53 3.34 2.22 2.96
Металлообрабатывающие станки 0.40 0.08 0.04 0.49 0.63 1.10 0.41 0.55
Промоборудование общего назначения 0.17 0.07 0.61 1.06 0.86 0.98 0.90 0.48
Офисное оборудование 0.00 0.00 0.00 0.00 0.05 0.02 0.01 0.00
Телекоммуникационное оборудование 0.07 0.00 0.04 0.03 0.38 0.08 0.07 0.01
Электрические машины и аппараты 0.21 0.10 0.63 0.51 0.69 1.09 0.61 0.44
Дорожные транспортные средства 0.56 0.21 2.94 1.98 1.63 1.80 0.96 1.14
Прочее транспортное оборудование 0.01 0.01 0.25 0.48 0.02 0.09 0.06 0.04
Разные промышленные товары 0.85 0.22 0.87 1.09 0.99 1.09 0.41 0.28
Прочие 3.08 0.17 0.00 0.01 0.67 0.81 0.00 0.02

Источник: расчеты на основе данных COMTRADE.

 

Индексы выявленных сравнительных преимуществ10 по основным группам товаров представлены в табл. 4. Они были проведены отдельно для экспорта в Россию, Украину и Казахстан – основных партнеров по СНГ, а также для стран дальнего зарубежья. Как показывают результаты расчетов, в 1999–2008 гг. на рынках России и Казахстана Беларусь имела сравнительные преимущества в торговле продукцией пищевой промышленности, пластиками, изделиями из металла, а также из древесины и резины, причем по большинству из вышеназванных позиций за исключением последней в анализируемом периоде наблюдался рост ВСП. Усиление экспортной специализации по машинам, оборудованию и транспорту происходило за счет роста конкурентоспособности на рынках данных стран по специальным промышленным установкам и транспортным средствам (последнее верно только для российского рынка, так как в Казахстане сравнительные преимущества по данной группе товаров снизились). Следует также обратить внимание на то, что по промышленному оборудованию общего назначения отмечался рост коэффициента ВСП, что свидетельствует о возможности появления в ближайшем будущем сравнительных преимуществ по данной группе товаров.

Индекс выявленных сравнительных преимуществ (RCA) рассчитывался по формуле Бела Балашша (Bela Balassa) как индекс специализации экспорта, т.е. он вычислялся а для рынков России, Украины и Казахстана и стран вне СНГ. Значение индекса RCA, превышающие, свидетельствует о наличии сравнительных преимуществ и наоборот.

На рынке Украины, а также России традиционно конкурентоспособной была продажа текстильных волокон, однако, по данной товарной позиции наблюдалось снижение ВСП. Пред метом специализации белорусского экспорта в Украине было также топливо и смазочные материалы, пластики, изделия из резины и из древесины, хотя по данным товарам (за исключением изделий из древесины) наблюдалось ослабление конкурентных позиций. Из группы инвестиционных товаров сравнительными преимуществами на украинском рынке обладали специальное промышленное оборудование и транспорт, причем индекс ВСП по ним улучшался. Однако следует отметить, что в целом белорусские инвестиционные товары (машины, оборудование, транспорт) не были конкурентоспособными на украинском рынке.

В странах дальнего зарубежья Беларусь специализировалась на продукции химической промышленности, а также топливе и смазочных материалах, причем рост конкурентоспособности отмечался только по последней группе. Хотя в целом по группе полуфабрикаты и сырье за исключением топлива белорусские производители потеряли конкурентоспособность в 2008 г. по сравнению с 1999 г., отдельные товары, такие как древесина и текстильное волокно по-прежнему имели сравнительные преимущества на рынках вне СНГ. Такая же ситуация наблюдалась и по группе промышленных товаров, которые в целом были неконкурентоспособными в дальнем зарубежье, за исключением черных металлов, изделий из древесины и из резины, причем по двум первым из вышеупомянутых подгрупп сравнительные преимущества ощутимо снизились. По машинам, оборудованию в 1999–2008 гг. экспортная специализация отсутствовала, в том числе по такой традиционной статье экспорта как транспорт, поскольку данные товары были неконкурентоспособны на рынке вне СНГ.

Следует отметить, что в 1999 г. подгруппа специальные промышленные установки имела сравнительные преимущества в дальнем зарубежье, однако к 2008 г. они были утеряны. Для того чтобы количественно оценить происходили ли в 1999–2008 гг. в торговле изменения структуры выявленных сравнительных преимуществ были рассчитаны коэффициенты корреляции. Как свидетельствуют расчеты, существенных сдвигов в экспортной специализации Беларуси на рынках России и Казахстана не произошло, и структура сравнительных преимуществ осталась практически прежней (коэффициент корреляции 0.84 – 0.85). На рынках вне СНГ и Украины экспортная специализация в 2008 г. отличалась от 1999 г., однако, изменения не были кардинальными (коэффициент корреляции 0.75).

Данные табл. 4 свидетельствуют о неблагоприятных сдвигах в экспортной специализации Беларуси от товаров с высокой добавленной стоимостью, по которым ранее имелись сравнительные преимущества, по крайней мере, на рынках СНГ в сторону полуфабрикатов и товаров, при производстве которых преимущественно используется сырье (природные ресурсы).

 



2019-12-29 1013 Обсуждений (0)
Коэффициенты выявленных сравнительных преимуществ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коэффициенты выявленных сравнительных преимуществ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1013)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)