Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы существования сетературы



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Формы существования сетературы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Интернете существуют разные литературные формы, находящиеся в пределах Сетературы в узком смысле этого слова. Некоторые из этих форм литературы представляются как игры; другие являются более серьезными, и они имеют в большинстве случаев более технический характер. Фактически они определяются в трех основных формах сетевой литературы: гипертекст, коллективное творчество или многоавторность и, наконец, автоматическая обработка текста.

 

Гипертекст - это возможность связывать гиперссылками электронные тексты. Практически, это значит, что в тексте можно "маркировать" (отличать) какое-нибудь слово или какую-нибудь фразу. Если кто-то щелкает мышкой на эту маркировку, то тогда появляется текст, рисунок или звуковой отрывок (фрагмент), связанный с ней через ссылку. Таким образом получается текст с не-линейной структурой данных.

Существует два основных вида гипертекста:

А) «Елка с игрушками»: в принципе похож на подстрочные сноски в "традиционном" тексте, но перемещенные в Интернет вышеописанным образом.

Б) «Сад расходящихся тропок»: Гипер-книга предлагает читателям какой-то выбор глав. Читатель может просмотреть эти главы разными способами, и при этом создается впечатление чтения нескольких отдельных произведений. Этот метод уже гораздо старше, чем сам Интернет. Известные примеры «hypertext fiction» можно найти в творчестве таких писателей, как Борхес, Кортасар, Набоков и Павич. Не случайно каждый из них более или менее связан с постмодернизмом.

Современных экспериментов в Сети существует немного, особенно на русском языке. Стоит упомянуть следующие опыты: рассказ в гипертексте «Свалка» Юлии Морозовой и два опыта Георгия Жердева (которые также можно отнести к Мультимедийной Литературе).

Очевидно то, что гипертекст, как особенно сетевой жанр, оказывается технически довольно недоступным, и, может быть, поэтому используется до сих пор только в редких экспериментах. Все-таки гипертекст предоставляет широкий спектр возможностей, потому что ссылки не всегда связаны с текстом, но их также можно связать с изображением, звуком и фильмом, как это уже было описано выше.

 

Коллективное творчество также называется интерактивной литературой.

А) Гестбук (Гостевая книга или guestbook). Понятие «Гестбук» означает, что все желающие могут высказывать свое мнение по поводу какой-нибудь публикации.

Жаль, что это довольно быстро превращается в обыкновенную брань по отношению к инакомыслящим и, сверх того, это может быть бесконечно. Несмотря на это, Дмитрий Кузьмин видит в гестбуках в Интернете возможное завершение «настоящего» эпистолярного романа.

Б) Буриме, Сад расходящихся хокку и Ренга.

Это немного другой вид коллективного творчества или многоавторности - это так называемый «Буриме» (по-французски: les bouts riment - концы рифмуются). Эта стихотворная игра (рифмованная игра) возникла в 17-ом веке во дворце Луи XIV. Буриме постепенно распространялся по всему миру и до шестидесятых годов нашего века остался популярной игрой в России. В Интернете Буриме снова оживил компьютерный специалист и программист Дмитрий Манин, который создал программу, дающую возможность снова "играть" в Буриме в новой версии, приспособленной к компьютеру. Буриме при этом стало Сетевой игрой, в которой компьютер, как машина, является частью процесса создания.

Принцип игры в Буриме таков: игрок получает "пару рифм", которая составляет конец стиха. Эта "пара рифм" выбирается Манинской компьютерной программой из особенного словаря. А начало к заданному концу стиха дополняется игроком в как можно лучшей форме. И в итоге, невозможно узнать, кто действительный автор созданной поэмы. Сверх этого, игроку надо позаботиться о том, чтобы его Буриме отвечало заданной рифме. Если его Буриме получается "плохим", программа его исключает. "Хорошее" Буриме принимается в состав данных этого сайта.

Существуют и другие коллективные игры, - например, «Сад расходящихся хокку» и «Ренга» .

Ренга – (по оригинальному названию Хокку) - это образ поэзии со ссылками, который очень подходит к пределам Интернета, и который особенно хорошо годится для многоавторности.

Кто-то начинает с трехстишием, и два других игрока отдельно добавляют их собственное двухстишие. Таким образом, уже существуют две танки, к которым другие участники в игре могут добавить свои дополнительные стихи. Наконец получается большое количество разных стихов со строфами, общими только до определенной степени. Пример такого русского Ренга-сайта - вышеупомянутый «Сад расходящихся Хокку» (см. Рисунок 2). Графически ренга выглядит, как родословное дерево, в котором читатель, при помощи ссылок, может искать свой любимый вариант. Или, если он захочет, он сможет и добавить туда свой стих. В связи с этим говорится о рождении "активного читателя" или "читателя-игрока", как эволюции, параллельной развитию литературы в WWW.

Во всех этих видах коллективного творчества заметно, что им почти без исключения наклеивается ярлык "игра". Это подчеркивание игры, а не литературы, вызывает вопросы. И прежде всего: действительно ли что-то не в порядке, когда подчеркивается именно этот игровой подход?

 

Существует также и такой вид сетевого творчества, который получил название «автоматической обработки текста». Под «автоматической обработкой текста» понимаются такие же вышеописанные игры и образы, характеризующиеся большой динамикой, при которых понятие "читатель-игрок" является немаловажным.

 

Иследователи полагают, что множество литературных конкурсов, журналов и изданий в Интернете также принадлежат к динамическому аспекту Сетературы, потому что они умеют обеспечивать постоянный «Update» их информации, в противоположность «традиционным» двойникам, с их ограниченным количеством изданий.

Кроме этого, и здесь «читатель-игрок» занимает важное место как критик или/и участник в литературных конкурсах.

Вот несколько примеров таких сайтов. Во-первых, «Тенета» (http://teneta.rinet.ru/) (см. Рисунок 3), где, между прочим, обсуждается Сетература, как профессиональным, так и сетевым жюри. Представление кандидатов делается назначенными для этого людьми, которые сразу и упоминают, на каком сайте они нашли выбираемые ими произведения.

Другой тип конкурса, это «Арт-ЛИТО» (http://www.lito.spb.ru/) (см. Рисунок 4), который, однако не воспринимает Сетературу в узком смысле этого слова, но исключительно литературу, которая без проблем переносится на бумагу; они так делают, имея в виду «традиционную» публикацию творчества лауреатов. И здесь писательское жюри и голосование посетителей сайта определяют, кто «выиграет».

 

Рис. 2 - «Сад расходящихся хокку»

Рис. 3. -«Тенета»

Рис. 4. - «Арт-ЛИТО»

Вокруг Интернета и возникновения Сетературы в России несколько лет назад уже завязалась яркая дискуссия. Речь идет о ценности Сетературы, как литературного движения, и о влиянии ее на "традиционную литературу".

Главный вопрос здесь такой: игра или литература? И как это уже выше было упомянуто: действительно ли что-то не в порядке, когда подчеркивается игровой элемент? Разве это не исключит возможный литературный характер?

Интернет имеет важное влияние на современную культуру и, вероятно, приведет к постоянным изменениям в общении между людьми. В России Интернет очень быстро развивается и Сетература оказывается частью этого развития. Также, благодаря Интернету, Россия (снова) может свободно "встретиться" с Западом и с Востоком, что уже имеет выражение в Сетературе с ее японскими влияниями.

С другой стороны, нельзя не отметить, что пока только небольшое количество занимается Сетературой. И поэтому еще не ясно, является ли Сетература новым литературным движением.

Однако тот факт, что обновление, к примеру, на сайте «Тенета» происходит несколько раз в день, свидетельствует о популярности сетературы и постепенном возрастании ее авторитета.

 



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Формы существования сетературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы существования сетературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)