Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2 Близость Интернета и гуманитарного знания



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Глава 2 Близость Интернета и гуманитарного знания 0.00 из 5.00 0 оценок




Аспирант

Кафедры русской литературы

Шавель Алеся Александровна

Руководители:

Профессор

Гончарова-Грабовская Светлана Яковлевна

Ст. преподаватель

Апанасевич Татьяна Антоновна

Минск – 2010 г.

Оглавление

 

Оглавление. 2

Список обозначений к выпускной работе. 3

Реферат на тему «Роль Интернета в развитии современной литературы». 4

Введение. 4

Глава 1. Обзор литературы (степень исследованности вопроса) 7

Глава 2 Близость Интернета и гуманитарного знания. 10

2.1. Специфические типы Интернет-ресурсов. 14

2.2. Википедия и «вики-процессы» как пример нового типа гуманитарной работы.. 16

2.3. Идея интерактивной художественной литературы.. 18

Глава 3. Влияние Интернета на литературу. 20

3.1. Аналогии между библиотеками и Интернетом (внешнее влияние) 20

3.2. Феномен «сетевой литературы» (внутреннее влияние) 22

3.2.2. Понятие сетературы.. 22

3.2.2. Формы существования сетературы.. 26

3.2.3. Блогосфера как способ существования сетературы.. 32

Глава 4. Концепция поэтапного влияния Интернета на литературу. 33

Заключение. 38

Список литературы к реферату. 40

Предметный указатель к реферату. 42

Список иллюстраций. 43

Интернет-ресурсы в предметной области исследования. 44

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка). 46

Граф научных интересов. 47

Презентация кандидатской диссертации. 50

Список литературы к выпускной работе. 51

Приложение. Презентация кандидатской диссертации. 52

 

 

Список обозначений к выпускной работе

Блог - (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») - веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

ИПС – информационно-поисковые системы.

Кэш-память - (англ. cache, от фр. cacher — прятать) — промежуточный буфер с быстрым доступом, содержащий информацию, которая с наибольшей вероятностью может быть запрошена быстродействующей памятью, например оперативной.

OCLC - (Online Computer Library Catalog) - объединенный каталог научно-технических публикаций

WWW - World Wide Web - распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету.

UPDATE - оператор языка SQL, позволяющий обновить значения в заданных столбцах таблицы.

URL-адрес - (англ. URL — Uniform Resource Locator) - единый указатель ресурсов - единообразный локатор (определитель местонахождения) ресурса.

Реферат на тему «Роль Интернета в развитии современной литературы»

Введение

 «Интернет – это не газета, не телевидение, поскольку и газеты, и телевидение кому-то принадлежат. Интернет не принадлежит никому, как алфавит. Интернет – это среда присутствия. И его перспективы связаны с понятием “сетевой автор”».

Кирилл Куталов

Потребность человека в самореализации остается в числе наиболее значимых во все времена. Для каждого человека отсутствие или ограничение возможностей самореализации оборачивается ощущением неполноценности, ущербности, даже бессмысленности существования.

В современном обществе существует новое пространство для самореализации – виртуальная реальность Интернета, предоставляющая человеку уникальные возможности самореализации, раскрытия его творческого потенциала. В интернете для человека создаются максимально комфортные условия проявления себя, своего личностного начала: дополнительные возможности коммуникации, анонимность, визуальная непредставленность, сокращение числа различных ограничений, а также возможность «поэкспериментировать» с собственной идентичность, «примерить» различные роли и т.д.

Интернет, являясь реалией экранной, визуальной культуры, вместе с тем привлекает внимание не только к картинке, но и к письменному тексту, посредством которого, чаще всего, и представлен в Интернете человек. Общение в Интернете тоже предстает в виде обмена текстовыми сообщениями в письменной форме, которые часто выглядят как спонтанно порождаемые в рамках электронной почты, чатов, коммуникаций в ходе игры и т.д.

Текстовое пространство Интернета и коммуникация людей в нем организованы в форме гипертекста. Показано, что концепция гипертекста обладает гуманистическим смыслом, поскольку гипертекст – новая текстуальная парадигма, информационно-коммуникативная конструкция, являющаяся способом коммуникации в обществе, в котором доминируют множественные потоки информации – является наиболее адекватным способом отражения многомерности человеческого мышления, представляет читателю свободу выбора, свободу конструирования своего фрагмента виртуальной реальности, делает из читателя соавтора. Организация пространства Интернета форме гипертекста в некоторой степени способствует преодолению фрагментарности современного мира и единению людей.

Кроме того, неоднократно говорилось о сходстве Интернета и библиотечного дела. Неслучайно во многих работах, описывающих общий подход к Интернету, его нередко просто называют «Всемирной библиотекой» (Романенко В.Н., Никитина Г.В., Неверов В.С., 2008). Более того, многие сетевые поисковые сервисы часто создаются лицами с библиотечным образованием или же с опытом библиотечной работы (Lane C.A., 2002). В этих внешних обстоятельствах проявляется глубокое сходство многих организационных сторон работы и библиотечного дела. Но реальная работа сети не сводится к простому обслуживанию пользователей затребованными ресурсами. По сравнению с библиотекой сеть характеризуется намного большими возможностями и, соответственно, имеет значительно больше различных технологий.

Исходя из всего вышеизложенного, легко заметить общие «болевые точки» Интернета и филологии, и особенно, художественной литературы. С одной стороны, так же, как и Интернет, литература является одним из способов творческой самореализации личности, с другой, сходство «глобальной сети» и библиотечного дела открывает возможности для совместного плодотворного развития обоих явлений. В течение многих веков литература «жила» в библиотеках, и если Интернет есть библиотека нового тысячелетия, то более чем логично предположить, что литература с готовностью будет «праздновать новоселье».

Однако изменение локализации литературных текстов отражает лишь поверхностное, «внешнее» влияние Интернета на литературу. Под влиянием специфических свойств «Всемирной библиотеки» (анонимности, доступности, вариативности и др.) неуклонно изменяется и сама литература. Сначала литературный текст просто публикуется в Сети, минуя традиционный печатный вариант. Затем авторы начинают писать произведения, предназначенные именно для размещения в Интернете. Следующий этап – произведение обретает специфическую форму организации (например, гипертекст) и наделяется интерактивностью. Все это говорит о том, что Интернет обладает практически магической силой: он может навеки изменить ход истории для всего литературного процесса.

Поэтому сегодня, как никогда, актуальным является исследование форм влияния Интернета на литературу. Каковы эти формы? Как они меняют привычное представление о литературе? Действительно ли бурное развитие сетевых технологий грозит нам закрытием реальных библиотек и концом традиционного писательского дела?

Целью данного реферата является поиск ответов на все эти вопросы в рамках русла русской литературы (что коррелирует с темой будущей кандидатской работы). Таким образом, наша цель – исследование и анализ форм влияния Интернета на развитие современной русской литературы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

1. Выявить степень исследованности поставленной проблемы; проследить пути интерпретации сосуществования Интернета и литературы учеными разных специальностей (филологами, философами, социологами и, конечно же, прикладными математиками);

2. Проанализировать аналогии между библиотечным делом и сетевой работой, между бумажной и электронной формами произведения;

3. Очертить круг свойств Интернета, соприкасающих его с гуманитарным знанием, а именно, с филологией;

4. Исследовать феномен сетевой литературы («сетературы») как закономерное следствие сосуществования Интернета и филологии, а также как возможное будущее мировой литературы;

5. Сделать выводы о влиянии Интернета на современную русскую литературу.

Таким образом, новизна реферата заключается в том, что впервые будет предпринята попытка целостного выявления теоретических и практических аспектов проблемы влияния Интернета на современную русскую литературу и обоснования статуса данной проблемы как актуальной. Кроме того, на основании теоретической и методологической подготовки к написанию работы была составлена концепция поэтапного влияния Интернета на литературу, с которой также можно ознакомиться в рамках данного реферата.

Глава 1. Обзор литературы

 

В обзоре литературы проанализируем степень исследованности вопроса, заявленного в названии реферата.

Впечатляющие и наиболее известные воздействия средств электроники на гуманитарную сферу связаны с возникновением глобальной информационной сети Интернет. Система этой сети расширяется не только вширь, захватывая все новые регионы и области человеческой деятельности. Ее развитие идет вглубь. Это проявляется и в появлении новых сервисов, интеграции уже разработанных средств, слиянии техники Интернета с техническими новшествами. Однако для ряда специалистов появление Интернета оказалось неожиданным. Многие до сих пор имеют о нем самое поверхностное представление. Тем не менее, само возникновение глобальной информационной сети можно было предвидеть. Действительно, служба точного времени с передачей сигналов по радио известна еще с 30-х годов прошлого века. Это было одним из первых шагов по созданию централизованных информационных систем.

На основе этих шагов в ряде случаев делались определенные предсказания. Справедливости ради надо сказать, что эти предсказания были расплывчатыми, и дальше общих рассуждений в этом направлении никто не продвигался. Были, однако, и прогнозы, которые имели совсем иную основу. Их авторы исходили из анализа общего состояния развития электронных средств коммуникации. Что интересно, авторами этих прогнозов были гуманитарии. Наиболее яркой личностью этого плана был американский профессор канадского происхождения Маршалл Маклуэн. Им было написано несколько книг, посвященных будущей эре масс-медиа. В настоящее время иногда говорят о наступившей ныне «эре Маклуэна». Следует сказать, что даже читатели, для которых английский язык является родным, отмечают, что язык книг Маклуэна очень сложен для понимания. Этот автор широко использовал в названиях своих книг броские заголовки, допускающие весьма широкое толкование. Такими названиями-манифестами можно считать «Медиа – это послание» или «Глобальная деревня». (Речь идет о влиянии системы средств информации, в частности телевидения, на распространение новостей). Нетрудно заметить, что первое название является трансформацией известного выражения Ф.Бэкона «Знание – сила».

Говоря о осмыслении виртуализации, информатизации, коммуникации и знакового характера потребления современного общества, необходимых для понимания особенностей самореализации личности современного человека, нельзя не вспомнить работы Ж. Бодрийяра, Ф. Джеймисона, Н.В. Гоноцкой, Д.В. Иванова, Ю.А. Ляшенко, Й. Масуды, Д.Н. Микадзе, М.Б. Ракитных, Э. Тоффлера, Л.А. Тягуновой и др.

Самореализация посредством интернета – явление, появившеся не так давно, но и ему уже посвящены отдельные исследования. Областью самореализации называет Интернет культуролог М.А. Климанова, рассматривающая его в качестве одного из наиболее распространенных хобби современного человека, сквозь призму компьютерных игр рассматривает самореализацию человека психолог М.С. Иванов и т.д. В их работах самореализация рассматривается как мнимая, выполняющая компенсаторные функции. Самореализацию в Интернете иногда связывают с общением (И.Г. Сощенко, А.Ю. Фимин) и самотворчеством                   (О.В. Павловская), но говорят об этом попутно, в связи с другими темами, не углубляясь в подробности.

При осмыслении виртуальной реальности важны работы В.В. Бычкова, А.А. Калмыкова, М. Кастельса, И.Р. Купер, Ж. Деррида, Ж. Делеза,       Н.Б. Маньковской, Н.А. Носова, Н.В. Рейнгардт, Е.Е. Таратуты, Ш. Теркл и др.

Общим моментом гуманитарных исследований Интернета выступает, прежде всего, признание его и продуцируемой им виртуальной реальности в качестве принципиально новых возможностей коммуникации личности, осуществления гиперкоммуникации.

А потому неудивительно, что за последние десять – пятнадцать лет по данной проблеме был защищен ряд любопытных кандидатских и докторских диссертаций. Приведем лишь самые необходимые в данном контексте примеры.

Водянова Н.В. проанализировала Интернет с точки зрения философской антропологии и выявила все его свойства как комфортной среды самореализации личности [2].

Аладышкина А.С. иследовала современные интернет-сообщества как страты нового поколения, предложив в итоге, основанную на сетевых моделях, новую концепцию социально-стратификационного деления общества [1].

Исследовательница из Санкт-Петербурга Зыкова Е.В. проследила организацию гипертекста в Интернете на материале англоязычных сайтов [6]. Отметим, что на сегодняшний день русскоязычные сайты также готовы к подобному анализу.

Гагарина Л.Н. из Бишкека, защитив работу о роли Интернета в процессе глобализации, писала в том числе и о культурном феномене данного явления [3].

Кроме того, в рамках реферата нельзя не отметить роль монографий и сборников статей В.Н. Романенко и Г.В. Никитиной [7,8]. Не оставим в стороне и тот факт, что в самом Интернете опубликованы десятки статей на данную тему.

Как мы видим, ученые из разных стран интересуются тем влиянием, которое Интернет оказывает на жизнь человека в сегодняшнем мире. И правомерно говорить о довольно глубокой изученности в науке такой темы как «Влияния Интернета». Однако не существует какого-либо целостного анализа такого аспекта этого влияния, которое касается литературы. Во введении уже было отмечено, что предпосылки для подобного влияния существуют весьма основательные, так что и всестороннее исследование данного вопроса также должно в скором времени появиться.

Пока же его нет, предложим попытку описания и анализа сразу нескольких форм влияния Интернета на современную литературу.

Глава 2 Близость Интернета и гуманитарного знания

 

Методика данного исследования целиком и полностью предопределена теми свойствами Интернета, которые обусловливают его близость с гуманитарным знанием. А потому целесообразно перечислить эти свойства и привести некоторые примеры, углубляющие их понимание.

Отличительные свойства Интернета и их особенности описаны неоднократно. В то же время полная систематизация этих свойств пока еще никем не производилась. В общем, это понятно. Интернет – динамично развивающаяся система, и к настоящему времени реализованы далеко не все его возможности. Время же детального анализа, как это было, например, с печатными изданиями, наступит только тогда, когда возникнут иные, принципиально новые возможности работы с информацией. Позволим себе только кратко отметить те особенности работы с информацией в сети, которые, во-первых, достаточно очевидны, и, во-вторых, интересны именно с точки зрения гуманитарного знания.

Итак, основной особенностью информации, получаемой через Интернет, является то, что в отличие от печатной продукции, реально распространяется только URL-адрес, по которому находится требуемая информация. Иными словами, основой работы пользователя с информацией является каталожная работа. То же самое происходит с печатной продукцией при работе в обычной библиотеке, работе с реферативным журналом и т.д. Однако, при работе с печатными изданиями, материал тиражируется заранее. Возможность знакомства с печатной информацией определяется наличием свободных копий и возможностью их доставки пользователю. При невозможности такой доставки пользователь иногда сам едет в хранилище или же заказывает копию нужного ему текста. Все это не быстрый и не всегда удобный процесс. Если пользователь приобретает свободный экземпляр тиражной копии, то перед ним сразу же встает вопрос об ее хранении.

Есть и другие особенности работы с информацией на бумажных или магнитных носителях. Они всем хорошо известны. При работе же в сети после того, как пользователь отыскал нужный ему адрес, информация пересылается на кэш-память его компьютера практически мгновенно. Естественно, что при этом информация кратковременно копируется на ее электронном переносчике. Этот процесс настолько кратковременный, что чаще всего при обсуждении проблем распространения информации в сети им просто пренебрегают. Особых трудностей, за исключением терминологических, при таком подходе не возникает.

Информация в кэш-памятикомпьютера находится только временно. Считать ли ее тиражированием, вопрос вкуса. В то же время любой пользователь при желании может закрепить полученную им информацию. Ее можно перенести на винчестер, на CD-диск или на обычную дискету. Можно материал и распечатать. Эти процессы обычно рассматриваются уже как традиционное размножение информации. На самом же, деле считать или не считать распечатанную с компьютера копию предварительно отсканированной книги созданием полноценной копии оригинала, вопрос дискуссионный.

Интернет позволяет определить число обращений к тому или иному сетевому ресурсу. На этой основе можно сделать ряд интересных выводов, в прежние времена исследователям недоступных. Так, в 2004 году по числу обращений к словарю Вебстера удалось установить, какие новые термины пользуются наибольшим интересом. Отметим еще, что на первом месте оказались термины, связанные с информатикой. [7, 18]

Имеются и другие особенности сетевой информации. Объем каждого отдельного ресурса, в принципе, не ограничен, в отличие, скажем, от журнальной статьи. В хранимый ресурс можно постоянно вносить изменения. Конечно, иногда это является недостатком. Большим достоинством интернета является оперативность ввода новой информации. Так, многие новостные сайты обновляются по несколько раз в день. В то же время во многих случаях ресурсы в сети представляются так, что возможно только их линейное чтение. Естественно, способы постраничного представления информации в Интернете существуют. Тем не менее, в силу ряда организационно-технических причин их использование в ряде случаев ограничено. Интернет, однако, дает значительно больше новых возможностей для работы с информацией, чем уже было сказано. Одной из его главных особенностей, принципиальных для гуманитарного знания, является создание так называемых корпоративных систем, прежде всего, каталогов. Электронные каталоги большинства серьезных библиотек общедоступны. Именно они часто объединяются в региональные, отраслевые и другие системы. Известен также и объединенный каталог научно-технических публикаций – OCLC (Online Computer Library Catalog). Имеются и другие схожие проекты. Эти возможности всемирной паутины позволяют существенно изменить методику ряда научных исследований.

При работе в сети резко возрастает роль посредника (mediator), помогающего пользователю найти нужную информацию. С позиций оказания помощи любой библиотекарь в обычной библиотеке хотя бы частично выполняет функцию посредника. Он не только помогает отыскать книгу на полке или в фонде. Работник библиотеки часто помогает в библиографическом поиске. В массовых публичных библиотеках работники иногда просто подсказывают читателю названия книг, которые, по их мнению, могут заинтересовать данного читателя.

Поиск же информации в сети идет по различным ключевым словам. Эти слова задаются или модераторами поисковой системы или же появляются в результате работы автора ресурса или вебмастера соответствующего сервера. Это зачастую приводит к некоторой утрате гибкости при поиске, хотя она перекрывается возможностью очень широкого поиска.

Отличительной чертой Интернета, называемой в ряде случаев его «демократичностью», является практически свободная возможность размещать в сети любой материал. Будут ли его читать – это вопрос второго плана. Естественно, что при этом сеть засоряется случайными произведениями, графоманскими творениями, заброшенными и неоконченными проектами. В то же время в сеть помещаются и те материалы, которые могут найти своего читателя только по прошествии большого времени. Иногда это может спасти от гибели ценные соображения. Интересно отметить, что идея публиковать все что только создается людьми, принадлежит известному российскому писателю-фантасту В.С. Шефнеру. Она изложена в его повести «Девушка у обрыва, или Записки Ковригина» [7, 22].



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Глава 2 Близость Интернета и гуманитарного знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2 Близость Интернета и гуманитарного знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)