Глава 4. Концепция поэтапного влияния Интернета на литературу
На сегодняшний день справедливо будет отметить, что Интернет оказывает значительное влияние на все сферы знания. Глава «Обзор литературы» показала, что по тематике, связанной с Интернетом, защищаются как докторские, так и кандидатские диссертации по философии, филологии, социологии, культурологии, философии. Не будет преувеличением следующее утверждение: «Глобальная сеть» объединяет гуманитариев, дает им некую общую сферу для поиска материалов и самореализации. Однако именно художественная литература и литературоведение (как компоненты филологии) могут на сегодняшний день быть проанализированы как сферы, испытывающие на себе максимальное воздействие Интернета. Для меня, как для исследователя новейшей русской литературы, данный факт имеет первоочередное значение, а потому, после подробного изучения темы выпускной работы по предмету «Информационные технологии» и анализа множества печатных и интернет-публикаций, посвященных вопросу множественных влияний «глобальной сети», была сгенерирована концепция поэтапного влияния Интернета на художественную литературу. Данная концепция имеет гипотетический характер и прогностическую функцию. Приведем ее в виде списка конкретных этапов:
Примечания к Таблице. 1. Этап «Время интернет-публикаций». В качестве подтверждения тезиса о популярности интернет-публикаций в 2000-е годы приводится список лишь немногих русских драматургов, пьесы которых изначально публиковались на их персональных сайтах. Лишь у некоторых авторов из приведеного списка (Коляда, Гришковец, Богаев, Курейчик) впоследствии вышли книги традиционного формата, вторичные по отношению к публикациям на сайте.
2. Этап «Эпоха «сетературы». На приведенном ниже скриншоте с одного из сайтов сетевых публикаций, мы можем увидеть, насколько серьезным качественным изменениям подвергается литературный текст в Интернете. Перед нами список сетературных пьес. Помимо гиперссылки на сами тексты здесь же присутствуют также следующие возможности: проголосовать за вариант продолжения пьесы, ознакомиться со всеми вариантами; под некоторыми текстами можно создать свой вариант. Таким образом сетературные тексты не окончены и интерактивны. Рис. 5 -Сайт «Тенета.ru». Раздел «Пьесы, сценарии»
Таким образом, можно сформулировать следующий тезис: если раньше информационные технологии только помогали филологу в исследованиях, то сегодня синтетические явления Интернета и литературы (а именно, «сетература») уже сами являются предметом для исследования. Возможно, наше время перевернет многовековую традицию литературы и войдет в историю как переходный период от бумажной формы литературы к цифровой и виртуальной. А возможно, сетература станет лишь временным и преходящим феноменом. Однако ответ на данный вопрос сможит дать лишь последующее поколение исследователей. Заключение.
Интернет, как и все новое, воспринимается настороженно. К числу «минусов» Интернета могут быть отнесены подавление аналитической деятельности, формирование человека в качестве бездумного потребителя информации, бесцельно «убивающего время», явление интернет-зависимости, в том числе и от Интернет-общения, заменяющего часто реальное человеческое общение. Однако при этом нельзя отрицать тот факт, что Интернет сильно меняет нашу жизнь, а главное, меняет ту «культурную ленту», которую мы передадим своим потомкам. На сегодняшний день русская и зарубежная литература тесно сотрудничают с виртуальностью. Проведенный нами анализ помог выявить, что 1. Работающий по принципу «всемирной библиотеки» Интернет может служить как «вместилищем» для литературы, формой ее существования (в этом случае мы говорим об электронных библиотеках, справочниках и т.д.), так и внутренним условием ее развития («вики-процессы», сетература); 2. Сами отличительные свойства Интернета указывают на него как на будущее для литературы, причем эта гипотеза подтверждается уже сегодня: благодаря Интернету появляются новые, сетевые авторы, а хорошо известные писатели предпочитают публиковать новые произведения в блогах, тем самым приближая свое творчество к читателю; 3. Такая же форма интернет-существования, как блогосфера, расширяет возможности потенциального автора не только в вопросе публикаций, но также при о общении его с критиками и читателями. В качестве значимых для литературы характеристик Интернета также могут быть отмечены следующие: освобождение автора как собеседника, поскольку появляется обратная связь, уже мало зависимая от времени и пространства; максимально широкая доступность автора и читателя друг другу; принципиально новые возможности для творчества (интерактивность, интертекстуальность, создание персонажей и манипуляции с ними в ролевых интернет-играх и т.д.), профессиональной деятельности (например, виртуальные офисы), установления контактов, обеспечивающих человеку ощущение полноценности, значимости, единения, причастности и т.п. Интернет обеспечивает человеческое существование «дополнительными социальными пространствами» (М.Фасслер), в которых личность может реализовать качества, невостребованные в реальной жизни. В Интернете человек обретает «инобытие»: может предстать в ином облике, быть кем-то другим, жить другой жизнью. Именно эти возможности, предоставляемые человеку Интернетом, актуализируют проблему персональной идентичности, обращают к осмыслению новых условий проявления самотождественности. Интернет, являясь этапом эволюции не только цивилизации, но и культуры, оказывается новым способом жить в культуре.
Список литературы к реферату.
1. Аладышкина А.С. Современное интернет-сообщество: социально-стратификационный анализ : автореф. дис. … канд. социологич. наук / А. С. Аладышкина. Нижний Новгород, 2006. 2. Водянова Н. В. Самореализация личности в пространстве Интернета: философско-антропологический аспект : автореф. дис. … канд. филос. наук. / Н. В. Водянова. Челябинск, 2009. 3. Гагарина Л. Н. Роль Интернета в процессе глобализации : автореф. дис. … канд. полит. наук. / Л. Н. Гагарина. Бишкек, 2003. 4. Гаффин А. Путеводитель по глобальной компьютерной сети Internet / А. Гаффин. М., 1996. 5. Громова М. И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века : учеб. пособие / М. И. Громова. М., 2007. 6. Зыкова Е. В. Организация гипертекста в сети Интернет (на материале англоязычных сайтов) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. В. Зыкова. СПб., 2006. 7. Романенко В. Н., Никитина Г. В. Влияние информатики на гуманитарные области знания : Попытка предварительного анализа / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина. СПб., 2006. 8. Романенко В. Н., Никитина Г. В. Об образовании, книгах и Интернете: Несколько очерков на свободные темы, связанные с информатикой / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина. СПб., 2009. 9. Словарь литературоведческих терминов. http://slovar.lib.ru/dictionary/seteratura.htm. 10. Схелтйенс В. Сетература: новое литературное движение? / В. Схелтйенс. http://www.netslova.ru/teoriya/werner.html. 11. Тучков В. Сетература / В. Тучков. http://eressea.hmurr.ru/digest/arh-0164.shtml.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |