Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Врачебно-педагогический контроль.



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Врачебно-педагогический контроль. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для практики физического воспитания уровень физического развития и показатели функционального состояния детского организма являются ведущими критериями при выборе физической нагрузки, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм (Антропова М.В.; Ашмарин Б.А.; Годик М.А.).

Оценка физического развития и функционального состояния организма занимающихся проводились путем анализа данных антропометрических измерений и функциональных показателей, проб, индексов, производимых по общепринятой методике [10,11,19].

Для оценки физического развития регистрировались следующие показатели: длина тела (стоя), масса тела, окружность грудной клетки динамометрия правой и левой кисти, становая динамометрия.

-      длина тела измерялась на стандартном ростомере с точностью до 0,5 см,

-      масса тела измерялась на медицинских весах с точностью до 50 г,

-окружность грудной клетки в трех измерениях - сантиметровой лентой (с точностью до 0,1 мм),

- сила мышц правой и левой кисти измерялась ручным плоскопружинным динамометром типа ДПУ (погрешность не более 2%).(Взяв его кистью (стрелкой к ладони), обследуемой вытягивал прямую руку в сторону и сжимал динамометр максимально сильно. Измерение повторялось два раза. Регистрировался лучший показатель);

- становая сила измерялась стандартным динамометром (Измерение повторялось два раза. Регистрировался лучший показатель).

Для оценки функционального состояние организма занимающихся использовались следующие показатели:

- состояние дыхательной системы юных спортсменов в покое (показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ); определялся воздушным спирометром с точностью до 50,0 мл.куб);

- функциональное состояние (время задержки дыхания на высоте вдоха и после глубокого выдоха (пробы Штанге, Генче)) (Бондаревский Е.Я.).

Проба В.А. Штанге с задержкой дыхания на вдохе имеет широкое распространение в практике. Проводят ее следующим образом: исследуемый в положении сидя производит глубокий вдох (но не максимальный), одновременно зажимая нос пальцами. Время задержки дыхания отмечают по секундомеру; в среднем оно у здоровых детей равно 30-35 секундам.

Проба Генче с задержкой дыхания на выдохе. Ее производят следующим образом: после обычного выдоха исследуемый задерживает дыхание. Продолжительность задержки дыхания отмечают по секундомеру; в среднем она равна 12-15 секундам.

Для научной обработки материалов и оценки результатов антропометрических исследований используют метод индексов (показателей): жизненный индекс характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата. Он определяется путем деления жизненной емкости легких (в мл) на вес тела (в кг), то есть, рассчитывается, какой объем легких приходится на 1 кг веса тела.

Состояние сердечно-сосудистой системы в покое, оценивалось по частоте сердечных сокращений в состоянии покоя, при нагрузке и в период восстановления. При пальпаторном измерение ЧСС регистрировалось за 10 с и умножалась на 6. Получали показатели в пересчете количества ударов в одну минуту. При нагрузке регистрация ЧСС осуществлялась при помощи спорттестера.

Оценка артериального давления (АД) проводилась по методу Короткова в состоянии покоя и после нагрузки.

Уровень физической работоспособности оценивался на основании результатов теста РWC170 (Карпман Б.П., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А.). Тестовая нагрузка задавалась при помощи велоэргометра.

Врачебно-педагогический контроль позволял достоверно оценивать изменения показателей физического развития и функционального состояния организма юных баскетболистов под влиянием тренировочных нагрузок и, следовательно, более точно определять эффективность учебно-тренировочного процесса юных спортсменов.

Математико-статистическая обработка результатов исследований проводилась по t критерию Стьюдента.

Педагогический эксперимент являлся основным методом исследования и проводился с целью обоснования рационального соотношения тренировочных нагрузок различной направленности на этапе предварительной подготовки юных баскетболистов. Длительность эксперимента составила 9 месяцев и охватила период обучения в спортивной школе с сентября по май включительно.

Исследование включало в себя два этапа. На первом этапе (сентябрь 2007г. - май 2008г.) был проведен анализ научно-методической литературы и практического опыта по вопросам организации учебно-тренировочного процесса, планирования физической подготовленности, построения и содержания тренировочных нагрузок юных баскетболистов.

Выполнено врачебно-педагогическое обследование, направленное на изучение возрастной динамики уровня физического развития, функционального состояния и физической подготовленности баскетболистов и школьников, не занимающихсяспортом, в котором приняли участие 126 юных спортсменов и 218 школьников 9-12 лет.

Сравнительный анализ полученных результатов позволил установить ряд особенностей развития двигательной функции детей и подростков под воздействием занятий баскетболом.

Были выявлены недостатки разносторонней физической подготовленности юных баскетболистов, в частности установлено, что уровень развития общей выносливости не имеет существенных отличий у юных баскетболистов и школьников, не занимающихся спортом.

На втором этапе (сентябрь 2008 года - май 2009 года) осуществлялись педагогические наблюдения заучебно-тренировочным процессом юных баскетболистов для анализа структуры и объема применяемых тренировочных нагрузок.

Выявлено, что объем средств ОФП, направленных на развитие общей выносливости, в группах начальной подготовки не превышает 15% от общего объема тренировочных средств. Выполненные предварительные исследования позволяют считать этот объем недостаточным.

С целью исследования наиболее адекватных для начинающих баскетболистов средств развития общей выносливости и объемов тренировочных нагрузок различной направленности был проведен педагогический эксперимент.

В эксперименте приняли участие три группы юных баскетболистов (две экспериментальные и одна контрольная) по 12 человек в каждой. Педагогический эксперимент проводился на секционных занятиях по баскетболу в Комплексном центре по обслуживанию молодежи «Лидер» с. Поддорье Новгородского р-она., тренер-преподаватель Н.П.Сигова (экспериментальные группы - I и II), третья (контрольная) - в Центре дополнительного образования п. Холм (количество по 12 человек в каждой) тренер-преподаватель С.К.Самусевич.

Многолетняя подготовка спортсмена подразделяется на пять этапов: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка в избранном виде спорта, спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство.

Принципы спортивной тренировки, применительно к юным спортсменам, приобретают свое характерное содержание, что обусловлено особенностями возрастного развития детей и подростков. К тому же, в юношеском спорте направленность на достижение наивысших результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки.

Анализ данных, свидетельствует, что на этапе предварительной подготовки у юных баскетболистов имеется возможность акцентировать внимание на развитие целого комплекса физических качеств, к которым относятся: быстрота, скоростно-силовые качества, общая (аэробная) выносливость, анаэробные возможности, координационные способности, гибкость.

Поэтому в группах начальной подготовки особенное значение приобретает принцип соразмерности развития основных двигательных качеств юных спортсменов (М.Я. Набатникова), предусматривающий обеспечение оптимального соотношения уровня развития физических качеств у юных спортсменов на каждом этапе многолетней тренировки. Основываясь наобобщении многих материалов, можно выделить сроки сенситивных (благоприятных) фаз развития того или иного физического качества.

Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания развитие тех качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы.

В этой связи особый интерес представляло изучение особенностей физического развития и уровня двигательной подготовленности юных баскетболистов на этапе предварительной подготовки.

Для решения первой задачи были организованы врачебно-педагогические обследования юных баскетболистов и школьников, не занимающихся спортом, направленные на изучение особенностей воздействия занятий баскетболом на уровень физического развития, функционального состояния и уровня физической подготовленности детей и подростков.

Данные,зарегистрированные в следующих возрастных категориях, а именно в 10, 11 и 12 лет позволяют прийти к заключению о достаточно сильном воздействии занятий баскетболом на уровень развития двигательных способностей занимающихся. Так, регулярные занятия баскетболом в возрастной период 9-12 лет приводят к акцентированному развитию быстроты, скоростно-силовых способностей и силы. В тестах, отражающих уровень развития этих двигательных качеств в 11-12 лет, юные баскетболисты показывают более высокие результаты по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом.

Вместе с тем, выявлен недостаточный уровень общей и силовой выносливости. Результаты тестов «бег на 1000 м» и «подтягивание на перекладине», показанные юными баскетболистами и школьниками, не занимающимися спортом, не имеют достоверных отличий ни в одной из исследованных возрастных категорий. Выявление данного факта позволяет говорить о недостаточном внимании на этапе предварительной подготовки к развитию выносливости, основному физическому качеству, определяющему эффективность базовой физической подготовки юных спортсменов.

Так как возрастной период 9-11 лет является сенситивным для развития выносливости и аэробной производительности организма детей, применяемый в настоящее время методический подход при планировании тренировочного процесса юных баскетболистов в группах начальной подготовки СДЮШОР не учитывает принципиального положения о соразмерном развитии физических качеств, которое является одним из основных при организации тренировочных нагрузок на этапе предварительной подготовки (М Я. Набатникова).

Анализ структуры тренировочных нагрузок, выполняемых юными баскетболистами свидетельствует, что нагрузкам аэробной направленности уделяется около 12% времени, что является недостаточным для оказания тренировочного эффекта. Врачебно-педагогическое обследование юных баскетболистов подтвердило эту точку зрения.

В таблице 6 представлено соотношение тренировочных нагрузок различной направленности, применяемых в тренировке юных баскетболистов на этапе предварительной подготовки.

Таблица 6

Фактическое соотношение тренировочных нагрузок различной направленности у юных баскетболистов 1-ого года обучения в группах начальной подготовки в годичном цикле

№ п/п Направленность тренировочной нагрузки Кол-во часов
1. Общая физическая подготовка:  - развитие выносливости 30-40
   - развитие быстроты и скоростно-силовых качеств 60-70
  - другие качества 20-30
2. Специальная физическая подготовка:  - скоростно-силовые качества 30-40
  - специальная выносливость 10-20
3. Игровая подготовка 30-40
4. Технико-тактическая подготовка 50-60
  Всего: 230-300

Проблема нормирования, планирования, контроля и учета тренировочных и соревновательных нагрузок является одной из центральных в системе подготовки юных спортсменов. Эффективность повышения спортивного мастерства детей и подростков во многом определяется степенью управления тренировочными нагрузками. На каждом из этапов развития того или иного вида спорта менялись представления о допустимых тренировочных и соревновательных нагрузках юных спортсменов. В настоящее время продолжают активно проводиться исследования по обоснованию параметров тренировочных нагрузок для спортсменов различного возраста и уровня подготовленности с учетом индивидуального физического развития.

На систему тренировочных нагрузок юных спортсменов распространяются, прежде всего, общие принципы их построения, принятые в спортивной тренировке, в частности такие, как постепенность, волнообразность динамики нагрузок, цикличность тренировочных и соревновательных нагрузок (Матвеев Л.П.). Вместе с тем, в силу специфики юношеского спорта применение общих принципов в нормировании тренировочных и соревновательных нагрузок имеет свои отличительные особенности.

Ведущее положение предусматривает, что нагрузки должны быть, с одной стороны, адекватны возрастным особенностям юных спортсменов, а с другой - быть ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства. Установлено, что подготовленность юного спортсмена прогрессивно повышается лишь в том случае, если тренировочные воздействия полностью отвечают функциональным возможностям его организма.

На этапе предварительной подготовки должны преимущественно использоваться нагрузки, способствующие разностороннему воздействию наорганизм юного спортсмена, соразмерному повышению тех физических качеств, которые легко поддаются развитию у детей младшего школьного возраста.

Основная задача этапа предварительной подготовки - содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств, особенно ловкости, координационных и скоростных способностей, воспитание общей выносливости. Достигается это путем применения широкого арсенала самых разнообразных средств, как-то: подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам, прыжков, продолжительных циклических упражнений, эстафет, доступных упражнений скоростного и скоростно-силового характера, упражнений в равновесии и на растяжение с постепенным увеличением амплитуды движений и т д.

Стратегия тренировочных нагрузок при многолетней подготовке предполагает определенное соотношение средств общей и специальной физической подготовки, особенно на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации. В практике начинает все в большей и большей степени проявляться тенденция использования специальных средств для повышения уровня физической и функциональной подготовленности юных спортсменов. Данные многих научных исследований свидетельствуют о том, что путь замены средств общей физической подготовки специальными упражнениями не является достаточно эффективным (Филин В.П., Вайцеховский С.М., Вавилов Ю.Н., Науменко В.К., Набатникова М.Я.). Иными словами, применительно к юношескому спорту не должно быть противопоставления спортивной специализации и разносторонней подготовки. Последняя, является не самоцелью, а мощным средством создания прочного фундамента спортивного мастерства.

Согласно определению Матвеева Л.П., понятие структуры тренировочных нагрузок выражает относительно устойчивый порядок объединения параметров тренировочной нагрузки, их логическое соотношение и взаимосвязь друг с другом. Известно лишь небольшое число специальных работ, в которых раскрываются особенности структуры тренировочных нагрузок в связи с возрастными закономерностями развития детей и подростков (Травин Ю.Г., Половцев В.Г., Панов Г.М., Вавилов Ю.Н., Драбкин Б.Ф., Васильковский Б.М., Максименко Г.Н., Филин В.П., Квашук П.В., Скрыгин С.В.). Поэтому не представляется возможным изложить вопросы структуры тренировочных нагрузок в окончательном, исчерпывающем изложении, так как многие из них требуют своего дальнейшего изучения. Тем более что в строгом значении понятия говорить о структуре тренировочных нагрузок целесообразно, главным образом, применительно к этапам углубленной тренировки и спортивного совершенствования. На начальных стадиях многолетней тренировки юных спортсменов основным при планировании нагрузок является соотношение средств общей и специальной подготовки, атакже удельный вес упражнений различной направленности.

Достижение юными спортсменами эффективности в реализации своих возможностей должно базироваться на их разносторонней подготовке. Поэтому тренировочные нагрузки следует подбирать так, чтобы они не были однонаправленными и узкоспециализированными.

Для обоснования наиболее адекватных средств развития выносливости и объема тренировочных нагрузок аэробной направленности в годичном цикле подготовки юных баскетболистов на этапе предварительной подготовки был проведен педагогический эксперимент.

В эксперименте приняли участие 36 юных баскетболистов 1-2 годов обучения в группах начальной подготовки из с.Поддорье и п.Холм Новгородского р-она.

Начиная с сентября 2008 года и по май 2009 года тренировочные занятия в группах проводились в соответствии с разработкой эксперимента.

В процессе подготовки юных баскетболистов I и II экспериментальных групп развитию общей выносливости и аэробной производительности за 9 месяцев эксперимента было посвящено 30% суммарного времени учебно-тренировочных занятий, что составило 72 часа.

У юных спортсменов контрольной группы объем упражнений, направленных на развитие общей выносливости составил 15% от общего времени учебно-тренировочных занятие.

Основное отличие в подготовке I и IIэкспериментальных групп заключалось в наборе тренировочных средств, направленных на развитие общей выносливости.

В I экспериментальной группе в основном применялись специально подобранные подвижные игры и эстафеты, а также элементы спортивных игр аэробной направленности.

Основу средств, направленных на развитие общей выносливости баскетболистов II экспериментальной группы составили циклические упражнения (кроссовый бег, легкоатлетические упражнения, в период зимних каникул - лыжная подготовка).

В контрольной группе для развития общей выносливости юных баскетболистов применялись циклические упражнения, выполняемые в зоне умеренной мощности, а также использовались игра в футбол, русскую лапту и др. игровые упражнения.

Таким образом, в педагогическом эксперименте было выделено два экспериментальных фактора: исследовались рациональные соотношения тренировочных нагрузок различной направленности и эффективность различных средств развития общей выносливости юных баскетболистов на этапе предварительной подготовки.

Критериями эффективности методических приемов, реализованных в эксперименте, служили: динамика общей и специальной физической подготовленности, уровня технического мастерства и функционального состояния участников эксперимента.

В таблице 7 представлены основные параметры тренировочных нагрузок, выполненных юными спортсменами экспериментальных и контрольной групп в период проведения педагогического эксперимента.

Таблица 7

Показатели тренировочных нагрузок юных баскетболистов экспериментальных (I и II) и контрольной (III) групп в годичном цикле подготовки

Показатели I экспериментальная II экспериментальная Контрольная группа
Кол-во тренировочных дней 118 112 124
Кол-во тренировочных часов 240 228 253
Направленность тренировочной нагрузки: 1.  ОФП: - развитие выносливости (ч/%) 72/30 64/28 38/15
- развитие быстроты, скоростно-силовых и др. физических качеств (ч/%) 38/15 41/18 76/30
2. СФП и игровая подготовка (ч/%) 72/30 63/28 76/30
Технико-тактическая подготовка (ч/%) 58/25 60/26 63/25


2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Врачебно-педагогический контроль. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Врачебно-педагогический контроль.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)