Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I. Теоретическая часть исследования



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Глава I. Теоретическая часть исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть исследования  

1.1 Понятие «творческое воображение» его сущность и содержание 6

1.2 Формы проявления воображения дошкольника 19

1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста 21

Глава II. Экспериментальные исследования развития творческого воображения  

2.1 Констатирующий эксперимент 24

2.2 Формирующие эксперименты 31

2.3 Контрольный эксперимент 35

Заключение 38

литература 40

Приложение 1 42

Приложение 2 43

Приложение 3 65

 

Введение

Актуальность темы. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

 Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

 Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Проблема исследования. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Объект исследования. Объектом исследования является творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования. Организация работы по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.

Цель работы. Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является дидактическая игра.

Задачи исследования:

1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами;

3. определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;

4. составить и реализовать диагностическую программу исследования;

5. определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;

6. провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирические методы: формирующий эксперимент в единстве его этапов (констатирующий, формирующий и контрольный).

Дидактическая программа, включающая методики:

1. «Неполные фигуры» Торренса. Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

2. «Солнце в комнате» Синельникова, Кудрявцева. Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия. 

3. «Складная картинка» Синельникова, Кудрявцева. Цель: определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. 

3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.

4. Методы презентации данных: таблицы, диаграммы.

База исследования. Исследования проводятся на базе МДОУ Прогимназия №2. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.

 

Глава I. Теоретическая часть исследования

1.1 Понятие «творческое воображение» его сущность и содержание

В последние годы в педагогике и психологии возрос интерес к проблеме развития творческого воображения у дошкольников. Прежде, чем раскрою понятие «творческое воображение», в начале дам определение более широкому понятию «воображение».

В определениях таких авторов как Р.С. Немов, Л.Ю. Субботина, Г.А. Урунтаева, Л.С.Выготский, A.В. Запорожец воображение рассматривается как присущий только человеку, психический процесс создания новых образов, на основе прошлого опыта.

Р.С Немов рассматривает воображение как «форму человеческой психики, стоящую отдельно от других процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.»[13]

Автор популярного собрания для родителей и педагогов «Развития воображения у детей» Субботина, рассматривает воображение как присущую только человеку возможность создания новых образов путём переработки предыдущего опыта» [19, ст. 11].

Г.А. Урунтаева рассматривает воображение в работе «Дошкольная психология» в более узком смысле: «Воображение психологический процесс, сущность которого является отражением реальной действительности в непривычных неожиданных сочетаниях и связях». [20, с. 40] Л. С. Выготский считает, что «воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психологических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психологического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека, и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психологических процессов и состояний» [3, ст. 149].

A.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин — «Психология личности и деятельности дошкольника» «Воображение - это психический познавательный процесс, присущий только человеку, это возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта». [7, с. 252-253]

Леонтьев, Выготский, Рубинштейн и др. подчеркивали, что воображение это центральное новообразование личности ребенка в дошкольном возрасте, которое развивает сильные психические процессы. Также они говорили о необходимостирешения проблемы творческого развития личности с помощью воображения, начиная с дошкольного возраста. Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики. Решение ее должно начинаться еще в дошкольном возрасте. Понятие «творчество» применительно к детям дошкольного возраста определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает нечто новое, оригинальное проявляя воображение реализуя свой замысел и самостоятельно находя средства для его воплощения.

В работе О.М. Дьяченко «Воображение дошкольника» мы встречаем определение воображения как «необходимого элемента творческой деятельности, выражающийся в построении образа, продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения только в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [6, с. 23]. Следовательно воображение является основой творческой деятельности, а творчество один из существенных показателей развития личности. Конечным продуктом воображения является создание нового образа. Образы, создаваемые воображением отличаются самостоятельностью и оригинальностью. Учитывая это воображение разделяют на творческое и воссоздающее [19, с. 22].

Воссоздающее – создание образа предмета по его описанию, опираясь на образы памяти. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе образы не создаются субъективно, они уже существуют, воплощены в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятие изображения в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей. Творческое воображение отличается от воссоздающего созданием новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом.

Воображение по Г.С. Альтшуллеру – способность человека предоставлять предметы и явления, не воспринимаемые им в данный момент или не существующие вообще. Он выделяет следующие виды воображения:

- представление объектов и явлений, ранее встречающихся в жизни человека;

- представление предметов и явлений, ранее не встречающихся в жизненной практике человека, но есть точная, исходная информация об этом;

- представление объектов и явлений, не встречающихся, в жизни человека и нет никакой информации о них – фантазия (самый сильный вид).

Творческое воображение — особый вид психической деятельности позволяющий человеку в идеальном, духовном плане сдавать что-то принципиально новое, несущее до сих пор или то, что не может существовать реально. [13, с. 18]

Сущность творческого воображения заключается вспособности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки, свойства и переносить их на другие предметы, то есть в создании нового образа. Основной задачей творческого воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.

Следовательно, этот вид воображения больше всего влияет на развитие творческой личности, ее способностей, мотивов, знаний, умений. Только благодаря творческому воображению человеку удаётся создать продукт, отличающийся новизной, уникальностью и оригинальностью. Доказательством этому служат работы О. М. Дьяченко «Воображение дошкольника» [6, с. 23], Л. С. Выготского «Воображение и его развитие в детском возрасте» [3, с. 12]. Творческое воображение определяется как «самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности». Такого же мнения придерживаются В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в своём учебнике «Общая психология», считают, что творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение — это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Именно этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности и взрослого и ребёнка. Также связь воображения с творчеством «вытекает» из его функций: Симановский А. Э. выделяет следующие функции:

Обеспечение мысленного отхода за пределы воспринимаемого, обеспечивает прогноз будущего, «оживляет» то, что было раньше и одной из основных функции воображения он считает обслуживание творчества. [18]

Творческое воображение, являясь основной составляющей творческой личности, выполняет ряд специфических функций:

Первая функция состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний или защитная. При помощи своего воображения ребенок способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Она помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Воображение ситуации помощи другим людям, животным говорит о том, что ребенок не чувствует себя значимым, большим в реальной жизни и стремится реализовать фантазии потребность в самоутверждении. Это говорит о важности для дошкольника творческого воображения.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций, с помощью искусственно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. По средствам образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Все функции творческого воображения направлены на продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание, оно играет важную роль во всех видах творческой деятельности детей.

Творческое воображение дошкольников отличается яркостью и непосредственностью, но все-таки оно беднее, чем у взрослого, хотя проходит те же этапы развития.

Для того чтобы понять особенности развития воображение у дошкольников необходимо знать закономерности и механизмы воображения, его приемы, знание этого является важнейшим звеном образования людей, работающих с детьми.

Что касается загадочности этого феномена, то он состоит в том, что до сих пор нам мало известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозге человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы ученые почти ничего конкретного ответить не могут. Во всяком случае, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, о процессах восприятия, внимания и памяти.

По Т. Рибо в начале воображение проявляется в придумывании, а потом в реализации замысла [15, с. 112].

Общий механизм воображения может быть описан так: в начале воображение проявляется в придумывании, а потом в реализации замысла. Говоря о специфике механизмов детского воображения, Л. С. Выготский отмечал, «что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане» [4, с. 56].

Также с этой точкой зрения согласен В.В. Давыдов, он отмечал, что в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения – умение всегда видеть целое раньше его частей. Он также отмечал такое качество образов детского воображения как субъективность. Также не существует конкретных возрастных периодов для развития воображения, всё зависит от индивидуальных особенностей личности. Отсюда вытекает вопрос: как возможно создание новых образов в процессе воображения? Иначе говоря, что является психологической предпосылкой описанного механизма воображения?

«Образы — являются не статичными, неизменными, мертвыми вещами, они динамические прео6разования. Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь «Образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется, то одни его стороны выступают на передний план, то другие, выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходя на нет в следующий момент. Образ – представление по своей природе стабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию. В психологии хорошо известна такая характерная черта образов и представлений об окружающем, как их гибкость и динамичность...» - писал С.П. Рубинштейн [4].

Если человек отделяет одни черты образа от других, то в какой-то момент он может перенести их на другие предметы, даже на такие вещи, которые сами по себе этими чертами не обладают. Когда это произойдет, получится новый образ, новой вещи, которой еще не было. В этом переносе, позволяющем строить новые образы, и заключается, работа творческого воображения. Иными словами процесс творческого воображение состоит в отчленении какого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на другой образ.

Придумывание происходит так: какое-либо свойство образа отчленяется от других его свойств и переносится на такой образ, который сам по себе им не обладает. Если перенесенное свойство существенно для образа, то возникает новый образ.

Реализация замысла: руководствуясь созданным образом, человек создает какой-то реальный объект, то возникает новая вещь.Если же образ не сможет быть реализован вкаком-либо предметном материале, он останется просто образом фантазии - Л.С. Выготский [4, с. 70] помощью различных приемов воображения, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. В воображении главное - перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство – главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа. «Схватывание» и «удерживание целого раньше его частей является существенной особенностью воображения» О.М. Дьяченко [6, с. 30].

Если перенесение свойства (или функций), включенного в состав свойств (функций) существующего образа, не могут быть реализованы в жизни в том или ином предметном материале, то новый образ так и остается образом воображения (например, кентавр, дракон, сфинкс и т.п.). Достаточно долгое время сказочным предметом оставался образ ковра – самолета. Люди отделяли способность к полету от тела самих птиц. Но само воображаемое перенесение способностей птиц к полету на другие тела было оправданным. Когда люди научно установили условия полета, они осуществили мечту.

Ярким примером этой особенности воображения может быть продуктивное творчество в бионике; басня – в литературном творчестве, сказочные образы кентавра, русалки, Змея Горыныча – в изобразительном и т.п. Достраивание ребенком образа на основе какой-то детали – пример такого воображения. Например, случайное пятно, клякса, в которой малыш увидел голову и клюв птицы, определяет появление других деталей этого образа. Скульптура, поделки детьми поделки детей из корней и веток деревьев выполняются на основе работы воображения. Происходит «открытие», внезапное видение в каких-то признаках сучка или ветки образа другого предмета (перенос свойства с другого предмета). Это первоначальное видение определяет дальнейшее «достраивание» целостного нового образа.

В.В. Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения, - умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел – это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения замысла» [3].

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений и приемами воображения, используемыми в игре и художественной деятельности. Приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте, но дети используют их не осознанно. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. Гёте считал, что «дети из всего могут сделать все», и это не требовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже не свободна у взрослых людей принималась за свободу или богатство детского воображения. Воображение настолько ярко в детском возрасте, что затмевает т.е. незначительные критические способности, которые имеются у ребенка. Воображение находится в 5-10 лет в сензетивном периоде, т.е. в периоде наиболее благоприятном и интенсивном для развития этих психических функций.

Как было сказано выше воображение – это процесс создания новых образов.

Создание образов воображения связано с использованием ряда приемов (Субботина Л.Ю. [19, с. 23]).

Комбинирование – это сочетание отдельных элементов, различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Комбинирование – это не просто перемещение или перегруппировка предметов, а процесс существенного преобразования элементов, из которых строился новый образ.

Частным случаем комбинирования является агглютинация – «от греч. склеивание» - создание новых образов на основе «склеивания представлений» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. (Пример: персонаж из сказки: человек – рыба, кентавр, избушка на курьих ножках и т.д.).

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: сказочные персонажи: Карлик нос, Гулливер, Мальчик – с – пальчик).

Схематизация – в этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, мелкие детали пропускаются, а на первый план выступают основные значимые детали. Пример – цветочный орнамент. На основе этого приема дети осваивают технику рисования. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Пример: любой схематический рисунок.

Типизация – характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Для детей типизация является основой всех ролевых игр в театральных постановках. (Пример: образы врача, рабочего, типичная мама, дочка, образ злой мачехи и т.д.).

Акцентирование (акцентуация) – (заострение) в создаваемом образе какая-то часть, деталь, выделяется, особо подчеркивается. (Пример: карикатура).

Всеми приемами создания образов творческого воображения ребенок овладевает еще в дошкольном возрасте, он не осознанно применяет их, ему интересен этот процесс, но как отмечают специалисты воображение ребенка к 6–7 годам идет на спад. Чтобы понять как это происходит рассмотрим закон, которому подчиняется воображение, сформулированный Т. Рибою «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека» [15, с. 215]. Процесс развития воображения Рибо описал и графически представил в виде так называемой «кривой Рибо» [Приложение 1]. Кривая Рибо символически изображает развитие воображения, и которая позволяет понять своеобразие детского воображения, воображение зрелого человека и воображения в этот переходный период, который нас интересует.

Он в своем исследовании показал, что развитие воображения проходит 2 периода, разделенные критической фазой и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо» I период развития воображения иллюстрирует кривая (I – М), а рассудочную деятельность (R – X), этот период приблизительно охватывает первые 15 лет жизни человека.

II период. Затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие (кривая Х – О), а воображение в большинстве случаев характеризуется падением интенсивности (кривя М – Н). Чем меньше падение кривой (М – Н) тем большие способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление (M – N), то мы говорим об одаренности или гениальности.

Также Рибо описал стадии развития творческого воображения ребенка, также Рибо отмечал, что стадиям не стоит придавать строгого хронологического порядка.

В первой стадии совершается переход от пассивного воображения к творческому. Эта стадия состоит из воспоминаний и новых группировок, являющихся в одно и тоже время повторением и построением.

 Творческое воображение со своими характерными признаками проявляется только во второй стадии под видом анимизма или одушевления всех предметов. Примером может служить отношение ребенка к куклам.

Стадия игр. В хронологическом порядке совпадает с предыдущей, состоит из комбинации образов. Игры имеют двойную цель:

Экспериментальная.

Творчество – это их главная роль.

Возникновение романтического творчества, оно состоит целиком из образов, пробуждается в ребенке 3 – 4 лет. Это прелюдия творчества, полупассивное, полуактивное состояние, период подготовки, который приведет их самих к творчеству. Но путь этот еще долог и прежде чем ребенок научится осознанно «включать» свое воображение, ему нужно накопить богатый жизненный опыт.

Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях и т.д. Почти все исследователи детского творчества такие как Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, Н.П. Саккулина и др. подчеркивают его реалистическую основу.

Большой интерес вызывают работы доктора психологических наук О.М. Дьяченко. Она считает, что развитие творческого воображения зависит от овладения средствами самого воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов [6, с.48].

Глубокое изучение ею закономерностей развития воображения у детей позволило ей создать специальную программу целенаправленного развития этой способности у детей 3 – 7 лет. Исследование, безусловно, дает основу для становления «педагогики воображения» - решения проблем развития творчества в широком плане. В то же время оно позволяет глубже понять возможности творческого развития детей в конкретных видах деятельности, в частности в изобразительной, и строить процесс обучения и развития детей в ее условиях более целенаправленно и эффективно.

Так, О.М. Дьяченко установила, что воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составления плана реализации этой идеи [6, с. 50]. Общая идея (или замысел) создается по-разному. Дети от 3 до 5 лет в качестве центрально части образа используют элементы реальности, а у детей 6 – 7 лет эти элементы занимают второстепенное место, новый образ создается путем свободного оперирования представлениями.

По данным О.М. Дьяченко, дети подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения: «познавательное» или «эмоциональное» [6, с. 42]. А это значит, что одни дети предпочитают изображать предмет, ситуацию более подробно, детально, последовательно, проявляя при этом творчество, а другие – так же творчески фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения.

При любом содержании рисунка, если у ребенка доминирует «познавательное» воображение, он будет стремиться более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует «эмоциональное» воображение, дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением. Для него более важно, чтобы оно позволило ему выразить свое состояние, значимый для него смысл ситуации или предмета. Таким образом, превалирующий вид воображения влияет на характер рисунка: на степень его полноты, детализированности, на смысловые акценты, которые расставляет ребенок. Данная закономерность позволяет понять, почему в одной и той же группе одни ребята пытаются тщательно изображать, вырисовывать детали, а другие только намечают изображение, фиксируя внимание на динамике события. Почему для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, а другим выразить взаимоотношения персонажей, настроение и т.п. Учитывая эту закономерность, педагог может соответственно направлять одних детей (с «эмоциональным» воображением) на усиление в рисунке изобразительной стороны, а других (с «познавательным» воображением) – на передачу своего отношения к содержанию. Есть основания полагать, что именно у детей с эмоциональным воображением превалируют игровые мотивы изодеятельности.

Ученые выявили, что показатель оригинальности выше у детей с «эмоциональным», чем у детей с «познавательным» воображением, причем во всех возрастных группах. Эти данные свидетельствуют о зависимости творческих проявлений от личностных особенностей детей и дают педагогу возможность дифференцированно подходить к формированию деятельности и развитию ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Чем богаче опыт человека, тем богаче материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого.

Чем взрослее становится ребенок, тем более критично он начинает относиться к продуктам своей деятельности, и воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесия. Ребенок приходит к выводу – что он не умеет рисовать, он оставляет рисование, наивные детские игры, сказки, рассказы – отмечает Л.С. Выготский в своей книге «Воображение и его развитие в детском возрасте» [3, с. 70].

Отсюда следует педагогический вывод: главная задача взрослого не допускать угасание процесса творческого воображения, всячески стимулировать его развитие начиная с дошкольного возраста, чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше он знает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его творческого воображения.



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Глава I. Теоретическая часть исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I. Теоретическая часть исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)