Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольный эксперимент



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Контрольный эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок




В контрольном эксперименте участвовало 15 детей, принимавших участие в констатирующей серии экспериментальной работы. Для диагностики интересующих нас показателей творческого воображения мы использовали те же, что и на констатирующем этапе, диагностические методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка».

Цель контрольного эксперимента – сравнение результатов показателей творческого воображения детей до проведения разработанной нами систематизированной совокупности занятий, направленных на формирование умения домысливать сюжет и создавать разнообразные и оригинальные образы, и после проведенной нами работы.

Таблица 6. Перечень изображенных детьми предметов

Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа
1 К. Юля + + 2
2 Л. Илюша + 3
3 М. Кристина + 3
4 С. Дима + 3
5 Л. Сережа + + 2
6 П. Ира + 3
7  Г. Влад + 3
8 С. Оля + + 2
9 К. Слава + + 2
10 Ф. Илюша + 3
11 М. Данил + + + 1
12 С. Алена + + + 1
13 П. Дима + + 2
14 К. Вадик + 3
15 З. Саша + 3

Таблица 7. Перечень изображенных детьми оригинальных изображений

Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник
1 К. Юля Утенок Книга Ваза с цветами
2 Л. Илюша Шар Портфель Треугольник
3 М. Кристина Самовар Окно Гиря
4 С. Дима Бабушка Скворечник Гриб
5 Л. Сережа Часы Сумка Зонт
6 П. Ира Петух Кастрюля Колпак
7  Г. Влад Царевна Торт Флажок
8 С. Оля Снеговик Телевизор Стрела
9 К. Слава Аквариум Картина Компас
10 Ф. Илюша Чайник Клетка с попуг. Ракета
11 М. Данил Ежик Робот Карандаш
12 С. Алена Барабан Машина Пчела
13 П. Дима Цветок Стол с вазой Конфета
14 К. Вадик Телефон Дом Дом
15 З. Саша Звезда Салфетка Буратино

 

Диаграмма 2. Оригинальные изображения детей

Диаграмма 3. Способность видеть целое раньше частей

Диаграмма 4. Реализм воображения

 

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что после проведенной нами работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста повысился уровень творческого воображения, следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Заключение

Подводя итог проделанной работе, мы можем отметить главные особенности нашего исследования: в теоретической части нами была проанализирована сущность понятия «творческое воображение», его механизмы, функции, этапы творческого развития детей. Были проведены методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка». По итогам констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости разработки систематизированной совокупности занятий по развитию творческого воображения и проведения этих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

После проведенной нами работы дети научились предварительному (до исполнения) продумыванию содержания образа; повысилась их активность и инициативность при нахождении идей и способов изображения; их замыслы стали более устойчивыми; образы стали более разнообразными и оригинальными. Расширилось представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

Дети научились передавать образ архитектурного сооружения – сказочной постройки. Обогатился сенсорный опыт детей на занятиях. Развивались аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета. Усовершенствовались умения изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Развивалось умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, а также эстетические чувства, эмоции, переживания. Формировалось умение замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

В заключение можно сделать вывод о том, что применение совокупности усложняющихся занятий по рисованию дало свои результаты и уровень развития творческого воображения детей повысился, следовательно, наша гипотеза о том, что оптимальным средством для развития творческого воображения у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельностью является дидактическая игра, подтвердилась.

литература

1. Альтшуллер, Г.С. Теория решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1987. – 120 с.

2. Белкина, Н.В., Васильева, Н.Н., Ёлкина, Н.С. Дошкольник: Обучение и развитие воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – с. 256

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Собр. соч., Т 2 – М.: Педагогика, - 1982. – 149 с.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, - 280 с.

5. Грановская, Р. М., Крижанская, Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., - 1994. – с. 120

6. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, - 1996. – с. 211

7. Запорожец, Х. Дети с ЗПР. М., - 1995. – с. 140

8. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации). – М.: Просвещение, - 1985. – 192с.

9. Комарова, Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, - 1990. – с. 142

10. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: Карапуз-Дидактика, - 2007. – с. 256

11. Мухина, В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, - 1985. – с. 216

12. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, - 1981. – с. 190

13. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — с. 688

14. Понаморев, Я.А. Психология творчества. – М.: Просвещение, - 1976. – с. 116

15. Рибо, Т. Творческое воображение. – СПб.: Ю.Н. Эрмех, - 1901. – с. 215

16. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, - 1965. – с. 2006

17. Сапагова, Е.Е. Азбука воображения. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. – Тула: Приокское кн. Изд., - 1995. – с. 160

18. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, - 1996. – с. 280

19. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития 1996. – 210с.

20. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.Л Практикум по детской психологии. Просвещение, - 1995. – 320 с.

Приложение 1

 

Приложение 2

Занятие 1. Рисование по замыслу. Фантастические цветы

Задачи. Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приёмы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и композиции. Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнитель­ные). Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рас­сматривать и переносить полученные представления в художественную дея­тельность.

Предварительная работа. Знакомство с экзотическими растениями (рассматри­вание открыток, фотографий, иллюстра­ций, репродукций, изображений в дет­ских энциклопедиях и тематических аль­бомах, например, «Орхидеи», «Кактусы», «Суккуленты», «Лилейные», «Розы» и пр.); посещение ботанического сада оранжереи, зимнего сада и пр. Рисова­ние комнатных растений с натуры (про­стыми и цветными карандашами). Беседа об особенностях внешнего вида, услови­ях жизни и местах произрастания экзоти­ческих растений. Конструирование цвет­ковых растений из разных материалов (бумаги, ткани, проволоки), Рассматрива­ние иллюстраций к сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». Слушание музыки («Вальс цветов» П.И. Чайковского). Рас­сматривание альбомов по народному де­коративно-прикладному искусству («Хох­лома», «Гжель»).

Материалы, инструменты, оборудование. Бумага белая и цветная (тонированная) для фона, художественные материалы на выбор детям - краски гуашевые и аква­рельные, пастель, фломастеры, гелиевые ручки, цветные карандаши, ватные палоч­ки, перышки; лак для ногтей с блёстками.

Таблица или серия таблиц с элементами и растительными мотивами разных видов народного декоративно-прикладного ис­кусства. Пособия, наглядность.

Плакаты «Наш луг», «Рисуем цветы» «Клумба». Комплект технологических карт по аппликации «Цветы». Комплект технологических карт по леп­ке «Наш луг». Альбом «Чудо-цветы». Серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» (автор Лыкова И.А.)

Содержание занятия.

Воспитатель спрашивает детей о том что они считают самым красивым на свете. По ходу беседы задаёт уточняющие вопросы. (Чем мы можем полюбоваться даче, в парке, в саду, на лугу и даже дома" Что всем женщинам дарят на 8-е марта? Педагог показывает детям несколько раз­ных живых растений или их изображении предлагает полюбоваться красивыми цве­тами и описать их самыми красивыми сло­вами (можно провести речевую игру на образование прилагательных: чудесные - чудеснейшие, удивительные - удивитель­нейшие, восхитительные - восхитительнейшие, очаровательные - очарователь­нейшие, необыкновенные - необыкновен­нейшие, нежные - нежнейшие, красивые - красивейшие). Педагог сообщает, что в саду, на лугу, в парке, в лесу и даже в го­рах растут самые настоящие (реальные цветы. Показывает изображения цветов уточняя (по возможности), как они назы­ваются и где растут (орхидеи - в тропиче­ских лесах, эдельвейсы в горах, кактусы с необыкновенными по красоте цветами - в пустыне).

Затем воспитатель показывает детям несколько изображений фантазийных растений (это могут быть произведения декоративно-прикладного искусства, иллюстрации к сказкам и потешкам). Спрашивает детей, существуют ли такие цветы самом деле? Дети высказывают свои догадки о том, что эти необычные цветы не реальность, а фантазия, их придумали их создали художники (мастера искусства). Педагог вывешивает учебные рисунки и таблицы обращает внимание детей на то, что при создании фантазийных растений художники изменяют по своему замыслу весь цветок или некоторые его части и характерные признаки (форму и размер венчика, количество и очертания лепестков, колорит). А мастера народного искусства украшают цветы разными узорами из точек, поло­сок, волнистых линий, мазков, трилистни­ков и пр.

Педагог предлагает детям выбрать художественные материалы по своему желанию и нарисовать фантастические цветы. Дети рисуют красками (гуашевыми или акварельными), фломастерами, маркерами, цветными карандашами, ге­лиевыми ручками. Воспитатель показы­вает оригинальные приёмы оформления готовых рисунков лаком с блёстками для ногтей.


Занятие 2. Рисование декоративное. Солнышко, нарядись

Задачи. Вызвать у детей желание со­здать образ солнышка по мотивам деко­ративно-прикладного искусства и книж­ной графики (по иллюстрациям к народ­ным потешкам и песенкам); обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, листок, трилистник, волна и пр.), объяс­нить символику; развивать воображе­ние, воспитывать интерес к народному искусству. Использовать в узоре разно­образные прямые, округлые линии фор­мы, растительные элементы. Умело поль­зоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных на­правлениях).

Предварительная работа. Знакомство с солярными элементами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Сравнение средств художественно-об­разной выразительности в разных видах народного искусства. Создание портре­тов солнца в лепке и аппликации. Упраж­нение в подборе гармоничных цветосочетаний на цветовых моделях «Радуга» и «Цветовой круг»; подбор вариантов кон­трастных цветосочетаний (в цветовых па­рах - диадах, размещённых на цветовом круге напротив друг друга): синий и красный, синий и жёлтый, синий и оран­жевый и др.

Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, кисточки 2-3 размеров, листы бумаги белые и тонированные (раз­ного размера), баночки с водой, палитры.

Пособия, наглядность. Плакаты (цветовые модели) «Радуга» и «Цветовой круг» для демонстрации детям закономерностей цветовых сочетаний и знакомства с явлением цветового контра­ста и нюанса. Книга «Цветные ладошки» (автор Лыкова И.А.).

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям отрывок из истории про Мальчика, который хотел стать художником.

Сказка о Радуге и Мальчике, который хотел стать художником.

Жил-был Мальчик, который очень хот стать художником. Однажды он выглянул окно и увидел Радугу.

Вот кто научит меня рисовать, - обрадовался он и выбежал на улицу.

Знаю-знаю о твоей мечте,- улыбнулась Радуга и засверкала ещё ярче - но стать художником совсем не просто, Я помогу тебе. Вот палитра. Это дощечка, которой художник смешивает краски. Возьми её. Каждое утро я стану дарить тебе краску одного цвета. И по моей дуге краска такого же цвета, как эта краска, ты 6удешь отправляться в Цветное королевство, где научишься рисовать без кисточки. Каждый день - новым способом. А как - подумывай сам. Вечером возвращайся с рисунком и цветком из этого королевства. Ровно через неделю на твоей палитре окажутся все цвета радуги, и тогда я подарю тебе кисточку, чтобы ты стал настоящим художником.

Наступило первое утро - понедельника

Доброе утро, Красное Солнышко! Доброе утро, Мальчик! - приветствовала всех Радуга.

А почему о солнышке говорят «красное», если оно совсем-совсем жёлтое? - удивился Мальчик.

- С давних-прада-а-а-авних времен, когда даже твоих бабушек и прабабушек на свете не было, люди называли красным всё самое красивое и доброе: «красное солнышко», «красный день» (праздник «красное слово», «красная девица». Даже половицы сложили, например: «Красна птица пером, а человек умом». Красный - значит, красивый! Вот и у меня этот цвет самый красивый, самый любимый. Возьми его себе на палитру и отправляйся по красной дуге в Красное королевство.

Вопросы к детям. Как вы думаете, что увидел Мальчик в Красном королевстве? Что означает слово красный? А прекрас­ный? О чём и ком так говорят?

- В Красном королевстве Мальчик нашёл красную-прекрасную-распрекрасную розу и поспешил в обратный путь.

Какие цветы красного цвета вы знаете? Давайте поиграем в игру «Что бывает красное?» (Кто назовёт больше слов?) Как вы думаете, какой характер (или какое на­строение) у красного цвета? С каким наст­роением вы смотрите, трогаете или пробу­ете что-нибудь красное?

Мальчик, который хотел стать художни­ком, вернулся домой и сразу же нарисовал красивый-прекрасивый портрет солнышка.

Воспитатель просит детей нарисовать доброе солнышко - весёлое, радостное, улыбающееся - и очень красивое по цве­ту - красное, оранжевое, розовое, жёлтое, малиновое...

- Давайте и мы с вами нарисуем «красно солнышко» - яркое, большое, тёплое, доброе, красивое. С лучами – волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться.

Педагог напоминает детям, как можно получить оранжевый цвет, чтобы нарисовать «оранжевое небо, оранжевое солнце, оранжевое море, оранжевую маму» (смешать краски на палитре или дощечке, добавив к жёлтой немного красной).

Дети выбирают цвет и формат фона, составляют на палитре сложный цвет (оранжевый, розовый) и начинают рисовать. Каждый ребёнок создаёт солнышко в соответствии с замыслом, самостоятельно выбирая материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. При желании дети могут объединяться в микрогруппы для создания большого по размеру и сложного по техническому решению образа.

По ходу занятия воспитатель рассказывает или напевает песенку Г.Р. Лагздынь:

Словно яркий апельсин,

Вышло солнце из осин,

Красное, румяное,

Всюду всеми званое!

Красное, красное,

Ясное, ясное!..

 

 

Занятие 3. Рисование-экспериментирование. Солнечный цвет

Задачи. Вызвать интерес к эксперимен­тальному (опытному) освоению цвета. Расширить цветовую палитру - показать способы получения «солнечных» оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, медный, ог­ненный, рыжий). Развивать воображе­ние. Активизировать словарь качествен­ными прилагательными, обозначающими цвета и оттенки. Воспитывать самостоя­тельность, инициативность.

Предварительная работа. Чтение «Исто­рии про Мальчика, который хотел стать ху­дожником» (книга «Цветные ладошки»).

Материалы, инструменты, оборудование. Краски гуашевые и акварельные, палитры или керамические плитки (блюдечки), ки­сточки разных размеров, щётки, тампоны ватные или комочки смятой бумаги, ват­ные палочки, салфетки бумажные и ма­терчатые, баночки или ванночки (бюве­ты) с водой.

Пособия, наглядность. Плакат «Радуга. Цвет». Книга «Цветные ладошки», или «Исто­рия про Мальчика, который хотел стать ху­дожником» (автор И.А. Лыкова). Набор «солнечных» картинок (мимоза, нарцисс, цыплёнок, осенний лист, банка мёда, соты, корона и т.д.).

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям эпизод из книжки «Цветные ладошки» и создаёт ус­ловия для свободного экспериментирова­ния с красками с целью получения разных цветов и оттенков. Читает продолжение сказки:

На следующее утро Мальчик, который хотел стать художником, примчался к Ра дуге с первыми лучами солнца.

Вот тебе жёлтая краска, - приветливо кивнула Радуга. - Попробуй за время сво­его путешествия отгадать её характер.

В Жёлтом королевстве было светло и тепло. Мальчик погладил пушистого цып­лёнка. Дотянулся до лепестков подсолну­ха - они были бархатистые. Наклонился чтобы вдохнуть легкий аромат одуванчи­ка,- нос тоже стал жёлтым. Ещё ему уда­лось лизнуть соты душистого мёда.

- Разве может быть характер у цвета?.. Вот загадка так загадка...

Вопросы к детям. Как вы думаете, ка­кой характер (или какое настроение) у жёлтого цвета? С каким настроением вы смотрите, трогаете или пробуете что-ни­будь жёлтое?)

Мальчик приоткрыл глаза и увидел сквозь ресницы лучи солнца, которые оку­тывали золотым сиянием всё Жёлтое Ко­ролевство. (А вы пробовали смотреть на солнце, прижмурившись?)

Жёлтый цвет... - тёплый и ласковый, добрый и весёлый. Как само солнышко! Ко всему жёлтому так и хочется прикос­нуться. Может быть, и нарисовать жёлтое можно рукой?

Мальчик опустил палец в жёлтую краску и начал рисовать «солнечные» картинки: мимозу и одуванчик - лёгкими прикоснове­ниями, быстро отрывая пальчик от бумаги; золотую рыбку - проводя «цветным» паль­чиком контурные линии, как будто рисовал мелком или карандашом; а цыплёнка - ват­ным тампоном (смятым комком бумаги), чтобы показать, что цыплёнок не только золотистый, но к тому же мягкий и пушистый.

Воспитатель читает детям стихотворе­ние «Все цвета солнца» В. Шипуновой для обогащения «солнечной» палитры, уточнения знаний оттенков одного цветового ряда и активизации словаря прилагательных на обозначение цвета (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий).

Золотая шапка мимозы

И жёлтый листик берёзы,

Янтарная смолка сосновая

И медный жёлудь дубовый,

Огненный хвост лисы на снегу,

Рыжий клён на речном берегу –

Собрались оттенки в тесный кружок –

Солнечный яркий небесный желток.

Задание и вопросы детям. Попробуйте и вы рисовать пальчиком или ватной палочкой (тупым концом карандаша) - это удобно, быстро и легко. Составьте на па­литрах свои солнечные цвета и оттенки подскажите мальчику, какой цветок лучше всего выбрать в подарок Радуге: мимо­зу, одуванчик, нарцисс или золотой шар.

Дети рисуют. Воспитатель помогает со­ветами, наводящими или косвенными во­просами; напоминает, что рисовать мож­но как лёгкими быстрыми прикосновени­ями (точками, пятнышками), так и контур­ными линиями или большим цветовыми пятнами.

После занятия.

Воспитатель читает детям литератур­ные произведения, уточняющие и обога­щающие впечатление о «золотом» цвете солнца.

Приди, приди, солнышко!

Приди, приди, солнышко,

Под моё оконышко,

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее.

Лей щедрее, солнышко,

Золото в оконышко,

Деточки играют,

Тебя ожидают.

(украинская песенка)

Одуванчик

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький потртет.

(0. Высотская)

Занятие 4. Рисование на камешках по замыслу. Превращения камешков

Задачи. Учить детей создавать художе­ственные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с разны­ми приёмами рисования на камешках раз­ной формы. Совершенствовать изобрази­тельную технику (выбирать художествен­ные материалы в соответствии с постав­ленной задачей и реализуемым замыс­лом). Развивать воображение.

Предварительная работа. Подготовка для занятия чистых и просушенных ка­мешков разной формы, величины и рас­цветки. Рассматривание и обследование камней разных форм и размеров, с раз­личной поверхностью (шероховатой, зер­нистой, гладкой, округлой, вытянутой, за­острённой...). Игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Конструиро­вание из природного материала (опред­мечивание природных форм); рассматри­вание и обследование предметов мелкой пластики (скульптуры малых форм).

Материалы, инструменты, оборудование. Чистые и просушенные камешки разной формы, величины и расцветки; широкий ас­сортимент художественных материалов: мелки, пастель, карандаши, фломастеры, гуашевые краски, кисточки разного размера; баночки с водой, салфетки бумажные и ма­терчатые; скульптура малых форм (напри­мер, зайчонок, мышка, птичка, медвежонок, слоник, дельфин, грибок); поворотный диск для демонстрации мелкой пластики.

Содержание занятия.

Воспитатель показывает детям несколь­ко скульптур малых форм (например, зай­чонка, мышонка, птичку, медвежонка, гри­бок), выставляя их поочерёдно на поворотный диск. Спрашивает, знают ли дети, что это такое, подводит к выводу о том, что это не настоящие зайчонок, мы­шонок, грибок, а их изображения, причём изображения объёмные и называются они скульптурами.

Педагог рассказывает детям, что скульптура - это вид искусства, в котором художники - скульпторы - создают обра­зы людей, животных, сказочных существ. Эти образы объёмные, поэтому мы можем посмотреть на них спереди, сзади, сбоку и сверху, даже можем обойти вокруг и осто­рожно потрогать, погладить. Бывают скульптуры очень большие - их устанав­ливают на улицах городов, в парках, возле театров и административных заданий... И бывают скульптуры совсем маленькие - такие, как вот эти (педагог ещё раз обра­щает внимание детей на мелкую пласти­ку). Такие скульптурки можно увидеть в музеях, художественных салонах и на вы­ставках. А ещё мелкие скульптуры прода­ются в магазинах, чтобы люди могли укра­сить ими свой дом. Скульптуру всегда де­лает мастер. Чаще всего скульптуры изготавливают из камня или дерева с помо­щью специальных инструментов.

Затем педагог предлагает детям самим создать необычные скульптуры из камней и камешков.

- Давайте представим, что мы с вами - скульпторы. Сейчас каждый из нас выбе­рет камешек и превратит его в скульптуру. Я выбрала вот этот камешек. Держу его в ладошках, поглаживаю - он такой прият­ный на ощупь, гладкий и немножко шер­шавый. Рассматриваю камешек со всех сторон, поворачиваю и стараюсь понять, кого или что он мне напоминает. Если поверну вот так, - увижу грибок. Если посмотрю с другой стороны, - увижу жука... Кто из них мне понравился боль­ше? Пожалуй, жук. Вот у него продолгова­тое туловище, а вот голова и будто кры­лышки раскрывает, чтобы взлететь. Надо усилить, подчеркнуть, «проявить» эти черты. Возьму фломастер и буду рисовать прямо на камешке: проведу линии по крылышкам, чтобы они стали более заметны­ми, прорисую глазки. Теперь возьму пас­тель и раскрашу крылышки пятнышками. (Педагог рисует на камешке разными ма­териалами, сопровождая показ коммента­рием.) Вот какой красивый жук! А теперь вы выберите камешки, которые вам нра­вятся, рассмотрите их и превратите в кра­сивые скульптуры.

Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Картинки из лужи»:Мамонт хоботом из лужи

Голубой воды набрал

И на камушках ненужных

Васильки нарисовал.

На скале - лоскутик неба.

На тропинке - мотылька.

Жаль, что мелковата лужа,

Жаль, что лужа не река.

Дети выбирают камешки, художествен­ные материалы и начинают рисовать на камешках.

После занятия. Дети составляют расска­зы о своих «оживших» камешках, проводят минивыставку скульптур малой формы.

Чтение рассказа Г.Р. Лагздынь «Живой камушек»:

Берег моря сплошь покрыт мелкими ка­мушками. Камушки круглые, плоские, про­долговатые, овальные: серые, чёрные, с красными, зелёными, оранжевыми про­жилками. Но больше всего серых, гладких, белёсых от высохшей на них морской со­ли. Море без конца катает их, шлифует, полирует.

Я рассматриваю камушки, глажу и под­кидываю на ладони, складываю в кучки. Вдруг вижу: между камушков пробирается жучок. Жучок похож на божью коровку, только спинка песчаного цвета, со свет­лым мраморным рисунком. С камушка на камушек, ловко перебирая тремя парами лапок, карабкается жучок. Вот он со­скользнул, перевернулся, полежал на сво­ей мраморной тарелке, сложив на груди лапки, и снова побежал. Я попробовала его взять. И только прикоснулась, как за­мер жучок, лежит, словно мёртвый, лапок ' не видно, все под себя подобрал.

Положила я жучка на ладонь, на краси­вую мраморную спинку, ножками вверх. Тихо лежит жучок, только усики вздраги­вают. Наверно, волнуется?..

- Беги, жучок! Беги!

Снова с камушка на камушек куда-то по своим делам пробирается жучок с поли­рованной спинкой, так похожий на ма­ленький, обкатанный морем камушек.

 

Занятие 5. Рисование по мотивам Городецкой росписи. Кони-птицы

Задачи. Создать условия для рисования детьми фантазийных коней-птиц по моти­вам Городецкой росписи. Развивать вооб­ражение, чувство цвета, формы и компо­зиции. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узна­вать о народном декоративно-прикладном искусстве.

Предварительная работа. Рассматри­вание предметов быта, созданных масте­рами Городца (разделочную до­ску, короб, декоративную тарелку, прялку, детский стульчик, коня-качалку). Беседа о Своеобразии народного декоративно-при­кладного искусства.

Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Чудо-кони», «Чудо-птицы».

Материалы, инструменты, оборудование. Для рисования - листы бумаги разно­го размера и формата желательно жёлтого цвета (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы), краски гуашевые, кис­ти, баночки с водой, пастель, фломастеры. Для рассматривания - городецкие игрушки и предметы быта (или их изображение).

Пособия, наглядность. Плакаты «Чудо-птицы», «Чудо-кони» (Городецкая роспись»). Альбомы для детского художественного творчества «Чудо-птицы», «Чудо-кони». Технологическая карта по декоративно­му рисованию «Кони-птицы» (по мотивам городецкой росписи).

Содержание занятия.

Воспитатель показывает детям городецкие игрушки (коня-качалку) и предметы быта (разделочную доску, короб, декора­тивную тарелку, прялку) и рассказывает детям о Городецком промысле (по мотивам сказа А. Рогова «Конь копытом бьёт»):

– На реке Волге есть старинный-ста­ринный городок Городец. А за ним – леса большие-большие, есть и дремучие. Ког­да-то в Городце строили корабли. Это ког­да они были ещё парусными. Для всей Волги строили. Да не простые, а дивно ра­зукрашенные, со всякими резными фигу­рами и узорами. На носу русалки, их назы­вали Берегинями. Улыбчивые львы на кор­ме. Глаза у этих львов были иногда совершенно человечьи и очень добрые.

И дома в Городце украшали и украшают такой же богатой резьбой, и они похожи на сказочные терема. И сани и дуги там делали раззолоченные и расписные, каких больше нигде не увидишь. Сплошь в рез­ных и расписных затейливых узорах там и мебель, и донца для прялок, и другие до­машние вещи.

Делают в Городце и необыкновенные детские игрушки - из дерева, из глины. Но из глины не расписные, как в других мес­тах, а политые блестящей цветной глазу­рью.

Самое же примечательное в Городце - это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами: «Конь копытом бьёт, удила грызёт».

Коня рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчи­ков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же ри­суют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто эти кони мчатся в каких-то сказочных, весёлых садах или даже в целых сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это не кони, а птицы.

Обычных коней рисуют и вырезают из дерева не только в Городце, но и во мно­гих других местах. И делают это с древ­них-древних времён, потому что конь все­гда был главным и лучшим помощником человека. Конями очень дорожили, их очень любили, иногда последний кусок хлеба – коню –работнику. Фигурки коней помещали на прялках, крышах домов (от­сюда и название «коньки»), детских люль­ках... Иногда их изготавливали даже из золота, серебра, драгоценных камней и носили как любимые украшения.

Но коней, летящих подобно птицам, ни­где, кроме Городца, не увидишь. Потому так прекрасны эти кони-птицы, что делают их настоящие художники, передавая своё мастерство из поколения в поколение: от деда к внуку, от бабушки к внучке... А мо­жет, потому они в Городце так хороши, что здесь всегда любили сказки: ведь и кораб­ли мастерили сказочно красивые, и дома, и разную домашнюю утварь.

– Давайте и мы с вами нарисуем сказоч­ных коней-птиц. Возьмём листы бумаги жёлтого цвета, будто это крышки деревян­ных шкатулок или дверцы шкафчиков, а мы украшаем разные изделия из дерева красочной росписью, как это делают на­стоящие мастера из Городца.

Воспитатель показывает детям после­довательность изображения Городецкого коня (выставляет технологическую карту) и комментирует этапы: сначала рисуем ту­ловище, как у птицы, потом хвост и гриву из удлинённых завитков, после того, как краска подсохнет, украшаем туловище и рисуем мелкие детали - глаза, рот, удила. Напоминает, что туловище нужно рисо­вать всем ворсом кисти, а хвост, гриву и узор - кончиком кисти.

Педагог напоминает, что кони-птицы мчатся над сказочными цветущими садами и волшебными замками, поэтому внизу и по уголкам можно нарисовать городецкие цветы дивной красоты (показывает их изображения). А вверху ярко светит солн­це-цветок. Вот какие красивые сказочные картины получатся у нас с вами.

Дети выбирают по своему желанию раз­мер и формат бумаги жёлтого цвета (пря­моугольной, круглой, овальной, квадрат­ной формы), ещё раз внимательно рассма­тривают изображение городецкого коня и начинают рисовать коней-птиц, летящих над сказочными цветущими садами.

После занятия.

Составление описательных рассказов «Кони-птицы» (по своим рисункам). Игра в «музей» - посещение тематической вы­ставки «Кони-птицы», на которой дети по желанию выступают в роли экскурсово­дов и рассказывают о картине - своей или той, которая понравилась больше всего.


Занятие 6. Рисование сюжетное по замыслу Баба-Яга и леший (лесная небылица)

Задачи. Учить детей рисовать сказочные сюжеты: самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия героев (например, за столом в избушке Баба-Яга угощает лешего оладушками; у печки в избушке Баба-Яга печёт оладушки на сковороде, а леший подбрасывает шишки или дрова в огонь, а, может, быть держит лоханку с тестом). Развивать способности к сюжетосложению и композиции. Формировать умение представлять изображаемый объект с разных точек зрения (вид на избушку снаружи - экстерьер и внутри - интерьер). Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

Предварительная работа. Беседа по русским народным сказкам, чтение отрывков для уточнения представлений о внешнем виде наиболее известных сказочных героев. Рассматривание сказочных иллюстраций в детских книжках. Знакомство с искусством мелкой пластики (сказочные герои и существа).

Чтение литературных произведений о сказочном лесе для обогащения представлений.

Материалы, инструменты, оборудование. Краски акварельные и гуашевые на выбор детям, простые карандаши для предварительной прорисовки фигур, лис ты бумаги белого, светло-голубого и светло жёлтого цвета формата А3, кисти разных размеров, баночки с водой.

Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность.

Плакат «Бабушкина азбука. На сказоч­ных тропинках», «Еловый лес. Лесная по­лянка». Комплект технологических карт по апп­ликации «Сказочные домики». Книга «Бумажная сказка» (автор И.А. Лыкова).

Содержание занятия.

Воспитатель сообщает, что будто мы пришли в лес на полянку и увидели там избушку на курьих ножках, и продолжает: «А сегодня мы попробуем «заглянуть» избушку - как там поживает Баба-Яга? Как вы думаете, что может быть внутри избушки? (Печка, стол, кровать с лоскутным одеялом, плетёные коврики, бочонок с грибами, над печкой и под потолком подвешены для просушки грибы и т.д.). Вот по слушайте, что происходит в сказочной избушке».

Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой «Лесная небылица»:

У Яги у бабушки

Из травы оладушки,

Да румяны, да пышны,

Маслицем политы,

Да на шишках жарены.

Леший бабке травку косит,

Шишки из лесу приносит...

Да еще добавку просит.

Педагог проводит с детьми краткую беседу по содержанию шуточного стихотворения (как выг



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Контрольный эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрольный эксперимент

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)