Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности формирования Стабилизационного фонда в РФ и созданных на его основе Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Особенности формирования Стабилизационного фонда в РФ и созданных на его основе Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния 0.00 из 5.00 0 оценок




Источниками формирования Стабилизационного фонда являлись: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, а также остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяемые как сумма:

- фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;

- фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть)[10].

Расчет и перечисление в Стабилизационный фонд средств, указанных в настоящем пункте, производились в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачислялись остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением тех, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором Российской Федерации установлен другой порядок использования, кроме того, свободных остатков средств федерального бюджета, предусмотренных для Министерства финансов Российской Федерации с целью покрытия временных кассовых разрывов.

Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняло объемы остатков средств государственного бюджета, подлежащих расходованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В рамках действующей на тот момент налоговой системы этим требованиям удовлетворяли, прежде всего, НДПИ на нефть, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и экспортные пошлины на газ.

Таким образом, можно подчеркнуть следующее: характерно отсутствие полноты источников формирования Стабилизационного фонда: как показала практика, в него следовало бы автоматически перечислять также экспортные пошлины на нефтепродукты и на газ. Тогда средства, направляемые в Стабфонд, существенно (на четверть) возросли бы и составляли 61% от суммарных конъюнктурных доходов экономики, 87% от конъюнктурных доходов попадающих в бюджет и 95% от конъюнктурных доходов федерального бюджета. Данные таблицы 1.1 наглядно это демонстрируют:

Таблица 1.1

Структура конъюнктурных доходов бюджета из нефтегазового сектора в ожидаемых условиях 2006 года

наименование

поступления в бюджет (млрд.долл)

поступления в Стабфонд (млрд.долл)

расчетная доля зачисления бюджетных доходов в Стабфонд
при изменении цены на 1 долл./барр. (4 долл./тыс.м.куб.) всего при изменении цены на 1 долл./барр. (4 долл./тыс.м.куб.) всего  
НДПИ на нефть 0,72 17,4 0,69 16,5 95%
Экспортная пошлина на нефть 1,15 27,6 1,15 27,6 100%
Экспортная пошлина на нефтепродукты 0,23 5,5 0,00 0 0
Налог на прибыль 0,11 2,6 0,00 0 0
Всего по нефтяному сектору 2,21 53,0 1,84 44,1 83%
Экспортная пошлина на газ 0,21 5,0 - - -
Налог на прибыль 0,13 3,1 - - -
Всего по газовому сектору 0,33 8,2 - - -
ИТОГО по нефтегазовому сектору 2,54 61,2 1,84 44,1 72%

 

При введении в действие механизма Стабилизационного фонда базовая цена была установлена на уровне, равном средней цене нефти за предыдущие 10 лет. При этом данный показатель должен был отражать ожидаемое в будущем среднее значение цены.

Средства Стабилизационного фонда направлялись на покрытие дефицита государственного бюджета при цене на нефть не выше базовой, при этом если накопленный объем средств превышал 500 млрд. рублей, то сумма превышения могла быть израсходована и на иные цели (Таблица 1.2).

Объемы расходования средств Стабилизационного фонда определялись федеральным законом о государственном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносился Правительством РФ.

Таблица 1.2

Направления расходования средств Стабилизационного фонда РФ в 2010 году

Направления использования

Сумма

млрд. руб. млрд. долл.
Погашение долга перед МВФ 93,5 3,3
Погашение долга перед странами-членами Парижского клуба 430,1 15
Погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам 123,8 4,3
На покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ 30 1,04

 

Реструктуризацию Стабилизационного фонда необходимо рассматривать как смену экономического курса, проводимого правительством с конца 1990-х годов. Новый экономический курс был направлен на поддержание макроэкономической стабильности и сдерживание инфляции в ущерб росту благосостояния населения страны.

Начиная с 1 января 2008г. в России произошло деление доходов бюджета, изменились цели, задачи, порядок формирования и структура Стабилизационного фонда. В Бюджетном послании Президента РФ, главенствующей становится «задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен».

Произошло преобразование Стабилизационного фонда в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а также формирование трансферта федеральному бюджету РФ. Расходная часть бюджета теперь сформирована из других источников. Преобразование Стабилизационного фонда в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не отменяет актуальности проблемы формирования и использования прежнего Стабилизационного фонда, представленного теперь в форме двух новых фондов. Данные фонды были созданы для достижения следующих целей:

1) Обеспечение финансирования расходов в период сезонных отклонений объема поступлений доходов от объема расходов

2) Компенсация снижения доходов бюджета субъектов РФ в связи с кризисными явлениями в экономике

3) Выполнение социально-значимых и/или экономически-значимых расходных обязательств субъектов РФ в течение определенного периода времени в случае недостаточности доходов субъектов РФ для их финансового обеспечения

Основные критерии целесообразности создания данных фондов выражены в следующем:

- уровень фактической бюджетной обеспеченности выше среднероссийского уровня;

- уровень среднедушевых бюджетных доходов превышает среднероссийский уровень;

- доля налога на прибыль организаций в структуре налоговых доходов преобладает и (или) превышает среднероссийский уровень;

- предприятия, группы предприятий одной отрасли обеспечивают занятость значительной части населения, обеспечивают значительный для субъектов РФ объем валовой продукции и (или) обеспечивают поступление значительного объема налогов в бюджет субъектов РФ;

- доля поступлений по налогу на прибыль, занятых в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, металлургии, машиностроения и химической промышленности в общем объеме налогов превышает среднероссийский уровень;

- изменение (снижение или рост) поступлений налоговых и неналоговых доходов от аналогичного показателя предыдущего года в течение двух из трех последних лет превышало 20%;

- объем ВРП субъектов РФ превышает среднероссийский в 1,3 раза;

- объем государственного долга в течении двух из трех последних лет превышает 30% к объему доходов без учета объема безвозмездных поступлений;

- несоответствие сезонности поступления доходов и расходования средств;

- экономика субъекта ориентирована на экспорт;

- значительное увеличение налоговых доходов вызвано разовым поступлением средств или приватизацией государственной собственности.

Формирование Резервного фонда может осуществляться независимо от темпов поступления доходов в бюджет субъектов Российской Федерации и предусматривать:

– перечисление части средств бюджета в Фонд в целях формирования его минимального, нормативного и максимального объема;

–  автоматическое перечисление в Фонд определенной части остатков средств бюджета и доходов от управления средствами Фонда;

–  перечисление части средств бюджета в Фонд в случае отклонения минимального, нормативного и максимального объема Фонда от заданного значения;

–  перечисление в Фонд части доходов бюджета от продажи имущества субъекта Российской Федерации в целях компенсации выпадающих доходов субъекта в очередном финансовом году и плановом периоде.

Источники формирования Резервного фонда представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Источники формирования Резервного фонда РФ

Источники формирования

Период

Итого

2008г. январь - апрель 2009г.
Зачисление нефтегазовых доходов федерального бюджета, млрд. руб. 420,599 - 420,599
Зачисление доходов от размещения средств Стабилизационного фонда, млрд. руб. 28,631 - 28,631
Зачисление доходов от управления средствами Резервного фонда, млрд. руб. - 205,047 205,047
Итого 449,23 205,047  

 

Таким образом, в 2008 году основным источником формирования Резервного фонда Российской Федерации являлись нефтегазовые доходы федерального бюджета, суммарный доход которых составил 420,599 млрд. руб. Другими источниками формирования Резервного фонда являлись доходы от управления его средствами. По состоянию на 1 января 2011 года сумма резервного фонда составляла 775,21 млрд. руб.

Следовательно, резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в государственный бюджет. Его функционирование должно способствовать стабильности экономического развития страны, уменьшать инфляционное давление и снижать зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы должны были направляться в Фонд национального благосостояния России.

Фонд национального благосостояния призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений российских граждан и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Источники формирования Фонда национального благосостояния представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Источники формирования Фонда национального благосостояния РФ

Источники формирования

Период

Итого

2008г. январь - апрель 2009г.
Зачисление нефтегазовых доходов федерального бюджета, млрд. руб. 1590,212 - 1590,212
Зачисление доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния, млрд. руб. - 70,144 70,144
Итого 1590,212 70,144  

 

 

В 2008 году единственным источником формирования Фонда национального благосостояния Российской Федерации являлись нефтегазовые доходы федерального бюджета, суммарный доход которых составил 1590,212 млрд. руб. В настоящее время, по данным Минфина, Фонд национального благосостояния составляет 2,7 трлн. руб.

 



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Особенности формирования Стабилизационного фонда в РФ и созданных на его основе Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности формирования Стабилизационного фонда в РФ и созданных на его основе Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)