Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


создаваемых резервных фондов



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
создаваемых резервных фондов 0.00 из 5.00 0 оценок




Средствами Фондов, как было сказано ранее, управляет Министерство финансов Российской Федерации, порядок управления формируется Правительством Российской Федерации. Часть полномочий по управлению средствами Фонда может предоставляться Центральному банку Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначениям Фондов – они служат стратегическим финансовым резервом государства, их средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

Средства Резервного фонда Российской Федерации могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без изменений в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.

Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

С 2009 по 2012гг. в государстве действует особый порядок использования средств Резервного фонда, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации вправе без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета (включая финансовое обеспечение нефтегазового трансферта), в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фондов может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

- путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;

- путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с действующим порядком Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фондов. К примеру, согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивал на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации определяло, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства этого Фонда, относились:

- долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;

- долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);

- долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

- долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;

- долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

- долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находились в диапазоне, ограниченном сроками (в годах), представленных в таблице 1.2:

Таблица 1.5

Срок гашения обязательств

Минимальный срок 0,25
Максимальный срок 3

Министерство финансов Российской Федерации:

- утверждало валютную структуру и указанный норматив срока до погашения;

- опубликовывало ежемесячно сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце;

- представляло в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.

Правительство Российской Федерации направляло ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Поскольку этот фонд бюджетный, то его средства находились в оперативном управлении Министерства финансов РФ, и могли размещаться в долговых обязательствах иностранных государств. И что очень важно в этом случае – доходы от размещения не капитализировались, а относились к доходам федерального бюджета.

Это еще раз подчеркивало специальную роль Стабфонда как бюджетного фонда. Соответственно, расходование средств Стабфонда предусматривалось в условиях неблагоприятной конъюнктуры, когда цены на нефть могли опуститься ниже базового уровня.

Необходимо отметить, что Стабфонд формировался из налоговых источников, определяемых нефтяной конъюнктурой, то есть, наполнение Стабфонда находилось в четкой зависимости от внешнемировой конъюнктуры.

А от цен на другие сырьевые или близкие к таковым товары размеры Стабфонда не зависели. Также законом было определено, что базовый объем Стабилизационного фонда составлял неприкасаемый запас, статья 96 Бюджетного кодекса определяла это, и все остальное можно было расходовать на какие-то цели. В частности, можно было использовать ресурсы для ликвидации кассовых разрывов бюджета в определенных пределах в том случае, когда цена на нефть ниже базовой.

За период с 24 июля 2006 года (дата начала инвестирования средств стабфонда) по 15 декабря 2007 года общий доход от инвестирования составил 174,78 млрд руб. (за год с 15 декабря 2006 года по 15 декабря 2007 года — 151,89 млрд руб.). Доходность от инвестирования в долларах США составила за год 10,94 % годовых, в рублях — около 5 %.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде[11].

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации[12].

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно)[13]:

1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

 2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации. При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Таблица 1.6

Нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации Предельные доли, установленные Правительством РФ Нормативные доли, утвержденные Минфином России
долговые обязательства иностранных государств 50-100 % 80 %
долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков 0-30 % 15 %
долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами 0-15 % 5 %
депозиты в иностранных банках и кредитных организациях 0-30 % 0 %

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) средств фонда размещаются в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации (см.таб.1.7).

В настоящее время Правительством Российской Федерации установлено, что средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в те же финансовые активы, что и Резервный фонд.

 

 

Таблица 1.7

Нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации Предельные доли, установленные Правительством РФ   Нормативные доли, утвержденные Минфином РФ  
долговые обязательства иностранных государств 50-100 % 80 %  
долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков 0-30 %   15 %  
долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами 0-15 %   5 %  
депозиты в иностранных банках и кредитных организациях 0-30 % 0 %  
долговые обязательства юридических лиц не установлены не утверждены
акции юридических лиц не установлены не утверждены
паи (доли участия) инвестиционных фондов не установлены не утверждены

 


[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.1, 96.2

[2] «Из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2006 год». Опубликовано в «Российской Бизнес-газете» N520 от 23 августа 2005 г

[3] Быля А.Б. Роль Стабфондов в системе стран. // Финансовое право, 2008, N 7

[4] Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М., 2008. - С.147.

[5] Парыгина В.А., Тедеев А.А. Комментарии к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М., 2007. – С.122.

[6] Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М., 2008. - С.148.

[7] Парыгина В.А., Тедеев А.А. Комментарии к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М., 2007. - С.123.

[8] Таксир К.И., Храмова Т.В. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М., 2004. - С.109.

[9] Общественно-политический еженедельник ИТАР-ТАСС «Эхо планеты» №48 (815) 28 ноября 2005 г.

[10] Арзуманова Л., Артёмов Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М., 2009. - С.247.

[11] Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. – М., 2008. - С.83.

[12] Ремиханова Д.А. Бюджетное право. - 5-е изд., перераб. // Под ред. Поляка Г.Б. – М.: 2008. - С.111.

[13] Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. – М., 2008. - С.85.



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
создаваемых резервных фондов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: создаваемых резервных фондов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)